Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 01:09, дипломная работа
Целью настоящей работы является изложение теоретических и методических основ формирования, распределения выручки на предприятии ООО «Галерея окон» и обоснование предложения по ее увеличению.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
изучение сущности и значения выручки;
изучение методов ее расчета и факторов ее роста;
анализ формирования выручки на примере предприятия;
предложение наиболее эффективных путей увеличения и
распределения выручки.
Введение 4
Глава 1. Сущность и структура выручки на предприятии
и факторы, влияющие на ее формирование 7
1.1. Сущность выручки, ее структура 7
Методы определения выручки на предприятии 10
Факторы, влияющие на формирование выручки на предприятии 17
Глава 2. Анализ формирование и распределение выручки на предприятии
(на примере ООО «Галерея Окон») 27
2.1. Краткая финансово-экономическая характеристика предприятия 27
2.2. Анализ формирования выручки на предприятии 33
2.3. Анализ распределения выручки на предприятии 37
Анализ факторов увеличения выручки на предприятии 44
Анализ маркетинговой деятельности предприятия 50
Глава 3. Пути увеличения выручки на предприятии 61
3.1. Построение экономико-математической модели по увеличению
выручки на предприятии 61
3.2. Принятие управленческого решения по максимизации выручки
на предприятии 69
3.3. Экономическая эффективность
экономико-математической модели 73
Заключение 78
Проанализируем влияние
Таблица 11
Изменение выручки на предприятии за счет увеличения натурального объема реализованной продукции
Показатели |
2003 год (тыс. руб.) |
Изменение | |
в % к 2003 г. |
тыс. руб. (гр. 2 х гр. 3 : 100) | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Выручка |
24021 |
110,0 |
26423 |
2. Постоянные затраты |
12627 |
100,0 |
12627 |
3. Переменные затраты |
8972 |
110,0 |
9869 |
4. Прибыль |
2422 |
162,1 |
3927 |
Анализируя данную таблицу можно отметить, что рост выручки на предприятии произошел в результате увеличения на 10% натурального объема реализованной продукции, при сохранении цен базисного периода. Поэтому увеличились переменные затраты пропорционально росту объема реализации. Прибыль в гр. 4 определена прямым счетом как разница между выручкой и затратами, а процент роста прибыли — величина, производная от суммы прибыли. Такой существенный рост прибыли обеспечивается увеличением выручки от реализации и переменных затрат без роста постоянных затрат, удельный вес которых в выручке от реализации очень высок: он составляет 52,6%, а удельный вес переменных затрат — только 37,4%.
Допустим, что при прочих равных условиях переменные затраты в базисной выручке от реализации равны 75%, а постоянные соответственно — 15%. Тогда переменные затраты составляют в базисном периоде 18016 тыс. руб., переменные — 3853 тыс. руб. При тех же условиях увеличения выручки от реализации в плановом периоде прибыль равна:
24021 х 1,1 - 18016 х 1,1 - 3853 = 2752 тыс. руб., т.е. значительно меньше, чем рассчитанная в таблице.
Следовательно, чем больше доля постоянных затрат в базисной выручке от реализации, тем больший прирост прибыли обеспечивается за счет увеличения натурального объема реализации.
Если выручка от реализации увеличивается за счет повышения цен при сохранении базисного натурального объема, финансовые последствия получаются иными (см. табл. 12).
Таблица 12
Изменение выручки на предприятии за счет увеличения цен
Показатели |
2003 год (тыс. руб.) |
Изменения | |
в % к 2003 г. |
тыс. руб. (гр. 2 х гр. 3 : 100) | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Выручка от реализации |
24021 |
110,0 |
26423 |
2. Постоянные затраты |
12627 |
100,0 |
12627 |
3. Переменные затраты |
8972 |
100,0 |
8972 |
4. Прибыль |
2422 |
199,2 |
4824 |
Весь прирост выручки от реализации явился приростом прибыли, в результате последняя увеличилась почти в 2 раза. В данном случае соотношение постоянных и переменных затрат не имеет значения, т. к. и те и другие сохраняются в размерах базисного периода.
Таким образом, если повышение спроса на продукцию предприятия таково, что позволяет увеличивать и цены, и натуральный объем реализации, предприятию-производителю с финансовой точки зрения выгоднее наращивать цены, чем увеличивать натуральный объем реализации.
В случае, если предприятие может повышать цены на свою продукцию, только улучшая ее потребительские характеристики, рост цен сопровождается увеличением затрат на обеспечение лучшего качества продукции. Улучшение потребительских свойств продукции может вызвать рост не только переменных, но и постоянных затрат (условия производства, конструктивные решения и т. д.). Поэтому важно определить рациональные пределы роста затрат, обеспечивающие одновременное увеличение прибыли от реализации (см. табл. 13).
