Наука финансового права России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое право - это самостоятельная отрасль российского права, отграничивается в системе права от всякой другой по предмету и методу правового регулирования.
Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………

Глава 1. Наука финансового права России……………………………….
1. История развития науки финансового права в России……………….
2. Задачи и актуальные проблемы науки финансового права в России на современном этапе…………………………………………………………….

Глава 2. Проблема развития науки финансовое право в системе российского права…………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Вейде.курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

      Рекомендательный способ все  чаще используется в ходе Финансовой  Деятельности публичных образований.  Например, в ежегодно принимаемых  законах о государственном бюджете на предстоящий Финансовый год всегда имеется несколько статей, содержащих рекомендации в адрес субъектов РФ.

      Расширение рекомендательных начал  в качестве способа Финансовой  Деятельности публичных образований  обусловлено проведением в жизнь политики федерализма, реализацией курса на Финансовую децентрализацию, самостоятельности бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

      Правовым отражением базиса (способа  рекомендаций), в качестве дополнения к основному методу Финансового Права, является метод рекомендаций как часть отраслевого метода Финансового Права. Метод рекомендаций используется главным образом между представительными органами публичной власти РФ. Примеры использования этого метода очень часто встречаются в федеральном законе о федеральном бюджете на будущий финансовый год.

      Способ согласования используется  в ходе Финансовой Деятельности  публичных образований весьма  редко, в основном для решения  вопросов, в которых заинтересованы  два уполномоченных государством  органа.

      Дополнительный метод финансовоправового регулирования метод согласования, как часть общеотраслевого метода регулирования Финансового Права, встречается в финансовоправовом регулировании значительно реже. Он используется главным образом для решения "пересекающихся" вопросов, возникающих в сфере Финансовой Деятельности между органами публичной власти осуществляющих эту деятельность, а иногда между сторонами, заключившими финансовоправовой договор (согласно п. 7 ст. 68 НК РФ).

      Специальные способы Финансовой Деятельности публичных образований "работают" в процессе реализации не всех, но лишь определенных функций этой деятельности. Таким образом, специальные способы применяются только в отношении отдельных финансовых институтов, или их некоторой совокупности, но никак не по отношению ко всем Финансам (следовательно, Финансовому Праву). Ограничимся их простым перечислением, - а) применительно к привлечению денежных средств в публичные фонды денежных средств, применяются методы: метод обязательных платежей, метод добровольных платежей, метод финансовых изъятий, штрафной метод; б) в процессе осуществления функции использования денежных средств применяются методы: финансирования и публичного кредитования; в) при осуществлении функции распределения Финансовых ресурсов применяются методы: выделения трансфертов, метод выделения субвенций, метод дотаций, субсидий, метод процентных отчислений от регулирующих доходов.

      В отрасли Финансового Права  мы имеем дело с отношениями,  возникающими в процессе аккумуляции, перераспределения и использования фондов денежных средств государства. Причем единственным собственником этих фондов является государство ... и как собственник средств ... может оказывать непосредственное воздействие на процесс распределения национального дохода, путем установления прямых плановых заданий ....

      Таким образом, деятельность государства  в области Финансового Права,  в области финансовоправовых  отношений носит сугубо плановый  характер. В связи с этим можно  определить в целом метод правового  регулирования как императивно - правовой, что, в основном и определяет специфику данных отношений.

      Таким образом, на основании  вышеизложенного в отношени метода  правового регулированния, мы будем  придерживаться той точки зрения  в соответствии с которой, у Финансового Права, как отрасли права, признается наличие самостоятельного (финансовоправового) отраслевого метода правового регулирования.

      Отношения, составляющие предмет  Финансового Права, весьма обширны и неоднородны. Среди них выделяются группы общественных отношений, выражающие ту или иную сторону Финансовой Деятельности публичных образований. Соответственно неоднородны и регулирующие их нормы Финансового Права. Они объективно подразделяются на отдельные группы в рамках предмета Финансового Права, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

      Финансовое Право включает большое  количество правовых норм, между которыми существуют сложные системные связи. Наличие которых было вызвано тем что, необходимым условием существования Финансового Права, как самостоятельной отрасли права, как целостного упорядоченного образования - строгая внутренняяя организация образующего его нормативноправового массива.

      Финансовое Право, с одной стороны,  является частью единой правовой  системы государства, а с другой - само является сложной системой. Система Финансового Права представляет собой совокупность частей и элементов Финансового Права, характеризующих его внутреннее строение и обособляющих его от других отраслей права. Система отрасли права выражается в объединении единых по юридической природе элементов (норм, субъинститутов, институтов, сложных институтов, подотраслей, разделов, частей) в структурно упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью, автономностью функционирования и взаимодействия с внешней средой.

      Систему Финансового Права можно  определить также как объединение  финансовоправовых норм в финансовоправовые  институты, расположенные в определенной  последовательности в зависимости  от их значения и роли в  регулировании Финансовых отношений. И, будучи единым по содержанию Финансовое Право, вместе с тем, состоит из относительно автономных, но взаимосвязанных частей.

      Группировка элементов Системы  Фининсового Права возможна по  различным основаниям, соответствующим характеру объективно существующих между этими элементами связей. Наиболее важное теоретическое и практическое значение имеет вертикальная структура отрасли Финансового Права, в соответствии с которой в нем выделяются следующие структурные элементы: 1) финансовоправовые нормы, 2) финансовоправовые субъинституты, 3) финансовоправовые институты, 4) сложные финансовоправовые институты, а также 5) подотрасли, 6) разделы и 7) части Финансового Права.

