Системы Финансового Права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование Системы Финансового Права, для этого реализуются следующие задачи: анализ взаимосвязи её структурных элементов в их единстве и различии, становление её структуры, современное состояние, и проблемы развития Системы Финансового Права.
Рассмотреть сущность, этапы и закономерности развития Валютного права в системе финансового права.

Оглавление

Введение
Понятие валютного права и его место в системе права.
Принципы и система финансового права.
Понятие валютных отношений и валютной системы
Место валютного права в системе российского права и законодательства.
Валютное право в качестве самостоятельной отрасли.
Валютное право как институт финансового права.
Определение валютного права как комплексной отрасли законодательства.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций.
Заключение.

Файлы: 1 файл

курсовая валютное право.docx

— 50.59 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение

  1. Понятие валютного права и его место в системе права.
  2. Принципы и система финансового права.
  3. Понятие валютных отношений и валютной системы
  4. Место валютного права в системе российского права и законодательства.
  5. Валютное право в качестве самостоятельной отрасли.
  6. Валютное право как институт финансового права.
  7. Определение валютного права как комплексной отрасли законодательства.
  8. Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных                     операций.

Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение   

      В настоящее время Российская  наука Финансового Права переживает  период активного развития.     

    Под влиянием демократизации общественной жизни и движения страны по пути рыночной экономики изменились принципы, а также формы правового регулирования  Финансов. Это нашло отражение  в принципиально новых источниках Финансового Права, появившихся  в последние годы. В их числе  Налоговый Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ.   

      Актуальность Финансового Права и в частности Валютного права проявляется и в том, что финансово-правовые знания стали наиболее востребованы практикой. Они в равной мере стали необходимы как работникам налоговых, финансовых, контрольных органов, так и бухгалтерам предприятий, предпринимателям, физическим лицам, являющимися налогоплательщиками, и т.д.   

         В связи с вышесказанным хотелось бы отметить, что по мере продвижения нашего общества по пути рыночных реформ и создания экономических основ подлинно демократического общества, возникает острая потребность в более тщательном осмыслении эволюционного развития Валютного института Системы Финансового Права. Основной целью, которого является обоснование необходимости нахождения Валютного института Финансового Права, применительно к его месту и значению, в Системе Финансового Права.   

      Целью данной работы является  исследование Системы Финансового  Права, для этого реализуются  следующие задачи: анализ взаимосвязи  её структурных элементов в  их единстве и различии, становление  её структуры, современное состояние,  и проблемы развития Системы  Финансового Права.  
Рассмотреть сущность, этапы и закономерности развития Валютного права в системе финансового права.  

        

    Понятие валютного права  и его место  в системе права.

  Понятие валютного права. До начала 90-х гг. XX в. валютное регулирование заключалось в закреплении валютной монополии государства, которая проявлялась в строгом ограничении количества участников внешнеэкономических операций, осуществлении международных расчетов только через Государственный банк СССР и Банк для внешней торговли СССР, плановом распределении валютных средств по отраслям промышленности и регионам. В качестве цели государственной валютной монополии правовая доктрина рассматривала создание условий для планирования и регулирования международных расчетов Советского Союза для обеспечения равновесия платежного баланса страны.

  Существовавший  в СССР уровень изолированности  внутреннего товарного и. денежного  рынка от мировых рынков товаров, работ, услуг и капиталов, централизация  управления валютными ресурсами государства объективно не требовали наличия развитой правовой основы регулирования валютных отношений, характерной для стран с рыночной экономикой. В правовом отношении ситуация стала меняться с принятием в 1991 г. Закона СССР «О валютном регулировании». Указанным Законом было положено начало либерализации валютного регулирования. После распада СССР начатая либерализация в Российской Федерации была продолжена Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон РФ № 3615-1) и Федеральным законом № 173-ФЗ. Принятие указанных законодательных актов в соответствующие периоды времени главным образом обусловливалось состоянием экономики страны и выбранным направлением ее реформирования.

  В настоящее время можно констатировать, что увеличение роли валютных операций в экономическом обороте, произошедшее за истекший период построения рыночной экономики, подняло на качественно  новый уровень значение норм валютного  права. Увеличился не только объем соответствующих норм, но и возросла их способность существенным образом влиять на макроэкономическую ситуацию в стране. В современных экономических условиях создание эффективного механизма регулирования общественных отношений, возникающих по поводу проведения валютных операций (валютных отношений), является необходимым условием позитивного развития национальной экономики. Валютное право является составным и необходимым элементом этого механизма.

  По  поводу статуса валютного права  в системе права в юридической  литературе нет единого мнения. Преимущественно  предлагается рассматривать валютные отношения как составляющую предмета финансового, гражданского или предпринимательского права2. Ни один из предложенных подходов не позволяет рассмотреть отношения, возникающие по поводу проведения валютных операций, в полном объеме.

  В научных работах по теории права  широкое распространение получило деление отраслей права на базовые (первичные) и комплексные (вторичные). К базовым отраслям права относятся  конституционное право, гражданское  право, административное право, уголовное  право, а также процессуальные отрасли  — гражданское процессуальное право, административно-процессуальное право, уголовно-процессуальное право.

