Системы Финансового Права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование Системы Финансового Права, для этого реализуются следующие задачи: анализ взаимосвязи её структурных элементов в их единстве и различии, становление её структуры, современное состояние, и проблемы развития Системы Финансового Права.
Рассмотреть сущность, этапы и закономерности развития Валютного права в системе финансового права.

Оглавление

Введение
Понятие валютного права и его место в системе права.
Принципы и система финансового права.
Понятие валютных отношений и валютной системы
Место валютного права в системе российского права и законодательства.
Валютное право в качестве самостоятельной отрасли.
Валютное право как институт финансового права.
Определение валютного права как комплексной отрасли законодательства.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций.
Заключение.

Файлы: 1 файл

курсовая валютное право.docx

— 50.59 Кб (Скачать)

Что касается международных кредитных средств  обращения, то регламентация правил их использования осуществляется в  соответствии с унифицированными международными нормами. В их числе — женевские  конвенции (вексельная и чековая). Регламентация  международных расчетов осуществляется на уровне национальной и мировой  валютной систем в соответствии с  Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.

Регулирование международной валютной ликвидности  как элемента валютной системы сводится к обеспеченности международных  расчетов необходимыми платежными средствами. Международная валютная ликвидность (МВЛ) — способность страны (или  группы стран) обеспечивать своевременное  погашение своих международных  обязательств приемлемыми для кредитора  платежными средствами. С точки зрения всемирного хозяйства МВЛ означает совокупность источников финансирования и кредитования мирового платежного оборота и зависит от обеспеченности мировой экономики международными резервными активами. В аспекте национальной экономики страны МВЛ употребляется  как показатель ее платежеспособности. МВЛ включает четыре основных компонента: официальные золотые и валютные резервы страны, счета в СДР  и ЭКЮ, которые с 1999 г. заменены на евро, резервная позиция в МВФ (право страны-члена на автоматическое получение безусловного кредита  в инвалюте в пределах 25% ее квоты). Показателем МВЛ обычно служит отношение  официальных золотовалютных резервов к сумме годового товарного импорта. Ценность этого показателя ограничена, т.к. он не учитывает все предстоящие платежи по некоммерческим услугам и финансовым операциям, связанным с международным движением капиталов и кредитов.

Таким образом, в процессе своего функционирования мировое хозяйство предъявляет  определенные требования к мировой  валютной системе, которая должна: обеспечивать международный обмен достаточным  количеством пользующихся доверием платежно-расчетных средств; поддерживать относительную стабильность и эластичность приспособления валютного механизма  к изменению условий мировой  экономики; служить интересам всех стран-участниц. Выполнению этих требований препятствуют противоречия воспроизводства, изменения в структуре мирового хозяйства и в соотношении  сил на мировой арене. Большое  влияние на международные валютно-кредитные  и финансовые отношения оказывают  ведущие развитые страны (особенно «семерка»), которые выступают как  партнеры-соперники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Место валютного права  в системе российского  права и законодательства.

     
Проблемы правового регулирования  валютных отношений на современном  этапе в Российской Федерации  становятся все более актуальными  и значимыми. Это прежде всего  связано с вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и постепенной отменой  валютных ограничений на осуществление  валютных операций, включая валютные операции движения капитала, поскольку  одним из требований государств - членов ВТО было требование либерализации  валютного законодательства. Поэтому  в последние годы произошли существенные изменения в регулировании валютных отношений законодательством Российской Федерации, направленные на уменьшение валютных ограничений при осуществлении  валютных операций. Начавшееся в 2003 г. реформирование валютного законодательства Российской Федерации продолжается и в настоящее время. 
Линию на дальнейшую либерализацию валютного законодательства подтвердил в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин <1>. В частности, Президент Российской Федерации сказал: "Современной России нужен беспрепятственный выход со всей своей продукцией на международные рынки. Для нас это вопрос более рационального участия в международном разделении труда, вопрос получения полноценных выгод от интеграции в мировую экономику. Именно с этой целью мы продолжаем вести переговоры о присоединении ко Всемирной торговой организации и ведем их только на условиях, которые полностью учитывают экономические интересы России... Сегодня предлагаю ускорить отмену оставшихся ограничений и завершить эту работу до 1 июля текущего года".
 