      Таким образом совокупность достаточно  обособленных, но взаимообусловленных групп финансовоправовых норм, существующих и развивающихся в рамках Финансового Права как отрасли права, образует систему этой отрасли права.

      В качестве дополнительного критерия  самостоятельности, какой - либо  отрасли права, является наличие Общей и Особенной Частей. В Финансовом Праве обе эти части просматриваются достаточно отчетливо. Выделение этих самых крупных структурных единиц Финансового Права, было обусловлено чисто техническими, не правовыми причинами, но, тем не менее, их существование необходимо в силу именно правовых причин. Потребности практики правоприменения Финансового Законодательства, а также жесткие требования предъявляемыми к Финансовому Праву, как структуре норм права, со стороны законодателей заставили ученых - правоведов выделить и сформировать Общую и Особенную Части Финансового Права.

      Общая Часть Финансового Права  в трудах ученых юристов - финансистов исследующих Финансовое Право, в общем выглядит следующим образом:

     -- Правовые основы Финансовой Деятельности государства

      (в том числе система органов  публичной власти осуществляющих  Финансовую Деятельность, и разграничение их полномочий в Финансовой сфере);

     -- Предмет, метод, принципы Финансового  Права; 

     -- Субъекты Финансового Права; 

     -- Финансовоправовые нормы и отношения;

     -- Источники Финансового Права; 

     -- Правовые основы денежной системы  (денежного обращения) ;

     -- Финансовый контроль;

     -- Финансовая ответственность. 

      К вышеперечисленным элементам  Общей Части Финансового Права, как нам кажется необходимо сделать некоторые авторские пояснения т.к. она отличается не только некоторой правовой новизной, но и возможно будет заявлена как одна из проблем современного Финансового Права. В советской финансово - правовой литературе институт правовых основ денежной системы (правового регулирования денежного обращения, денежный институт) считали институтом Особенной Части Финансового Права. Нам всегда представлялось это заблуждением, переросшим в привычку.

      Мы руководствовались тем, что  институт правового регулирования денежного обращения одинаково касается движения денежных средств всех фондов, входящих в состав Финансовой системы и опосредованных различными институтами Особенной Части Финансового Права. Иначе говоря этот правовой институт не находится в одном ряду с другими институтами Особенной Части, а расположен над ними. Что предопределяет его место в общей Части Финансового Права.

      Вместе с тем в качестве  еще одного основания для выделения  института правового регулирования  денежной системы заявляется то, что этот правой институт имеет выход на все денежные отношения, в то время как финансовые отношения являются лишь частью их.

      На наш взгляд, данное утверждение  выводит правовой институт денежного обращения за рамки не только Общей Части, но и за рамки Финансового Права вообще. Так как в круг регулируемых им отношений попадают отношения регулируемые нормами частного права, которые уж никак не могут быть включены в предмет данного института Финансового Права (например: правовое регулирование товарно - денежных отношений, денежных обязательств входящих в предмет гражданского права).

      На основании вышеизложенного  можно сделать вывод о том,  что последнее основание, приведенное для включения указанного правового института в состав Общей Части Финансового Права является некорректным. Вместе с тем, в принципе ход рассуждений нам представляется верным.

      С поправкой на то, что финансовоправовые  нормы вышепоименованного института регулируют все денежные отношения, входящие в круг отношений регулируемых Финансовым Правом. А так как денежные отношения соприкасаются и входят в предмет регулирования каждого института Финансового Права, то и институт правового регулирования денежного обращения должен, как имеющий общее значение для всех институтов Особенной Части подлежит включению в состав Общей Части Финансового права.

      Так какие же денежные отношения  входят в денежный институт  Финансового Права? Этот правовой институт включает в себя отношения по: наименованию денежной единицы, названия и номинала денежных знаков, их внешний вид и т.п. отношения в сфере денежного обращения определяемые государством.

      На основании вышеизложенного  возможно и определить институт  правового регулирования денежного обращения как: совокупность правовых норм устанавливающих денежную единицу страны, виды денежных знаков, их формы и номинал, прядок их выпуска и обращения, меры защиты денежной системы и национальной валюты, основы организации денежного обращения.

      В обоснование нахождения в  составе Общей Части Финансового Права финансовоправового института государственного и муниципального Финансового Контроля можно сказать следующее.

      Так как этот институт включает  в себя нормы, устанавливающие  систему, виды государственного и муниципального Финансового Контроля, методы его проведения и т.д. Кроме того, в институт государственного и муниципального Финансового Контроля включаются нормы, регулирующие условия и порядок его проведения в отдельных сферах финансовоправового регулирования: в сфере бюджета, налогообложения, валютных операций и т.д. В связи с этим, нормы государственного и муниципального Финансового Контроля содержатся в подотраслях бюджетного, налогового права, а также в финансовоправовых институтах денежного обращения, валютных операций и т.д.

      Это позволяет говорить о том,  что институт государственного  и муниципального Финансового Контроля является комплексным финансовоправовым институтом, включающем в себя нормы, являющиеся одновременно составными частями других правовых институтов (подотраслей) Финансового Права.

      Нормы Общей Части Финансового  Права действуют в масштабе  всей Финансовой Деятельности  государства [муниципий] и имеют  общее для неё значение. Её  нормы конкретизируются в Особенной  Части Финансового Права. 

      В отношении состава институтов Особенной Части Финансового Права следует сказать, что в правовой науке уже давно сложилось мнение о зависимости этой системы от состава институтов Финансовой системы.

      Особенная Часть состоит из  нескольких Разделов Финансового  Права, включающих в себя соответствующие финансовоправовые институты.

      Раздел правового регулирования  бюджетных и внебюджетных централизованных денежных средств.

Информация о работе Наука финансового права России