  Комплексные отрасли права формируются из норм нескольких первичных отраслей, группирующихся в обособленный комплекс норм исходя из видов общественных отношений, которые они совместно регулируют. Для формирования комплексной отрасли права необходимо наличие отдельной области общественных отношений, требующей специфического режима правового регулирования. Указанные отношения возникают по поводу наиболее социально значимых видов деятельности, что и предполагает особый подход к их правовому регулированию относительно методов, используемых в базовых отраслях права.

  Нормы комплексных отраслей права содержатся в соответствующих одноименных  им комплексных отраслях законодательства, образование которых в системе  законодательства «...является результатом, как отраслевой дифференциации правового  регулирования, так и межотраслевой  интеграции правовых норм, которая  определяется необходимостью единого  согласованного регулирования соответствующей сферы (области) государственного управления (народным хозяйством, культурой и т. д.)»1. Таким образом, к признакам комплексной отрасли права следует отнести наличие соответствующей области законодательства, которое, как правило, выражается в наличии специального законодательного акта, содержащего нормы различных базовых отраслей права.

  Наиболее  наглядными и широко признанными  в юридической литературе примерами комплексных отраслей права могут служить предпринимательское и банковское право.

  В юридической литературе наряду с  базовыми и комплексными отраслями права ряд авторов также выделяет специальные отрасли права — трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, уголовно-исполнительное право, которые также могут принимать участие в формировании комплексных отраслей права.

С точки  зрения указанного подразделения отраслей права валютное право с полным основанием можно рассматривать как комплексную отрасль права, обладающую всеми перечисленными выше специальными признаками. Отсутствие широкого признания такого подхода можно объяснить лишь слабостью научной разработки валютного права, обусловленной его молодостью и относительной узостью регулируемых им отношений. В связи с этим валютное право в специальных учебных курсах наиболее часто рассматривается в качестве комплексной отрасли законодательства.

  Однако  эффективность правового регулирования  той или иной сферы общественных отношений определяется не только деятельностью законодателя по принятию и совершенствованию нормативных актов, но и уровнем разработки теории правового воздействия на соответствующие отношения. Система теоретических знаний, накопленных в соответствующей области права, способствует не только успешному нормотворческому процессу, но и правильному пониманию и применению норм права.

  В настоящем учебном пособии валютное право рассматривается в качестве комплексной отрасли права, регулирующей самостоятельную область общественных отношений и использующую специфический режим правового воздействия.

  Валютное  право — комплексная  отрасль права, нормы  которого направлены на регулирование общественных отношений частного и публичного характера, возникающих по поводу проведения валютных операций.

  Общественные  отношения, регулируемые валютным правом, состоят из отношений публично-правового характера, в частности отношений, возникающих в связи с валютным регулированием и валютным контролем, и отношений частноправового характера, возникающих между участниками валютных операций при их проведении.

  Таким образом, в валютном праве как  в комплексной отрасли права  присутствуют нормы различных отраслей права, преимущественно гражданского и административного. 
 
 
 
 

    1. Принципы  и система финансового  права
 

Принципом, лежащим в основе всего Финансового  Права, является прежде всего приоритет в области Финансовой Деятельности государства и муниципий представительных органов власти перед исполнительными органами публичной власти.   

 Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулиовании отношений в области Финансовой Деятельности - использование финансовоправовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо важное значение его действие приобретает в кризисных экономических условиях.   

 Принцип федерализма - в соответствии с Конституцией РФ в Финансовой Деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Российской Федерации, обеспечивается при посредстве её необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации.   

 Выражается  данный принцип в том, что  в государстве теперь принимается  не закон о бюджете, а целая  серия законодательных актов  о бюджетах различных уровней,  которые только по расчетам  представляют из себя единый, консолидированный бюджет, а в  реальности являются самостоятельными  фондами денежных средств для  органов представительной и исполнительной  власти всех уровней, для каждой  территории, вплоть до бюджетов  местного самоуправления.   

 Единство Финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъектов федерации не должна выходить за рамки основ федеральной Финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов, перечень налогов, устанавливается федеральным законодательством. В нем же закрепляется единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т.д.   

 Единство  Финансовой политики требует  единой денежной системы в  стране. Она осуществляется с  помощью единой денежной единицы  - рубля, и денежной эмиссии  осуществляемой исключительно ЦБ  РФ.   

 Социальная направленность Финансовой Деятельности в РФ - выражается в сосредоточении и распределение необходимых Финансовых ресурсов на соответствующие (социальные) цели.   

 Принцип плановости - это расчет предполагаемых доходов и расходов публичных образований на следующий, за текущим, финансовый период. Наиболее отчетливо проявляется в ежегодном утверждении федерального бюджета на следующий, за отчетным, финансовый год.   

 Принцип законности - вся деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных средств в государстве [и муниципалитетах] регулируется нормами права т.е. федеральными законами и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами, а также международными соглашениями РФ, ратифицированными в установленном законом порядке.   

 Самостоятельность Финансовой деятельности органов местного самоуправления - органы местного самоуправления самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и исползуют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии федеральным финансовым законодательством и финансовым законодательством субъекта РФ.   

Информация о работе Системы Финансового Права