Таблица 13
Изменение выручки на предприятии за счет улучшения потребительских свойств реализуемой продукции
Показатели |
2003 год (тыс. руб.) |
Изменения | |
в % к 2003 г. |
тыс. руб. (гр.2 х гр.3 :100) | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Выручка от реализации |
24021 |
110,0 |
26423 |
2. Затраты на реализованную продукцию |
21599 |
111,1 |
24001 |
3. Прибыль |
2422 |
100,0 |
2422 |
В таблице рассчитано максимально возможное увеличение затрат в связи с улучшением потребительских свойств реализуемой продукции. Это предельное увеличение затрат позволяет сохранить базисную сумму прибыли от реализации. Практически 111,1% — это уровень, ниже которого должен быть рост затрат, чтобы обеспечивалось хотя бы минимальное увеличение прибыли. Иначе повышение качества продукции в данной ситуации может оказаться экономически нецелесообразным.
При другом соотношении затрат на реализованную продукцию и прибыли от реализации выводы могут быть иными. Допустим, при той же выручке от реализации затраты в базисном периоде равны 15500 тыс. руб., а прибыль — 8521 тыс. руб. Прирост выручки от реализации на 10% и сохранение базисной прибыли позволяют иметь затраты в сумме: 26423 — 8521 = 17902 тыс. руб., т. е. на 15,5% выше базисного уровня.
Таким образом, предельно целесообразное увеличение затрат на обеспечение повышения качества продукции при одинаковом росте цен за повышенное качество тем больше, чем выше базисная рентабельность реализации.
Повышение потребительских свойств
продукции может вызвать и
увеличение спроса на эту продукцию,
т. е. дать возможность предприятию
реализовать больший
Таблица 14
Изменение выручки
Показатели |
2003 год (тыс. руб.) |
Изменение | |
в процентах к 2003 г. |
Тыс. руб. (гр. 2 х гр. 3 : 100) | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Выручка от реализации, в т.ч. за счет: |
24021 |
115,5 |
27744 |
1.1. Роста цен |
— |
110,0 |
— |
1.2. Роста натурального объема реализации |
— |
105,0 |
— |
2. Затраты на реализованную продукцию, из них: |
21599 |
113,4 |
24490 |
2.1. Постоянные |
12627 |
111,1 |
14029 |
2.2. Переменные |
8972 |
116,6 |
10461 |
3. Прибыль |
2422 |
134,4 |
3254 |
Расчет показывает, что названные условия позволили увеличить выручку, а следовательно и прибыль предприятия. Общая величина затрат определена как сумма постоянных и переменных, рассчитанных с учетом воздействия на каждый вид затрат своих факторов. Прибыль получена вычитанием затрат из выручки. Процент роста переменных затрат получен как 111,1 х 1,05 = 166,6%. Это означает, что увеличение натурального объема реализации произошло уже в условиях повышенного качества продукции, вызвавшего предварительное увеличение затрат, в том числе переменных.
Если бы для предприятия оказалась достаточной прибыль в сумме, допустим, 2500 тыс. руб. вместо 3254 тыс. руб., можно было бы считать целесообразным увеличение затрат, связанных с повышением потребительских свойств продукции, на разницу этих величин, если бы такое увеличение затрат дало возможность предприятию продать еще больший натуральный объем продукции.
Следовательно, улучшение потребительских свойств продукции дает увеличение выручки на 3723 тыс. рублей и дает прирост прибыли на 832 тыс. рублей, если результатом улучшения является увеличение натурального объема реализации продукции. Таким образом, удельный вес прибыли в выручке предприятия составит 11,7 %.
2.5. Анализ маркетинговой деятельности предприятия
Необходимыми условиями
Каждому предприятию, перед тем
как планировать объем
- изучение платежеспособного
- анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, и
оценка степени риска
- оценка конкурентоспособности
продукции и изыскание
повышения ее уровня;
- разработка стратегии, тактики,
спроса и стимулирования сбыта продукции;
- оценка эффективности
С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.
Основная цель маркетингового анализа — изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то соответственно уменьшается портфель заказов, идет спад производства, растут себестоимость продукции, убытки и предприятие может стать банкротом. Поэтому анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка.
По данным таблицы 15 определим коэффициенты ценовой эластичности по изделию «КВЕ Эталон» (оконные блоки с балконными блоками со спаренными полотнами с наплавом).
Таблица 15
Эластичность спроса на продукцию «КВЕ Эталон»
Цена, тыс. руб. |
Объем спроса, шт |
Темп прироста, % |
Коэффициент эластичности спроса |
Величина, тыс. руб. | |||
цены |
объема спроса |
выручки |
затрат |
прибыли | |||
6,00 |
300 |
|
|
|
1800 |
1325 |
475 |
6,25 |
285 |
+4,16 |
-5,00 |
1,20 |
1781,2 |
1283,7 |
497,5 |
6,50 |
270 |
+4,00 |
-7,00 |
1,75 |
1755 |
1242,5 |
512,5 |
7,00 |
240 |
+7,70 |
-11,10 |
1,42 |
1680 |
1160 |
510 |
7,50 |
215 |
+7,14 |
-10,40 |
1,45 |
1612,5 |
1091,2 |
521,3 |
7,80 |
205 |
+4,00 |
-4,65 |
1,16 |
1599 |
1063,8 |
532,5 |
8,00 |
195 |
+2,56 |
-4,87 |
1,90 |
1560 |
1036 |
524 |
8,20 |
187 |
+2,50 |
-4,10 |
1,64 |
1533,4 |
1014,2 |
519,2 |