В Особенной Части Финансового
Права особое место занимает
группа финансовоправовых норм,
объединенная в подотрасль "Бюджетное
Право". Особое место Бюджетного Права
в Системе Финансового Права экономически
определено особым местом бюджета в финансовой
системе РФ, а юридически - тем, что все
остальные финансовоправовые институты,
так или иначе, взаимосвязаны, производны
от Бюджетного Права.
Бюджетное право является подотраслью
Финансового Права, во - первых, потому,
что включает в себя огромный массив финансовоправовых
норм. Большая часть этих норм содержится
в Бюджетном Кодексе РФ, в федеральных
законах о федеральном бюджете на текущий
год, других законах и подзаконных актах,
а также решения органов местного самоуправления,
касающихся бюджетной сферы. Во - вторых,
Бюджетное право регулирует разнообразные
общественные отношения, которые объединяются
в различные правовые институты. Бюджетное
право, являясь подотраслью финансового
права, имеет свою систему, которая представляет
собой внутреннее строение бюджетного
права. Систему бюджетного права составляют
следующие институты: бюджетного устройства
РФ, бюджетных доходов, бюджетных расходов,
бюджетного регулирования, бюджетного
процесса, бюджетного контроля, бюджетной
ответственности. В - третьих, Бюджетное
Право включает в себя нормы, устанавливающие
общие положения бюджетной деятельности
публичных образований. Это нормы о структуре
бюджетной системы РФ, её принципах, действий
бюджетного законодательства и т.д.
К Бюджетному Праву очень тесно
примыкает сложный финансовоправовой
институт государственных внебюджетных
фондов. Этот институт появился в Системе
Финансового Права сравнительно недавно
в связи с образованием в Финансовой системе
РФ государственных внебюджетных фондов
и как следствием необходимостью в их
правовом регулировании. К их числу сегодня
относятся: Пенсионный фонд РФ (далее -
ПФ), Фонд социального страхования РФ (далее
- ФСС), Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования (далее - ФОМС).
Институт государственных внебюджетных
фондов включает в себя нормы, регулирующие
порядок формирования и исполнения бюджетов
государственных внебюджетных фондов.
Его составляют нормы Финансового Права
сгруппированные в финансовоправовые
институты по субъектному (ведомственному)
признаку. Тем самым образуя в его составе
три финансовоправовых института, а именно
- 1) институт регулирующий все финансовоправовые
отношения возникающие в связи с деятельностью
Пенсионного фонда РФ, аналогично в отношении
2) ФСС и 3) ФОМС. Этот сложный институт пересекается
с подотраслью Бюджетного Права через
финансовоправовой институт бюджетного
процесса.
Раздел государственных расходов:
Раздел государственных расходов
включает в себя финансовоправовые
институты: расходов бюджета и
расходов государственных внебюджетных
фондов, а также финансовоправовые
нормы регулирующие: расходы государственных
отраслевых денежных фондов, расходы целевых
фондов Правительства РФ. Однако в силу
своей малочисленности эти нормы, пока
не образуют каких - либо финансовоправовых
институтов.
Попытка же ввести в данный
раздел Финансового Права, нормы
регулирующие расходы государственных
и муниципальных унитарных предприятий,
кажется нам несостоятельной в силу того,
что происходит размывание предметов
соответствующих (государственных и муниципальных)
субинститутов регулирующих отношения
в сфере Финансов государственных и муниципальных
унитарных предприятий. По аналогичным
основаниям нами отметается попытка включения
в состав раздела финансовоправовых норм
регулирующих отношения в сфере банковского
кредитования, выплаты по государственному
долгу и страхованию.
т.о. Раздел государственных расходов
Финансового Права - это публичные, не
создающие и не погашающие Финансовых
требований непрерывные затраты государства,
в виде опосредованных нормами права экономических
отношений по поводу распределения и использования
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств в целях обеспечения
задач и функций государства.
Раздел государственных доходов:
Раздел государственных доходов
не случайно "идет вторым номером"
по отношению к разделу государственных
расходов, (в отличие от общепринятой
схемы) т.к. государственные доходы в государственном,
да и вообще во всяком публичном хозяйстве,
вторичны по отношению к государственным
расходам, ведь государство создано для
удовлетворения различных потребностей
общества. А получение доходов (части ВНД)
для публичных образований в силу принудительного
характера самой власти никогда не было
для неё проблемой.
