Выручка предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 01:09, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изложение теоретических и методических основ формирования, распределения выручки на предприятии ООО «Галерея окон» и обоснование предложения по ее увеличению.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
изучение сущности и значения выручки;
изучение методов ее расчета и факторов ее роста;
анализ формирования выручки на примере предприятия;
предложение наиболее эффективных путей увеличения и
распределения выручки.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Сущность и структура выручки на предприятии
и факторы, влияющие на ее формирование 7
1.1. Сущность выручки, ее структура 7
Методы определения выручки на предприятии 10
Факторы, влияющие на формирование выручки на предприятии 17
Глава 2. Анализ формирование и распределение выручки на предприятии
(на примере ООО «Галерея Окон») 27
2.1. Краткая финансово-экономическая характеристика предприятия 27
2.2. Анализ формирования выручки на предприятии 33
2.3. Анализ распределения выручки на предприятии 37
Анализ факторов увеличения выручки на предприятии 44
Анализ маркетинговой деятельности предприятия 50
Глава 3. Пути увеличения выручки на предприятии 61
3.1. Построение экономико-математической модели по увеличению
выручки на предприятии 61
3.2. Принятие управленческого решения по максимизации выручки
на предприятии 69
3.3. Экономическая эффективность
экономико-математической модели 73
Заключение 78

Файлы: 1 файл

Выручка предприяттия11.doc

— 603.00 Кб (Скачать)

Направления использования выручки (см. рис. 3).

 

 

 

 

 

 


 






 


 


 

Рис. 3.  Использование  выручки на предприятии

Проанализируем  анализ распределения  выручки  на ООО «Галерея окон». В нашем анализе  исключительно  натуральные, а не ценовые факторы изменения выручки.

Прежде всего, выручка уменьшается  на величину косвенных налогов:  налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин и т.п. и таким  образом формируется величина  валовой выручки. Затем вычитается   полная себестоимость  реализованной продукции, работ и услуг и формируется валовая прибыль, которая в последствии   после уплаты всех налогов,  штрафов, и неустоек  распределяется по усмотрению собственника предприятия.

 Таким образом, процесс распределения  выручки осуществляется  как возмещение  затрат, которые  делятся  на  постоянные и переменные затраты,  или текущие и капитальные. 

Постоянными называются затраты, сумма  которых не изменяется при изменении объема реализации. К ним относятся: амортизация основных фондов, амортизация нематериальных активов, арендная плата, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, расходы по содержанию зданий, помещений, некоторые виды услуг сторонних организаций, отчисления в ремонтный фонд, отчисления на обязательное страхование имущества, оплата труда работников, занятых управлением и организацией производства и другие аналогичные виды затрат сумма постоянных затрат  в 2001 году составляла  -9994,  тогда как в 2002 году - 10761,  а в 2003  - 126270.

Переменными затратами, является сумма  которых изменяется пропорционально  изменению объема производства и  реализации. К ним относятся расходы  на сырье и материалы,  расходы  на оплату труда рабочих-сдельщиков (иногда — и повременщиков), затраты на топливо, газ и электроэнергию для производственных целей (в некоторых случаях они могут быть постоянными), расходы на тару и упаковку, отчисления на социальные нужды от суммы оплаты труда,  входящей в состав переменных затрат, и др. Так в 2001 г. - 5549 тыс. руб., в 2002 г. – 5651 тыс. руб., в 2003 г.  – 8972 тыс. руб.

Налоги,  включаемые в себестоимость  продукции, могут носить характер или  постоянных, или переменных. Если объектом обложения является выручка от реализации, то налоги можно рассматривать как часть переменных затрат они в 2001 году составляли 401 тыс. руб., в 2002 г.2503 тыс. руб., а в 2003 – 708 тыс. руб.  Такое изменение  связано прежде всего,  с изменением  ряда статей  в законодательстве Российской Федерации по налогам и сборам .

