Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 67 вопросов для экзамена по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

Финансовое право.doc

— 660.00 Кб (Скачать)
  1. Финансовая система РФ. Понятие и структура
 

Финансовая  система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции

финансовую  деятельность. Наличие различных  институтов внутри финансовой системы  обусловлено тем, что финансы  охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Финансовая  система РФ включает в себя: 1) государственную  бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов  Федерации и бюджетов местного самоуправления; 2) внебюджетные специальные фонды; 3) государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и

социальных  отношений на макроуровне); 4) фонды  страхования (имущественного и личного) и 5) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования

экономики и социальных отношений на микроуровне. Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При

этом  существует система органов, специально созданная для управления финансами  и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ). Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит а систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

  1. Система и правовое положение государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Существует  система органов управления, для  которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и для осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы: бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью  финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной  власти в зависимости от установленной компетенции.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Финансово-бюджетное  управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.

Представительные  и исполнительные органы субъектов  РФ, местного самоуправления выполняют  на соответствующей территории функции  в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Для осуществления  финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:

  • Министерство финансов Российской Федерации;
  • Федеральное казначейство Российской Федерации;
  • Федеральная налоговая служба РФ;
 
  1. Функции и основные принципы финансового права

Финансовая  деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными  в Конституции РФ. Основные принципы следующие:

  • принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к право-
  • нарушителям мер государственного принуждения. В настоящее время идет обновление финансового права, приведение норм финансового законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ и другими федеральными законами, существенному изменению подлежит налоговое законодательство;
  • принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с
  • помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.;
  • принцип федерализма в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов РФ в области финансов. В соответствии с Конституцией РФ в ведении РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения в РФ; процесс дальнейшего расширения прав субъектов РФ в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия РФ - центра в управлении финансами;
  • принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования. Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета расходов.

  1. Система финансового права

Система финансового права  - не просто совокупность норм соответствующего содержания, а совокупность финансово-правовых норм, внутри которой

финансово-правовые нормы расположены в определенной последовательности и взаимосвязаны  настолько, насколько это обусловлено соответствующей системой общественных финансовых отношений.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли и институты.

Наиболее  крупные подразделения российского  финансового права - части: Общая  и Особенная.

Общая часть финансового права – охватывает нормы, которые регулируют общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В Общей

части определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных  органов и учреждений, осуществляющих

финансовую  деятельность.

Общая часть изучает:

1) принципы, правовые формы и методы финансовой  деятельности государства;

2) систему  органов Российской Федерации,  осуществляющих финансовую деятельность;

3) структуру  финансовых звеньев финансовой системы;

4) вопросы  регулирования финансового контроля  в Российской Федерации;

5)финансово-правовую  ответственность;

6) другие  вопросы.

Особенная часть финансового  права - конкретизирует нормы Общей части финансового права, регулирует круг финансовых отношений, возникающих

в сфере  финансовой деятельности государства.

Особенная часть состоит  из нескольких раз-елов, включающих в себя соответствующиефинансово-правовые институты, которые  имеют свой объект правового регулирования:

1) бюджетную  систему;

2) внебюджетные государственные и муниципальные денежные фонды;

3) финансы  государственных и муниципальных предприятий;

4) государственные  и муниципальные доходы;

5) государственный  и муниципальный кредит;

6) организацию  имущественного и личного страхования;

7) государственные  и муниципальные расходы;

8) банковское  кредитование;

9) денежное  обращение и расчеты;

10) валютное регулирование.

Значение  системы финансового  права состоит в том, что удобнее изучать и использовать на практике систематически расположенные нормы.

Структура финансовой системы  периодически .корректируется, а система права как раз и позволяет более эффективно применять нормы права, способствует укреплению законности и правопорядка в государстве. Финансово-правовые нормы содержатся в источниках права, являются способом внешнего выражения правовых норм.

Финансы обслуживают разнообразные потребности общества и охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу, что обусловливает наличие многочисленных институтов внутри финансовой системы.

Финансовая  система - совокупность финансовых институтов и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Управление  финансами в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственного аппараты. 

  1. Понятие и виды финансово-правовых норм

 Финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

 Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное  и охраняемое государством правило  поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.

 Особенности финансово-правовой нормы обусловлены  тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового  образования, распределения и использования  государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач. Это выражается в особенностях: а) содержания финансово-правовых норм; б) характера установленных в них предписаний; в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил и г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"