Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 67 вопросов для экзамена по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

Финансовое право.doc

— 660.00 Кб (Скачать)

 Для бюджетного процесса характерен и  принцип ежегодности, выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.

  1. Стадии бюджетного процесса

Несмотря на то, что каждый субъект Российской Федерации и органы местного самоуправления формируют и исполняют свои бюджеты самостоятельно, это не исключает наличия процессуальных юридических норм, устанавливающих общие положения порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджетов независимо от их уровневого положения. Эти общие положения закреплены в бюджетном законодательстве Российской Федерации и состоят в следующем.

1. Составление  бюджетов производится в соответствии  с прогнозом и программами  социально-экономического развития территорий. Это означает, что до составления проектов бюджетов разрабатываются планы, прогнозы развития национально-государственных и административно-территориальных образований и соответствующие целевые программы. На основе этих разработок исполнительные органы власти вносят предложения в представительные органы власти.

2. Правительство  Российской Федерации организует  работу по доведению до органов  представительной и исполнительной  властей субъектов Российской Федерации включая города Москву и Санкт-Петербург не позднее чем за семь месяцев до начала финансового года инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на предстоящий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах (минимальных).

3. В  основе составления проектов  бюджетов национально-государственных  и административно-территориальных  образований лежат:

— проценты отчислений от регулирующих доходов и принятые в их расчет суммы контингентов этих доходов;

— показатели дотаций и субвенций, намечаемые к предоставлению из соответствующего вышестоящего бюджета, и их целевое назначение;

— перечень и фиксированные доли (в процентах) доходов, закрепленных за бюджетами  соответствующих национально-территориальных образований, обеспечивающих не менее 70% уровня доходной части их минимальных бюджетов;

— перечень расходов, передаваемых из вышестоящего бюджета.

4. Органы  исполнительной власти тщательно  анализируют показатели, доведенные  до них вышестоящими органами. При этом они могут вносить свои предложения по изменению и уточнению этих показателей.

5. На  основании разработанных планов  и прогнозов развития территорий  и целевых программ органы  исполнительной власти вносят  в соответствующие органы представительной власти предложения о постатейном санкционировании бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходов бюджетов.

Рассмотрение  предложений в соответствующем  органе представительной власти обязательно включает в себя их всестороннее изучение в его комиссиях и комитетах на предмет целесообразности, необходимости, актуальности расходов, а также финансовой и материальной возможности их осуществления.

Решения органов представительной власти о  санкционировании бюджетных расходов являются основанием для выделения бюджетных ассигнований.

6. Утверждение  бюджетов осуществляется постатейно. Ассигнования на финансирование  деятельности органов представительной власти, аппарата исполнительной власти и судебной власти включаются в бюджеты соответствующего уровня в качестве самостоятельных статей расходов.

7. Практическую  работу по составлению проектов  бюджетов осуществляют соответствующие  финансовые органы.

8. Принятые  бюджеты оформляются на уровне  Российской Федерации и ее субъектов — законами; на уровне местного самоуправления — решениями соответствующих органов.

Законы  и решения о соответствующих  бюджетах подлежат опубликованию.

9. Одновременно  с составлением, рассмотрением и  утверждением бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований составляются и анализируются консолидированные бюджеты соответствующих территорий. 

  1. Счетная палата РФ как субъект  бюджетного процесса

Деятельность  Счетной палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных гос расходов. К ее задачам относятся: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов и др. В отношении гос собственности Счетная палата контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения гос имуществом. Осуществляя контрольную деятельность, Счетная палата вправе проводить ревизии и тематические проверки, о результатах которых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу; при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

  1. Нарушения бюджетного законодательства. Виды нарушений.

Виды  нарушений бюджетного законодательства, а также ответственность за них установлены ст. 289–306 Бюджетного кодекса РФ. При этом существующая редакция Бюджетного кодекса РФ не согласована с действующим административным законодательством: имеющиеся ссылки на нормы КоАП РСФСР не соответствуют нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ (КоАП РФ).

Бюджетный кодекс РФ предусматривает ответственность за следующие виды правонарушений:

  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств;
  • неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетными средствами;
  • непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением;
  • неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  • несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
  • несоответствие сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств расходам, утвержденным бюджетом;
  • финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
  • финансирование расходов сверх утвержденных лимитов;
  • предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка;
  • предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка;
  • предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка;
  • осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка;
  • размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передача их в доверительное управление с нарушением установленного порядка и др.

В качестве мер принуждения предусмотрены: изъятие в бесспорном порядке  бюджетных средств и платы  за пользование бюджетными средствами, взыскание пени, сокращение или прекращение финансовой помощи из соответствующего бюджета, отмену предоставленных отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет, вынесение предупреждений о нарушении бюджетного процесса, привлечение виновных лиц к административной, а при наличии оснований – к уголовной ответственности.

  1. Нарушения бюджетного законодательства. Ответственность за нарушения.

Б К РФ (гл. 28) установил ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного им порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, что признается нарушением бюджетного законодательства и влечет применение к нарушителю следующих мер принуждения:

• предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

• блокировку расходов;

• изъятие  бюджетных средств;

• приостановление  операций по счетам в кредитных организациях;

• наложение  штрафа;

• начисление пени.

  1. Понятие, предмет и метод налогового  права
 

Налоговое право РФ как отрасль права - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Для урегулирования властных отношений, возникающих в  связи с уплатой плательщиками  налогов и сборов, и в связи с проведением контроля за уплатой налогов, налоговое право использует определенные правовые приемы, которые в своей совокупности образуют метод налогового права. Так как налоги устанавливаются государством в одностороннем порядке, то налоговые отношения характеризуются односторонним волеизъявлением. То есть, формирование налоговых отношений зависит только от воли государства, которое по своему усмотрению формируют правила поведения субъектов налоговых отношений, которые не могут быть изменены последними и являются для них обязательными. Таким образом, методом регулирования налогового права является административно-правовой метод. 

  1. Функции и основные принципы налогового права

Основные  принципы налогового права изложены в статье 3 НК РФ:  
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги  и сборы не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых,  национальных, религиозных и иных  подобных критериев. 
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. 
Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством Российской Федерации. 
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. 
5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым Кодексом РФ.

Налоги  и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ.

Ни на кого не может быть возложена обязанность  уплачивать налоги и сборы, а также  иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные  в ином порядке, чем это определено НК РФ.

6. При  установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения. Акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом,  чтобы каждый точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. 
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
 

  1. Система налогового права

Налоговое право является подотраслью финансового права, но вместе с тем имеет свою систему. Ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"