Особенности формирования и анализ отчетности малого предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:37, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение особенностей формирования и проведение анализа отчетности малого предприятия.
В рамках обозначенной цели были поставлены и решились следующие задачи:
- сформулировать роль малого предпринимательства в рыночной экономике и критерии идентификации субъектов малого предпринимательства;
- определить особенности формирования отчетности малых предприятий;
- рассмотреть методику анализа отчетности малых предприятий;
- дать организационно- экономическую характеристику ООО «Шуя кооппродукт»;

Оглавление

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...
5
Глава 1. особенности формирования и анализ отчетности малого предприятия …………………………………………………………

8
1.1 Роль малого бизнеса в рыночной экономике. Классификация и критерии идентификации субъектов малого предпринимательства ………………………...

8
1.2 Особенности формирования отчетности малых предприятий………………...
16
1.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий на основе данных отчетности……………………………………………………….................................


22
Глава 2. Анализ деятельности ООО «Шуя кооппродукт» на основе показателей финансовой и налоговой отчетности………………………………..............................................................


29
2.1 Организационно- экономическая характеристика ООО « Шуя кооппродукт»……………………………………………………………………........

29
2.2 Организация учетного процесса и особенности формирования отчетности предприятия, применяющего упрощенную систему налогообложения……………………………………………………………………..


32
2.3 Анализ доходов, расходов и финансовых результатов деятельности ООО «Шуя Кооппродукт»………………………………………………………………….

44
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы учета и повышению эффективности деятельности ООО «Шуя кооппродукт»………………………………..


69
3.1 Разработка рекомендаций по формированию учетной политики и сближению налогового и бухгалтерского учета на предприятии в рамках применения УСНО…………………………………………………………………...


69
3.2. Мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности и укреплении рыночных позиций ООО «Шуя кооппродукт»……………………….

79
Заключение……………………………………………………………………….
85
Список использованных источников
88
Приложения………………………………………………………………………
91

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!.doc

— 848.00 Кб (Скачать)

 

 

Таблица 1.2 - Статистические данные о малом предпринимательстве в России

Показатель

2006 г

2007 г

2008 г

2009 г

2010 г

1

2

3

4

5

6

Средняя численность, занятых в  сфере малого предпринимательства (тыс.чел.)

7401

7543

7621

7436

7976

Объем производства (млрд. руб.)

868

891

879

843

882

Количество малых предприятий

(тыс. шт.)

261,9

433,7

613.6

853

1160


 

Анализируя сложившуюся  стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие предпринимательства в России:

  • сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране, инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок за кредит , слабая правовая защита;
  • низкий уровень организационно-правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры в бизнесе, так и государственном секторе;
  • негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;
  • слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;
  • неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;

 Сложившаяся  экономическая ситуация негативно воздействует на

малое предпринимательство по всем направления. Уровень инфляции и  рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь предприятия, функционирующие  в сфере производства отечественных товаров и услуг, потребляющие сырье и материалы, стоимость которых постоянно растет.

Обобщая результаты социологических опросов по вопросам развития малого предпринимательства Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему «Малый бизнес» сформулированы основные проблемы частного бизнеса в России: налоги, инфляция, экономическая ситуация, дефицит, трудности получения и высокие ставки за кредит, неплатежеспособность партнеров, политическая ситуация, недостаток производственных площадей, действия правительства и властей, сбыт, высокие цены на сырье и материалы, монополия государства, высокие цены на сырье и материалы, недостаток собственных средств, несовершенство рынка, недостаток информации, невыгодность производства, отрицательной отношение к предпринимателям, недостаток культуры и опыта, разрыв экономических связей, громоздкость отчетности, рэкет, конкуренция, недоверие западных партнеров, коррупция и другие.

