Пути повышения рентабельности в ОАО «Виктория»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в определении роли рентабельности в анализе финансового состояния предприятия, влиянии ее на эффективность производственной деятельности предприятия.

Объектом исследования является ОАО «Биробиджанская промышленно-торговая трикотажная фирма «Виктория»
Исходя из цели дипломной работы ставились и решались следующие задачи:

1. Рассмотрены такие теоретические вопросы как изучение сущности и значения показателей рентабельности в анализе финансового состояния предприятия;

2. Проведен анализ рентабельности предприятия и рассмотрены факторы, влияющие на изменение ее уровня.

3. Рассмотрены теоретические и практические меры использования выявленных резервов.

Оглавление

Введение
1. Анализ рентабельности и ее влияние на конкурентоспособность предприятия

Рентабельность и факторы, влияющие на уровень ее повышения
Порог рентабельности. Анализ рентабельности по системе директ-костинг
Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности
Взаимосвязь рентабельности и конкурентоспособности предприятия
2. Анализ рентабельности предприятия на примере Биробиджанской промышленно-торговой трикотажной фирмы «Виктория»

2.1 Краткая характеристика предприятия

2.2 Анализ рентабельности ОАО «Виктория»

3. Пути повышения рентабельности в ОАО «Виктория»

3.1 Принципы организации поиска и использования выявленных резервов

3.2 Предложения по повышению рентабельности на основе выявленных резервов

3.2.1 Проведение рекламной акции с целью расширения рынка сбыта продукции ОАО «Виктория»

3.2.2 Замена морально и физически устаревшего оборудования с целью увеличения выпуска продукции и снижения доли переменных затрат в себестоимости

3.2.3 Приобретение оборудования в форме финансового лизинга

3.2.4 Сдача в аренду неиспользуемых основных фондов

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 158.61 Кб (Скачать)

     Рисунок 1. Уровень общей рентабельности

     Показатели  рентабельности и доходности имеют  общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность  работы предприятия и выпускаемой  им продукции. Главным из показателей  уровня рентабельности является отношение  общей суммы прибыли к производственным фондам.

     Существует  много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и  сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятий. К внутренним можно отнести  изменение ассортимента, цены и т.д. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

     Задача  экономического анализа по рентабельности - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

     Показатели  рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и  отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать  как результат воздействия технико-экономических  факторов, а значит как объекты  технико-экономического анализа, основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов  производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов. Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.

     Рисунок 2. Факторы, влияющие на показатель рентабельности 

     Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов,  оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности  реализованной продукции. Это 2-й подход к анализу  рентабельности предприятия. Для такого анализа используют  модифицированную формулу расчета показателя общей рентабельности,  предложенную А.Д.Шереметом.

                                            

                             Р = (Е / 1/УМ) + 1/К ,

     Где                            

     Р - общая рентабельность предприятия %

     Е - общая (балансовая) прибыль, % к объему реализованной продукции;

     У - удельный вес активной части в общей стоимости основных производственных фондов, доли единицы;

     М - коэффициент фондоотдачи активной части основных производственных фондов;

     К - коэффициент оборачиваемости нормированных средств. 

     Как следует из всего вышесказанного, объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят  от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, то есть  характеризуют все стороны  хозяйствования. Поэтому основными  задачами анализа финансовых результатов  деятельности являются:

     - систематический контроль за  выполнением планов реализации  продукции и получением прибыли;

     - определение влияния как объективных,  так и субъективных факторов  на объем реализации продукции  и финансовые результаты;

     - выявление резервов увеличения  объема реализации продукции  и суммы прибыли;

     - оценка работы предприятия по  использованию возможностей увеличения  объема реализации продукции,  прибыли и рентабельности;

     - разработка мероприятий по использованию  резервов. 

      1.2  Порог рентабельности. Анализ рентабельности  по системе директ-костинг 

     Существует  определенное взаимовлияние и взаимозависимость  между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы  роста прибыли всегда опережают  темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции  доля постоянных затрат в структуре  себестоимости продукции снижается  и появляется «эффект дополнительной прибыли».

     Анализ  безубыточности (анализ соотношения «затраты — объем производства — прибыль», CVP-анализ) в настоящее время широко используется для определения:

     • критического объема производства для безубыточной работы;

     • зависимости финансового результата от изменений одного из элементов соотношения;

     • запаса финансовой прочности предприятия;

     • оценки производственного риска;

     • целесообразности собственного производства или закупки;

     • минимальной договорной цены на определенный период;

     • планирования прибыли и т. д.

