Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:56, курсовая работа
Финансовое право - это самостоятельная отрасль российского права, отграничивается в системе права от всякой другой по предмету и методу правового регулирования.
Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Наука финансового права России……………………………….
1. История развития науки финансового права в России……………….
2. Задачи и актуальные проблемы науки финансового права в России на современном этапе…………………………………………………………….
Глава 2. Проблема развития науки финансовое право в системе российского права…………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………
Т.е. финансы, выражают собой не какое - то статичное явление (например: фонд денежных средств), а динамику - ведь именно деятельность по поводу формированием, распределением и использования фондов денежных средств определяется как Финансовая Деятельность. И не зря предметом Финансового Права определяются общественные отношения, складывающиеся в сфере Финансовой Деятельности.
Объектом этих отношений, в
конечном счете, всегда
В развитие данного положения хотелось бы добавить то, что Финансовые отношения (Финансы) это не все денежные отношения в обществе, а только их часть, связанная с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства. Финансовые отношения охватывают только денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Все остальные отношения, возникающие в ходе Финансовой Деятельности, регулируются смежными с Финансовым Правом отраслями права, Финансовое Право распространяется только на Финансовые отношения.
Однако, именно в сферу Финансового Права эта область подпадает в целом. Хотя на разные звенья Финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету Финансового Права относятся только государственные [и муниципальные (публичные Финансы)]. С другими звеньями Финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения, связанные с аккумуляцией и использованием [публичных] фондов денежных средств.
Чтобы разобраться в системе этих отношений, надо хорошо понимать, что представляет собой Финансовая Деятельность государства и муниципальных образований.
Финансовая Деятельность
Финансовые отношения,
Осуществление Финансовой Дятельности публичных образований требует правового урегулирования прав, обязанностей и ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение Финансового Права - посредством его норм Финансовая система публичных образований приводится в действие и используется ими.
Характеристиками Финансовой
В зависимости от функций
Хотя подавляющее большинство отношений возникающих в ходе Финансовой Деятельности публичных образований, составляют предмет Финансового Права, однако в их числе имеются и отношения другого рода - входящие в состав гражданского, административного и конституционного права.
В целях отграничения
Отрасли права отграничиваются друг от друга в системе права по предмету правового регулирования. Однако этот критерий не всегда является достаточным. Нередко отношения, составляющие предмет отрасли права, переплетаются с отношениями составляющими предмет другой отрасли права. Это как раз наглядно проявляется на примере Финансового Права. Здесь в системе Финансового Права могут возникать, на основе этих самых переплетающихся отношений, комплексные финансовоправовые институты (см. $2 Гл.1). Поэтому дополнительным критерием отграничения одной отрасли права от другой и, в частности, Финансового Права (финансовоправовых отношений и финансовоправовых институтов) от всех других отраслей права, выступает метод правового регулирования.
В отношении метода Финансового Права существует несколько вполне обоснованных точек зрения:
1) Финансовое Право имеет
2) Финансовое Право не имеет самостоятельного [отраслевого] метода правового регулирования и использует административно - правовой [императивный] метод, что обусловлено характером самих финансовых отношений, названный метод отличает императивный характер правовых предписаний, неравное положение сторон в правоотношении, характеризующееся разным объемом прав и обязанностей субъектов.
В основе правовых критериев
позволяющих выделить
Способ (метод) Финансовой
Все способы осуществления
Основным способом, используемым в процессе всей Финансовой Деятельности публичных образований, является командно - волевой (императивный) способ. Его суть состоит в том, что публичные образования в ходе Финансовой Деятельности через правовые акты, а также иные средства (нормы бухгалтерского учета, операционно - техническую документацию и т.д.) действуют по принципу "команда - исполнение". Публичные образования в одностороннем порядке, без согласия адресата, дают ему команды, которые являются обязательными для исполнения. Наиболее последовательно этот способ представлен в Финансовом Праве, где он получил название императивного метода или метода властных предписаний.
В свою очередь основным
Властность как суть
Во - первых, властность отраслевого метода Финансового Права естественно приводит к преобладанию в таком регулировании позитивных обязываний, а не дозволений, как это имеет место в гражданском праве, или запретов, что характерно для уголовного права. Государство, "выдавая" властные предписания, обязывает субъектов к их исполнению. Следовательно, обязывание - характерная черта финансовоправового метода регулирования, в отличие, например, от правонаделения, что существенно для гражданскоправового метода регулирования. Практически это выражается в структуре финансового правоотношения. Здесь сторона правоотношения, противоположная публичному образованию, всегда наделяется, прежде всего, обязанностью, для законной реализации которой ей определены некоторые права.
Во - вторых, финансовоправовой метод властных предписаний может быть охарактеризован как императивный (в противовес диспозитивному). Это означает. Что субъекты Финансового Права, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в строгом соответствии с законами, подзаконными актами и т.д. Их права и при этом вторичны, производны от обязанностей. Причем это касается как субъектов, издающих властные предписания, так и следующих им. Т.е. государственные органы, уполномоченные давать властные предписания, сами "связаны" в этом отношении императивными требованиями финансовых законов и иных актов. Орган публичной власти при осуществлении своих полномочий дает властные предписания, однако при этом его свобода воли в этом случае практически равна нулю. Публичными образованиями четко определены требования к такого рода предписаниям.
Следует заметить, что в последнее
время возникли ситуации, когда
субъекты финансовых
В - третьих, метод властных
предписаний может быть
В - четвертых, характерной чертой отраслевого метода Финансового Права является юридическое неравенство субъектов Финансового Права. В целом эта черта финансовоправового метода проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически - властными полномочиями в отношении других субъектов, а последние - нет. Это имеет место в силу того, что в финансовом правоотношении стороны реализуют не однопорядковую, а разноуровневую правоспособность. Уполномоченный орган публичной власти реализует в финансовом правоотношении свою компетенцию, что дает им властные способности. Другая же сторона финансового правоотношения реализует правоспособность иного рода: правоспособность физического, юридического лица (субъекта частного права), что соответственно не дает ей властных способностей, либо она реализует свою компетенцию, которая по содержанию направлена, производна, подчинена компетенции властной стороны финансового правоотношения. Между тем важнейшим проявлением равенства, как черты отраслевого метода правового регулирования гражданского права, является как раз то, что стороны имеют однотипную, одноуровневую правоспособность.