Управление финансовыми рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 01:39, реферат

Краткое описание

Понятие риска, виды финансовых рисков, управление финансовыми рисками. пути снижения финансовых рисков.

Оглавление

Введение
1. Риск как объект управления
2. Классификация рисков и методы управления ими
3. Процесс управления рисками
4. Пути снижения финансовых рисков
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

управление финансовыми рисками.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

      Применение  на практике этих принципов означает, что всегда необходимо paccчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия. 

 

      3. Процесс управления рисками 

      Процесс управления риском может быть разбит на шесть стадий: определение цели, выяснение риска, оценка риска, выбор  методов управления риском, применение выбранного метода, оценка результатов.

      1. С точки зрения финансового  риска, определение, цели сводится к обеспечению существования фирмы в случае существенных убытков.

      В качестве цели могут фигурировать: защита работы предприятия от условий  внешней среды или оптимизация  внутренней среды.

      В качестве внешней среды предприятия  рассматривают две группы факторов: прямого и косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия относят: поставщиков, покупателей, конкурентов, государство. К факторам косвенного воздействия относят: состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы, достижения НТР, международные события. К положительным факторам внутренней среды относят: наличие специальной службы "экономической безопасности", системы "экономи-ческого предупреждения", которая предотвращает все непредусмотренные расходы9.

      2. Следующим шагом является выяснение  риска при помощи сбора различной  информации и использования официальных  и неофициальных каналов. Кроме  данных финансовой отчетности  и бизнес-планов к официальным  источникам информации относят  информацию, полученную из периодической печати, радио, телевидения и т.п. К неофициальной информации относят данные, полученные при помощи промышленного шпионажа.

      3. Анализ (оценка) риска. После того, как убыток уже имел место,  следующим шагом будет определение  его серьезности.

      4. Выбор методов управления риском. В соответствии с результатами предыдущих исследований осуществляется выбор того или иного метода управления риском. Возможна также комбинация из нескольких методов.

      5. Применение выбранного метода  — принятие конкретных шагов по применению того или иного метода. Например, если избранным методом является страхование, то этот шаг заключается в покупке страхового полиса. При этом выбираются разные страховые компании в зависимости от их специализации в области страховых рисков, и далее выбирается наиболее оптимальная по времени и цене и обеспечению форма страхового полиса. Кроме страхования стратегия управления любым риском включает программу предотвращения и контроля убытков. При этом задействуется каждая из функций финансового менеджмента: планирование, организация, руководство и контроль.

      Рассмотрим, например, роль планирования как функцию финансового менеджмента применительно к управлению финансовыми рисками. Одним из элементов внутрифирменного планирования является бизнес-план, в структуре которого имеется раздел — оценка рисков. Этот раздел бизнес-плана представляет инструмент управления рисками предприятия. Важно предугадать все возможные типы рисков, с которыми может столкнуться предприниматель, обосновать источники этих рисков и все возможные моменты их возникновения. Данный раздел нацелен на исследование не только финансовых, но и других рисков (например, политических, законодательных, природных (стихийные бедствия) и др.). Раздел бизнес-плана "Финансовый план" представляет собой денежное выражение всех расчетов, содержащихся в предыдущих разделах бизнес-плана. Все риски, представленные в разделе "Оценка рисков", находят в финансовом плане свое денежное выражение и влияют на общую величину финансового риска. Ниже мы приведем некоторые типичные расчеты, которые осуществляются при составлении этого раздела бизнес-плана10.

      Применение  лимитирования в отношении показателей  финансовых ресурсов бюджета предприятия  — конкретное выражение результатов  планирования рисков. Лимитирование  — это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продаж, кредита и т.п. Лимитирование является важным средством снижения степени риска и применяется, например, банками при выдаче ссуд, а предприятиями сферы обращения — при продаже товаров в кредит и т.д.

      Организационная функция финансового менеджмента  и управление рисками. Многие крупные фирмы содержат на службе "специалистов по безопасности". Эти менеджеры планируют стратегию управления риском данной фирмы, заключают договоры по страхованию, направляют усилия фирмы на контроль за убытками. Их функции выходят за рамки простого страхования. Они, например, дают консультации, как уберечь страховые платежи от инфляции, выбирают способы избежания убытков. В средних по размеру фирмах, где нет специалиста по безопасности, к функциям финансового менеджмента (финансового директора) относят и обязанность управления финансовыми рисками, поэтому именно они и должны планировать методы управления финансовыми и особенно инвестиционными рисками. В мелких фирмах — это одна из функций владельца.

      Контрольная функция финансового менеджмента  и управление рисками. Управление предотвращением убытков во многом аналогично управлению производительностью и качеством. Речь идет о руководстве в форме действий, а не словесном воздействии в соответствии с общей теорией менеджмента, которая построена на доверии и обязательствах руководства по отношению к служащим, заключении контракта с профсоюзом (поскольку безопасность трудящихся первична для профсоюзов). Концепция же финансового менеджмента базируется на "недоверчивости к собственным сотрудникам" и "ограниченном доверии" к внутренней финансовой информации (из этого вытекают важнейшие принципы построения системы внутреннего финансового контроля).

