Наука финансового права России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое право - это самостоятельная отрасль российского права, отграничивается в системе права от всякой другой по предмету и методу правового регулирования.
Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………

Глава 1. Наука финансового права России……………………………….
1. История развития науки финансового права в России……………….
2. Задачи и актуальные проблемы науки финансового права в России на современном этапе…………………………………………………………….

Глава 2. Проблема развития науки финансовое право в системе российского права…………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Вейде.курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

      В Особенной Части Финансового  Права особое место занимает  группа финансовоправовых норм, объединенная в подотрасль "Бюджетное Право". Особое место Бюджетного Права в Системе Финансового Права экономически определено особым местом бюджета в финансовой системе РФ, а юридически - тем, что все остальные финансовоправовые институты, так или иначе, взаимосвязаны, производны от Бюджетного Права.

      Бюджетное право является подотраслью  Финансового Права, во - первых, потому, что включает в себя огромный массив финансовоправовых норм. Большая часть этих норм содержится в Бюджетном Кодексе РФ, в федеральных законах о федеральном бюджете на текущий год, других законах и подзаконных актах, а также решения органов местного самоуправления, касающихся бюджетной сферы. Во - вторых, Бюджетное право регулирует разнообразные общественные отношения, которые объединяются в различные правовые институты. Бюджетное право, являясь подотраслью финансового права, имеет свою систему, которая представляет собой внутреннее строение бюджетного права. Систему бюджетного права составляют следующие институты: бюджетного устройства РФ, бюджетных доходов, бюджетных расходов, бюджетного регулирования, бюджетного процесса, бюджетного контроля, бюджетной ответственности. В - третьих, Бюджетное Право включает в себя нормы, устанавливающие общие положения бюджетной деятельности публичных образований. Это нормы о структуре бюджетной системы РФ, её принципах, действий бюджетного законодательства и т.д.

      К Бюджетному Праву очень тесно  примыкает сложный финансовоправовой институт государственных внебюджетных фондов. Этот институт появился в Системе Финансового Права сравнительно недавно в связи с образованием в Финансовой системе РФ государственных внебюджетных фондов и как следствием необходимостью в их правовом регулировании. К их числу сегодня относятся: Пенсионный фонд РФ (далее - ПФ), Фонд социального страхования РФ (далее - ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС). Институт государственных внебюджетных фондов включает в себя нормы, регулирующие порядок формирования и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов. Его составляют нормы Финансового Права сгруппированные в финансовоправовые институты по субъектному (ведомственному) признаку. Тем самым образуя в его составе три финансовоправовых института, а именно - 1) институт регулирующий все финансовоправовые отношения возникающие в связи с деятельностью Пенсионного фонда РФ, аналогично в отношении 2) ФСС и 3) ФОМС. Этот сложный институт пересекается с подотраслью Бюджетного Права через финансовоправовой институт бюджетного процесса.

      Раздел государственных расходов:

      Раздел государственных расходов  включает в себя финансовоправовые  институты: расходов бюджета и  расходов государственных внебюджетных  фондов, а также финансовоправовые  нормы регулирующие: расходы государственных отраслевых денежных фондов, расходы целевых фондов Правительства РФ. Однако в силу своей малочисленности эти нормы, пока не образуют каких - либо финансовоправовых институтов.

      Попытка же ввести в данный  раздел Финансового Права, нормы  регулирующие расходы государственных и муниципальных унитарных предприятий, кажется нам несостоятельной в силу того, что происходит размывание предметов соответствующих (государственных и муниципальных) субинститутов регулирующих отношения в сфере Финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. По аналогичным основаниям нами отметается попытка включения в состав раздела финансовоправовых норм регулирующих отношения в сфере банковского кредитования, выплаты по государственному долгу и страхованию.

      т.о. Раздел государственных расходов Финансового Права - это публичные, не создающие и не погашающие Финансовых требований непрерывные затраты государства, в виде опосредованных нормами права экономических отношений по поводу распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях обеспечения задач и функций государства.

      Раздел государственных доходов: 

      Раздел государственных доходов  не случайно "идет вторым номером"  по отношению к разделу государственных  расходов, (в отличие от общепринятой схемы) т.к. государственные доходы в государственном, да и вообще во всяком публичном хозяйстве, вторичны по отношению к государственным расходам, ведь государство создано для удовлетворения различных потребностей общества. А получение доходов (части ВНД) для публичных образований в силу принудительного характера самой власти никогда не было для неё проблемой.