    валютное  право и вопросы, с ним связанные, вызывают все больший интерес  как у исследователей, так и  у практических работников. 
Сложная с теоретико-методологической точки зрения на сегодняшний день сложилась ситуация с валютным правом. С одной стороны, термин "валютное право" довольно распространенный - имеются учебники и учебные пособия по валютному праву, в вузах читаются курсы "Валютное право", но, с другой стороны, понятие валютного права и место его в системе российского права до сих пор четко не определены. В настоящее время в доктрине не выработан единый подход к определению валютного права, его места в системе российского права и законодательства. Эти вопросы являются дискуссионными, и разные исследователи придерживаются различных точек зрения. Рассмотрим имеющиеся в доктрине мнения по поводу понятия валютного права и определения его места в системе права. 
Б.Ю. Дорофеев, Н.Н. Земцов и В.А. Пушин выдвигают тезис о "становлении и развитии новой, самостоятельной отрасли российского права - валютного права" и далее предлагают определение валютного права как системы норм, регулирующих общественные отношения по совершению валютных операций, а также в сфере валютного регулирования, валютного контроля и ответственности за валютные правонарушения<2>.
 
 
 
 
 
 
 

    1. Валютное право в качестве самостоятельной отрасли

    Выделять валютное право в качестве самостоятельной отрасли российского права оснований нет, поскольку валютное право не имеет собственного специфического предмета и метода правового регулирования. 
Несостоятельной представляется позиция Б.Ю. Дорофеева, Н.Н. Земцова и В.А. Пушина, которые, выделяя валютное право в самостоятельную отрасль российского права, к объекту валютного права относят порядок применения мер ответственности за валютные правонарушения <3>. Дело в том, что за нарушения валютного законодательства Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность. В свою очередь, нормы, устанавливающие административную ответственность, включаются в административное право как самостоятельную отрасль российского права, а нормы, устанавливающие уголовную ответственность, включены в уголовное право - тоже самостоятельную отрасль российского права. Кроме того, в действующем законодательстве не содержится понятия валютного правонарушения, в отличие, например, от административного правонарушения, дефиниция которого закреплена в ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <4>. Валютное правонарушение - это теоретическая конструкция, которая требует тщательного исследования и теоретической проработки.

    Валютное право - это подотрасль финансового права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу валютных ценностей <5>. Здесь следует отметить одну неточность. Дело в том, что нормы валютного права регулируют не только отношения, возникающие по поводу валютных ценностей, к которым относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги (пп. 5 п. 1 ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" <6>, далее - Федеральный закон N 173).

    1. Валютное право как институт финансового права

    Валютное право также следует рассматривать как институт финансового права, а предметом валютного права как института финансового права являются общественные отношения, которые, во-первых, складываются в сфере финансовой деятельности государства в процессе аккумулирования, распределения (перераспределения), накопления и использования валюты, валютных ценностей, во-вторых, предметом этих отношений являются валютные средства, в-третьих, одним из участников отношений всегда является государство в лице уполномоченных органов, наделенных общей и специальной компетенцией и властными полномочиями по отношению к другим участникам <7>. Валютные отношения складываются по поводу валюты РФ, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей, а особенностью субъектного состава является участие в этих отношениях резидентов и нерезидентов, органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля. Но здесь автором упускается частноправовой аспект отношений, складывающихся по поводу валюты и валютных ценностей, в процессе осуществления валютных операций.

    Поэтому более грамотным, является подход, используемый специалистами в сфере финансового  права, выделяющими в системе  финансового права правовой институт (раздел) "Валютное регулирование  и валютный контроль", но не "Валютное право", подчеркивая тем самым  публично-правовую составляющую валютного  права, так как именно отношения  в сфере валютного регулирования  и валютного контроля соответствуют  всем вышеназванным признакам финансовых правоотношений. 
Например, Ю.А. Крохина <8> в учебнике по финансовому праву в теме "Система финансового права" пишет, что Особенная часть финансового права состоит из двух подотраслей - бюджетного и налогового права - и нескольких финансово-правовых институтов, в число которых входит валютное регулирование и валютный контроль.

    Как финансово-правовой институт в системе  финансового права отношения  по валютному регулированию выделяются и другими специалистами. См., например: Карасева М.В. Финансовое право. Общая  часть: Учебник. М.: Юристъ, 2000. С. 27 - 28; Финансовое право: Учебное пособие / Под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Статут, 2001. С. 33 - 34. 
Аналогичный подход содержится в учебнике по финансовому праву под ред. Н.И. Химичевой <9>, где, в частности, сказано, что в системе финансового права можно выделить его подотрасли - бюджетное право и налоговое право, а в Особенную часть финансового права входит ряд разделов, в которых сгруппированы нормы, в том числе в области валютного регулирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Определение валютного права как комплексной отрасли законодательства.

