Системы Финансового Права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование Системы Финансового Права, для этого реализуются следующие задачи: анализ взаимосвязи её структурных элементов в их единстве и различии, становление её структуры, современное состояние, и проблемы развития Системы Финансового Права.
Рассмотреть сущность, этапы и закономерности развития Валютного права в системе финансового права.

Оглавление

Введение
Понятие валютного права и его место в системе права.
Принципы и система финансового права.
Понятие валютных отношений и валютной системы
Место валютного права в системе российского права и законодательства.
Валютное право в качестве самостоятельной отрасли.
Валютное право как институт финансового права.
Определение валютного права как комплексной отрасли законодательства.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций.
Заключение.

Файлы: 1 файл

курсовая валютное право.docx

— 50.59 Кб (Скачать)
tify"> Принцип гласности - выражается в официальном опубликовании законов, в том числе регулирующих Финансовую Деятельность. Данный принцип полуцил свое развитие и в специальном, финансовом законодательстве, а именно в БК (ст. 36) и НК (ст. 5) РФ.   

 Рассмотренные  принципы находят отражение и  закрепление в законодательных  и иных правовых актах, регулирующих  разные стороны Финансовой Деятельности  и органов местного самоуправления, своё применение в подотраслях  и институтах Финансового Права.  Помимо этого, названным подотраслям  и институтам свойственны и  особые принципы, в которых проявляется  их специфика.   

 Финансовое  Право состоит из множества  отдельных финансовоправовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе (финансовоправовые институты, подотрасли и др.). При построении системы Финансового Права, как системы юридических норм, следует исходить из учета особенностей [финансовых] отношений регулируемых этими нормами. Однако Финансовое Право не только отражает общественные отношения; его предназначение - регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение Системы Финансового Права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности финансовоправовой практики.   

 Система Финансового Права - 1) единство, взаимосвязь и дифференциацию финансовоправовых норм по отдельным финансовоправовым институтам, с учетом особенностей содержания, регулируемых ими, общественных отношений; 2) объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансовоправовых норм в определенной последовательности.   

 Внутри  этой единой системы финансовоправовые  нормы группируются в различные  институты и более крупные  подразделения, расположенные в  определенной последовательности (структура Финансового Права) и взаимной связи (принципы Финансового Права). Группировка финансовоправовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи регулируемых ими финансовых отношений, т.е. система Финансового Права имеет объективную основу.   

 В  системе Финансового Права находит  отражение Финансовая Система,  как объективно существующая  экономическая категория. Единство  Финансов получило правовое выражение  в Общей части. Построение Особенной  Части отражает состав Финансовой  Системы, выделения в ней нескольких  звеньев. В результате государственный  бюджет, государственный и банковский  кредит, государственное страхование  получили правовое оформление  в виде соответствующих разделов  Финансового Права.   

 Необходимость  учитывать экономические особенности  отдельных групп общественных  отношений при построении системы  Финансового Права и пользоваться  принятой систематикой Финансовой  науки не вызывает сомнений. Она  обусловлена тесной связью Финансового  Права с экономикой.   

 Однако  критерии экономического содержания  финансовоправовых норм и отношений  ни в коем случае не должны  быть единственными при установлении  системы Финансового Права. Финансовое  Право является отраслью права,  и игнорирование юридических  особенностей охватываемых им  норм в таком основном вопросе,  как вопрос о системе права  было бы непростительной вульгаризацией  и подменой права экономикой, отказом от юридических формы  этих отношений.   

 Поэтому  наряду с установлением экономических  критериев по содержанию норм  и отношений Финансового Права  и использованием систематики  науки о Финансах, в вопросе  о системе Финансового Права  необходимо исходить также из  юридических особенностей и правовых  принципов этой отрасли права.    

 Указанный  принцип построения системы Финансового  Права представляется наиболее  целесообразным в отрасли права,  в которой право так тесно  переплетается с экономикой. При  таком построении системы не  возникает опасности излишней  юридизации, отрыва правовой формы  от её экономического содержания  и в то же время сохраняется  целостность Финансового Права,  как отрасли права.   

 Право  не растворяется в экономике,  специфические особенности правового  регулирования не подменяются  простым описанием технико - экономического  содержания финансовоправовых норм.   

 Только  такое сочетание юридических  и экономических критериев может  создать условия для установления  научной системы Финансового  Права.   

 Научная  обоснованность системы права,  построения её на основе объективно  существующих отношений дает  возможность наиболее правильного  применения финансовоправовых норм  и, следовательно, содействует  укреплению законности в сфере  Финансов.   

 Структура Финансового Права - это расположение его структурных элементов относительно единства и различия регулируемых ими общественных отношений.   

 Устанавливая  Систему Финансового Права, следует  различать Общую и Особенную  (специальную) её Части. Обоснование  необходимости их выделения является  важным достижением отечественной  правовой науки. Такое разделение  необходимо для внутреннего выявления  единства отрасли права и для  её общей правовой характеристики. Их наличие обусловлено в первую  очередь техническими причинами154. Объединение одних финансовоправовых норм в Общую Часть, а других в особенную - имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Это позволяет лучше и эффективнее пользоваться Финансовым Законодательством и содействует соблюдению законности в работе.   

 В  Общей Части должны быть сконцентрированы  правовые принципы в той или  иной мере свойственные всем  институтам этой отрасли права,  её задачи, предмет, метод, должна  быть общая характеристика норм, правоотношений, актов, органов действующих  в сфере Финансового Права.  
 
