Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:42, реферат
Понятие, предмет, метод финансового праваЛюбому государству присущ достаточно широкий перечень функций: социальное управление, оборона страны, поддержание порядка и т. п. Однако осуществление этих функций невозможно без достаточного материального обеспечения. В условиях господства товарно-денежных отношений привлечение и использование денежных средств естественнее всего осуществлять в денежной форме.
Понятие, предмет,
метод финансового праваЛюбому
государству присущ достаточно широкий
перечень функций: социальное управление,
оборона страны, поддержание порядка
и т. п. Однако осуществление этих
функций невозможно без достаточного
материального обеспечения. В условиях
господства товарно-денежных отношений
привлечение и использование денежных
средств естественнее всего осуществлять
в денежной форме.Финансовое право - это
совокупность юридических норм, регулирующих
общественные отношения, которые возникают
в процессе образования, распределения
и использования денежных фондов (финансовых
ресурсов) государства и органов местного
самоуправления, необходимых для реализации
их задач. Предмет финансового права –
это общественные отношения, возникающие
в процессе деятельности государства
по планомерному образованию, распределению
и использованию централизованных и децентрализованных
денежных фондов в целях реализации его
задач. Основной метод финансово-правового
регулирования – государственно-властные
предписания одним участникам финансовых
отношений со стороны других, выступающих
от имени государства и наделенных соответствующими
полномочиями. По своему содержанию эти
предписания касаются порядка и размеров
платежей в государственную бюджетную
систему или внебюджетные фонды. Финансово-правовому
регулированию свойственны и другие методы:
рекомендации, согласование. Финансовое
право охватывает своим воздействием
определенный, специфический круг общественных
отношений. Эти отношения обусловлены
тем, что государство для выполнения своих
задач применяет такой экономический
рычаг, как финансы и осуществляет в связи
с этим финансовую деятельность. Финансы
– это экономическая категория, означающая
систему экономических отношений по созданию,
распределению и использованию государственных
и муниципальных денежных средств. Финансовая
деятельность государства – это осуществление
им функций по собиранию, распределению
(перераспределению) и использованию государственных
и муниципальных денежных средств.Экономические
отношения по собиранию, распределению
и использованию государственных денежных
средств можно дифференцировать исходя
из форм и методов аккумуляции и распределения
этих средств. Группа однородных отношений
образует финансовый институт или звено
финансов. Совокупность всех финансов
и их взаимосвязь образуют финансовую
систему государства.Бюджет – это центральный
институт финансового права, так как именно
в форме бюджетов различных уровней происходит
аккумуляция, распределение и использование
основной массы государственных и муниципальных
денежных средств. В материальном смысле
бюджет – это централизованный денежный
фонд, формируемый Республикой Беларусь,
территориальными образованиями для осуществления
функций этих государственных и муниципальных
образований. Такое понимание бюджета
является обыденным и имеется в виду в
случаях, когда говорят о средствах бюджета,
финансирования из бюджета и т. п. Кроме
того, существует экономическое понимание
бюджета. Бюджетом в этом смысле является
система экономических отношений, возникающих
по поводу создания, распределения и использования
средств бюджетных фондов различных уровней.В
юридическом смысле бюджет – это финансовый
план образования и расходования денежных
средств бюджетных фондов различного
уровня, утверждаемый соответствующими
представительными государственными
и местными органами для обеспечения функций
государственных и местных образований.Бюджет
является основным, универсальным финансовым
планом государства, поскольку кроме него
действуют и другие финансовые планы:
сметы, балансы предприятий, учреждений,
организаций. Кроме того, бюджет государственного
или местного образования охватывает
практически все области, группы общественных
отношений, где государство осуществляет
свои функции. Исключение сделано лишь
для некоторых групп общественных отношений,
финансирование которых происходит в
форме внебюджетных целевых фондов.Понятие
бюджета как финансового плана не тождественно
бюджету как юридическому акту, принимаемому
соответствующим представительным органом,
так как такой акт (например, закон о республиканском
бюджете на какой-либо год) отражает лишь
основные показатели соответствующего
бюджета, а кроме того, решает некоторые
вопросы, которые, строго говоря, не относятся
к самому финансовому плану.Финансы по
своей сути представляют одну из экономических
категорий, используемых в современных
государствах с различными общественно-политическим
строем. К таким категориям относятся
также - деньги, прибыль, себестоимость.
Для того, чтобы детально рассмотреть
понятие и сущность финансового права
рассмотрим ряд понятий и механизмов финансового
права. Финансы Республики Беларусь - это
экономические отношения по созданию,
распределению и использованию фондов
денежных средств государства, его территориальных
подразделений, а также предприятий и
организаций, необходимых для обеспечения
расширенного воспроизводства и социальных
нужд, в процессе которых происходит распределение
и перераспределение совокупного общественного
продукта, и контроль за удовлетворением
общественных потребностей. По своему
материальному содержанию финансы представляют
денежные фонды, а их совокупность - финансовые
ресурсы страны, которые отражаются в
свободном финансовом балансе по территории
РБ. Однако сущность финансов раскрывается
через содержание тех общественных отношений,
которые возникают в связи с их функционированием.
