Наука финансового права России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое право - это самостоятельная отрасль российского права, отграничивается в системе права от всякой другой по предмету и методу правового регулирования.
Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………

Глава 1. Наука финансового права России……………………………….
1. История развития науки финансового права в России……………….
2. Задачи и актуальные проблемы науки финансового права в России на современном этапе…………………………………………………………….

Глава 2. Проблема развития науки финансовое право в системе российского права…………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Вейде.курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

   Заметными явлениями сегодня в финансово-правовой науке являются практически актуальные работы С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, В.В. Брызгалина. 

   В настоящее  время интерес к науке финансового  права растет. Свидетельством этого является все увеличивающееся число кандидатских диссертаций по проблемам налогообложения, теории финансового права, банковской деятельности, а также монографические работы молодых ученых. 

   2. Задачи и актуальные  проблемы науки  финансового права  в России на  современном этапе. 

   В настоящее  время наука финансового права  переживает период очень активного развития. Это связано прежде всего с изменением экономической ситуации в стране, развитием экономических отношений рыночного типа, Кроме того, актуальность науки финансового права сегодня обусловлена обращением юридической практики, главным образом законодательной, к науке.  

   Новое бремя поставило перед наукой финансового права новые задачи. В целом они могут быть разбиты на две группы. Во-первых, науке финансового права требуется переосмысление ряда устоявшихся финансово-правовых категорий и институтов, наполнение их новым содержанием применительно к изменившимся условиям. Во-вторых, задачей науки финансового права является исследование новых финансово-правовых институтов, формулировка новых финансово-правовых концепций исходя из современного финансового законодательства, а также из потребностей разработки новых финансовых законов. 

   Эти две  группы задач должны решаться наукой финансового права прежде всего при разработке общетеоретических проблем. Так, требует уточнения определение предмета финансово-правового регулирования. Хотя в этом направлении уже много сделано, все еще остается невыясненным ряд вопросов. Сегодня почти все ученые сходятся на том, что предмет финансового права составляют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства к муниципальных образований. Однако существуют неопределенности в конкретизации этих отношений, Прежде всего, возникает вопрос: включаются ли в предмет финансового права расчетные отношения? Если да, - то какие? Во-вторых, до сих пор остается невыясненным Вопрос о том, какие отношения в сфере валютного регулирования включаются в предмет финансового права. Наконец, требуют серьезной проработки и отношения, возникающие в сфере банковской деятельности. Кроме того, в настоящее время в связи с развитием налогового и бюджетного законодательства и, в частности, с установлением мер ответственности требует серьезного анализа проблема существования финансово-правовой ответственности как вида юридической ответственности. Уже появились отдельные исследования, доказывающие существование финансово-правовой ответственности предприятий-налогоплательщиков, а также финансово-правовой ответственности за нарушение таможенного законодательства. Однако целостного научного исследования по вопросам финансово-правовой ответственности нет. 

   В рамках общетеоретических проблем финансового  права в задачу финансово-правовой науки сегодня следует включить и исследование финансово-правовых аспектов государственного и муниципального финансового контроля. Эта задача весьма актуальна в связи с тем, что сегодня заметно расширилось число органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль. При этом их компетенции часто пересекаются, и существует реальная потребность унификации, как системы этих органов, так и законодательства о государственном и муниципальном финансовом контроле. 

   Задачи  науки финансового права требуют  сегодня решения и применительно к специальным проблемам финансового права. Так, в настоящее время становятся опять весьма актуальными проблемы бюджетного права. Это обусловлено новой концепцией бюджетной системы РФ, новыми подходами к построению межбюджетных отношений, разработкой концепции бюджетного федерализма, переходом на казначейскую систему исполнения федерального бюджета и т.д. Свидетельством этого является принятие Бюджетного кодекса РФ, который призван в перспективе создать единую систему бюджетных отношений в Российской Федерации. Между тем проблемы бюджетного права не исследовались наукой финансового права на уровне кандидатских и докторских диссертаций уже около 20 лет. 

   Весьма  актуальным и полезным для науки  финансового права сегодня явилось  бы изучение проблем целевых государственных  и местных фондов денежных средств. Пока эти проблемы фундаментально не исследовались наукой финансового права. Между тем возрастание числа целевых бюджетных фондов на федеральном уровне, неопределенность их правового режима и использования требуют от науки финансового права тщательной научной работы над этими проблемами. Э равной мере существуют финансово-правовые проблемы и на уровне государственных и местных внебюджетных фондов. 

   В учебниках  финансового права последних  лет все чаще рассматривается  правовой режим финансов государственных  и муниципальных унитарных предприятий. На диссертационном и монографическом уровне такого рода проблемы пока не исследовались. Между тем они охватывают ту часть финансового права, которая регулирует децентрализованные государственные и местные финансы. Поскольку правовой режим децентрализованных государственных и местных финансов многоотраслевой, весьма важно с, научной точки зрения определить ту часть отношений в этой сфере, которая урегулирована нормами финансового права. 

   Налоговое право по-прежнему остается в центре науки финансового права. В связи с принятием части первой Налогового кодекса РФ и разработкой его особенной части значимыми являются исследования, непосредственно востребуемые практикой. Это вопросы применения мер налоговой ответственности, налогово-проверочного производства, установления налогов с точки зрения ст. 17 НК РФ и т.д. Кроме того, в задачу науки финансового права включается, и моделирование особенной части НК РФ. 

