Наука финансового права России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое право - это самостоятельная отрасль российского права, отграничивается в системе права от всякой другой по предмету и методу правового регулирования.
Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………

Глава 1. Наука финансового права России……………………………….
1. История развития науки финансового права в России……………….
2. Задачи и актуальные проблемы науки финансового права в России на современном этапе…………………………………………………………….

Глава 2. Проблема развития науки финансовое право в системе российского права…………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Вейде.курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

      Т.е. финансы, выражают собой  не какое - то статичное явление  (например: фонд денежных средств), а динамику - ведь именно деятельность по поводу формированием, распределением и использования фондов денежных средств определяется как Финансовая Деятельность. И не зря предметом Финансового Права определяются общественные отношения, складывающиеся в сфере Финансовой Деятельности.

      Объектом этих отношений, в  конечном счете, всегда являются  деньги или денежные обязательства,  связанные, с образованием или  использованием денежных фондов. А непосредственным объектом  Финансовой Деятельности выступают экономические (финансовые) отношения, а точнее отношения собственности, и, как результат - доходы, накопления и т.д. субъектов хозяйствования и физических лиц, а также собственные Финансовые ресурсы государства и муниципальных образований.

      В развитие данного положения хотелось бы добавить то, что Финансовые отношения (Финансы) это не все денежные отношения в обществе, а только их часть, связанная с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства. Финансовые отношения охватывают только денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Все остальные отношения, возникающие в ходе Финансовой Деятельности, регулируются смежными с Финансовым Правом отраслями права, Финансовое Право распространяется только на Финансовые отношения.

      Однако, именно в сферу Финансового Права эта область подпадает в целом. Хотя на разные звенья Финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету Финансового Права относятся только государственные [и муниципальные (публичные Финансы)]. С другими звеньями Финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения, связанные с аккумуляцией и использованием [публичных] фондов денежных средств.

      Чтобы разобраться в системе  этих отношений, надо хорошо понимать, что представляет собой Финансовая Деятельность государства и муниципальных образований.

      Финансовая Деятельность государства  и муниципальных образований  представляет собой процесс планомерного  образования, распределения и  использования государством и муниципальными образованиями Финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения поставленных задач.

      Финансовые отношения, возникающие  в процессе Финансовой Деятельности государства и муниципальных образований, рассматриваемые во взаимосвязи с Финансовой системой, охватывают ту её часть, которая замыкается на государственных и муниципальных денежных фондах. Это: государственные и муниципальные бюджетные фонды, государственные и муниципальные внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредит, государственные и муниципальные страховые фонды, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Как видно, к числу финансовых отношений, возникающих в процессе Финансовой Деятельности государства и муниципальных образований, не относятся Финансы всех предприятий независимо от формы собственности. А только Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Равным образом - не все страховые фонды, а лишь государственные и муниципальные.

      Осуществление Финансовой Дятельности публичных образований требует правового урегулирования прав, обязанностей и ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение Финансового Права - посредством его норм Финансовая система публичных образований приводится в действие и используется ими.

      Характеристиками Финансовой Деятельности  государства и муниципальных образований являются её функции, средства и способы и формы, с помощью которых она осуществляется. Данные характеристики Финансовой Деятельности являются весьма важными критериями для определения характерных свойств и черт её надстройки - Финансового Права.

      В зависимости от функций Финансовой  Деятельности публичных образований происходит подразделение финансовых  отношений составляющих предмет Финансового Права, по структурным подразделениям Финансового права, исходя из критерия финансовоправового регулирования, а именно по: а) государственные и муниципальные бюджетным отношениям; б) отношениям возникающие при формировании и исполнения бюджетов публичных образований внебюджетных фондов; в) отношения возникающие по поводу Финансов публичных унитарных предприятий; г) налоговые отношения; д) неналоговые; е) по государственному внутреннему долгу; ж) по сметно - бюджетному финансированию; з) по государственному внебюджетному финансированию; и) по бюджетным кредитам; к) по государственному страхованию; л) по денежному обращению и расчетам; м) по валютному регулированию.