Раздел государственных доходов
включает в себя: подотрасль "Налоговое
Право", а также финансовоправовой институт
неналоговых доходов государства.
Налоговое право образовало подотрасль
Финансового Права совсем недавно,
в конце 90-х гг. Экономически это было обусловлено
переходом России к другой системе хозяйствования
- рыночной экономике и, соответственно,
акцентированием внимания на налоговой
метод в государственном регулировании
экономики.
Налоговое право представляет
собой подотрасль Финансового
Права. Во - первых, потому, что включает
в себя целый массив финансовоправовых
норм, часть которых содержится
в НК РФ. Кроме того, нормы Налогового
Права содержатся в федеральных законах
и законах субъектов РФ по вопросам налогообложения,
в подзаконных нормативных актах, а также
в постановлениях органов местного самоуправления.
Во - вторых, совокупность правовых норм,
составляющих Налоговое Право, относительно
неоднородна. Она подразделяется на ряд
финансовоправовых институтов, среди
которых могут быть выделены институты
налогового кредитования, налогового
контроля, федеральных налогов, региональных
налогов и т.д. В - третьих, в Налоговом
Праве выделяется целый ряд норм, представляющих
собой общие положения и реализующиеся
в равной мере во всех институтах Налогового
Права - т.е. в Налоговом Праве явно выделяется
Общая, а значит и Особенная Части). Это
нормы, устанавливающие участников налоговых
правоотношений, определяющие понятие
налога и сбора, устанавливающие основные
начала (принципы) законодательства о
налогах и сборах и т.д.
Также имеется и другое мнение
насчет классификации отношений
составляющих содержание Раздела государственные
доходы, на этот раз в зависимости от характера
применяемых государством мер для пополнения
своей казны - она называется юридической.
Юридическая классификация государственных
доходов основывается на критерии,
состоящем в том что - а) используется
или б) не используется для получения
дохода сила государственной власти. Т.к
государство и государственные организации
имеют возможность обеспечить себя средствами,
используя для этого прероргативы публичной
власти, приказы или принуждение, являющиеся
их исключительной привилегией.
т.о. Раздел государственных доходов
Финансового Права - это совокупность
норм, регулирующих однородные Финансовые
отношения, связанные с формированием
Финансовых ресурсов государства в целях
выполнения функций и задач возложенных
обществом на государство.
Сложный финансовоправовой институт
"Местные Финансы".
Выделение данного института
Финансового Права стало насущной
необходимостью в силу очень быстрого,
динамичного развития общественных отношений
в сфере местного самоуправления. В том
числе данное развитие не могло не затронуть
основу основ любого муниципального самоуправления
(как общественного явления), как Финансы
муниципальных образований. Учитывая
данное обстоятельство, в том числе наличие
специального Федерального закона "Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, нельзя не прийти
к выводу о том, что правоотношения регулирующие
общественные отношения в сфере местных
Финансов нуждаются в правовом выделении
и структурном обособлении по отношению
ко всей Системе Финансового Права.
При этом со всей убежденностью
можно утверждать то, что общественные
отношения в сфере местных Финансов полностью
входят в состав предмета Финансового
Права, составляя при этом единый сложный
финансовоправовой институт, входящий
при этом в систему комплексной отрасли
(которых на самом деле нет, ввиду отсутствия
у них предмета и метода отрасли права)
права - Муниципальное Право. Вместе с
тем нельзя не заметить, что в силу объективных
причин развития местного самоуправления,
доселе комплексное Муниципальное Право
активно ищет и формирует предмет своей
отрасли права и муниципальноправовой
(отраслевой) метод правового регулирования.
Так что можно с достаточной степенью
убежденности прогнозировать появление
самостоятельной отрасли Российского
права - муниципального Права, куда на
правах раздела Особенной Части Муниципального
Права должен войти и раздел регулирующий
общественные отношения в сфере местных
Финансов.
В состав этого сложного финансовоправового
института входят: институт местного бюджета
(отношения по его формированию, утверждению
и исполнению - каждый из них опосредуется
соответствующим субъинститутом Финансового
Права), институт местных расходов, институт
местных доходов (субъинституты налоговых
и неналоговых доходов) и др. В общем, и
целом структура данного института повторяет
структуру Системы Финансового Права,
только несколькими уровнями ниже, и, конечно
же, с учетом полномочий органов местного
самоуправления при осуществлении Финансовой
Деятельности.
