Пути повышения рентабельности в ОАО «Виктория»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в определении роли рентабельности в анализе финансового состояния предприятия, влиянии ее на эффективность производственной деятельности предприятия.

Объектом исследования является ОАО «Биробиджанская промышленно-торговая трикотажная фирма «Виктория»
Исходя из цели дипломной работы ставились и решались следующие задачи:

1. Рассмотрены такие теоретические вопросы как изучение сущности и значения показателей рентабельности в анализе финансового состояния предприятия;

2. Проведен анализ рентабельности предприятия и рассмотрены факторы, влияющие на изменение ее уровня.

3. Рассмотрены теоретические и практические меры использования выявленных резервов.

Оглавление

Введение
1. Анализ рентабельности и ее влияние на конкурентоспособность предприятия

Рентабельность и факторы, влияющие на уровень ее повышения
Порог рентабельности. Анализ рентабельности по системе директ-костинг
Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности
Взаимосвязь рентабельности и конкурентоспособности предприятия
2. Анализ рентабельности предприятия на примере Биробиджанской промышленно-торговой трикотажной фирмы «Виктория»

2.1 Краткая характеристика предприятия

2.2 Анализ рентабельности ОАО «Виктория»

3. Пути повышения рентабельности в ОАО «Виктория»

3.1 Принципы организации поиска и использования выявленных резервов

3.2 Предложения по повышению рентабельности на основе выявленных резервов

3.2.1 Проведение рекламной акции с целью расширения рынка сбыта продукции ОАО «Виктория»

3.2.2 Замена морально и физически устаревшего оборудования с целью увеличения выпуска продукции и снижения доли переменных затрат в себестоимости

3.2.3 Приобретение оборудования в форме финансового лизинга

3.2.4 Сдача в аренду неиспользуемых основных фондов

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 158.61 Кб (Скачать)

     10: (22+44)*100 = 15,1

     8,6 – 8,1 = 0,5 , где 8,6 = 5: (18+40)*100

     3) Снижение коэффициента закрепления  материальных оборотных средств,  то есть ускорение их оборачиваемости,  привело к  увеличению рентабельности  в 2002 году на 0,3 пункта. В 2003 году  коэффициент закрепления оборотных  средств сохранился на уровне 2002 года, что привело к снижению  рентабельности на 0,6.

     15,4-15,1= 0,3

     8-8,6= - 0,6

     Таким образом, общее снижение рентабельности по факторам составляет 4,9% в 2002 году (0,2+0,3-15,4)  и 7,4% в 2003 году (0,5-7,3-0,6), что соответствует  общему изменению рентабельности активов.

       Важной характеристикой использования  собственных средств предприятия  считается рентабельность собственного  капитала (Ркап). Она показывает, сколько  единиц прибыли от обычных  видов деятельности приходится  на единицу собственного капитала.

     Ркап. = ЧП/средняя стоимость собственного капитала;

     В 2001 году Ркап = 13732/54342 * 100 =25,3%;

     В 2002 году Ркап = 11790/62948 * 100 = 18,7%;

     В 2003 году Ркап = 6044/67953 * 100 = 8,9%

     Как видно из расчета, рентабельность собственного капитала в 2002 году снизилась на 6,6% по отношению к 2001 году и на 9,8% в 2003 году по сравнению с 2002 годом. В целом  снижение уровня рентабельности за анализируемый  период связано с уменьшением  прибыли и составляет 16,4%.

     Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  затрат) (Рп) – это один из основных показателей который отражает доходность вложения средств в основное производство. Ее определяют по данным формы 2 по формуле:

     Рп = Прибыль от продаж/Себестоимость  реализованной продукции

     Рассчитаем  показатели рентабельности производственной деятельности за анализируемый период:

     В 2001 году рентабельность производственной деятельности составила:

     Рп.= 17550/82492 * 100 = 21,3%

     В 2002 году Рп = 11861/112881 * 100 = 10,5%

     В 2003 году Рп = 2769/127997 * 100 = 2,2%

     Принято считать организацию сверхрентабельной, если Рп> 30%. Когда Рп принимает значения от 20 до 30%, организация считается высокорентабельной, в интервале от 5 до 20% - средняя рентабельность, в пределах от 1 до 5% - низкая.

     Как видно из расчета рентабельность производственной деятельности снизилась  в 2003 году по сравнению с 2002 годом  на 8,3%, по сравнению с 2001 годом на 19,1% и предприятия из разряда высорентабельных перешло в низкорентабельные.

     Рентабельность  продаж рассчитывается делением прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг или чистой прибыли на сумму  полученной выручки (ВР). Рентабельность продаж характеризует эффективность  предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие  с рубля продаж. Рассчитаем показатель рентабельности продаж в целом по предприятию по формуле:

     Рпр. = Ппр/ВР * 100

     В 2001 году рентабельность продаж составила 17,5  (17550/100042 *100);

     В 2002 году –     9,5% (11872/124781 * 100);

     В 2003 году – 2,1 (2769/130766 * 100).

     Как видно из расчета, в целом за анализируемый  период показатель рентабельности продаж снизился на 15,4% 

     Уровень рентабельности производственной деятельности и продаж зависит от  основных факторов первого порядка: изменения  объема производства и  структуры  реализованной продукции, ее себестоимости  и средних цен реализации. 

     . Анализ объема производства начинается  с изучения динамики товарной  продукции, расчета базисных и  цепных темпов роста и прироста  продукции.