      Хотя подавляющее большинство  отношений возникающих в ходе  Финансовой Деятельности публичных образований, составляют предмет Финансового Права, однако в их числе имеются и отношения другого рода - входящие в состав гражданского, административного и конституционного права.

      В целях отграничения многообразных  с точки зрения отраслевой принадлежности отношений, возникающих в ходе Финансовой деятельности публичных образований, друг от друга, надо иметь в виду, что предмет Финансового Права составляют только те отношения, которые урегулированы правом с помощью метода властных предписаний.

      Отрасли права отграничиваются  друг от друга в системе  права по предмету правового регулирования. Однако этот критерий не всегда является достаточным. Нередко отношения, составляющие предмет отрасли права, переплетаются с отношениями составляющими предмет другой отрасли права. Это как раз наглядно проявляется на примере Финансового Права. Здесь в системе Финансового Права могут возникать, на основе этих самых переплетающихся отношений, комплексные финансовоправовые институты (см. $2 Гл.1). Поэтому дополнительным критерием отграничения одной отрасли права от другой и, в частности, Финансового Права (финансовоправовых отношений и финансовоправовых институтов) от всех других отраслей права, выступает метод правового регулирования.

      В отношении метода Финансового Права существует несколько вполне обоснованных точек зрения:

      1) Финансовое Право имеет самостоятельный  отраслевой метод финансовоправового регулирования;

      2) Финансовое Право не имеет  самостоятельного [отраслевого] метода  правового регулирования и использует административно - правовой [императивный] метод, что обусловлено характером самих финансовых отношений, названный метод отличает императивный характер правовых предписаний, неравное положение сторон в правоотношении, характеризующееся разным объемом прав и обязанностей субъектов.

      В основе правовых критериев  позволяющих выделить отраслевой  метод Финансового Права лежат  экономические критерии, а именно  способы Финансовой Деятельности публичных образований. У них даже названия одинаковые методы (способы) Финансовой Деятельности и методы (субметоды) Финансового Права.

      Способ (метод) Финансовой Деятельности - это конкретный путь достижения целей Финансовой Деятельности публичных образований.

      Все способы осуществления Финансовой  Деятельности публичных образований подразделяются на общие и специальные. Общие способы используются при осуществлении практически всех функций Финансовой Деятельности публичных образований. Это - командно - волевой (императивный), рекомендательный, согласовательный способы.

      Основным способом, используемым  в процессе всей Финансовой  Деятельности публичных образований, является командно - волевой (императивный) способ. Его суть состоит в том, что публичные образования в ходе Финансовой Деятельности через правовые акты, а также иные средства (нормы бухгалтерского учета, операционно - техническую документацию и т.д.) действуют по принципу "команда - исполнение". Публичные образования в одностороннем порядке, без согласия адресата, дают ему команды, которые являются обязательными для исполнения. Наиболее последовательно этот способ представлен в Финансовом Праве, где он получил название императивного метода или метода властных предписаний.

      В свою очередь основным методом  финансовоправового регулирования  применяемый Финансовым правом, как уже отмечалось, является метод властных предписаний. Его суть состоит в том, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны. Этой стороной является государство, муниципальное образование, уполномоченный им орган или должностное лицо. Они издают властные предписания (законы, подзаконные акты, управленческие решения и т.д.), обязательные для другой стороны правоотношения. При этом другая сторона финансового правоотношения не обладает властными полномочиями вообще или обладает ими, но их объем менее значителен.

      Властность как суть отраслевого  метода финансовоправового регулирования имеет свои проявления, которые служат характеристиками этого метода.

