Финансовое право Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:32, доклад

Краткое описание

Финансовое право, как и любая отрасль права, состоит из большого количества финансово-правовых норм. Вместе они составляют сложную систему. Внутри системы финансово-правовые нормы группируются в различные подразделения для регулирования финансовых отношений, складывающихся в соответствии с объективно существующими звеньями финансовой системы, т. е. внутренняя группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей финансовых отношений, а их единство обеспечивается общностью предмета правового регулирования.

Файлы: 1 файл

ФП доклад.docx

— 24.18 Кб (Скачать)

Федеральная таможенная служба Российской Федерации

Государственное казенное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

 

 

Доклад

По дисциплине «Финансовое право Российской Федерации»

 

 

Студента

Лосевой Валерии Вадимовны

группа

330

форма обучения

очная

     юридического

факультета


 

 

На тему:___«Система финансового права»_________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток 2012 г.

Финансовое право, как и любая отрасль права, состоит из большого количества финансово-правовых норм. Вместе они составляют сложную систему. Внутри системы финансово-правовые нормы группируются в различные подразделения для регулирования финансовых отношений, складывающихся в соответствии с объективно существующими звеньями финансовой системы, т. е. внутренняя группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей финансовых отношений, а их единство обеспечивается общностью предмета правового регулирования.

В финансовом праве как отрасли  права нормы интегрируются в  самостоятельные подгруппы - институты, регулирующие однородные финансовые отношения в области бюджета, государственного кредита и т. п. Каждый вид финансовых отношений является относительно самостоятельным и регулируется в связи с этим столь же относительно самостоятельной группой финансово-правовых норм, которые в совокупности образуют институты финансового права.

Таким образом, система финансового права как отрасли права - это объективно обусловленное финансовой системой внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

Финансовое право состоит из огромного количества правовых норм, которые по своей значимости неодинаковы. В него включаются нормы, которые закрепляют принципы и положения, применяемые во всех видах финансовой деятельности, и нормы, принимаемые государством для регулирования конкретных видов финансовых отношений. Поэтому финансовое право состоит из двух частей: Общей и Особенной

Современное деление финансового  права как отрасли права на две части -Общую и Особенную не принимается безоговорочно. Представители теории права и каждой из отраслей права определяют отрасли права как совокупность правовых норм, регулирующих определенные виды отношений, включая в Общую часть нормы, относящиеся к любому институту, входящему в Особенную часть отрасли (гражданское,административное,уголовное). 
В финансовом праве Общая часть отрасли определяет понятие финансов, финансовой деятельности, норм и отношений, их виды, особенности и г. п. Но это общетеоретические положения, которые обязательны для финансового права как учебной дисциплины, они не содержат финансово-правовых норм, составляющих финансовое право как отрасль права, т. с. наблюдается отождествление отрасли права и учебной дисциплины. Вопросы, связанные с предметом, источниками и системой финансового нрава, сегодня являются темой дискуссии. Представляется, что молодое поколение, изучающее финансовое право, в конце концов придет к единому мнению.

В Общую часть включаются финансово-правовые нормы, которые закрепляют основы финансовой деятельности государства, ее принципы, методы, правовые формы; финансовую систему, круг и компетенцию органов государства и органов местного самоуправления в области финансов и разграничение их полномочий, виды, формы и методы финансового контроля. Положения, включаемые в Общую часть финансового права, имеют одинаковое значение при осуществлении финансовой деятельности как органами государства, так и органами местного самоуправления.

Особенная часть финансового права делится на разделы или подотрасли, состоящие из финансово-правовых институтов и субинститутов, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  • государственного и местных бюджетов;
  • государственных и муниципальных внебюджетных целевых фондов;
  • государственного и муниципального кредита;
  • государственного и муниципального долга;
  • государственных и муниципальных расходов;
  • обязательного страхования;
  • валютного контроля;
  • денежной эмиссии и денежного обращения.