Постоянные и переменные затраты  называют еще условно-постоянными и условно-переменными. Условность состоит в том, что в разных ситуациях виды затрат, которые мы перечислили как постоянные, могут стать переменными, и наоборот (хотя последнее встречается реже).

Например, на ООО «Галерея окон», существенный рост объема производства и реализации может вызвать необходимость в расширении производственных помещений, увеличении стоимости оборудования, а следовательно и роста стоимости всего имущества. Тогда амортизация основных фондов, арендная плата, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, отчисления на обязательное страхование имущества становятся переменными затратами. Увеличение объема производства и реализации может вызвать потребность в дополнительной численности управленческого персонала. Тогда оплата труда работников, занятых управлением и организацией производства, становится переменным расходом.

Наоборот, увеличение объема производства и реализации может не вызвать  роста затрат на сырье и материалы, если одновременно с ростом производства начинают применяться более экономичные материалы или если по каким-то причинам предприятию удается приобретать сырье по более низким ценам. Тогда затраты на сырье и материалы перестают носить характер переменных затрат. Затраты на топливо и электроэнергию, если это затраты на отопление и освещение производственных помещений, тоже могут быть постоянными при условии, что в тех же производственных помещениях выпускается больший объем продукции.

Увеличение выручки  на предприятии  в результате роста натурального объема продаж влечет за собой пропорциональное увеличение переменных затрат. На ООО «Галерея окон»  выручка от реализации без учета повышения цен составила в 2003 г. -  23527 тыс. руб., т. е. выросла по сравнению с 2002 г. на 10,1%. В общей величине затрат на реализованную продукцию 2002 г.  постоянные затраты равны 9517 тыс. руб., переменные — 6895 тыс. руб. Это значит, что в 2003 г.  общая сумма затрат на объем реализации   - 23527 тыс. руб. должна была бы составить:

6895 х 1,101 + 9517 = 17108 тыс. руб.

Фактические затраты 2003 г.  — 21599 тыс. руб., т.е. на 4491 тыс. руб. больше. Последняя  сумма отражает рост затрат, явившийся  результатом снижения эффективности деятельности предприятия, т. к. увеличились постоянные затраты, которые при нормальной работе должны были бы сохраниться на уровне предыдущего периода. Кроме того, могли увеличиться и переменные затраты по причинам, не зависящим от роста натурального объема реализации.

Сравнение фактических и расчетных данных (см. табл. 8).

 

 

 

 

Таблица 8

Влияние изменения постоянных и  переменных затрат на выручку  предприятия

 

Показатели

Ед. изм.

Фактически

Расчетно-отчетный период

2003 г.

2002 г.

2001 г.

1

2

3

4

5

6

1. Выручка 

тыс. руб.

24021

21359

20011

-

2. Затраты на реализованную  продукцию

»

21599

16412

15543

17108

в т. ч.

 

 

   

 

2.1. Постоянные

»

12627

10761

9994

9517

2.2. Переменные

»

8972

5651

5549

7591

3. Прибыль от реализации

»

2422

4947

4466

-

4. Выручка от реализации  без учета роста цен

»

-

-

-

23527

5. Прибыль от реализации  без учета роста цен и затрат, не связанных с увеличением  натурального объема (стр. 4 гр.6 —  стр. 2 гр. 6)

»

-

-

-

6419

6. Прирост прибыли  от реализации за счет повышения  цен (стр. 1 гр. 3 — стр. 4 гр. 5)

»

-

-

-

494

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Прирост затрат на  реализованную продукцию по причинам, не связанным с ростом натурального  объема реализации (стр. 2 гр. 3 — стр. 2 гр. 5)

 

»

-

-

-

4491

8. Прибыль от реализации  отчетного периода, рассчитанная  по составляющим (стр. 5 гр. 6 + стр. 6 гр. 6 — стр. 7 гр. 6)

»

2422

4947

4468

2422

9. Прирост прибыли  от реализации отчетного периода  без роста цен и затрат, не  связанных с увеличением натурального  объема реализации (стр. 5 гр. 5 — стр. 3 гр.4)