      Во - первых, властность отраслевого  метода Финансового Права естественно приводит к преобладанию в таком регулировании позитивных обязываний, а не дозволений, как это имеет место в гражданском праве, или запретов, что характерно для уголовного права. Государство, "выдавая" властные предписания, обязывает субъектов к их исполнению. Следовательно, обязывание - характерная черта финансовоправового метода регулирования, в отличие, например, от правонаделения, что существенно для гражданскоправового метода регулирования. Практически это выражается в структуре финансового правоотношения. Здесь сторона правоотношения, противоположная публичному образованию, всегда наделяется, прежде всего, обязанностью, для законной реализации которой ей определены некоторые права.

      Во - вторых, финансовоправовой метод  властных предписаний может быть охарактеризован как императивный (в противовес диспозитивному). Это означает. Что субъекты Финансового Права, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в строгом соответствии с законами, подзаконными актами и т.д. Их права и при этом вторичны, производны от обязанностей. Причем это касается как субъектов, издающих властные предписания, так и следующих им. Т.е. государственные органы, уполномоченные давать властные предписания, сами "связаны" в этом отношении императивными требованиями финансовых законов и иных актов. Орган публичной власти при осуществлении своих полномочий дает властные предписания, однако при этом его свобода воли в этом случае практически равна нулю. Публичными образованиями четко определены требования к такого рода предписаниям.

      Следует заметить, что в последнее  время возникли ситуации, когда  субъекты финансовых правоотношений могут самостоятельно устанавливать финансовые обязанности и определять в некоторых пределах их содержание. Это становится возможным, поскольку в современных условиях публичное право все плотнее сопрягается с частным, что проявляется в самых различных пластах правовой материи. Как результат этого явления - метод властных предписаний в качестве отраслевого метода правового регулирования Финансового Права становится все более "лояльным" и в него все чаще встраиваются гражданскоправовые "вкрапления". Конкретно для финансовых правоотношений это проявляется в преобразовании формы договорных отношений, допускается некоторая инициативность субъектов при предоставлении налогового кредита, инвестиционного налогового кредита (ст. 65, 67 НК РФ). Однако все это делается в рамках отношений установленных НК.

      В - третьих, метод властных  предписаний может быть охарактеризован  также как конформистский. Конформизм  отраслевого метода Финансового  Права является противоположностью  правовой инициативы как характерной черты отраслевого метода гражданского права. Он означает, что субъекты Финансового Права вступают в финансовые правоотношения не по своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих нормативных актов. Так, при наличии юридических фактов, являющихся основанием возникновения финансового правоотношения, субъект Финансового Права обязан вступить в это правоотношение. Он не имеет свободы выбора, а строго следует предписаниям закона. В противоположность этому субъект гражданского права при наличии юридических фактов, являющихся основанием возникновения гражданских правоотношений, не лишается свободы воли. Он может выбирать: вступать ему в правоотношение или нет. Однако нельзя не заметить, что в сложных финансовых правоотношениях имеют место ситуации, когда субъекты, в частности налогоплательщики, в каком - то звене сами могут инициировать правоотношения (например: могут обращаться в финансовые органы за предоставлением рассрочек, отсрочек по налогам и т.д.).

      В - четвертых, характерной чертой отраслевого метода Финансового Права является юридическое неравенство субъектов Финансового Права. В целом эта черта финансовоправового метода проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически - властными полномочиями в отношении других субъектов, а последние - нет. Это имеет место в силу того, что в финансовом правоотношении стороны реализуют не однопорядковую, а разноуровневую правоспособность. Уполномоченный орган публичной власти реализует в финансовом правоотношении свою компетенцию, что дает им властные способности. Другая же сторона финансового правоотношения реализует правоспособность иного рода: правоспособность физического, юридического лица (субъекта частного права), что соответственно не дает ей властных способностей, либо она реализует свою компетенцию, которая по содержанию направлена, производна, подчинена компетенции властной стороны финансового правоотношения. Между тем важнейшим проявлением равенства, как черты отраслевого метода правового регулирования гражданского права, является как раз то, что стороны имеют однотипную, одноуровневую правоспособность.

Информация о работе Наука финансового права России