Разделы, институты и субинституты финансового права имеют соответствующие наименования и научную обоснованность. Построение системы финансового права на основе объективно существующих финансовых отношений и достижений теории юридической науки дает возможность глубокого изучения и правильного применения финансово-правовых норм, что содействует укреплению законности в России.

Правовой материал, включаемый в Особенную часть финансового права, объемный, сложный и имеет особое значение как для государства, так и для органов местного самоуправления. 
Потому является общепризнанным, что Особенная часть делится на разделы. Некоторые авторы называют их подотраслями. Так, раздел «Правовое регулирование государственного и местных бюджетов и централизованных целевых внебюджетных фондов» необходимо разделить на два финансово-правовых института - «Бюджетное право» и «Правовой режим централизованных внебюджетных целевых фондов». Кроме того, институт «Бюджетное право» всегда делился на два субинститута - «Бюджетное устройство» и «Бюджетный процесс» по условному делению бюджет-но-правовых норм на материальные и процессуальные.

Однако студенты изучают финансовое право как учебную дисциплину. И поэтому прежде всего необходимо познакомиться с сущностью финансов, их необходимостью для государственного функционирования, с системой и полномочиями органов, которые руководят финансовой деятельностью. Следует четко знать финансово-правовые нормы, их специфику, финансовые правоотношения, финансовый контроль. Без всего этого невозможно усвоить конкретные финансово-правовые институты финансового права.

Поэтому финансовое право как учебная  дисциплина делится на две части - Общую и Особенную. В Общую  часть включаются положения, характеризующие  финансовое право в целом. В Особенной  части курса финансового права  изучается финансовое право как  отрасль права. Нормы, включаемые в  Особенную часть финансового  права как в учебную дисциплину, объединяются в разделы, включающие в себя соответствующие финансово-правовые институты. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел.

Например, подотраслью финансового права является бюджетное право, которое в свою очередь делится на два института: бюджетное устройство и бюджетный процесс. 
Финансовое право состоит из правовых норм, которые включаются в акты различной правовой формы (законы, указы, инструкции, решения и т. д.) по финансовым вопросам и в совокупности составляют финансовое законодательство.

Система финансового законодательства представляет собой иерархическую  совокупность законов и нормативно-правовых актов по финансовым вопросам. 
Вертикальная структура системы финансового законодательства включает Конституцию РФ, законы России по финансовым вопросам. Система налогообложения; налоги и сборы; принципы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, статус иностранных валют на территории России; порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга; порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы.

В финансовое законодательство включается большой массив подзаконных актов. 
Подзаконными актами являются нормативные Указы Президента по финансовым вопросам, постановления Правительства России, приказы и инструкции министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления и местных государственных администраций.

Нормативно-правовые акты Кабинета Министров  России в области финансов принимаются  на основе законов и в развитие их предписаний.

Финансовое законодательство состоит из множества нормативно-правовых актов, изданных государственными органами и органами местного самоуправления. Многие из них оправданы многолетней практикой применения, а некоторые полностью либо частично перестали применяться или их положения настолько устарели, что органам, их принявшим, ясно, что их пора обновлять. Для приведения финансового законодательства в единую стройную систему, позволяющую отыскивать нужный акт и требуемую норму, проводится систематизация финансовых нормативно-правовых актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Карасева, М.В. Финансовое право / ред. М.В. Карасева. – М.: Проспект, 2004. – 400С.
  2. Грачева, Е.Ю., Финансовое право: учебник / ред. Е.Ю. Грачевой, ред. Г.П. Толстопятенко. – М.: Юрайт, 2003. – 340С.
  3. Химичева, Н.И. Финансовое право / Н.И. Химичева. – М.: Юриспруденция, 2004.- 709С.
  4. Худяков, А.И. Основы теории финансового права / ред. А.И. Худяков.- Алматы.:Юнити, 1995.-398С.

Информация о работе Финансовое право Российской Федерации