»

-

-

-

1472

10. Фактическое уменьшение прибыли от реализации (стр. 3 гр. 4 — стр. 3 гр. 3)

»

2525

-

-

-


 

Исходя из данных таблицы, снижение прибыли от реализации на 2525 тыс. руб. имеет место при следующих  составляющих:

за счет прироста натурального объема реализации она увеличилась на 1472 тыс. руб., за счет прироста цен — еще на 494 тыс. руб., а прирост затрат, не связанных с увеличением натурального объема реализации перекрыл эти положительные факторы, составив 4491 тыс. руб.

 Основная причина  снижения  прибыли  это  прирост затрат, без которого прибыль от реализации и рентабельность продаж были бы значительно выше. Общий прирост затрат, как уже было рассчитано выше, составил 5187 тыс. руб. За  счет следующих элементов затрат сформировался этот прирост (см. табл.9).

Таблица  9

  Расчет изменения  затрат на реализованную продукцию  в 2003 г.

по сравнению с 2002 г.

Показатели

Увеличение (тыс. руб.)

В процентах к общему приросту затрат

1. Затраты на реализованную  продукцию, в т.ч.

5187

100

1.1. Материальные затраты

835

16,1

1.2. Затраты на оплату  труда

1486

28,7

1.3. Отчисления на социальные  нужды

474

9,1

1.4. Амортизация основных  средств

1384

26,7

1.5. Прочие затраты

1007

19,4


 

Исходя из расчета в таблице, можно сделать вывод, что наибольшее влияние на прирост затрат оказали затраты на оплату труда, амортизацию основных средств и прочие затраты.

 Затраты на оплату труда   это результат социальной политики  предприятия ООО «Галерея окон» и имеет  цель закрепление кадров.   Предполагается, что   в последующие периоды эффективность таких мероприятий должна выразиться в росте выручки и прибыли. Однако, ООО «Галерея окон» должно искать  и другие формы стимулирования работников.

Увеличение затрат на амортизацию  основных средств, в данном конкретном случае связано со значительным выбытием основных средств. В последующие периоды такого выбытия не предполагается, следовательно затраты на реализованную продукцию по этому элементу должны снизиться.

Прочие затраты  по своему характеру  очень разнородны. При этом предприятие  исходит из выявления причин, по которым рост выручки от реализации на 12,5% вызвал увеличение прочих затрат на 19,4%.

Если бы амортизация основных средств  сохранилась в размерах 2002 г., прибыль  от реализации составила бы: 2422 + 1384 = 3806 тыс. руб.; если бы прочие затраты увеличились бы в меру роста выручки, сумма их прироста была бы равна:

1007/19,4 х 12,5 = 648 тыс. руб.;

Разница между фактическими и расчетными прочими затратами увеличила  бы прибыль от реализации, которая  в этом случае составила бы:

3806 + 1007 — 648 = 4165 тыс. руб., т. е. приблизилась бы к прибыли          2002 г.

При оценке прибыли и рентабельности  следует учесть, что данное предприятие  ООО «Галерея окон»  практически  не имеет возможности компенсировать увеличивающиеся затраты с помощью повышения цен. Фактор роста цен незначительно влияет на прибыль и рентабельность. Ситуация на рынке такова, что повышение прибыли и рентабельности значительно перспективнее за счет увеличения натурального объема продаж.

Однако просто оценить факторы, под влиянием которых вдвое снизилась выручка от реализации, недостаточно. На  ООО «Галерея окон» изменения в выручке и прибыли надо предвидеть и прогнозировать.

Таким образом, распределением выручки  надо управлять с учетом изменения  спроса на продукцию предприятия. В случае прогнозируемого снижения спроса единственным способом сохранения необходимых размеров прибыли является целенаправленное уменьшение затрат. При повышении спроса, которое не сопровождается ростом затрат, правильная финансовая оценка последствий этого повышения может обеспечить значительное увеличение прибыли.   