Однако все активнее малые предприятия  развиваются вокруг крупных и  выполняют  различные виды работ  от производства и сбыта продукции, оказывают информационные, консультационные услуги. Их можно сравнить с корневой системой, которая одновременно питает само предприятие, помогает крупной фирме, улучшая тем самым общую экономическую ситуацию. Такое взаимодействие помогает большим предприятием, но и увеличивает шансы на выживание малых.  Для последних очень часто отсутствие помещений или их дороговизна становятся проблемой, которая легко решается путем их размещения на территориях крупных фирм. Наличие гарантированного спроса на продукцию малого предприятия – фактор, способствующий его процветанию  [18, с.4].

В процентах распределение по отраслям в 2009 году выглядит следующим образом: торговля и общественное питание  – 46%, промышленность – 14.8%, строительство  – 14.5 %, коммерческая деятельность 4.1%, транспорт – 2.2 % и др.

В 2010 году выглядит следующим образом: торговля и общественное питание – 47.9 %, строительство – 13.7, промышленность 12.8 %, коммерческая деятельность 4.4 %, оптовая торговля 3.2%, транспорт 2.3 %.

Таблица 1.3 - Количество малых предприятий в России по отраслям (тыс.шт.)

Отрасль

2007 г

2008 г

1

2

3

Промышленность

125.1

121.1

Строительство

121.9

113

Сельское хозяйство

13.4

15.6

Транспорт

18.8

20.2

Торговля и общественное питание

388.1

442.4

Здравоохранение и социальное обеспечение

17.4

19

Коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

34.7

38.8

Наука и научное обслуживание

28.5

22.7

Другие отрасли

79.2

81.7


 

Кроме того в сфере малого предпринимательства  осуществляют деятельность и индивидуальные предприниматели: количество индивидуальных предпринимателей млн.  человек, в 2006 году -3.14, в 2007 году- 3.59, 2008 году- 3.86, 2009 году – 4.24 , 2010 году – 4.5. Число занятых в сфере индивидуально предпринимательства в 2006 году – 4.14 млн. человек, в 2007 году – 4.3 млн. человек, 2008 году – 7.07 млн. человек, 2009 году – 7.05 млн. человек, 2010 году – 6.39 млн. человек [19, с. 4].

Проведенные Институтом стратегического  анализа и развития предпринимательства  опросы руководителей малых предприятий  показали, что свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% подчеркнули, что им нужны надежные законодательные гарантии [24, с. 15].

Государственная политика в области  развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов  малого и среднего предпринимательства  в целях формирования конкурентной  среды в экономике Российской  Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

4) оказание содействия  субъектам малого и среднего  предпринимательства в продвижении  производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

6) обеспечение занятости  населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли  производимых субъектами малого  и среднего предпринимательства  товаров (работ, услуг) в объеме  валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли  уплаченных субъектами малого  и среднего предпринимательства  налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Основными принципами государственной  политики в области развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации являются:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей  субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного  доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства [4, с. 9].

1.2. Особенности формирования  отчетности малых предприятий

 

В соответствии с Федеральным  законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г.  №129-ФЗ. ответственность за организацию бухгалтерского учета на  предприятиях, в том числе и на малых, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.

Руководитель малого предприятия может в зависимости  от объема учетной работы:

а) создать бухгалтерскую  службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность  бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру - специалисту;

г) вести бухгалтерский  учет лично.

Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета, в соответствии с ПБУ 1/2008.

При этом утверждаются:

- рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

  К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

  Первичные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

  Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее в  учете и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета [5, с. 11].

Малому предприятию  рекомендуется вести бухгалтерский  учет с применением следующих  систем регистров бухгалтерского учета:

- единой журнально  - ордерной формы счетоводства  для предприятий, 

- журнально - ордерной  формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций.

- упрощенной формы бухгалтерского учета.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета  из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников.

Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере  производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально - ордерной форме счетоводства.

Малые предприятия могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно - материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально - ордерной формы счетоводства [5, с. 12].

Информация о работе Особенности формирования и анализ отчетности малого предприятия