Управление финансовыми рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 01:39, реферат

Краткое описание

Понятие риска, виды финансовых рисков, управление финансовыми рисками. пути снижения финансовых рисков.

Оглавление

Введение
1. Риск как объект управления
2. Классификация рисков и методы управления ими
3. Процесс управления рисками
4. Пути снижения финансовых рисков
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

управление финансовыми рисками.doc

— 190.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

УПРАВЛЕНИЕ  ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ  ОРГАНИЗАЦИЙ 
 
 
 
 
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение

1. Риск как  объект управления

2. Классификация  рисков  и методы управления  ими

3. Процесс управления  рисками

4. Пути снижения  финансовых рисков

Заключение

Список использованных источников

3

4

11

16

23

29

30

 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В связи с развитием российского  рынка менеджеры самых различных  компаний все чаще обращают внимание на управление рисками. На фоне экономического роста меняется инфраструктура рынка, активно развивается бизнес и совершенствуются методы управления им. Идет накопление опыта, его переосмысление, сравнение с опытом партнеров и конкурентов. В практику бизнеса и управления российских предприятий, финансовых институтов и финансово-промышленных групп все активнее проникают передовые, хорошо зарекомендовавшие себя в других странах методы планирования, управления и оценки эффективности работы. Как следствие, широко известные и популярные среди западных менеджеров теории бизнеса и управления, в которых обычно преобладают субъективные ценности и методы оценки успеха, теперь пересматриваются специалистами в зависимости от их воздействия на рыночную капитализацию бизнеса.

     Развитие  бизнеса в России сопровождается ростом давления инвесторов и государства  на руководителей предприятий с целью увеличения «прозрачности» бизнеса и принятия определенных этических норм корпоративного управления. Перед ведущими российскими топ-менеджерами и акционерами также ставится задача повышения капитализации бизнеса за счет роста рыночной стоимости акций. Эти явления, по всей видимости, связаны с глобализацией мировой экономики, «интернационализацией» российского бизнеса и как минимум временным доминированием англосаксонской модели рынка над европейской. Подтверждением сказанному служит то, что похожие явления на протяжении последних лет наблюдаются в корпоративной жизни не только в США и Великобритании, но и в Германии и Франции. В данном контексте одной из важнейших задач, стоящих перед руководителями крупных российских предприятий, становится достижение стратегических целей бизнеса в запланированные сроки или, точнее, увеличение шансов достижения этих целей и, как следствие, минимизация вероятности ситуаций «неуспеха», которые могут снизить капитализацию компании или повлиять на инвестиционную привлекательность ее акций. Аналогичные задачи стоят и перед многими средними предприятиями, акции которых не торгуются на открытом рынке. Ведь ответственность менеджеров предприятия перед его владельцем ничуть не меньше ответственности менеджеров «голубых фишек» перед инвестиционным сообществом в целом. Цель реферата – рассмотреть особенности управления финансовыми рисками организаций.

 

      1. Риск как объект  управления 

     Риск  обычно определяют как возможность  наступления некоего, чаще всего  неблагоприятного для рассматриваемого бизнеса события. Это событие может быть как внешним по отношению к данному бизнесу, так и внутренним, и на практике способно принимать самые причудливые формы. Естественно, менеджер стремится разобраться в имеющемся многообразии. И здесь нет инструмента лучше, чем анализ неблагоприятных возможностей.

     Существует  множество различных классификаций  видов риска, с которыми сталкивается современная компания, но чаще всего  выделяют риски рыночные, финансовые (в том числе кредитные и  инвестиционные), операционные и др. Классификация рисков с учетом степени значимости их последствий уникальна для каждого конкретного субъекта хозяйственной деятельности и зависит от целого ряда факторов. Компаниям часто приходится иметь дело и со стратегическими рисками (рисками ухудшения положения компании на рынке, угрозами ее репутации), и с юридическими (возможными проблемами в связи с договорной деятельностью, контрактацией или требованиями законодательства), и экологическими (возможными санкциями в связи с нанесением ущерба окружающей среде), а также с рисками информационной, экономической или физической безопасности, рисками корпоративных транзакций, техногенными рисками и т. д. Поскольку риски возникают практически во всех сферах хозяйственной деятельности и затрагивают интересы различных подразделений и структур, управление рисками должно осуществляться комплексно и скоординированно в разрезе подразделений, функций и процессов1.

