Финансовое право ЦБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР.

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

       1. Правовые основы  надзора ЦБ РФ  за деятельностью  кредитных организаций

       1.1 Правовой статус  ЦБ РФ

       Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского  республиканского банка Госбанка СССР.

       Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

       В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

       Ключевым  элементом правового статуса  Центрального банка Российской Федерации  является принцип независимости, который  проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как  особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

       Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию  нормативных актов, обязательных для  федеральных органов государственной  власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России.

       Банк  России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

       Государство не отвечает по обязательствам Банка  России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства  или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

       В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая  назначает на должность и освобождает  от должности Председателя Банка  России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

       1.2 Центральный банк  как орган банковского регулирования и банковского надзора в РФ и за рубежом

       Банковские  системы различных стран следуют  одной из двух возможных схем организации  регулирования и надзора за деятельностью  кредитных организаций: первая - надзорные  функции выполняет только центральный банк страны; вторая - надзорные функции наряду с центральным банком выполняет созданный для этого орган. В свою очередь вторая схема может распадаться на несколько типов, в зависимости от степени и характера участия в процессе надзора центрального банка.

       Таким образом, всего можно говорить о  четырех моделях организации  банковского надзора (при определенной доли условности такой четкой классификации). Приведем их краткую характеристику.

       Первая  модель - основывается на законодательном  закреплении за центральными банками исключительных полномочий в сфере надзора и регулирования банковской деятельности. Эта модель исторически была доминирующей, хотя и не исключительной, с момента возникновения надзорной практики в области банковского дела. Не только во многих развивающихся странах, но и в государствах со зрелой рыночной экономикой центральные банки продолжают выполнять функции регулятора банковской деятельности. К их числу, например, можно отнести Испанию, Грецию и Португалию, и с известными оговорками - Италию и Голландию.

       Вторая  модель - ее можно назвать «смешанной», представлена странами, где функции  надзора и контроля выполняются  специализированными органами при  непосредственном участии центрального банка и министерства финансов. Самым  ярким примером здесь может служить организация банковского надзора в США, которая отличается от систем в других странах довольно сложной структурой.

       Коммерческие  банки и финансовые институты  в США могут иметь статус федеральных (общенациональных) организаций или организаций штатов. Надзор за их деятельностью осуществляют три органа: Федеральная резервная система; Федеральная корпорация страхования депозитов, занимающаяся страхованием депозитов в банках и других кредитных институтах; Управление контролера денежного обращения - бюро Министерства финансов, осуществляющее надзор за общенациональными банками.

       Между перечисленными органами существует соглашение об исключении двойной работы. Надзор за остальными банками в США осуществляют надзорные органы соответствующих штатов и другие органы федерального уровня.

       В отличие от других стран в США  надзор за сберегательными банками  и кредитными союзами осуществляется двумя дополнительными надзорными органами: Управлением по надзору  за сберегательными учреждениями (Office of Thrift Supervision) и Национальным управлением кредитных союзов (National Credit Union Administration).

       К «смешанной модели» можно отнести  и Францию, где центральный банк страны - Банк Франции - в завуалированном  виде играет если не определяющую, то ведущую роль в надзоре за деятельностью кредитных учреждений.

       К числу стран, принявших в рамках переходного периода «смешанную модель», сейчас можно условно отнести  Италию и Нидерланды. В данном случае имеет место разделение надзора  по двум направлениям, одно из которых - обеспечение устойчивости финансовых учреждений, второе - обеспечение корректности ведения бизнеса. Если говорить о Нидерландах, то здесь пруденциальным надзором за всеми финансовыми институтами занимается Банк Нидерландов, а бизнес-надзором - Служба по финансовым рынкам. Законодательно такая структура оформлена совсем недавно - принятием в начале 2005 г. Закона о финансовом надзоре.

       Третья  модель - характеризуется тем, что  надзор за банковской деятельностью  осуществляется независимыми специализированными органами в тесном взаимодействии с министерством финансов и при более или менее выраженном опосредованном участии центрального банка. К их числу, в частности, относится Канада, которая наряду с Великобританией является страной, где роль центрального банка в регулировании и надзоре за банковской системой весьма ограничена. До недавнего времени в число этих стран входили Австрия и Германия, однако в последней центральный банк страны - Дойче Бундесбанк играл и продолжает играть более заметную роль в регулировании банковской деятельности.

       Четвертая модель - объединяет страны, принявшие  законодательные решения о создании мегарегулятора на рынке финансовых услуг. Почти во всех этих странах  функции надзора отделены от центральных  банков. Исключениями являются Сингапур, в котором полномочия мегарегулятора закреплены за центральным банком, и в известной степени Ирландия, где мегарегулятор создан на базе автономного подразделения центрального банка1.

       Российское  законодательство отдает предпочтение первой схеме. Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы - например, министерство РФ по антимонопольной политике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия) кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций; Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег. Однако функции этих органов не являются собственно «банковско-надзорными» - в рамках своей компетенции они осуществляют эти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным2.

       1.3 Внутренние органы  ЦБ РФ по банковскому  регулирования и  надзору

       Главной функцией ЦБР выступает надзор за негосударственными банками и поддержание  стабильности и надежности банковской системы в целом.

       Действующим на постоянной основе органом, через  который Банк России осуществляет установленные  законом регулирующие и надзорные  функции, является Комитет банковского  надзора Банка России.

       Данный  комитет действует согласно Положению о Комитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров ЦБР от 10 августа 2004 г., протокол N 21) (с изменениями от 21 января, 14 июня 2005 г., 27 марта 2006 г.) Положение о Комитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров ЦБР от 10 августа 2004 г., протокол N 21) 3.

       Комитетом руководит председатель Комитета, назначаемый  Председателем Банка России из числа  членов Совета директоров Банка России. Председатель Банка России по представлению председателя Комитета назначает заместителей председателя Комитета, в том числе из числа руководителей структурных подразделений Банка России, входящих в состав Комитета.

       В целом структура Комитета банковского  надзора представляет собой следующий  состав (согласно Приложению к Положению о Комитете банковского надзора):

       1. Председатель Комитета.

       2. Заместители председателя Комитета.

       3. Департамент банковского регулирования  и надзора.

       4. Департамент лицензирования деятельности  и финансового оздоровления кредитных организаций.

       5. Департамент валютного регулирования  и валютного контроля.

       6. Юридический департамент.

       7. Главная инспекция кредитных  организаций.

       8. Главное управление безопасности  и защиты информации.

       9. Московское главное территориальное  управление Банка России.

       Итак, Комитет объединяет структурные  подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Он принимает, в частности, решения  по вопросам введения и изменения  пруденциальных норм деятельности кредитных  организаций в тех случаях, когда для этого не требуется решения Совета директоров Банка России. Помимо прочего, он рассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых может повлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора, установленных законодательством РФ, и/или на выполнение Банком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора.

Информация о работе Финансовое право ЦБ