     Таблица 2.2 Динамика производства и реализации продукции

     
Год Объем производства продукции тыс.руб Темпы роста, % Объем реализации, тыс. руб Темпы роста, %
     Базис-ные      цепные      базисные      цепные
2001      95750 100 100      94881 100 100
2002      116638 121,8 121,8      115286 124,7 124,7
2003      124455 130,0 106,7      124684 130,7 104,8
 

     За  анализируемый период объем производства товарной продукции увеличился на 30 процентов. Среднегодовой темп прироста продукции составил 14%:

     Ö1,0*1,218*1,067 = Ö 1,30 = 1,14 = 114%.

     Тпр = 114 – 100 = 14%.

     Объем    реализации увеличился на 30,7%. Среднегодовой  темп прироста составил 14,5%:

     Ö1,0*1,247*1,048 = Ö1,31 = 1,145 = 114,5

     Тпр. = 114,5 – 100 = 14,5%.

     Анализ  динамики выпуска и реализации продукции  показал, что темпы роста выпущенной и реализованной продукции практически  совпадают. Следовательно, весь объем  выпущенной продукции своевременно реализуется, продукция предприятия  пользуется спросом у потребителей.

     Далее проведем анализ структуры товарной продукции. Выполнить план по структуре  – значит сохранить в фактическом  выпуске продукции запланированные  соотношения отдельных ее видов.

     Изменение структуры производства оказывает  большое влияние на все ее экономические  показатели: объем выпуска в стоимостной  оценке, материалоемкость, себестоимость  товарной продукции, прибыль, рентабельность.

     В основу расчета положен принцип  цепных подстановок, который позволил абстрагироваться от всех факторов кроме  структуры продукции (таблица 2.3).

     Таблица 2.3 Анализ структуры товарной продукции  за 2002 год

     
Изделие Средне-реализа

ционная цена

Объем реализации

товарной продукции

Товарная  продукция

 в  ценах базисного

 года

Изменение Товар.продукцииза счет струк-туры
 
2001
 
2002
2001 % 2002 % 2001 Факт. при плано-вой  структу-ре 2002
Чулочно-

носочные

8,52 8,9 6894 78,4 7983 79,9 58749,6 66739,5 67057,2 +317,7
Трикотажные 21,8 26,8 1894 21,6 2004 20,1 41292,4 46908,2 43687,2 -3221
Всего     8788 100 9987 100 100042 113647,7 110744,4 -2903,3

      

     Таблица 2.4 Анализ структуры товарной продукции  за 200 год

     
Изделие Средне-реализа

ционная цена

Объем реализации

товарной продукции

Товарная  продукция

 в  ценах базисного

 года

Изменение

Товар.

продукции

за счет структуры

2002 2003 2002 % 2003 % 2002 Факт. при плано-вой  структу-ре 2003
Чулочно-

носочные

8,9 9,8 7983 79,9 7093 78,2 71048,7 64441,2 63127,7 -1313,5
Трикотажные 26,8 31,13 2004 20,1 1968 21,7 48735,2 52742,4 52742,4 +4007,2
Всего     9987 100 9061 100 124781 113176,4 115870,1 +2693,7

      

     Данные  графы «фактически при плановой структуре» получены умножением показателя графы «товарная продукция базисного  года» по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в натурально-условных единицах:

     Коэффициент выполнения плана 2002 года равен 1,136:

     Квп = 9987/8788 = 1,136;

     Коэффициент  выполнения плана 2003 года равен 0,907:

     Квп = 9061/9987 = 0,907.

     Из  таблиц 2.3 и 2.4 видно, что в 2002 году удельный вес более дорогой продукции (трикотажных  изделий) снизился на 1,5% по сравнению  с 2001 годом, соответственно снизилась  и ее доля в стоимостном выражении  на 3221 тыс.руб. При фактической структуре 2002 года объем реализации в ценах  предыдущего года ниже объема реализации 2001 года на 2903,3 тыс.руб. В 2003 годом удельный вес более дорогой продукции увеличился на 1,6% к уровню 2002 года, соответственно увеличился и ее объем в стоимостном измерении на 4007,2 тыс.руб. Увеличение   товарной продукции за счет структуры в 2003 году составило в целом 2693,7 тыс.руб.

     Рассмотрим, как повлияло изменение объемов  продаж и структуры товарной продукции  на прибыль при неизменной величине остальных факторов. Для расчета  используем данные таблицы 2.5.

     Таблица 2.5 Исходные данные для расчета изменения  суммы прибыли

     
     Изделие Кол-во

реализов.

продукции,

Цена, руб Выручка, тыс.руб Себестои-мость, тыс.руб Прибыль, тыс.руб
2001год                                   
Чулочно-носочные 6894 8,52 58749,6 42960,2 15789,4
трикотажные 1894 21,8 41292,4 39531,8 1760,6
Всего: 8788        100042 82492 17550
2002 год                                   
Чулочно-носочные 7983 8,90 71048,7 63800,2 7248,5
трикотажные 2004 26,80 53732,3 49108,8 4623,5
Всего: 9987   124781 112909 11872
2003          
Чулочно-носочные 7093 9,80 69511,4 67291,4 2220
трикотажные 1968 31,13 61254,6 60705,6 549
Всего: 9061   130766 127997 2769

Информация о работе Пути повышения рентабельности в ОАО «Виктория»