      Раздел государственных доходов  включает в себя: подотрасль "Налоговое Право", а также финансовоправовой институт неналоговых доходов государства.

      Налоговое право образовало подотрасль  Финансового Права совсем недавно, в конце 90-х гг. Экономически это было обусловлено переходом России к другой системе хозяйствования - рыночной экономике и, соответственно, акцентированием внимания на налоговой метод в государственном регулировании экономики.

      Налоговое право представляет  собой подотрасль Финансового  Права. Во - первых, потому, что включает  в себя целый массив финансовоправовых  норм, часть которых содержится  в НК РФ. Кроме того, нормы Налогового Права содержатся в федеральных законах и законах субъектов РФ по вопросам налогообложения, в подзаконных нормативных актах, а также в постановлениях органов местного самоуправления. Во - вторых, совокупность правовых норм, составляющих Налоговое Право, относительно неоднородна. Она подразделяется на ряд финансовоправовых институтов, среди которых могут быть выделены институты налогового кредитования, налогового контроля, федеральных налогов, региональных налогов и т.д. В - третьих, в Налоговом Праве выделяется целый ряд норм, представляющих собой общие положения и реализующиеся в равной мере во всех институтах Налогового Права - т.е. в Налоговом Праве явно выделяется Общая, а значит и Особенная Части). Это нормы, устанавливающие участников налоговых правоотношений, определяющие понятие налога и сбора, устанавливающие основные начала (принципы) законодательства о налогах и сборах и т.д.

      Также имеется и другое мнение  насчет классификации отношений  составляющих содержание Раздела государственные доходы, на этот раз в зависимости от характера применяемых государством мер для пополнения своей казны - она называется юридической.

      Юридическая классификация государственных  доходов основывается на критерии, состоящем в том что - а) используется  или б) не используется для получения дохода сила государственной власти. Т.к государство и государственные организации имеют возможность обеспечить себя средствами, используя для этого прероргативы публичной власти, приказы или принуждение, являющиеся их исключительной привилегией.

      т.о. Раздел государственных доходов  Финансового Права - это совокупность норм, регулирующих однородные Финансовые отношения, связанные с формированием Финансовых ресурсов государства в целях выполнения функций и задач возложенных обществом на государство.

      Сложный финансовоправовой институт "Местные Финансы".

      Выделение данного института  Финансового Права стало насущной  необходимостью в силу очень быстрого, динамичного развития общественных отношений в сфере местного самоуправления. В том числе данное развитие не могло не затронуть основу основ любого муниципального самоуправления (как общественного явления), как Финансы муниципальных образований. Учитывая данное обстоятельство, в том числе наличие специального Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, нельзя не прийти к выводу о том, что правоотношения регулирующие общественные отношения в сфере местных Финансов нуждаются в правовом выделении и структурном обособлении по отношению ко всей Системе Финансового Права.

      При этом со всей убежденностью  можно утверждать то, что общественные отношения в сфере местных Финансов полностью входят в состав предмета Финансового Права, составляя при этом единый сложный финансовоправовой институт, входящий при этом в систему комплексной отрасли (которых на самом деле нет, ввиду отсутствия у них предмета и метода отрасли права) права - Муниципальное Право. Вместе с тем нельзя не заметить, что в силу объективных причин развития местного самоуправления, доселе комплексное Муниципальное Право активно ищет и формирует предмет своей отрасли права и муниципальноправовой (отраслевой) метод правового регулирования. Так что можно с достаточной степенью убежденности прогнозировать появление самостоятельной отрасли Российского права - муниципального Права, куда на правах раздела Особенной Части Муниципального Права должен войти и раздел регулирующий общественные отношения в сфере местных Финансов.

      В состав этого сложного финансовоправового института входят: институт местного бюджета (отношения по его формированию, утверждению и исполнению - каждый из них опосредуется соответствующим субъинститутом Финансового Права), институт местных расходов, институт местных доходов (субъинституты налоговых и неналоговых доходов) и др. В общем, и целом структура данного института повторяет структуру Системы Финансового Права, только несколькими уровнями ниже, и, конечно же, с учетом полномочий органов местного самоуправления при осуществлении Финансовой Деятельности.