     Методы  управления рисками настолько универсальны и привлекательны для менеджеров, что стоит предостеречь от переоценки их возможной роли в корпоративном управлении. Приведем один пример. Говоря о стратегических целях бизнеса и возможных неудачах компании на пути их реализации, невольно приходится затрагивать тему эффективности стратегического планирования и применять весь инструментарий консалтинга. Оценка стратегических рисков осуществляется путем глубокого анализа как возможностей и особенностей самого бизнеса, так и перспектив рынка в целом, построения возможных сценариев развития ситуации и идентификации ключевых событий. В этой связи, конечно, можно говорить о «стратегических рисках бизнеса» и управлении ими, но вряд ли стоит надеяться на то, что точные числовые методы анализа и планирования дадут менеджерам компании какой-то новый и полезный управленческий инструмент. Другое дело, что с их помощью иногда можно получить полезную информацию, которую удобно использовать при принятии управленческих решений: например, скорректировать традиционный SWOT-анализ с учетом предполагаемых сценариев развития ситуации на рынке, или расставить приоритеты внешних угроз бизнесу в соответствии с их вероятностями, или попытаться спрогнозировать развитие ситуации на соответствующих сегментах российского рынка на основе анализа международных рынков капитала. Полезной может оказаться и сама методология управления рисками в смысле постановки задач и культуры анализа.

     Еще проще обстоит дело с юридическими рисками: для их анализа и контроля количественные методы, насколько нам  известно, не применяются. Наилучший результат дает простой логический анализ типа «что, если?», осуществляемый юристами под руководством риск-менеджера или в тесном взаимодействии с ним.

     В то же время хорошо зарекомендовали  себя в российской практике количественные методы управления рыночными и кредитными рисками, а также рисками ликвидности. Применяемые здесь модели разработаны в международном банковском сообществе на основе современных теорий рынков капитала и постепенно завоевывают свое «место под солнцем» благодаря деятельности Базельского комитета и национальных регуляторов банковской деятельности отдельных стран.

     Методы  оценки кредитных рисков и управления ими особенно интересны крупным  предприятиям с большим числом покупателей  продукции и высокой реализацией2.

     Практическая польза от эффективной методики управления кредитным риском может заключаться как в повышении качества дебиторской задолженности за счет контроля за соблюдением лимитов на отгрузку товара покупателям, так и в возможности снижения необходимых резервов, увеличении скорости оборачиваемости дебиторской задолженности и, в конечном счете, улучшении финансовых результатов работы предприятия.

     Страхование дебиторской задолженности, обычное  для развитых капиталистических  стран, также постепенно пробивает  себе дорогу на российский рынок.

     У большинства российских менеджеров слово «риски» пока еще ассоциируется  только со словом «страхование». Однако управленцы постепенно отказываются от традиционного для нашей страны подхода к минимизации рисков хозяйственной деятельности путем эпизодического страхования некоторых типов имущества. Вместе с развитием корпоративного управления в США, Великобритании, Германии и других странах Европы, недавний и внушительный «толчок» которому дали крупные скандалы в компаниях Enron, WorldCom и Parmalat, в корпоративную жизнь постепенно входит понятие культуры управления рисками. Это понятие связано и с так называемой наилучшей практикой (best practice), особенно эффективно, на наш взгляд, тиражируемой регуляторами рынков в Великобритании, и с концепцией интегрированной системы управления рисками, давно закрепленной в немецком законодательстве (KonTrag).

     Лидеры  российского бизнеса также заинтересованы в создании комплексных систем управления рисками, по своей сложности приближающихся к системам управления рисками крупных кредитных институтов. В штате многих компаний появляется должность директора по рискам (chief risk officer - CRO) - руководителя, отвечающего за риски бизнеса.

     Управление  рисками - это не только задача, которую  все менеджеры компании должны в конечном счете выполнить, это еще и эффективный инструмент руководства бизнесом. Управление рисками как процесс тесно связано с корпоративным управлением, поскольку акционерам в таком случае предоставляется информация о наиболее существенных для них рисках и о том, как эти риски контролируются3.

     Контроль  рисков важен для эффективного управления бизнесом, поскольку может дать более  реалистичную оценку работы отдельных  специалистов и подразделений, скорректировав их финансовые показатели с учетом рисков, создаваемых для бизнеса в целом.

