Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:02, курсовая работа
Целью данной работы является исследование Системы Финансового Права, для этого реализуются следующие задачи: анализ взаимосвязи её структурных элементов в их единстве и различии, становление её структуры, современное состояние, и проблемы развития Системы Финансового Права.
Рассмотреть сущность, этапы и закономерности развития Валютного права в системе финансового права.
Введение
Понятие валютного права и его место в системе права.
Принципы и система финансового права.
Понятие валютных отношений и валютной системы
Место валютного права в системе российского права и законодательства.
Валютное право в качестве самостоятельной отрасли.
Валютное право как институт финансового права.
Определение валютного права как комплексной отрасли законодательства.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций.
Заключение.
Что касается
международных кредитных
Регулирование
международной валютной ликвидности
как элемента валютной системы сводится
к обеспеченности международных
расчетов необходимыми платежными средствами.
Международная валютная ликвидность
(МВЛ) — способность страны (или
группы стран) обеспечивать своевременное
погашение своих международных
обязательств приемлемыми для кредитора
платежными средствами. С точки зрения
всемирного хозяйства МВЛ означает
совокупность источников финансирования
и кредитования мирового платежного
оборота и зависит от обеспеченности
мировой экономики
Таким
образом, в процессе своего функционирования
мировое хозяйство предъявляет
определенные требования к мировой
валютной системе, которая должна: обеспечивать
международный обмен
Проблемы правового
Линию на дальнейшую либерализацию валютного
законодательства подтвердил в своем
Послании Федеральному Собранию Российской
Федерации Президент Российской Федерации
В.В. Путин <1>. В частности, Президент
Российской Федерации сказал: "Современной
России нужен беспрепятственный выход
со всей своей продукцией на международные
рынки. Для нас это вопрос более рационального
участия в международном разделении труда,
вопрос получения полноценных выгод от
интеграции в мировую экономику. Именно
с этой целью мы продолжаем вести переговоры
о присоединении ко Всемирной торговой
организации и ведем их только на условиях,
которые полностью учитывают экономические
интересы России... Сегодня предлагаю ускорить
отмену оставшихся ограничений и завершить
эту работу до 1 июля текущего года".
валютное
право и вопросы, с ним связанные,
вызывают все больший интерес
как у исследователей, так и
у практических работников.
Сложная с теоретико-методологической
точки зрения на сегодняшний день сложилась
ситуация с валютным правом. С одной стороны,
термин "валютное право" довольно
распространенный - имеются учебники и
учебные пособия по валютному праву, в
вузах читаются курсы "Валютное право",
но, с другой стороны, понятие валютного
права и место его в системе российского
права до сих пор четко не определены.
В настоящее время в доктрине не выработан
единый подход к определению валютного
права, его места в системе российского
права и законодательства. Эти вопросы
являются дискуссионными, и разные исследователи
придерживаются различных точек зрения.
Рассмотрим имеющиеся в доктрине мнения
по поводу понятия валютного права и определения
его места в системе права.
Б.Ю. Дорофеев, Н.Н. Земцов и В.А. Пушин выдвигают
тезис о "становлении и развитии новой,
самостоятельной отрасли российского
права - валютного права" и далее предлагают
определение валютного права как системы
норм, регулирующих общественные отношения
по совершению валютных операций, а также
в сфере валютного регулирования, валютного
контроля и ответственности за валютные
правонарушения<2>.
Выделять
валютное право в качестве самостоятельной
отрасли российского права оснований
нет, поскольку валютное право не имеет
собственного специфического предмета
и метода правового регулирования.
Несостоятельной представляется позиция
Б.Ю. Дорофеева, Н.Н. Земцова и В.А. Пушина,
которые, выделяя валютное право в самостоятельную
отрасль российского права, к объекту
валютного права относят порядок применения
мер ответственности за валютные правонарушения
<3>. Дело в том, что за нарушения валютного
законодательства Российской Федерации
предусмотрена административная и уголовная
ответственность. В свою очередь, нормы,
устанавливающие административную ответственность,
включаются в административное право
как самостоятельную отрасль российского
права, а нормы, устанавливающие уголовную
ответственность, включены в уголовное
право - тоже самостоятельную отрасль
российского права. Кроме того, в действующем
законодательстве не содержится понятия
валютного правонарушения, в отличие,
например, от административного правонарушения,
дефиниция которого закреплена в ст. 2.1
Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях <4>. Валютное правонарушение
- это теоретическая конструкция, которая
требует тщательного исследования и теоретической
проработки.
Валютное право - это подотрасль финансового права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу валютных ценностей <5>. Здесь следует отметить одну неточность. Дело в том, что нормы валютного права регулируют не только отношения, возникающие по поводу валютных ценностей, к которым относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги (пп. 5 п. 1 ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" <6>, далее - Федеральный закон N 173).
Валютное право также следует рассматривать как институт финансового права, а предметом валютного права как института финансового права являются общественные отношения, которые, во-первых, складываются в сфере финансовой деятельности государства в процессе аккумулирования, распределения (перераспределения), накопления и использования валюты, валютных ценностей, во-вторых, предметом этих отношений являются валютные средства, в-третьих, одним из участников отношений всегда является государство в лице уполномоченных органов, наделенных общей и специальной компетенцией и властными полномочиями по отношению к другим участникам <7>. Валютные отношения складываются по поводу валюты РФ, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей, а особенностью субъектного состава является участие в этих отношениях резидентов и нерезидентов, органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля. Но здесь автором упускается частноправовой аспект отношений, складывающихся по поводу валюты и валютных ценностей, в процессе осуществления валютных операций.
