Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:16, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие, структура и функции национального финансового рынка.
2. Роль, функции и структура национального рынка ценных бум
3. Роль, функции и структура национального валютного рынка
4. Финансовые институты: сущность, виды, роль в экономике, закономерности развития
5. Роль, функции и структура национального страхового рынка
6. Функции и источники формирования международных финансов
7. Предпосылки и экономические последствия финансовой глобализации
8. Роль, функции и структура международного финансового рынка
9. Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике
10. Цели и задачи налогового планирования на уровне государства, его значение для экономики
....

Файлы: 1 файл

otvety_k_gosama_original_malenky.docx

— 194.53 Кб (Скачать)

В системе  финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных  уровней и возможности воздействия  на национальную экономику, играют налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Принципы налогообложения: сочетание прямых и косвенных налогов; универсальность налогообложения; равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений; однократность налогообложения; использование системы налоговых льгот; стремление к стабильности условий налогообложения; запрет обратной силы налоговых законов..

При высокой  ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 31.1) отражает зависимость поступлений  в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога. Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Объект  налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.

Рис. 31.1. Кривая Лаффера

Ставка  налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).

Прямые  налоги – платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог, налог на землю и т.д.). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины).

Чистые  налоговые поступления в бюджет – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный финансовый контроль: сущность, задачи, органы контроля, влияние на финансовое состояние организаций

Одной из функций  управления любого экономического субъекта является финансовый контроль, который  подразумевает обеспечение соблюдения законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов. Особое место в системе финансового  контроля занимает государственный  финансовый контроль.

Целью государственного финансового контроля является обеспечение  законности и эффективности использования  государственных бюджетных и  внебюджетных финансовых средств и  государственной собственности.

В соответствии с этим основными его задачами являются:

1. организация  и осуществление контроля за  своевременным исполнением доходных  и расходных статей федерального  бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов по объемам,  структуре и целевому назначению; определение эффективности и  целесообразности расходования  государственных средств и использования  федеральной собственности;

2. оценка  обоснованности доходных и расходных  статей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

3. финансовая  экспертиза проектов федеральных  законов, а также нормативных  правовых актов федеральных органов  государственной власти, предусматривающих  расходы, покрываемые за счет  средств федерального бюджета,  или влияющих на формирование  и исполнение федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

4. анализ  выявленных отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов и подготовка предложений,  направленных на их устранение, а также на совершенствование  бюджетного процесса в целом;

5. контроль  за законностью и своевременностью  движения средств федерального  бюджета и средств федеральных  внебюджетных фондов в Банке  России, уполномоченных банках и  иных финансово-кредитных учреждениях  Российской Федерации;

6. обеспечение  поступления в доходную часть  государственного бюджета налоговых,  таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной  части государственного бюджета;

7. оценка  эффективности деятельности министерств  и ведомств по использованию  средств государственного бюджета  и внебюджетных средств;

8. контроль  за правильностью ведения бухгалтерского  учета и отчетности;

9. улучшение  бюджетной и налоговой дисциплины;

10. выявление  резервов роста доходной базы  бюджетов различных уровней и  снижения расходной части бюджета;

11. контроль  за реализацией механизма межбюджетных  отношений;

12. проверка  обращения средств бюджета и  внебюджетных средств в банках  и других кредитных учреждениях;

13. контроль  за формированием и распределением  целевых бюджетных фондов финансовой  поддержки регионов;

14. пресечение  незаконных решений по предоставлению  налоговых и таможенных льгот,  государственных дотаций, субвенций  и другой помощи отдельным  категориям плательщиков или  регионам;

15. выявление  финансовых злоупотреблений в  сфере бюджетных и межбюджетных  отношений;

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной мобилизации бюджетных средств, перераспределения части национального дохода в территориальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективного использования с целью выполнения государством своих функций.

Субъектами  государственного финансового контроля являются государственные органы и  структуры, предприятия с государственным  участием, организации полностью  или частично финансируемые из бюджета, организации и предприниматели  в части уплаты налогов в бюджет.

Государственный финансовый контроль возложен на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Структура финансовой системы государства. Органы управления финансовой системой

Руководит финансовой деятельностью и направляет ее через  свои органы, наделенные специальной  компетенцией, государство. Финансовой деятельностью занимаются практически  все без исключения органы государства.

В ведении РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

Финансовая  система РФ в настоящее время включает несколько взаимосвязанных институтов и органов. Под финансовой системой РФ понимают,

во-первых совокупность финансовых институтов, каждый из которых  способствует образованию и использованию  соответствующих денежных фондов;

во-вторых, совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей  компетенции финансовую деятельность.

Иными словами, каждый институт, или звено, финансовой системы представляют собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и  используются фонды денежных средств.

Финансовая  система РФ включает: а) государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления; б) внебюджетные специальные фонды; в) государственный и банковский кредит; г) фонды страхования (имущественного и личного); д) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.

При этом государственная  бюджетная система, внебюджетные специальные  фонды и государственный (в том  числе банковский) кредит относятся  к централизованным финансам, использующимся для регулирования экономики  и социальных отношений на макроуровне. Фонды страхования и финансы  хозяйствующих субъектов и отраслей относятся к децентрализованным финансам, которые используются для  регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений  на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является органом  исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной  политики и осуществляющим общее  руководство организацией финансов в стране.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов  Федерации (министерства, государственные  комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Вместе с  тем существует система органов  управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, т.е. определяющей содержание их компетенции. Это система  финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами  и осуществления контроля в этой сфере.

В единую систему  органов государственного управления финансами Российской Федерации  входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами  в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, а также органы Федерального казначейства.

К финансовым органам относятся также органы, осуществляющие непосредственно аккумуляцию  средств в централизованные фонды  денежных средств, органы налоговой  и таможенной служб.

Систему кредитных  учреждений возглавляет Центральный  банк РФ. Он как один из специальных  органов также осуществляет финансовую деятельность государства, являясь  органом государственного управления и осуществляя государственное  руководство в области банковской деятельности. На него возложена эмиссия  денег, вместе с Правительством РФ Центральный  банк РФ определяет политику государства  в области денег и денежного  обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков.

Ряд органов  в Российской Федерации специально занимаются контролем в области  финансовой деятельности государства.

Счетная палата РФ, образованная в соответствии с  Конституцией РФ, является постоянно  действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным  Собранием РФ и подотчетным ему. Главная задача Счетной палаты РФ — организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов.

Федеральное казначейство контролирует в целом  проведение бюджетной политики и  осуществление эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, накопление и использование как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями.

Министерство  РФ по налогам и сборам входит в  систему центральных органов  государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ) как особый государственный институт сформировалась вместе с российской рыночной экономикой. Налоговая полиция  не фискальный, а правоохранительный орган. Центральная задача ФСНП РФ —  динамично наращивать правоохранительное воздействие на негативные процессы в экономике. Главная задача для  ФСНП России — борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями.

Таможенная  служба — одна из опор российской государственности, источник пополнения государственной  казны. Возглавляет таможенную службу Государственный таможенный комитет  РФ (ГТК РФ).

Таможенное  дело относится к ведению федеральных  органов государственной власти. Общее руководство таможенным делом  осуществляют Президент РФ и Правительство  РФ.

 

 

 

 

 

  1. Формы государственной финансовой поддержки инновационной деятельности

Правовое  регулирование отношений по поводу государственной поддержки инновационной  деятельности в РФ осуществляется в  соответствии с Конституцией РФ, настоящим  ФЗ, а также иными федеральными законами, законами субъектов РФ, иными  нормативными правовыми актами РФ и  субъектов РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"