    Подход  к определению валютного права  как комплексной отрасли законодательства оправдан и в связи с привлечением к ответственности за нарушения  валютного законодательства Российской Федерации. Как мы уже отмечали выше, за нарушения валютного законодательства Российской Федерации предусматривается  административная или уголовная  ответственность. 
        В целях более полного раскрытия заявленной проблематики следует сказать о необходимости разграничения понятий отрасли права и отрасли законодательства <10>. Отрасль права - это более емкое понятие по сравнению с понятием отрасли законодательства, поскольку для того, чтобы признать самостоятельной ту или иную отрасль права, необходимо выделить специфический предмет и метод правового регулирования общественных отношений данной отраслью права. Для выделения отрасли законодательства достаточно иметь совокупность правовых норм, закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих сходные отношения. Например, военное право, медицинское право, образовательное право, транспортное право - это не самостоятельные отрасли права, а отрасли законодательства, поскольку правовые нормы, регулирующие отношения в той или иной области, включаются в состав различных отраслей права - конституционного, гражданского, предпринимательского, административного, финансового, уголовного и др. 
В теории права проводится разграничение понятий "система права" и "система законодательства" и соответственно "отрасль права" и "отрасль законодательства".  
        Законодатель, подтверждая тезис о различии понятий отрасли права и отрасли законодательства, в нормативных правовых актах не применяет термины "гражданское право", "административное право" и т.д., а использует такие термины, как "валютное законодательство Российской Федерации... гражданское и административное законодательство Российской Федерации, другие отрасли законодательства Российской Федерации", "законодательство о налогах и сборах", "гражданское, семейное и другие отрасли законодательства Российской Федерации" , "законодательство об административных правонарушениях" , "бюджетное законодательство Российской Федерации" , "гражданское законодательство".

    И вообще, если развивать мысль о  юридической технике, применяемой  законодателем, то следует обратить внимание на Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2171 "Об Общеправовом классификаторе отраслей законодательства" (далее - Указ N 2171). Указом N 2171 был предусмотрен перечень из 45 отраслей законодательства, что  значительно превышало число  отраслей права. В качестве одной  из отраслей законодательства выделялось законодательство о финансах и кредите (рубрика 090.000.000), в которую отдельной  подрубрикой включалось "Валютное регулирование" (090.120.000). В настоящее  время названный Указ не действует, он отменен Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 511 "О  Классификаторе правовых актов" (далее - Указ N 511). Но между названными Указами  существует преемственность. Значимость предпринимаемых попыток классификации  сначала отраслей законодательства, потом правовых актов вызвана  практическими потребностями: необходимостью унификации банков данных правовой информации, а также необходимостью обеспечения  автоматизированного обмена правовой информацией между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами прокуратуры  Российской Федерации и органами местного самоуправления. И надо отдать должное специалистам, которые проделали  такую колоссальную работу, классифицируя  отрасли законодательства и правовые акты в Российской Федерации. 
          Таким образом, законодатель не использует теоретическую конструкцию отрасли права, а идет другим путем - через использование терминов "законодательство", "отрасли законодательства", что подтверждает мысль о том, что "отрасль права" и "отрасль законодательства" - понятия не идентичные.

    Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что  на сегодняшний день имеются следующие  общетеоретические и практические (законодательные) подходы к определению  валютного права и его места в системе российского права_и_законодательства: 
1) валютное право - это самостоятельная отрасль права; 
2) валютное право - это подотрасль (институт) финансового права; 
3) валютное право - это комплексная отрасль законодательства, регулирующая публично-правовые и частноправовые отношения. 
В создавшейся ситуации, на наш взгляд, наиболее приемлемой может считаться позиция, в соответствии с которой валютное право следует рассматривать в двух аспектах - узком и широком. 
В узком смысле слова валютное право ограничивается финансово-правовыми нормами, регулирующими публичные отношения в валютной сфере, т.е. отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля. И в таком понимании валютное право как часть системы финансового права имеет предмет и метод правового регулирования, которые соотносятся с предметом и методом финансового права как частное и общее. Причем, как мы уже отмечали выше, когда речь идет только о финансово-правовой составляющей валютного права, то более корректно говорить о правовом институте финансового права "Валютное регулирование и валютный контроль",
_но_не_"Валютное_право". 
        Валютному праву как части системы финансового права присущ императивный метод правового регулирования, как и финансовому праву в целом. 
       Но здесь возникает вопрос: чем же все-таки является валютное право в системе финансового права - правовым институтом или подотраслью? Дело в том, что в финансовом праве словом "право" называются подотрасли финансового права - бюджетное право и налоговое право. Финансово-правовые институты имеют другие формулировки, например: правовые основы финансов государственных и муниципальных предприятий, финансово-правовое регулирование банковской деятельности, государственный и муниципальный кредит, валютное регулирование и валютный
_контроль_и_др. 
     В.И. Гойман относит к системе права совокупность норм права, объединенных в институты, подотрасли и отрасли права. Причем, по мнению автора, только крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент - подотрасль права; подотрасль права в отличие от правового института обязательным компонентом каждой отрасли права не является.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Системы Финансового Права