      Учитывая тот факт, что Финансовое  Право регулирует отношения, опосредующие не только централизованные, но и децентрализованные фонды денежных средств (государственные и муниципальные), одним из институтов этой отрасли права является институт Финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Этот финансовоправовой институт является комплексным. Он включает нормы, которые одновременно входят в иные финансовоправовые институты (подотрасли) (например, в Налоговое Право). Основным критерием, заставившим нас свести вместе, в одном институте муниципальные и государственные отношения, является - их общая судьба, их будущие - финансовые отношения, а, следовательно и финансовоправовые отношения в сфере Финансов государственных и муниципальных предприятий исчезнут за ненадобностью при дальнейшем поступательном развитии народного хозяйства России основанного на принципах рыночной экономики. При этом нужно иметь в виду, что предприятия с участием в них государственного или муниципального капитала не исчезнут, как явление из народного хозяйства РФ, а останутся лишь в части необходимой для выполнения функций и задач возложенных на государство и муниципалитеты обществом, его потребностями (потребность в обороне, безопасности, здравоохранении, образовании и т.д.). Но число предприятий с государственным или муниципальным участием будет значительно меньше, их участие в экономической, финансовой жизни страны станет на порядок ниже. Как следствие этого появится возможность их правового (в т.ч. финансовоправового) регулирования предприятий с государственным участием, через институт неналоговых доходов (подотрасли Налоговое Право), в Разделе государственных доходов, и предприятий с муниципальным участием через соответствующий финансовоправовой субъинститут (институт) финансовоправового института (сложного института, подотрасли, раздела) Муниципальные Финансы.

      Но существует и другой взгляд  на место института Финансов  публичных предприятий. А именно такой:

      Раздел Особенной части Финансового права "правовой режим финансов публичных (государственных и муниципальных) и частных субъектов хозяйствующей деятельности", куда подразделами входят следующие правовые институты:

      1) "правовой режим финансов  публичных субъектов хозяйствующей деятельности";

      2) "правовой режим финансов  частных субъектов хозяйствующей  деятельности":

      а) "правовой режим финансов  ЮЛ и ИП, их обособленных подразделений"

      б) "правовой режим финансов  специализированных субъектов хозяйствующей деятельности - финансовых организаций: банковских, небанковских кредитных организаций, страховых организаций, инвестиционных фондов (компаний), и других организаций. Финансовые организации - организации имеющие предметом своей деятельности финансы, и оказание связанных с этим услуг (финансовых). Требующих особенного внимания государственных органов, в силу их ключевого положения в системе экономической (финансовой) безопасности РФ.

      3) "правовые основы планирования (формирования) и использования финансовых  ресурсов публичных (частных) субъектов хозяйствующей деятельности".

      Сложный финансовоправовой институт "государственного кредита":

      В настоящее время дискуссионным  является вопрос о месте финансовоправового института государственного кредита в Системе Финансового Права. Ряд исследователей высказывают и обосновывают предположение о том Государственный Кредит является разделом либо подотраслью Финансового Права, а также институтом Бюджетного Права.

      Одним из финансовоправовых институтов  Особенной Части Финансового Права является институт государственного кредита. При этом нужно иметь в виду, что институт государственного кредита является комплексным межотраслевым правовым институтом. Те нормы права, которые регулируют в этом институте отношения, составляющие предмет Финансового права, составляют одноименный финансовоправовой институт.

      В советское время он выделялся  в составе раздела Финансового  Права "государственные доходы". В настоящее время он не  может быть включен в этот  раздел, так как согласно БК  РФ финансовые ресурсы государства, полученные по государственному кредиту, не относятся в строгом смысле к доходам бюджетов (ст. 41 БК РФ). Тем более эти финансовые ресурсы не относятся к доходам государственных внебюджетных фондов и прочим доходам государства (ст. 146 БК РФ). Однако, финансовые ресурсы, полученные государством по государственному кредиту, являются источниками финансирования дефицита бюджетов (ст. 94 - 96 БК РФ). В этом смысле институт государственного кредита примыкает к разделу Финансового Права "государственные доходы". С данным утверждением можно согласиться в том смысле, что финансовоправовой институт государственного кредита, примыкает т.е. не входит в состав Раздела "государственные доходы".

Информация о работе Наука финансового права России