      6. Следующий (и последний) шаг  в процессе управления финансовым риском — оценка результатов. Для этого необходима хорошо отлаженная система точной информации, дающая возможность рассмотреть имеющиеся убытки и сами действия, осуществляемые для их предотвращения.

      Инвестор  иногда принимает решения, когда результаты неопределенны и основаны на ограниченной информации. Естественно, при более полной информации можно сделать лучший прогноз и снизить риск. В этом случае полезная информация выступает в качестве товара. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная11.

      Назначение  анализа риска как одного из самых  сложных этапов управления финансовыми  рисками — в необходимости дать потенциальным партнерам данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и возможности предусмотреть меры по защите от финансовых потерь.

      При проведении анализа рисков прежде всего  надо определить источники и причины  рисков, какие из них являются основными, преобладающими. Источниками рисков могут быть: хозяйственная деятельность, личность человека, природные факторы. Причиной рисков являются недостаток информации, неопределенность будущего, непредсказуемость поведения делового партнера.

      Анализ  рисков подразделяют на два взаимно  дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.

      Качественный  анализ представляет собой идентификацию всех возможных рисков. Качественный анализ может быть сравнительно простым, его главная задача — определить факторы риска, этапы работы, при выполнении которых риск возникает, и т.д.

      Объем убытка от вложения капитала может  быть равен объему данного капитала, быть меньше или больше его.

      Проведя анализ риска, следует определить степень  риска. Риск может быть12:

      • допустимым — имеется угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта;

      • критическим — возможны непоступление  не только прибыли, но и выручки и  покрытие убытков за счет средств  предпринимателя;

      • катастрофическим — возможны потеря капитала, имущества и банкротство предпринимателя.

      Количественный  анализ — это определение конкретного размера денежного ущерба отдельных подвидов финансового риска и финансового риска в совокупности.

      Иногда  качественный и количественный анализ производится на основе оценки влияния внутренних и внешних факторов: осуществляются поэлементная оценка удельного веса их влияния на работу данного предприятия и ее денежное выражение. Такой метод анализа является достаточно трудоемким с точки зрения количественного анализа, но приносит свои несомненные плоды при качественном анализе. В связи .с этим следует уделить большее внимание описанию методов количественного анализа финансового риска, поскольку их немало и для их грамотного применения необходим некоторый навык.

      В абсолютном выражении риск может  определяться величиной возможных  потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении.

      В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предприятия, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль). Тогда потерями будем считать случайное отклонение прибыли, дохода, выручки в сторону снижения в сравнении с ожидаемыми величинами. Предпринимательские потери — это в первую очередь случайное снижение предпринимательского дохода. Именно величина таких потерь и характеризует степень риска. Отсюда анализ риска прежде всего связан с изучением потерь.

      В зависимости от величины вероятных  потерь целесообразно разделить  их на три группы13:

      •   потери, величина которых не превышает  расчетной прибыли, можно назвать  допустимыми;

      •   потери, величина которых больше расчетной прибыли относятся к разряду критических — такие потери придется возмещать из кармана предпринимателя;

      • еще более опасен катастрофический риск, при котором предприниматель  рискует понести потери, превышающие  все его имущество.

      Если  удается тем или иным способом спрогнозировать, оценить возможные потери по данной операции, то значит получена количественная оценка риска, на который идет предприниматель. Разделив абсолютную величину возможных потерь на расчетный показатель затрат или прибыли, получим количественную оценку риска в относительном выражении, в процентах.

      Говоря  о том, что риск измеряется величиной  возможных, вероятных потерь, следует  учитывать случайный характер таких  потерь. Вероятность наступления  события может быть определена объективным  методом и субъективным.

      Объективным методом пользуются для определения  вероятности наступления события  на основе исчисления частоты, с которой  происходит данное событие.

      Субъективный  метод базируется на использовании  субъективных критериев, которые основываются на различных предположениях. К таким предположениям могут относиться суждение оценивающего, его личный опыт, оценка эксперта по рейтингу, мнение аудитора-консультанта и т.п.

      Таким образом, в основе оценки финансовых рисков лежит нахождение зависимости между определенными размерами потерь предприятия и вероятностью их возникновения. Эта зависимость находит выражение в строящейся кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь.

      Построение  кривой — чрезвычайно сложная  задача, требующая от служащих, занимающихся вопросами финансового риска, достаточного опыта и знаний. Для построения кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь (кривой риска) применяются различные способы: статистический; анализ целесообразности затрат; метод экспертных оценок; аналитический способ; метод аналогий. Среди них следует особо выделить три: статистический способ,  метод экспертных оценок, аналитический способ14.

      • Суть статистического способа заключается в том, что изучается статистика потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном производстве, устанавливаются величина и частотность получения той или иной экономической отдачи, составляется наиболее вероятный прогноз на будущее.

Информация о работе Управление финансовыми рисками