Финансам свойственны - распорядительная
и контрольная функции. Распорядительная
функция призвана способствовать организации
сбалансированного и эффективного общественного
воспроизводства, развитию всех отраслей
соответственно потребностям общества
в целях наиболее полного удовлетворения
потребностей людей. Эффективной реализации
функций и регулирующей роли финансов
препятствуют кризисные явления в экономике
страны. Они выражаются в бюджетном дефиците,
падении покупательной способности рубля,
угрозе гиперинфляции, необоснованном
росте денежной массы, низком уровне финансовых
вложений в развитие производства, науки
и социальной сферы, неэффективности налогового
и кредитного механизмов как стимуляторов
производственной деятельности и др. Финансовая
система - это совокупность входящих в
состав финансов РБ звеньев (институтов)
в их взаимосвязи. Эту систему составляют:
• бюджетная система с входящими в нее
государственными (федеральными, республиканскими,
краевыми, областными) и местными бюджетами;
• внебюджетные целевые фонды; • финансы
предприятий, объединений, организаций,
учреждений, отраслей народного хозяйства;
• имущественное и личное страхование;
• кредит (государственный и банковский).
Эти звенья существуют как на республиканском,
так и на местном уровне субъектов РБ,
а также местного самоуправления. Функционирование
финансовой системы обеспечивается движением
наличных денежных знаков и в большей
части - безналичными денежными платежами
и расчетами. Создаются разнообразные
внебюджетные целевые фонды подобно тем,
что имеют широкое распространение в других
странах. Уже не существует государственной
монополии на имущественное и личное страхование,
банковский кредит. Эти центры могут быть
централизованными и децентрализованными.
Централизованные денежные фонды в определенных
территориальных пределах (федеральный,
республиканский, областной) - используются
для удовлетворения общих нужд соответствующей
территории. Децентрализованные - фонды
предприятий, организаций, используются
для производственных и социальных нужд
в масштабах данного предприятия (организации,
ассоциации). Внебюджетные целевые фонды
- пенсионный, фонд занятости, медицинский
и др. Их средства образуются за счет обязательных
платежей и отчислений юридических и физических
лиц. Финансы предприятий - исходное звено,
основа всей финансовой системы. Связаны
со всеми стадиями производства и реализации
произведенной продукции, создании национального
дохода и распределения его при посредстве
финансовой системы. Кредит выражается
в привлечении и аккумуляции в кредитные
ресурсы свободных средств государства,
юридических и физических лиц, предоставляемых
на принципе возвратности. Государственный
кредит - отношения по временному использованию
денежных средств (юридических и физических
лиц) государством, выступающим в данном
случае в качестве заемщика. В результате
образуется внутренний долг. Заимствование
осуществляется в форме государственного
займа, получения Правительством кредитов
в банке и др. При этом широко используются
вклады граждан в сберегательные банки
в качестве источника кредитных ресурсов.
Банковский кредит - отношения по образованию
в распоряжении банков денежных фондов
(кредитных ресурсов) в результате использования
хранящихся на их счетах временно свободных
средств и предоставлению этих ресурсов
на началах возмездности и возвратности
юридическим и физическим лицам на производственные,
социальные нужды. Финансовая деятельность
государства - это осуществление им функций
по планомерному образованию, распределению
и использованию денежных фондов (финансовых
ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического
развития, обеспечения обороноспособности
и безопасности страны. Содержание этой
деятельности выражается в многочисленных
и разнообразных функциях в сфере образования,
распределения и использования государственных
денежных фондов. Неотъемлемым элементом
каждой из них являются функции контроля.
Финансовая деятельность государства
выступает как важная и необходимая составная
часть механизма социального управления.
Это выражается в том, что аккумулированные
государством денежные средства направляются
в отрасли народного хозяйства, социальную
и другие сферы с учетом приоритетности
финансируемых мероприятий. Воздействие
государства на социально-экономические
процессы так же осуществляется путем
- предоставления налоговых льгот, применения
низких процентных ставок при кредитовании,
предоставлении отсрочек по налоговым
платежам. При распределении государственных
денежных средств применяются два основных
метода: финансирование - безвозвратный
и безвозмездный их отпуск, и кредитование
- выделение средств на началах возмездности
и возвратности. Что касается финансовых
правоотношений, то необходимо рассмотреть
их виды и содержание. Финансовые отношения
- это отношения между: • РБ и местными
административно-