Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:25, контрольная работа
Финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права.
Однако этот вывод в теории права остается спорным.
Наличие различных точек зрения о природе финансового права объясняется тем, что оно находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права, и главным образом с конституционным, административным и гражданским.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Место финансового права в системе российского права……………….4
2.Система и источники финансового права………………………………..6
3.Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения………….9
4.Защита прав субъектов финансовых правоотношений………………...12
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………………...17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Российский государственный
По дисциплине «Финансовое
На тему «Финансовое право
как отрасль российского права»
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Финансовое
право, как и любая иная отрасль
Российского права, имеет свой предмет
правового регулирования. Предметом
правового регулирования
В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т. д. Эти экономические категории определяют сущность общественных отношений, являющихся предметом финансово-правового регулирования.
Финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права.
Однако этот вывод в теории права остается спорным.
Наличие различных точек зрения о природе финансового права объясняется тем, что оно находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права, и главным образом с конституционным, административным и гражданским.
При отграничении финансового права от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета и особенности метода правового регулирования.
Финансовое
право — самостоятельная
Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.
В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.
Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.
Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.
Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.
Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.
Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами
Финансовое
право находится в тесной связи
с гражданским правом, поскольку
в его предмет среди
Прослеживается
связь финансового права и
с другими отраслями
2. Система и источники
финансового права
Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системе финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязей регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу.
Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначения –регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его ном, формирование институтов оказывает влияние и потребности практики.
Следовательно, система российского финансового права- это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутренне его строение, объединение и расположение финансово- правовых норм в определенной последовательности. В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права- части: Обоснование необходимости их выделения в финансовом праве и определение содержания каждой из них относится к отечественной правовой науки.
К Общей части относятся нормы финансового
права, которые закрепляют основные общие
принципы, правовые формы и методы финансовой
деятельности государства и муниципальных
образований, систему государственных
органов, осуществляющих финансовую деятельность,
и разграничение их полномочий в этой
области, основные черты финансово-правового
положения других субъектов, с которыми
они вступают во взаимоотношения, общие
положения организации финансового контроля,
его формы и методы и другие подобные им
финансово-правовые нормы. Они действуют
в масштабе всей финансовой деятельности
государства и имеют для нее общее значение.
В Особенную часть финансового права входят
разделы, в которых сгруппированы нормы,
регулирующие отношения в области:
а)бюджетной системы;
б) внебюджетных
государственных и муниципальных денежных
фондов;
в) финансов
государственных и муниципальных предприятий;
г) государственных и муниципальных доходов;
д) государственного и муниципального
кредита;
е) организации имущественного и личного
страхования;
ж) государственных и муниципальных расходов;
з) банковского кредитования;
и) денежного обращения и расчетов;
к) валютного регулирования.
В системе
финансового права находит отражение
финансовая система РФ как объективно
существующая экономическая категория.
Единство финансов получило правовое
выражение в Общей части. Построение Особенной
части отражает состав финансовой системы,
выделение в ней нескольких звеньев. В
результате бюджетная система, государственный,
муниципальный и банковский кредит, организация
страхования получили правовое оформление
в виде соответствующих разделов финансового
права.
Источники
финансового права РФ — это правовые акты
представительных и исполнительных органов
государственной власти и местного самоуправления,
в которых содержатся нормы финансового
права.
Главный источник финансового права —
Конституция РФ, конституции и уставы
субъектов Федерации.* В них закрепляются
основы правовой организации финансовой
деятельности государства (или субъектов
Федерации) в целом и по отдельным ее направлениям
соответственно используемым звеньям
финансовой системы.
Среди
источников финансового права немало
таких, которые содержат нормы и других
отраслей права — конституционного, административного,
гражданского и др. К ним относятся законы
о местном самоуправлении, о банках, об
организации страхования и др.
Источники
финансового права РФ неодинаковы по своим
правовым свойствам. Среди них имеются
законы и акты органов исполнительной
власти разных уровней. В настоящее время
расширяется сфера регулирования финансовых
отношений законодательными актами, что
важно для повышения авторитетности финансово-правовых
норм. Появилось большое число законов
РФ, относящихся к разным сферам финансовой
деятельности: о налогах различных видов,
о государственном внутреннем долге и
т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались
подзаконными актами, актами органов государственного
управления.
Нормы
финансового права содержатся в указах
Президента и постановлениях Правительства
РФ (например, постановлением Правительства
РФ устанавливаются ставки таможенной
пошлины). Акты органов исполнительной
власти субъектов Федерации также могут
быть источниками финансового права.
Большую
группу источников финансового права
составляют акты финансово-кредитных
органов — Минфин РФ, Центрального банка
РФ, Министерства РФ по налогам и сборам
и др. (приказы, инструкции и иные акты).
Некоторые нормативные акты издаются
этими органами совместно с другими экономическими
или иными службами (Российским статистическим
агентством, гос. таможенным комитетом
РФ и т.д.) в зависимости от содержания
регулируемых отношений. Эти акты должны
строго соответствовать законодательству.
Информация о работе Финансовое право как отрасль российского права