     Анализ  безубыточности основан на ряде допущений. Во-первых, затраты можно разделить на постоянные и переменные. Ряд затрат предприятия может содержать как переменную, так и постоянную части — так называемые смешанные затраты (к ним чаще всего относятся расходы на электроэнергию, транспорт, содержание и эксплуатацию оборудования). Смешанные затраты подлежат дифференциации на постоянную и переменную части. Следует также учитывать, что сохранение постоянных издержек на одном уровне возможно только в ограниченном диапазоне объемов производства.

     Во-вторых, зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная. В реальной жизни переменные издержки могут изменяться в другой пропорции.

     Известно, что соотношение переменных издержек и объема производства зависит как  от жизненного цикла изделия, так  и от инфляции, по-разному затрагивающей  цены на покупаемое сырье, материалы, заработную плату.

     В-третьих, остается неизменным ассортимент изделий.

     В-четвертых, объем производства и реализации в прогнозируемом периоде равны.

     Данные  допущения соответствуют условиям массового производства с достаточно непродолжительным производственным циклом, что дает возможность широкого применения анализа безубыточности на таких предприятиях. Не могут  опираться на подобный анализ в финансовом планировании предприятия авиа-, судостроения, производители уникальной продукции.

     Основной  составной частью анализа безубыточности является определение «точки безубыточности» («порога рентабельности», «мертвой точки»).

     Точка безубыточности — это такой объем реализации, при котором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.

     При расчете точки безубыточности надо учитывать, что в модели линейной зависимости точка безубыточности может быть одна, в то время как на практике функция затрат носит нелинейный характер и может пересекать линию объемов производства в нескольких местах. Поэтому анализ должен точно очерчивать границы роста объемов производства, когда допущения линейного характера зависимости оправданы производственными условиями.

     Минимальный объем реализации Qmin покрывающий затраты на производство и реализацию (EBIT == 0), т. е. точку безубыточности, в единицах продукции определяют:

     Qmin = F/(P-a) , шт. 

     или в денежном выражении:

     Bmin=F/(1-b)

     где Q — количество единиц продукции;

       Р — цена единицы продукции;

      F—расходы постоянные;

      V— расходы переменные;

       а — величина переменных затрат  в цене единицы продукции;

       b — доля переменных затрат в базовой выручке.

     Величина  прибыли при запланированных  объемах производства и реализации будет равна:

     EBIT=PQ – F - a * Q,

     где EBIT — прибыль до уплаты процентов и налогов.

     Необходимо  также раскрыть содержание такого термина, как запас финансовой прочности  и определить порядок расчета  его величины.

     Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков. В абсолютном выражении расчет представляет разницу между запланированным объемом реализации и точкой безубыточности.

     1. В абсолютном выражении:

     Зфин = Qплан – Qmin

     2. В относительном выражении:

     Зфин = (Qплан – Qmin) / Qплан

     Показатель  финансовой прочности, рассчитанный в  относительном выражении как доля от прогнозируемого объема реализации, используется для оценки производственного риска, т. е. потерь, связанных со структурой затрат на производство.

     3. В стоимостном выражении:

     Зфин = Qплан * Р – Qmin* Р

     где Р — цена изделия.

     Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.

     Полная  и всесторонняя оценка риска имеет  принципиальное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте разработаны многочисленные методы, позволяющие с помощью математического метода просчитать последствия предпринимаемых мер.

     Помимо  рассмотренного математического метода анализа безубыточности и финансовой прочности рекомендуется рассмотреть  маржинальный метод, в основе которого лежит маржинальная прибыль.

     В последнее время большой интерес  вызывает методика анализа прибыли, которая базируется на делении   производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории  маржинального  дохода. Эта методика широко применяется в странах  с развитыми рыночными отношениями. Она позволяет изучить зависимость  прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого  управлять процессом формирования ее величины. В отличие от  методики анализа прибыли, которая  применяется  на отечественных предприятиях, система  директ-костинг позволяет более  полно учитывать взаимосвязи  между показателями и точнее измерять влияние факторов.

     Маржинальная  прибыль представляет собой превышение выручки над величиной переменных затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

     Маржинальный подход лежит в основе управленческих решений, связанных с ассортиментной политикой, с продвижением продукции на рынок, ценообразованием и рядом других задач повышения конкурентоспособности производимой продукции. Доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции является постоянной величиной, и предпочтение отдается тому виду продукции, который обеспечивает наибольшее значение маржинальной прибыли. Снижение показателей маржинальной прибыли вызывает необходимость дополнительного производства и реализации продукции или пересмотра ассортиментной политики.

     Удельная  маржинальная прибыль (GMgm) — производный показатель, который характеризует величину маржинальной прибыли в цене единицы продукции:

     GMgm = р - а,

     где GMgm — удельная маржинальная прибыль;

Информация о работе Пути повышения рентабельности в ОАО «Виктория»