 

    1. Понятие валютных отношений  и валютной системы

Международные валютные отношения — совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом  хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. «Отдельные элементы валютных отношений появились еще в  античном мире — Древней Греции и Древнем Риме — в виде вексельного  и меняльного дела. Следующей вехой  их развития явились средневековые  «вексельные ярмарки» в Лионе, Антверпене и других торговых центрах Западной Европы, где производились расчеты  по переводным векселям (траттам). В  эпоху феодализма и становления  капиталистического способа производства стала развиваться система международных расчетов через банки».

Развитие  международных валютных отношений  обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением  международного разделения труда (МРТ), формированием мировой системы  хозяйства, интернационализацией и  глобализацией хозяйственных связей.

Международные валютные отношения опосредствуют  международные экономические отношения (МЭО), которые относятся как к  сфере материального производства, т.е. к первичным производственным отношениям, так и к сфере распределения, обмена, потребления. Существует прямая и обратная связь между валютными  отношениями и воспроизводством. Их объективной основой является процесс общественного воспроизводства, который порождает международный  обмен товарами, капиталами, услугами. Состояние валютных отношений зависит  от развития экономики — национальной и мировой, политической обстановки, соотношения сил между странами и двух тенденций, присущих международным  отношениям, — партнерства и противоречий. Поскольку во внешнеэкономических  связях, в том числе валютных, переплетаются политика и экономика, дипломатия и коммерция, промышленное производство и торговля, валютные отношения занимают особое место в национальном и мировом хозяйстве. Включение мирового рынка в процесс кругооборота капитала означает превращение части денежного капитала из национальных денег в иностранную валюту и наоборот. Это происходит при международных расчетных, валютных, кредитных и финансовых операциях.

Хотя  валютные отношения вторичны по отношению  к воспроизводству, они обладают относительной самостоятельностью и оказывают на него обратное влияние. В условиях интернационализации  хозяйственной жизни усиливается  зависимость воспроизводства от внешних факторов — динамики мирового производства, зарубежного уровня науки  и техники, развития международной  торговли, притока иностранных капиталов. Неустойчивость международных валютных отношений, валютные кризисы оказывают  отрицательное влияние на процесс  воспроизводства.

Международные валютные отношения постепенно приобрели  определенные формы организации  на основе интернационализации хозяйственных  связей. Валютная система — форма  организации и регулирования  валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными  соглашениями. Различаются национальная, мировая, международная (региональная) валютные системы.

Таким образом, мировая валютная система  преследует глобальные мирохозяйственные  цели и имеет особый механизм функционирования и регулирования, она тесно связана  с национальными валютными системами. Эта связь осуществляется через  национальные банки, обслуживающие  внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации  валютной политики ведущих стран. Взаимная связь национальных и мировой  валютных систем не означает их тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство.

Мировая валютная система базируется на функциональных формах мировых денег. Мировыми называются деньги, которые обслуживают международные  отношения (экономические, политические, культурные). Эволюция функциональных форм мировых денег повторяет  с известным отставанием путь развития национальных денег — от золотых к кредитным деньгам. В результате этой закономерности мировая  валютная система в XXI в. базируется на одной или нескольких национальных валютах ведущих стран (в традиционной или евро-валютной форме) или международной валютной единице (СДР, ЭКЮ, которую с 1999 г. заменяет евро).

Особой  категорией конвертируемой национальной валюты является резервная валюта, которая выполняет функции международного платежного и резервного средства, служит базой определения валютного  паритета и валютного курса для  других стран, широко используется для  проведения валютной интервенции с  целью регулирования курса валют  стран - участниц мировой валютной системы.  
Следующий элемент валютной системы характеризует степень конвертируемости валют, т.е. размена на иностранные. «Различаются:

- свободно  конвертируемые валюты, без ограничений  обмениваемые на любые иностранные  валюты. Фактически свободно конвертируемыми  считаются валюты стран, где  нет валютных ограничений по  текущим операциям платежного  баланса, - в основном промышленно  развитых государств и отдельных  развивающихся стран, где сложились  мировые финансовые центры или  которые приняли обязательство  перед МВФ не вводить валютные  ограничения;

- частично  конвертируемые валюты стран,  где сохраняются валютные ограничения;

- неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где  для резидентов и нерезидентов введен запрет обмена валют».

Элементом валютной системы является валютный паритет - соотношение между двумя  валютами, устанавливаемое в законодательном  порядке. При монометаллизме - золотом  или серебряном — базой валютного  курса являлся монетный паритет - соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию. Он совпадал с понятием валютного  паритета.

Режим валютного курса также является элементом валютной системы. Различаются  фиксированные валютные курсы, колеблющиеся в узких рамках, плавающие курсы, изменяющиеся в зависимости от рыночного  спроса и предложения валюты, а  также их разновидности.

На протяжении более 40 лет (1934-1976 гг.) масштаб цен  и золотой паритет устанавливались  на базе официальной цены золота. Эта  цена определена казначейством США  в 35 долл. за унцию в 1934 г. и сохранялась  на неизменном уровне до девальвации  доллара: в декабре 1971 г. она была повышена до 38 долл., а в феврале 1973 г. - до 42,22 долл. При Бреттонвудской валютной системе в силу господства долларового стандарта доллар служил точкой отсчета курса валют других стран.  
После прекращения размена доллара на золото по официальной цене в 1971 г. золотое содержание и золотые паритеты валют стали чисто номинальным понятием. МВФ перестал их публиковать с июля 1975 г. В результате Ямайской валютной реформы западные страны официально отказались от золотого паритета как основы валютного курса. С отменой официальных золотых паритетов понятие монетного паритета также утратило значение. В современных условиях валютный курс базируется на валютном паритете — соотношении между валютами, установленном в законодательном порядке, и колеблется вокруг него.

Элементом валютной системы является наличие  или отсутствие валютных ограничений. Ограничения операций с валютными  ценностями служат также объектом межгосударственного  регулирования через МВФ.

Информация о работе Системы Финансового Права