Понятие и предмет финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:09, доклад

Краткое описание

Осуществление финансовой деятельности государства и орга¬нов местного самоуправления требует правовой урегулированнос-ти возникающих в процессе ее осуществления отношений: четко¬го закрепления прав, обязанностей, ответственности участвую¬щих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение фи¬нансового права. Посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством и органами местного самоуправления в соответствии со стоящими перед ними задачами.

Файлы: 1 файл

1.Предмет и понятие финансового права.doc

— 48.00 Кб (Скачать)


. Предмет и понятие финансового права

Осуществление финансовой деятельности государства и орга­нов местного самоуправления требует правовой урегулированнос-ти возникающих в процессе ее осуществления отношений: четко­го закрепления прав, обязанностей, ответственности участвую­щих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение фи­нансового права. Посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством и органами местного самоуправления в соответствии со стоящими перед ними задачами.

Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область подпадает в целом, хотя на разные звенья фи­нансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что предметом финансового права ох­ватываются отношения, возникающие в связи с функционирова­нием государственных и муниципальных финансов, что обуслов­лено публичным характером тех и других. С некоторыми составными частями финансовой системы эта отрасль права свя­зана лишь постольку, поскольку регулирует отношения, касаю­щиеся аккумуляции средств в денежные фонды государства и ор­ганов местного самоуправлния, а также их использования (например, по поводу налоговых платежей из финансовых ресур­сов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности).

В связи с финансовой деятельностью государства и органов местного самоуправления возникают, помимо финансовых, дру­гие общественные отношения, которые не относятся к предмету финансового права: например, трудовые, гражданские и др., ре­гулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

Итак, финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые воз­никают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализован­ных денежных фондов (финансовых ресурсов) государствен­ных и муниципальных образований, необходимых для реализа­ции их задач.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствую­щих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отноше­ния, возникающие в процессе финансовой деятельности государ­ства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. ^Данные отношения и составляют предмет финансового права.

Следовательно, предмет финансового права — это общест­венные отношения, возникающие в процессе деятельности го­сударства и муниципальных образований по планомерному обра-уованию (формированию), распределению и использованию де-мжных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих Ьадач.

По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, сто обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределе-шя, с разными сторонами жизни общества и государства. Разно-эразен также и круг участников финансовых отношений: Рос­сийская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние — с муниципальными образованиями, ор­ганы государственной власти и местного самоуправления — с ор­ганизациями и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные органы всех видов и уровней и органы •местного самоуправления, в том числе финансовые и кредитные •органы, в соответствии со своей компетенцией в области финан-IcoB1.

Однако не всегда специалисты по финансовому праву отмеча-|ют вхождение в его предмет отношений, связанных с функциони­рованием муниципальных финансов, ограничиваясь при форму

лировании его понятия упоминанием только государственных финансов и финансовой деятельности государства. Вместе с тем при рассмотрении содержания конкретных финансово-правовых институтов отражают в них муниципальные финансы и финансо­вая деятельность органов местного самоуправления (например, бюджетные права муниципальных образований, или органов местного самоуправления). Таким образом эти специалисты фак­тически не отрицают принадлежности упомянутых категорий к финансовому праву. Между тем высказано и мнение, согласно ко­торому в предмет финансового права не следует включать отноше­ния, возникающие в процессе финансовой деятельности органов местного самоуправления (формирования и исполнения местных бюджетов, установления и взимания местных налогов и сборов и т.п.), поскольку эти органы не входят в систему органов госу­дарственной власти1. Представители современной зарубежной науки финансового права также высказывают такие мысли. Французский ученый Годме, в частности, пишет: «Финансовое право — отрасль публичного права, предметом которой являются нормы, регулирующие государственные финансы»2.

Связь финансового права именно с государственными финан­сами подчеркивалась в русской дореволюционной литературе3. Вместе с тем обращалось внимание и на то, что к сфере финансо­вого права следует относить и соответствующую деятельность земств, то есть органов местного самоуправления4.

Таким образом, данные в настоящем учебнике определения предмета и понятия финансового права увязаны не только с госу­дарственными, но и с муниципальными финансами, а также учи­тывают их классификацию на централизованные и децентрализо­ванные.

Исключение отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности муниципальных образований (органов местного самоуправления), противоречило бы принципу единства финансо­вой системы и конституционному требованию о проведении в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики  (п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Объединяет эти отношения с отношениями, возникающими в ходе финансовой деятельности государства, и публичный характер тех и других.