Учитывая тот факт, что Финансовое
Право регулирует отношения, опосредующие
не только централизованные, но и децентрализованные
фонды денежных средств (государственные
и муниципальные), одним из институтов
этой отрасли права является институт
Финансов государственных и муниципальных
унитарных предприятий. Этот финансовоправовой
институт является комплексным. Он включает
нормы, которые одновременно входят в
иные финансовоправовые институты (подотрасли)
(например, в Налоговое Право). Основным
критерием, заставившим нас свести вместе,
в одном институте муниципальные и государственные
отношения, является - их общая судьба,
их будущие - финансовые отношения, а, следовательно
и финансовоправовые отношения в сфере
Финансов государственных и муниципальных
предприятий исчезнут за ненадобностью
при дальнейшем поступательном развитии
народного хозяйства России основанного
на принципах рыночной экономики. При
этом нужно иметь в виду, что предприятия
с участием в них государственного или
муниципального капитала не исчезнут,
как явление из народного хозяйства РФ,
а останутся лишь в части необходимой
для выполнения функций и задач возложенных
на государство и муниципалитеты обществом,
его потребностями (потребность в обороне,
безопасности, здравоохранении, образовании
и т.д.). Но число предприятий с государственным
или муниципальным участием будет значительно
меньше, их участие в экономической, финансовой
жизни страны станет на порядок ниже. Как
следствие этого появится возможность
их правового (в т.ч. финансовоправового)
регулирования предприятий с государственным
участием, через институт неналоговых
доходов (подотрасли Налоговое Право),
в Разделе государственных доходов, и
предприятий с муниципальным участием
через соответствующий финансовоправовой
субъинститут (институт) финансовоправового
института (сложного института, подотрасли,
раздела) Муниципальные Финансы.
Но существует и другой взгляд
на место института Финансов
публичных предприятий. А именно такой:
Раздел Особенной части Финансового
права "правовой режим финансов публичных
(государственных и муниципальных) и частных
субъектов хозяйствующей деятельности",
куда подразделами входят следующие правовые
институты:
1) "правовой режим финансов
публичных субъектов хозяйствующей
деятельности";
2) "правовой режим финансов
частных субъектов хозяйствующей
деятельности":
а) "правовой режим финансов
ЮЛ и ИП, их обособленных подразделений"
б) "правовой режим финансов
специализированных субъектов хозяйствующей
деятельности - финансовых организаций:
банковских, небанковских кредитных организаций,
страховых организаций, инвестиционных
фондов (компаний), и других организаций.
Финансовые организации - организации
имеющие предметом своей деятельности
финансы, и оказание связанных с этим услуг
(финансовых). Требующих особенного внимания
государственных органов, в силу их ключевого
положения в системе экономической (финансовой)
безопасности РФ.
3) "правовые основы планирования
(формирования) и использования финансовых
ресурсов публичных (частных) субъектов
хозяйствующей деятельности".
Сложный финансовоправовой институт
"государственного кредита":
В настоящее время дискуссионным
является вопрос о месте финансовоправового
института государственного кредита в
Системе Финансового Права. Ряд исследователей
высказывают и обосновывают предположение
о том Государственный Кредит является
разделом либо подотраслью Финансового
Права, а также институтом Бюджетного
Права.
Одним из финансовоправовых институтов
Особенной Части Финансового Права
является институт государственного кредита.
При этом нужно иметь в виду, что институт
государственного кредита является комплексным
межотраслевым правовым институтом. Те
нормы права, которые регулируют в этом
институте отношения, составляющие предмет
Финансового права, составляют одноименный
финансовоправовой институт.
В советское время он выделялся
в составе раздела Финансового
Права "государственные доходы".
В настоящее время он не
может быть включен в этот
раздел, так как согласно БК
РФ финансовые ресурсы государства,
полученные по государственному кредиту,
не относятся в строгом смысле к доходам
бюджетов (ст. 41 БК РФ). Тем более эти финансовые
ресурсы не относятся к доходам государственных
внебюджетных фондов и прочим доходам
государства (ст. 146 БК РФ). Однако, финансовые
ресурсы, полученные государством по государственному
кредиту, являются источниками финансирования
дефицита бюджетов (ст. 94 - 96 БК РФ). В этом
смысле институт государственного кредита
примыкает к разделу Финансового Права
"государственные доходы". С данным
утверждением можно согласиться в том
смысле, что финансовоправовой институт
государственного кредита, примыкает
т.е. не входит в состав Раздела "государственные
доходы".