     Хорошая система внутреннего контроля на предприятии или в банке - также  производный продукт и важнейшая  часть системы управления рисками. Понятно, что наиболее подробно методика организации внутреннего контроля описана для кредитных институтов (в частности, в России - Центральным Банком России). Однако и на промышленных предприятиях руководители и специалисты традиционно уделяют внимание вопросам внутреннего контроля и аудита. Практика показывает, что наиболее эффективные системы внутреннего контроля формировались на тех предприятиях, где к их созданию либо подходили «тотально», чтобы задействовать максимальное количество персонала и ресурсов и проконтролировать все, либо использовали методики управления рисками. В последнем случае руководство предприятия утверждало перечень основных рисков бизнеса, а специалисты на этой основе разрабатывали и внедряли процессы, направленные на идентифицированные ранее риски.

     Перед директором по рискам и его службой  ставится задача организации управления всеми рисками бизнеса, и в первую очередь теми, которые влияют на достижение компанией стратегических, производственных и финансовых целей. При этом понятие «управление рисками» включает выявление и идентификацию ключевых рисков; принятие решения о методах измерения их вероятности и количественной оценки их последствий для бизнеса; принятие решения о мерах контроля за рисками и их последствиями; организацию мониторинга рисков; подготовку своевременной и понятной непрофессионалам отчетности для внешних пользователей управленческой информации. Полезно разработать и принять политику в области управления рисками бизнеса, позволяющую идентифицировать основные риски, определить их допустимые уровни и заложить принципы, сообразно которым компетентные лица компании будут обеспечивать соответствие фактических рисков бизнеса уровням, допустимым в пределах имеющейся политики.

     По  достижении бизнесом некой «критической массы» его возможности по работе с рисками существенно возрастают: например, выход на международные фондовые рынки позволяет более эффективно хеджировать некоторые валютные и рыночные риски, продавать или покупать кредитные и процентные риски и т. п. Соответственно, руководство компании проявляет тогда и большую готовность выделять средства как на подготовку и обучение собственных специалистов, так и на аутсорсинг необходимого опыта на стороне.

     Считается, что зрелость любой науки определяется степенью проникновения в нее  точных количественных методов. В этом смысле можно смело говорить о «созревании» теории бизнеса. Бурное развитие финансовой математики в последние годы не осталось незамеченным деловым сообществом. Все шире в практике российских финансовых институтов и промышленных предприятий применяются абстрактные финансово-математические модели и методы4.

     Если  еще несколько лет назад обычным  был, например, бизнес-план, в котором  компания определяла качественные и  количественные показатели хозяйственной  деятельности, которые она планировала  получить по итогам года, то теперь эти целевые показатели все чаще усложняются: руководство компании принимает несколько различных сценариев развития и своего бизнеса, и рынка в целом. Появляется объективная связь «управленческой науки» с современными теориями рынков, в том числе финансовых, с их моделями и количественными методами оценки и прогнозирования. При этом, как показывает западная практика, наибольший эффект достигается путем применения так называемых стохастических моделей - моделирования рынка и результатов работы его субъектов с помощью аппарата теории вероятностей и статистики.

     Естественно, что скорость проникновения количественных методов в практику бизнеса неодинакова. Уже несколько лет назад они  прочно утвердились во всех западных и большинстве крупных российских финансовых институтов, бизнес которых связан с «покупкой и продажей рисков», и постепенно приживаются на крупных российских предприятиях, например сырьевой сферы и энергетики, бизнес которых напрямую зависит от состояния соответствующих мировых рынков.

     Понятно, что после формализации и моделирования рынка и финансово-хозяйственной деятельности ее субъекта становится возможным и даже естественным точное измерение рисков бизнеса, по крайней мере в рамках применяемых моделей. И опять здесь приходят на помощь теоретико-вероятностные методы. Риски наступления неблагоприятных для бизнеса событий и их последствия можно характеризовать и в терминах вероятности наступления этих событий, и в терминах математического ожидания случайных величин, таких, например, как размер убытков из-за банкротства крупного покупателя продукции предприятия или величина трансляционной прибыли в связи с ростом обменного курса валюты покупателя, и т. п.

Информация о работе Управление финансовыми рисками