Управление финансами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 01:15, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы - проанализировать организацию и эффективность управления финансовыми ресурсами исследуемого предприятия, выявить основные пробле-мы в управлении финансами и дать рекомендации по управлению финансовыми ресурсами.

Файлы: 1 файл

Управление финансовыми ресурсами предприятияХлеб.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

       Методы  финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являются специальные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:

    • бухгалтерская отчетность;
    • сообщения финансовых органов;
    • информация учреждений банковской системы;
    • информация товарных, фондовых, валютных бирж;
    • прочая информация.

       Техническое обеспечение системы финансового  управления является самостоятельным  и весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения компьютерных сетей, прикладных программ.

       Функционирование  любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

    1. Направления повышения эффективности  использования финансовых ресурсов

       Эффективность использования финансовых ресурсов характеризуется оборачиваемостью активов и показателями рентабельности. Следовательно, эффективность управления можно повышать уменьшая срок оборачиваемости и повышая рентабельность за счет снижения издержек и увеличения выручки.

       Ускорение оборачиваемости оборотных средств  не требует капитальных затрат и  ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей отвлекают значительную часть средств из оборота /5/.

       В качестве оборотного капитала на предприятии используются текущие активы. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

       Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они  могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам.

       Один  из способов экономии оборотного капитала, а следовательно - повышения его  оборачиваемости заключается в  совершенствовании управления запасами. Поскольку предприятие вкладывает средства в образование запасов, то издержки хранения связаны не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, а также с временной стоимостью капитала, т.е. с нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска.

       Экономический и организационно-производственный результаты от хранения определенного  вида текущих активов в том  или ином объеме носят специфический  для данного вида активов характер. Большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе.

       Подобным  образом достаточно большой запас  сырья и материалов спасает предприятие  в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на приобретения сырья и материалов хотя и приводит к образованию больших запасов, тем не менее имеет смысл, если предприятие может добиться от поставщиков снижения цен. По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет более экономично управлять производством. В результате этого уже само предприятие, как правило, предоставляет скидку своим клиентам.

       Повышение оборачиваемости оборотных средств  сводится к выявлению результатов  и затрат, связанных с хранением  запасов, и подведению разумного  баланса запасов и затрат. Для  ускорения оборачиваемости оборотных  средств на предприятии целесообразно:

    • планирование закупок необходимых материалов;
    • введение жестких производственных систем;
    • использование современных складов;
    • совершенствование прогнозирования спроса;
    • быстрая доставка сырья и материалов.

         Второй путь ускорения оборачиваемости оборотного капитала состоит в уменьшении счетов дебиторов.

       Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

       Отбор осуществляется с помощью формальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности  покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.) /10/.

       Оплата  товаров постоянным клиентам обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема "2/10 полная 30", означающая, что:

    • покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней с начала периода кредитования;
    • покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с 11 по 30 день кредитного периода;
    • в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты.

       Наиболее  употребительными способами воздействия  на дебиторов с целью погашения  задолженности являются направление  писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям (факторинг).

       Третий  путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании  наличных денег. С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев  инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.

       Таким образом, к денежным средствам могут  быть применены модели, разработанные  в теории управления запасами и позволяющие  оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:

    • общий объем денежных средств и их эквивалентов;
    • какую долю следует держать на расчетном счете, а какую в виде быстрореализуемых ценных бумаг;
    • когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств и быстрореализуемых активов.

       По  банковским счетам, на которых фирмы  держат свои ликвидные активы, процент  не уплачивается. Однако другие ликвидные  активы (краткосрочные государственные  ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

       В западной практике наибольшее распространение  получили модель Баумола и модель Миллера-Ора. Непосредственное применение этих моделей в отечественную практику пока затруднено ввиду сильной инфляции, аномальных учетных ставок, неразвитости рынка ценных бумаг и т.п., поэтому ниже приведено лишь краткое теоретическое описание данных моделей /9/.

       Модель  Баумола. Предполагается, что предприятие начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уровень денежных средств, и затем постоянно расходует их в течение некоторого периода времени. Все поступающие средства от реализации товаров и услуг предприятие вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств истощается, т.е. становится равным нулю или достигает некоторого заданного уровня безопасности, предприятие продает часть ценных бумаг и тем самым пополняет запас денежных средств до первоначальной величины. Таким образом, динамика остатка средств на расчетном счете представляет собой "пилообразный" график (рисунок 1.4).

         
 
 
 
 
 
 
 
 

       Модель  Баумола проста и в достаточной  степени приемлема для предприятий, денежные расходы которых стабильны  и прогнозируемы. В действительности такое случается редко; остаток средств на расчетном счете изменяется случайным образом, причем возможны значительные колебания.

       Модель, разработанная Миллером и Ором, представляет собой компромисс между простотой  и реальностью. Она помогает ответить на вопрос: как предприятию следует управлять своим денежным запасом, если невозможно предсказать каждодневный отток и приток денежных средств?

       Логика  действий по управлению остатком средств  на расчетном счете представлена на рисунке 1.5.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Остаток средств на расчетном счете хаотически меняется до тех пор, пока не достигает  верхнего предела. Как только это  происходит, предприятие начинает покупать достаточное количество ценных бумаг  с целью вернуть запас денежных средств к некоторому нормальному уровню (точка возврата). Если запас денежных средств достигает нижнего предела, то в этом случае предприятие продает свои ценные бумаги и таким образом пополняет запас денежных средств до нормального предела.

       При решении вопроса о размахе  вакцинации (разность между верхним и нижним пределами) рекомендуется придерживаться следующей политики: если ежедневная изменчивость денежных потоков велика или постоянные затраты, связанные с покупкой и продажей ценных бумаг, высоки, то предприятию следует увеличить размах вариации и наоборот. Так же рекомендуется уменьшить размах вариации, если есть возможность получения дохода благодаря высокой процентной ставки по ценным бумагам.

       Еще одним важным инструментом повышения  эффективности использования финансовых ресурсов является управление основными производственными фондами предприятия и нематериальными активами. Основным вопросом в управлении ими является выбор метода начисления амортизации.

       Существуют  три метода начисления амортизации: равномерное списание, на объем выполненных работ и ускоренная амортизация /10/.

       Равномерное списание базируется на нормативном  сроке службы основных средств. нормы  амортизационных отчислений устанавливаются  исходя из физического и морального сроков службы средств труда и  выражают нормативный срок возмещения их стоимости. Экономически обоснованное определение величины амортизационных отчислений требует правильной стоимостной оценки основных средств. периодически возникает потребность в переоценке основных средств с целью определения их восстановительной стоимости и приведения в соответствие в реальными экономическими условиями. Чем выше уровень инфляции, тем чаще требуется такая переоценка.

       Второй  метод начисления амортизации - на объем  выполненных работ. Он основан на допущении, что износ тем больше, чем больше объем выполненных работ, т.е. амортизация является исключительно результатом эксплуатации объекта. Период времени при этом не имеет значения.

Информация о работе Управление финансами на предприятии