Финансовое право ЦБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР.

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

       Тем самым надзор ложится «серьезным грузом» на кредитные организации, отвлекая их финансовые и людские ресурсы.

       В-третьих, проблема- создание в России мегарегулятора на рынке финансовых услуг с передачей  ему функций и полномочий банковского  надзора. Подготовлен и законопроект о создании Единого федерального органа регулирования финансовых рынков 7.Согласно проекту федерального закона единый орган осуществляет правовое регулирование любой деятельности по оказанию финансовых услуг любого рода - банковских услуг, страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, услуг по коллективному инвестированию, услуг по финансовой аренде и других, отвечающих сформулированному в проекте определению. При этом активно используется опыт зарубежных стран 8.

       Было бы большой ошибкой в данном случае механически использовать опыт отдельно взятой страны. Как уже отмечалось, каждая страна, идет к модели регулирования финансовых рынков своим путем, и было бы опасно брать в качестве шаблона какой-либо из существующих вариантов.

       Существуют  различные способы достижения необходимого обмена информацией и координации действий для преодоления дублирования функций в условиях функционирования нескольких регуляторов финансового рынка. Среди наиболее распространенных форм координации регулирования можно выделить взаимное представительство руководителей ведомств, регулирующих финансовые рынки, в коллективных руководящих органах друг друга.

       Другой  формой является введение в существующую регулирующую систему вновь созданного надзорного совета. Совет может объединять глав различных регулирующих ведомств. В зависимости от полномочий такой совет представлял бы собой либо форум для расширения сотрудничества и обмена информацией между агентствами, либо орган принятия решений, включая выработку регулирующей политики. Совет может также стать первым шагом в процессе унификации регулирующих агентств. Создание совета не требует радикального обновления законодательства и изменений режима управления. Надзорный совет обеспечивал бы формализованный базис для координации надзора. Кроме того, весьма актуальными для России могут оказаться формы координации финансового регулирования, основанные на многостороннем неформальном соглашении между регуляторами (и возможно, другими заинтересованными органами) о взаимодействии с целью обсуждения возникающих регулятивных проблем и выработки согласованной политики, направленной на достижение единых приоритетов.

 

        Заключение

       Итак, рассмотрев все поставленные перед  курсовым исследованием вопросы  надзора, осуществляемого Центральным  банком РФ за деятельностью кредитных  организаций, подведём итоги исследования.

       Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. Главной функцией ЦБР выступает надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом.

       Действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет установленные законом регулирующие и надзорные функции, является Комитет банковского надзора Банка России.

       Деятельность  Главной инспекции кредитных  организаций Банка России направлена на реализацию функций Банка России в области банковского регулирования и надзора в части выявления в ходе инспекционных проверок нарушений кредитными организациями действующего законодательства и нормативных актов Банка России, а также на оценку проблем в деятельности кредитных организаций на возможно более ранних стадиях их возникновения и обеспечение подразделений надзорного блока достоверной информацией о реальном уровне рисков, принимаемых кредитными организациями.

       В течение 2007 года основное внимание Банка  России в области дистанционного надзора было сосредоточено на дальнейшем развитии принципов рискориентированного надзора, включающих в себя оценку деятельности кредитных организаций и применение мер надзорного реагирования исходя прежде всего из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиции их влияния на финансовую устойчивость кредитных организаций.

       Являясь органом банковского регулирования  и надзора, Банк России осуществляет постоянный контроль за соблюдением  кредитными организациями и банковскими  группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России.

       Реагируя  на имеющиеся недостатки в деятельности кредитных организаций, Банк России исходил из принципов своевременности  применения мер воздействия, их соразмерности  допущенным нарушениям, последовательности применения. По примененным мерам воздействия осуществлялся контроль за их выполнением.

       Вместе  с тем надзорные процедуры  Банка России еще имеют направления  для совершенствования. Сложившаяся  система пруденциального надзора  по ряду моментов вызывает критические замечания российских банков.

 

        Библиографический список

       1 Нормативные правовые акты

       1.1 Конституция РФ: Официальный текст.- М.: Омега-Л, 2009. – 63 с.

       1.2 Свод кодексов и законов РФ. - СПб.: ИГ «Весь», 2005

       1.3 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» - текст, комментарий / Под общ. ред. Лубенченко К.Д. - М.: 2000.

       1.4 Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Вестник Банка России. - 29 декабря 2003г. - №71.

       1.5 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 июля 2002г. - №28. - Ст.2790.

       1.6. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. - 6 декабря 1990г. - №27. - Ст.357.

       1.7. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 декабря 2003г. - N 52.

       1.8. Приказ ЦБР от 11 сентября 1997 г. N 02-394 «О введении в действие Инструкции «О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы» // Вестник Банка России. - 16 сентября 1997г. - №59.

       1.9. Заявление Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2005 г. NN 983п-П13, 01-01/1617 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» // Вестник Банка России. - 13 апреля 2005г. - №19.

       1.10. Письмо ЦБР от 31 января 2003 г. №04-15-3/371 «Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций» // Вестник Банка России - 5 февраля 2003г. - №7.

       1.11. Положение о Комитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров ЦБР от 10 августа 2004 г., протокол N 21) // Вестник Банка России. - 25 августа 2004г. - №51.

       2. Список литературы 

       2.1. Вишневский А.А. Банковское право. Краткий курс лекций. - М.: Статут. - 2004.

       2.2 Ерпылева Н.Ю. Банковское регулирование и надзор: новеллы российского законодательства // Законодательство и экономика.-2005.-№3, 4.

       2.3. Кредитные организации в России: правовой аспект / Отв. ред. Е.А. Павлодский. - М.: 2006г.

       2.4. Калантырский Д.Я. Пути совершенствования правового регулирования банковского надзора в Российской Федерации // Юридическая работа в кредитной организации - №1 - 2006 г.

       2.5. Ларина Л. Мегарегулятор: Festina lente // Банковское дело в Москве. - №9. - 2005 г.

       2.6. Мурычев А.В. Банковский надзор: каким ему быть? // Деньги и кредит. - 2007. - №4.

       2.7. Методология основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору (Базель, Швейцария, октябрь 1999 г.) // Вестник Банка России. - 19 апреля 2002г. - №23.

       2.8. Правовое регулирование банковской деятельности в РФ. Место ЦБ РФ в банковской системе РФ. Учебное пособие. М., 2007.

       2.9. Риск-менеджмент, банковский надзор и Базель II: "pro" и "contra" банкиров // Банковское дело в Москве - №9 - 2005г.

       2.10. Смирнов И.Е. Подготовлен законопроект о мегарегуляторе финансовых рынков // Управление в кредитной организации. - №6. - 2006 г.

       2.11. Тадеев А.А. Банковское право. - М.: 2005.

Информация о работе Финансовое право ЦБ