Финансовое право как отрасль российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

Финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права.

Однако этот вывод в теории права остается спорным.

Наличие различных точек зрения о природе финансового права объясняется тем, что оно находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права, и главным образом с конституционным, административным и гражданским.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Место финансового права в системе российского права……………….4
2.Система и источники финансового права………………………………..6
3.Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения………….9
4.Защита прав субъектов финансовых правоотношений………………...12
Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы……………………………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Финансовое право.doc

— 92.50 Кб (Скачать)
    1. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

     Финансово-правовые нормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право, как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли.

     Особенности финансово-правовой нормы обусловлены  тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих    задач.

     Это выражается в особенностях:

а) содержания финансово-правовых норм;

б) характера  установления в них предписаний;

в) мер  ответственности за нарушение предусмотренных  правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

     Содержание  финансово-правовых норм составляют правила  поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

     Содержание  финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер.

     Таким образом, финансово-правовая норма (норма  финансового права) — это установленное  государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

     Виды  финансово-правовых норм. В зависимости  от характера воздействия на участников финансового отношения нормы  финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие  и уполномочивающие.

     Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

     Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают  обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

     Так, запрещено изымать из местных  бюджетов дополнительно   полученные органами местного самоуправления доходы и суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате увеличения поступлений доходов или экономии по расходам.

     Уполномочивающие  нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамка. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах.

     Такие нормы содержатся, например, в нормативных  актах, регулирующих кредитные отношения.

     Подавляющее число норм финансового права  носит обязывающий характер.

     В зависимости от своего содержания нормы  финансового права могут быть материальными и процессуальными.

     Материальные  финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, то есть материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

     Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы  устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения  и использования государственных  денежных фондов (доходов).

     Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

     Гипотеза  указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

     Например, обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль и др.

     Диспозиция  устанавливает содержание самого правила  поведения, то есть предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.

     Санкции определяют меры ответственности, применяемые  к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции отличаются от других санкций рядом особенностей. Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителей норм через его денежные фонды и средства. При изъятии денежных средств путем финансово-правовых санкций характерным является зачисление их в государственную бюджетную систему или иной централизованный государственный денежный фонд. Эти санкции распространяются на организации, должностных лиц и граждан. Причем возможно одновременное применение финансово-правовых санкций к должностному лицу и к организации. Финансово-правовые санкции соединяют в себе право востоновительные и штрафные (карательные) элементы.

     За  нарушение финансовой дисциплины, помимо рассмотренных санкций могут  быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового  и иного воздействия.

         4. Защита прав субъектов финансовых правоотношений

     Для защиты прав и законных интересов  субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

     Административный  порядок действует главным образом  в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям.

     В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме   властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

      В финансовых правоотношениях государства  с участием граждан действует  административный и судебный порядок  защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу.

     Судебный  порядок защиты. В главе 2 Конституции  РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована  судебная защита его прав и свобод Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

     Если  исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты, каждый гражданин  вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

     Однако  граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а  к вышестоящему органу или должностному лицу, то есть использовать административный порядок защиты.

     Судебный  порядок применяется и при  защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с  гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному  государственному страхованию и  самообложению сельского населения).

     Особое  место в защите прав и законных интересов субъектов финансового  права принадлежит Конституционному Суду РФ.

     По  Конституции России (ст. 125) и новому Закону РФ “О Конституционном Суде РФ” 1994 г. в его полномочия входит разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государственными органами; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность законов, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится к сфере финансовых отношений.

     Методы  защиты финансовых правоотношений. Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае   нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.). Важно, чтобы в соотношении этих методов первоочередность принадлежала методу убеждения; такая последовательность свойственна высокому правосознанию, к которому область финансов в условиях перехода к рыночным отношениям предъявляет повышенные требования.

                                              

                                                 

                                              Заключение

     Финансовое  право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом финансового права  являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства. Отсюда и другая их особенность — они представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Это — финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его орган.

     Своеобразие предмета регулирования обусловливает  и особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву.

     Основным  методом правового регулирования  финансового права является метод  «власти и подчинения».

     Финансовое  право — самостоятельная отрасль  права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения его задач и функций методом «власти и подчинения», как правило, не основанным на субординации. Нормы финансового права носят, как правило, императивный характер, т. е. содержание такой нормы не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения, как это имеет место при диапозитивных нормах, содержащихся, например, в Гражданском кодексе РФ.

     В зависимости от характера воздействия  на участников финансового отношения  нормы финансового права подразделяется на три вида: обязывающие, запрещающие  и уполномочивающие.

     Источниками финансового права являются различные  нормативные акты. Основополагающие нормы финансового права содержатся в Конституции РФ. например, в ст. 57 Конституции РФ закреплено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статьей   71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; в ведении Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Источниками финансового права являются также многочисленные федеральные законы, регулирующие различные виды финансовых отношений, значительное количество федеральных законов принято для регулирования налоговых отношений. Нормы финансового права содержатся в Указах Президента РФ, регулирующих финансовые отношения, в соответствующих Постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации.

Информация о работе Финансовое право как отрасль российского права