 

 

2.4.  Анализ  факторов   увеличения  выручки  на предприятии

 

Увеличение выручки на предприятии  зависит  от  многих  факторов: объема реализованной продукции  и затрат на ее производство  и  реализацию.  В случае изменения цен на реализованную продукцию вступает  в действие еще один фактор – ценовой, включающий и учет информации.

Увеличение  выручки   и   прибыль  на ООО «Галерея окон»  зависят так же  от рыночного  спроса на продукцию (работы, услуги) и  качества продукции. Считается, что в результате борьбы за рынки сбыта чаще всего побеждает не тот, кто предлагает более низкие цены, а тот, кто предлагает более высокое качество товаров или услуг. Но это не означает, что роль цены снижается. Оба фактора неразделимы. Если предприятие не делает прямой скидки с цены товара, но предлагает его к продаже, товар должен обладать для потребителя какими-либо принципиально новыми свойствами. Конкуренция качества — это одна из форм ценовой конкуренции.

В условиях конкуренции цены рассчитываются не с позиций себестоимости товара, а исходя из требований рынка.

Таким образом, процесс реализации продукции предприятия требует  учета разного рода факторов, возникающих  на рынке. Учет этих факторов является основой для увеличения выручки и прибыли. В зависимости от сочетания рыночных факторов складываются разные ситуации, влияющие на увеличение выручки, а следовательно и прибыли предприятия.

Проанализируем некоторые факторы  влияющие на увеличение  выручки, а следовательно и прибыли  на ООО «Галерея окон». Фактическая выручка от реализации 2003 г., составила 24021 тыс. руб., в т. ч. постоянные затраты —12627 тыс. руб., переменные затраты —8972 тыс. руб., прибыль от реализации — 2422 тыс. руб.

 

 

 

Таблица 10

Схема возможных изменений  спроса на продукцию ООО «Галерея Окон» и их последствий

 

Изменение спроса

Изменение выручки от реализации

Изменение составляющих выручки от реализации

1. Увеличение спроса

1.1. Увеличение натурального  объема реализации

1.1. Увеличение переменных затрат и прибыли от реализации

 

1.2. Повышение цен на  реализуемую продукцию

1.2. Увеличение прибыли  от реализации 

2. Снижение спроса

2.1. Уменьшение натурального  объема реализации

2.1. Уменьшение переменных  затрат и прибыли от реализации

 

2.2. Снижение цен на  реализуемую продукцию

2.2. Уменьшение прибыли  от реализации


 

При повышении спроса на продукцию  ООО «Галерея окон», предприятия может отреагировать либо в форме увеличения выпуска и реализации натуральных объемов, либо, при прежних натуральных объемах повысить цены. Однако выбор формы зависит не от желания предприятия, а от  спроса населения. Если увеличивается натуральный объем реализации, вместе с ним пропорционально растут переменные затраты; постоянные затраты не меняются, и за счет этого увеличивается  выручка. Если растут только цены, то переменные и постоянные затраты остаются на прежнем уровне, а вся ценовая разница составляет прирост  выручки.

Все эти факторы разделены в  схеме, но на практике они могут действовать не раздельно, а совместно, т.е. может быть одновременное изменение и натурального объема реализации, и цен на реализованную продукцию. Кроме того, повышение цен может быть не только реакцией на рыночную конъюнктуру, но и следствием улучшения качества и других потребительских свойств продукции. Последнее может вызвать рост переменных, а в некоторых случаях — и постоянных затрат. Наконец, возможны ситуации, когда при повышающемся спросе предприятие повышает цены и одновременно снижает натуральные объемы, или наоборот. При снижающемся спросе предприятие может снизить цены, частично перекрыв потери ростом натуральных объемов, если снижение цен ведет к увеличению спроса; наконец, при снижающемся спросе может иметь место одновременное снижение цен и натуральных объемов.

Информация о работе Выручка предприятия