Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:16, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие, структура и функции национального финансового рынка.
2. Роль, функции и структура национального рынка ценных бум
3. Роль, функции и структура национального валютного рынка
4. Финансовые институты: сущность, виды, роль в экономике, закономерности развития
5. Роль, функции и структура национального страхового рынка
6. Функции и источники формирования международных финансов
7. Предпосылки и экономические последствия финансовой глобализации
8. Роль, функции и структура международного финансового рынка
9. Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике
10. Цели и задачи налогового планирования на уровне государства, его значение для экономики
....

Файлы: 1 файл

otvety_k_gosama_original_malenky.docx

— 194.53 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предпосылки и экономические последствия финансовой глобализации

Основной  предпосылкой возникновения финансовой глобализации является развитие внешней торговли. Характерным признаком экономического прогресса в современной экономике является опережающий рост внешней торговли по сравнению с объемом производства. Рассматривая внешнюю торговлю как одну из главных предпосылок финансовой глобализации, следует понимать, что она воздействует на финансовую глобализацию не только тем, что порождает мощные финансовые потоки из страны в страну, но и за счет изменения своей структуры.

Второй  предпосылкой финансовой интеграции являются качественные изменения в средствах передвижения и в средствах связи, происшедшие в XX веке. Мощным интегрирующим фактором является бурное развитие международного транспорта.

Третьей предпосылкой финансовой глобализации является создание обширной правовой базы, регламентирующей внешнеэкономические и международные финансовые связи. Если в XIX в. каждая страна по своему усмотрению формировала внешнеторговые тарифы и нетарифные ограничения на экспорт или импорт, то в XX в. уже в рамках Лиги наций, одной из первых международных организаций, начались попытки общего регулирования правил внешней торговли и валютных курсов.

Четвертой предпосылкой возникновения финансовой глобализации является появление и развитие транснациональных компаний (ТНК). Деятельность ТНК тесно связана с международным финансовым рынком, и прежде всего с его валютным и кредитным секторами.

Последствия финансовой глобализации

Финансовая  глобализация вызывает многообразные  и неоднозначные экономические и социальные последствия. Позитивные эффекты финансовой глобализации состоят в том, что она упрощает доступ разнообразных участников на глобальный финансовый рынок; ускоряет интеграцию стран путем создания наднациональной системы регулирования трансграничных финансовых потоков; повышает доступность финансовой информации для участников глобального финансового рынка; упрощает доступ к иностранным финансовым ресурсам, технологическому и управленческому опыту.

В то же время  процессы финансовой глобализации имеют  и очевидные негативные последствия. К ним относится прежде всего перемещение огромных масс высокомобильного спекулятивного капитала между странами, способное резко ухудшить состояние национальных экономик. Как следствие, увеличиваются финансовые риски на глобальном финансовом рынке, что обусловливает периодическое возникновение мировых финансовых кризисов.

Позитивные  результаты финансовой глобализации неравномерно распределяются между развитыми и развивающимися странами, что ведет к увеличению разрыва между бедными и богатыми странами, а также между бедными и богатыми группами населения внутри стран. Это, в свою очередь, приводит к нарастанию политической и социальной напряженности.

Несмотря  на негативные последствия финансовой глобализации, в ближайшем будущем ей нет альтернативы. Финансовая глобализация может менять свои формы, механизмы реализации и проявления, но при этом она будет оставаться постоянной составляющей мировых экономических процессов. Будущее международных финансов связано с расширением форм, методов и инструментов регулирования глобального финансового рынка. Основными участниками этого процесса являются национальные государства, международные финансовые организации, транснациональные банки и компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль, функции и структура международного финансового рынка

Важнейшей составляющей глобального  финансового рынка является международный финансовый рынок. Он представляет собой форму движения международных финансов в определенных параметрах международной финансовой системы.

Функции международного финансового рынка

1. Обеспечивая куплю-продажу  финансовых инструментов, международный финансовый рынок выполняет функции аккумулирования денежных потоков в форме сбережений и их инвестирования.

2. Второй функцией международного  финансового рынка является формирование цен финансовых инструментов. Формирование цен на основе действия закона спроса и предложения — основная функция любого рынка.

3. Третья функция международного  финансового рынка — регулирование международных финансовых потоков.

Мировой финансовый рынок  подразделяется на первичный и вторичный. Они тесно связаны между собой, так как первичный рынок насыщает вторичный ценными бумагами. Первичный рынок служит для перераспределения капитала между кредиторами и заёмщиками (инвесторами и реципиентами). На вторичном рынке меняются только контрагенты, а именно:

- происходит смена владельцев  долговых обязательств;

- величина ресурсов первоначальных  заёмщиков не меняется.

В рамках мирового финансового  рынка выделяют:

- национальный финансовый  рынок; 

- международный финансовый  рынок. 

В основе этого деления  лежит признак подконтрольности национальным системам денежно-кредитного регулирования.

В современной экономической  науке используются различные подходы  к оценке структуры международного финансового рынка. По финансовым инструментам, которые продаются и покупаются на рынке, выделяются четыре основных сектора: валютный, кредитный, фондовый и страховой.

Структура международного финансового  рынка может быть представлена не только с позиций торгуемых инструментов, но и с точки зрения возможности регулирования и контроля за процессами их купли-продажи. Такая классификация позволяет выделить в международном финансовом рынке биржевые (регулируемые) и внебиржевые (нерегулируемые) секторы.