   В связи  с принятием части первой Налогового кодекса РФ, а также Бюджетного кодекса РФ принципиально меняется научный взгляд на систему неналоговых доходов бюджета. Ряд доходов, которые традиционно рассматривались в отечественной финансово-правовой науке как неналоговые, теперь становятся налоговыми. Например, таможенная пошлина, государственная пошлина, налог на пользование недрами и т.д. (ст. 13, 14, 15 НК РФ). Общий перечень неналоговых доходов бюджета дан в ст. 41 БК РФ. Кроме того, существуют специфические неналоговые доходы для федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. В связи с этим науке финансового права сегодня необходимо комплексное исследование проблем института неналоговых доходов. 

   Для науки  финансового права всегда, т.е. в  советское время и сегодня, недостаточно исследованным оставался государственный кредит. Сегодня добавился еще и муниципальный кредит. В системе этих проблем, прежде всего, является не разграниченной сфера финансово-правового и гражданско-правового регулирования. 

   Фундаментально  наукой финансового права почти  не исследовалось государственное страхование. Если в советское время в связи с монополией государственного страхования предмет исследований такого рода был весьма широк, то сегодня в связи с сокращением сферы государственного страхования возникают вопросы: а) какого рода отношения в сфере государственного и муниципального страхования составляют предмет финансового права; б) можно ли считать эти отношения самостоятельным финансово-правовым институтом или нормы, регулирующие эти отношения, «растягиваются» по другим финансово-правовым институтам? 

   Для науки  финансового права всегда являлись актуальными проблемы государственных расходов» Сегодня актуальность этих вопросов еще более возрастает в связи с переходом федерального бюджета на казначейскую систему исполнения. Кроме того, правовой институт Государственных расходов сегодня существенно расширился за счет включения в него норм, регулирующих финансирование в системе государственных внебюджетных фондов денежных средств. К сожалению, пока исследование этих норм не проводилось в науке ни на уровне учебников, ни на уровне научных статей и монографий. 

   Безусловного  внимания со стороны науки финансового  права заслуживает сегодня банковская деятельность, расчеты, денежное обращение  и валютное регулирование. Более  продвинутыми с точки зрения финансово-правовой науки являются сегодня банковская деятельность. В этой области существует уже ряд исследований. Значительно хуже обстоят дела с финансово-правовым исследованием расчетов, денежного обращения и валютного регулирования. Эти вопросы еще ждут научной разработки финансово-правовой наукой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ НАУКИ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА. 
 

   Формирующееся Финансовое Право РФ отражает новые  экономические и политические условия  жизни страны:

     -- Нормы Финансового Права базируются  на принципе равенства субъектов права всех форм собственности и соответсвеннно этому равенство их Финансовых обязанностей перед государством, прав на защиту их законных интересов, самостоятельности субъектов хозяйственной деятельности. следует отметить и нацеленость финансовоправовых институтов на стимулирование производства, повышения функционирования народно - хозяйственного комплекса и д.р.

     -- Усиление материальной ответственности  за правонарушения в области  Финансов. В том числе это относится  и к ответственности органов  государственной и муниципальной власти осуществляющих Финансовую Деятельность.

     -- Современное финансовоправовое  регулирование направлено на  установление большего разнообразия в методах Финансовой Деятельности государства. Вместе с тем преобладает их фискальная сторона при недостаточном развитии социальной направленности.

     -- Финансовое Право отражает развитие  Российской Федерации, как федеративного государства. Изменение в его нормах направлено на повышение роли субъектов РФ, расширение их самостоятельности и сферы правового регулиования. Наряду с субъектами РФ и органы местного самоуправления также могут принимать акты, регулирующщие Финансовые отношения в соответствующих территориальных пределах (например: принять Положение "о местных налогах и сборах").

     -- Финансовоправовые нормы закрепляющие полномочия государственных и муниципальных органов власти в области Финансов, строятся на принципах разделения властей.

      Отмеченные неправления в развитии  Финансового Права РФ во многих  случаях представляют лишь наметившиеся тенденции, которые требуют углубления и упрочениия.

      Финансовое Право - самостоятельная  отрасль права. 

      В литературе высказывались сомнения  по поводу самостоятельности  Финансового Права, как отрасли  в системе права. Утверждалось, что, это часть государственного и административного права или даже только административного. В дискуссии по этому вопросу был высказан главный аргумент - наличие у Финансового Права специфике и методе правового регулирования, что признается необходимым для выделения совокупности норм в отрасль права.

      Таким образом получила признания  точка зрения, согласно которой  Финансовое Право рассматривается как комплексная отрасль права, состоящая из элементов государственного и административного или гражданского права. По мнению большинства ученых комплексных отраслей права не существует. Каждая отрасль права соответствует определенному виду общественных отношений. В той или иной отрасли права могут быть смешанные (комплексные) институты, в которых отношения регулируются нормами не одной, а нескольких отраслей права, но это не может служить основанием для установления комплексной отрасли права.

      По предмету и особенностям  метода правового регулирования  Финансовое Право занимает в системе права место самостоятельной отрасли права. Для установления границ этой отрасли права служат те же критерии, которые положены в основу определения предмета и понятия Финансового Права. Главным из них является то, что нормы Финансового Права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе Финансовой Деятельности государства распределительной и контрольной функций при распределении общественного продукта и национального дохода. Если налицо эти функции, то данный правовой институт следует отнести к отрасли Финансового Права.

      Предметом Финансового Права  являются определенные общественные  отношения складывающиеся в сфере  Финансовой Деятельности (финансы)  в процессе распределения и  перераспределения национального  дохода, в целях образования необходимых  обществу фондов потребления и фондов накопления. В качестве пояснения тождественности понятий, опосредующих собой экономические категории "Финансовые отношения" и "Финансы", необходимо сказать следующее, - Финансы - это одна из экономических категорий, она выражает реально существующие общественные отношения, которые и называются финансовыми. В связи с этим понятие "Финансы" и "Финансовая Деятельность" в науке принято считать идентичными.

Информация о работе Наука финансового права России