Поэтому
более грамотным, является подход, используемый
специалистами в сфере
Например, Ю.А. Крохина <8> в учебнике
по финансовому праву в теме "Система
финансового права" пишет, что Особенная
часть финансового права состоит из двух
подотраслей - бюджетного и налогового
права - и нескольких финансово-правовых
институтов, в число которых входит валютное
регулирование и валютный контроль.
Как
финансово-правовой институт в системе
финансового права отношения
по валютному регулированию
Аналогичный подход содержится в учебнике
по финансовому праву под ред. Н.И. Химичевой
<9>, где, в частности, сказано, что в
системе финансового права можно выделить
его подотрасли - бюджетное право и налоговое
право, а в Особенную часть финансового
права входит ряд разделов, в которых сгруппированы
нормы, в том числе в области валютного
регулирования.
Подход
к определению валютного права
как комплексной отрасли
В целях более
полного раскрытия заявленной проблематики
следует сказать о необходимости разграничения
понятий отрасли права и отрасли законодательства
<10>. Отрасль права - это более емкое
понятие по сравнению с понятием отрасли
законодательства, поскольку для того,
чтобы признать самостоятельной ту или
иную отрасль права, необходимо выделить
специфический предмет и метод правового
регулирования общественных отношений
данной отраслью права. Для выделения
отрасли законодательства достаточно
иметь совокупность правовых норм, закрепленных
в соответствующих нормативных правовых
актах, регулирующих сходные отношения.
Например, военное право, медицинское
право, образовательное право, транспортное
право - это не самостоятельные отрасли
права, а отрасли законодательства, поскольку
правовые нормы, регулирующие отношения
в той или иной области, включаются в состав
различных отраслей права - конституционного,
гражданского, предпринимательского,
административного, финансового, уголовного
и др.
В теории права проводится разграничение
понятий "система права" и "система
законодательства" и соответственно
"отрасль права" и "отрасль законодательства".
Законодатель,
подтверждая тезис о различии понятий
отрасли права и отрасли законодательства,
в нормативных правовых актах не применяет
термины "гражданское право", "административное
право" и т.д., а использует такие термины,
как "валютное законодательство Российской
Федерации... гражданское и административное
законодательство Российской Федерации,
другие отрасли законодательства Российской
Федерации", "законодательство о
налогах и сборах", "гражданское,
семейное и другие отрасли законодательства
Российской Федерации" , "законодательство
об административных правонарушениях"
, "бюджетное законодательство Российской
Федерации" , "гражданское законодательство".
И
вообще, если развивать мысль о
юридической технике, применяемой
законодателем, то следует обратить
внимание на Указ Президента Российской
Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2171 "Об
Общеправовом классификаторе отраслей
законодательства" (далее - Указ N 2171).
Указом N 2171 был предусмотрен перечень
из 45 отраслей законодательства, что
значительно превышало число
отраслей права. В качестве одной
из отраслей законодательства выделялось
законодательство о финансах и кредите
(рубрика 090.000.000), в которую отдельной
подрубрикой включалось "Валютное
регулирование" (090.120.000). В настоящее
время названный Указ не действует,
он отменен Указом Президента Российской
Федерации от 15 марта 2000 г. N 511 "О
Классификаторе правовых актов" (далее
- Указ N 511). Но между названными Указами
существует преемственность. Значимость
предпринимаемых попыток
Таким образом,
законодатель не использует теоретическую
конструкцию отрасли права, а идет другим
путем - через использование терминов
"законодательство", "отрасли законодательства",
что подтверждает мысль о том, что "отрасль
права" и "отрасль законодательства"
- понятия не идентичные.
Резюмируя
вышесказанное, можно отметить, что
на сегодняшний день имеются следующие
общетеоретические и
1) валютное право - это самостоятельная
отрасль права;
2) валютное право - это подотрасль (институт)
финансового права;
3) валютное право - это комплексная отрасль
законодательства, регулирующая публично-правовые
и частноправовые отношения.
В создавшейся ситуации, на наш взгляд,
наиболее приемлемой может считаться
позиция, в соответствии с которой валютное
право следует рассматривать в двух аспектах
- узком и широком.
В узком смысле слова валютное право ограничивается
финансово-правовыми нормами, регулирующими
публичные отношения в валютной сфере,
т.е. отношения в сфере валютного регулирования
и валютного контроля. И в таком понимании
валютное право как часть системы финансового
права имеет предмет и метод правового
регулирования, которые соотносятся с
предметом и методом финансового права
как частное и общее. Причем, как мы уже
отмечали выше, когда речь идет только
о финансово-правовой составляющей валютного
права, то более корректно говорить о правовом
институте финансового права "Валютное
регулирование и валютный контроль",_но_не_"Валютное_пра
Валютному праву
как части системы финансового права присущ
императивный метод правового регулирования,
как и финансовому праву в целом.
Но здесь возникает
вопрос: чем же все-таки является валютное
право в системе финансового права - правовым
институтом или подотраслью? Дело в том,
что в финансовом праве словом "право"
называются подотрасли финансового права
- бюджетное право и налоговое право. Финансово-правовые
институты имеют другие формулировки,
например: правовые основы финансов государственных
и муниципальных предприятий, финансово-правовое
регулирование банковской деятельности,
государственный и муниципальный кредит,
валютное регулирование и валютный
В.И. Гойман относит к системе
права совокупность норм права, объединенных
в институты, подотрасли и отрасли права.
Причем, по мнению автора, только крупные
и сложные по своему составу отрасли наряду
с институтами права включают еще один
компонент - подотрасль права; подотрасль
права в отличие от правового института
обязательным компонентом каждой отрасли
права не является.