В структурировании международного финансового рынка большое значение имеет также место совершения сделок. В зависимости от этого критерия в международном финансовом рынке следует выделить два сегмента — международные финансовые центры (Лондон, Нью-Йорк, Токио, Франкфурт, Цюрих, Сингапур, Гонконг) и офшорные зоны (остров Мэн, Кипр, Каймановы острова и другие страны и территории, характеризующиеся низкими ставками налогообложения и либеральным финансовым контролем), где совершаются финансовые сделки.

С институциональной точки зрения международный финансовый рынок представляет собой совокупность банков, компаний и физических лиц, осуществляющих различные операции с финансовыми инструментами. Участники международного финансового рынка могут быть разделены на группы по различным признакам.

По целям и мотивам осуществления операций на международном финансовом рынке участники этого рынка делятся на предпринимателей, хеджеров, спекулянтов и арбитражеров. К предпринимателям относят участников рынка, совершающих сделки для обеспечения своих операций в реальном секторе экономики. Хеджеры — это участники международного финансового рынка, страхующиеся от нежелательного изменения курсов валют, процентных ставок, котировок ценных бумаг посредством заключения срочных сделок. Спекулянты — это участники международного финансового рынка, стремящиеся получить прибыль за счет изменений стоимости финансовых инструментов. Участники международного финансового рынка, одновременно осуществляющие сделки на разных сегментах международного финансового рынка и извлекающие доход из разницы в ценах на них, называются арбитражерами.

По характеру участия в функционировании международного финансового рынка выделяются две группы участников: прямые (профессиональные) и косвенные (непрофессиональные). Профессиональные участники рынка специализируются на посредничестве в осуществлении сделок. К ним относятся члены биржи, заключающие сделки за свой счет (дилеры), а также за счет и по поручению клиентов (брокеры или маклеры), крупнейшие участники небиржевых торговых систем, организаторы  торгов на внебиржевом рынке.

Профессиональные  субъекты финансового рынка (финансовые посредники):

1) Институты, которые обслуживают  функционирование рынка (в том  числе, инвестиционно-дилерские  компании).

2) Промежуточные заёмщики (обеспечивающие и связанные с  непосредственным перетоком капитала).)

Непрофессиональные участники  рынка не имеют возможности заключать сделки напрямую друг с другом и прибегают к посредничеству профессиональных участников.

 

  1. Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике

Негативные последствия экономических  кризисов вынуждает государство  проводитьь антициклическую политику, включающую мероприятия, на предотвращение резких колебаний в развитии производства.


Виды политики

Подъем

Кризис

Денежно-кредитная политика

Сокращение денежной массы

Увеличение денежной массы

Фискальная политика

Увеличение налогов и сокращение расходов бюджета

Сокращение налогов и увеличение расходов бюджета

Политика заработной платы

Понижение зарплаты

Повышение зарплаты

Инвестиционная политика

Сокращение государственных расходов

Увеличение государственных инвестиций


Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия  на экономику называется фискальной или бюджетной политикой государства. Это основное средство регулирования  в современных экономиках с целью  обеспечения экономического роста, достижения полной занятости, сдерживания  инфляции, обеспечения равновесного платежного баланса.

Фискальная политика осуществляется через товарные рынки. Изменение  правительственных расходов и налогов  отражается на совокупном спросе.

В краткосрочной перспективе:

- Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства , доходов и занятости.

- Рост правительственных расходов  вызывает обратную реакцию: совокупный  спрос растет, производство расширяется,  безработица сокращается.

В долгосрочной перспективе:

- Рост доходов повышает инвестиционный спрос, что при неизменном количестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций, а, следовательно, и уменьшению темпов развития в будущем.

Денежно-кредитная (монетарная политика государства). Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность  проведения целенаправленной денежной кредитной политики, в ходе которой  государство, изменяя предложение  денег, может воздействовать на объем  национального производства, цены и  занятость.

Монетарная политика  — это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение. Её осуществляет Центробанк.

Основой монетарной политики являются следующие положения:

- В краткосрочном периоде рост  денежной массы приводит к  росту реальное ВНП.

- В долгосрочном периоде рост  денежной массы влечет за собой  рост цен, не оказывая влияние  на объем ВНП.

Механизм воздействия монетарной политики на объем национального  производства и занятость таков:

1.  исходя из задач, стоящих  перед экономикой, ЦБ увеличивает  (сокращает) денежное предложение.  Реакцией на эти действия служит  падение (рост) процентной ставки.

2. изменение уровня процентной  ставки увеличивает (сокращает)  инвестиционный спрос.

3. изменение инвестиций с мультипликативным  эффектом отражается на объеме  ВНП.

Главные инструменты воздействия  государства на денежное предложение: изменение величины норматива обязательных резервных требований, уровня учетной  ставки и операции на открытом рынке (купля - продажа государственных  ценных бумаг).

Монетарная политика может быть направлена на увеличение массы денег  в обращении в целях расширения совокупного спроса (период спада). В условиях инфляции должно уменьшаться  и предложение денег. Недостатками монетарной политики являются: длительность времени между принятием монетаристских мер и реакцией на них экономики, обратное влияние скорости обращения  денег на их массу, возможная неадекватная реакция хозяйствующих субъектов  на монетарную политику.

Государственное регулирование кризисных  ситуаций осуществляется в виде:

- нормативно-законодательной деятельности (Конституция РФ, ГК РФ, ФЗ №  127)

- финансового регулирования —  управления совокупностью денежных  средств, находящихся в распоряжении  государства или предприятия., а  также источниками доходов, статьями  расходов, порядком их формирования  и использования.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"