В финансовых отношениях, являющихся предметом финан­сового права, можно выделить следующие их группы:

а)  между Российской Федерацией, ее субъектами, муници­пальными образованиями и административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

б) между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждения­ми, с другой, — в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями, распреде­лением между ними или расходованием государственных и муни­ципальных денежных средств;

в)  между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием   соответствующих   -государственных   (муници­пальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджет­ных, кредитных, страховых);

г)  между государственными, в том числе казенными, и му­ниципальными предприятиями, организациями, учреждения­ми, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами, с другой, — в связи с распреде­лением и использованием в соответствующих отраслях эконо­мики и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организа­ций, учреждений;

д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, — в связи с образованием и распределением государственных кредитных ре­сурсов и централизованных страховых фондов;

е)   между финансово-кредитными  органами  государства,  с одной стороны, и физическими лицами, с другой, — в связи с вы­полнением обязанностей последних по внесению платежей в госу­дарственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, вне­бюджетные целевые фонды).

Данная классификация проведена по субъектному составу отношений. Возможна классификация и по другим критериям, например, по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т.д. Разнообразие подходов при классификации финансовых отношений углубляет представления о предмете финансового права.

Рассмотрение финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содер­жание — направленность на образование, распределение и ис­пользование государственных и муниципальных денежных фон­дов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и под непосредственным воздействием го­сударства и (в рамках законодательства) — органов местного самоуправления.

Государство обеспечивает планомерность аккумуляции де­нежных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, на другие потребности общества. Оно должно организовывать эту деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.

В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов местно­го самоуправления, методы аккумуляции средств в государствен­ные и муниципальные денежные фонды, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государ­ственных и муниципальных денежных средств, источники обра­зования финансовых ресурсов государственных и муниципаль­ных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, орга­низаций, учреждений и т.п.

Регулируя эти отношения, нормы финансового права закреп­ляют права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан.

Четкость правового регулирования финансовых отношений важна не только для обеспечения должной организованности ра­боты государственных органов, органов местного самоуправле­ния, но и для соблюдения интересов государства, муниципальных образований, а также граждан, предприятий, организаций, уч­реждений, а в конечном итоге — для выполнения государством его функций.

Финансовое право России отражает новые экономические и политические процессы, происходящие в стране. В его развитии можно видеть следующие наиболее существенные направления.

Во-первых, изменения финансово-правовых норм, обусловлен­ные созданием раночной экономики. Теперь эти нормы базируют­ся на принципе равенства прав субъектов независимо от формы собственности, и соответственно этому — их финансовых обя­занностей перед государством и муниципальными образования­ми, прав на защиту их законных интересов, самостоятельности хозяйствующих субъектов и т.д.

Следует заметить и нацеленность финансово-правовых инсти­тутов на стимулирование производства, использование их для ре­гулирования развития экономики и др.

Во-вторых, усиливается материальная (финансовая) ответст­венность за правонарушения в области финансов. Это*относится и к ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

В-третьих, финансово-правовое регулирование направлено на установление большего разнообразия в методах финансовой дея­тельности государства и органов местного самоуправления. Вместе с тем в них все еще преобладает фискальная сторона (рас­ширение системы налогов для привлечения средств в казну при недостаточном развитии социальной направленности).

В-четвертых, финансовое право отражает развитие в России федеративных отношений и местного самоуправления. Измене­ния в его нормах ориентированы на повышение роли субъектов Российской Федерации, расширение их самостоятельности и сферы правового регулирования. Одновременно такую же направ­ленность финансового права можно отметить в отношении орга­нов местного самоуправления. Не только субъекты Федерации, но и эти органы могут принимать нормативные акты, регулирующие финансовые отношения в соответствующих территориальных пределах (например, положения о местных налогах и сборах). Эти процессы сочетаются с укреплением вертикали власти, обеспечи­вающей единую финансовую политику в стране.

В-пятых, финансово-правовые нормы, закрепляющие полно­мочия государственных органов в области финансов, отражают принципы разделения властей.

Вместе с тем, отмеченные направления в развитии финансово­го права Российской Федерации во многих случаях представляют лишь наметившиеся тенденции, которые требуют своего углубле­ния и упрочения. Важно при этом, чтобы развитие финансового права в целом соответствовало нормам международного права, по­ложениям Всеобщей Декларации прав человека, принятой гене­ральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.1, и способствовало

 



Информация о работе Понятие и предмет финансового права