Проблемы и пути совершенствования стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 11:01, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение стратегий кредитных организаций для рассмотрений особенностей стратегического развития кредитной организации.
Объектом исследования является система стратегического управления кредитной организации.
Предметом исследования является разработка и реализация стратегий банка

Оглавление

Введение……………………………………………………............................3стр.
Раздел 1. Теоретические основы стратегического планирования банковской деятельности…………………………………………………………………..7стр.
1.1. Сущность, принципы и функции стратегического планирования в кредитной организации ……………………………………………………7стр.
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая систему стратегического планирования в банках…………………………………………….……….29стр.
1.3. Характеристика зарубежного опыта банков в области стратегического планирования……………………….………………….32стр.
Раздел 2. Экономическое содержание стратегического планирования банковской деятельности (на примере кредитной организации)………39стр.
2.1. Этапы стратегического планирования…………………………...39стр.
2.2. Разработка маркетинговой стратегии …………………………..43стр.
2.3. Разработка стратегии управления рисками…………………..49стр.
2.4. Разработка стратегии управления персоналом…………….…53стр.
2.5. Отражение расходов и доходов по счетам бухгалтерского учета…………………………………………………………………………55стр.
2.6. Анализ содержания стратегического планирования кредитной организации…………………………………………………………………59стр.
Раздел 3. Проблемы и пути совершенствования стратегического планирования ………………………………………………………………63стр.
3.1. Проблемы в области стратегического планирования деятельности кредитной организации…………………………………………………….63стр.
3.2. Пути совершенствования стратегического планирования с учетом лучшей мировой практики………………………………………………..75стр.
Выводы и предложения…………………………………………………….80стр.
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

       Меняются  акты на уровне федерального закона. Новый  Закон о Центральном банке  РФ, принятый в 2002 г. и пришедший на смену одноименному российскому закону, за б лет претерпел 14 редакций и 6 существенных изменений, а в Закон «О банках и банковском деятельности» за время его существования внесено 30 изменений.

       В условиях, заданных основными макроэкономическими вариантами развития России, а также параметрами реализации денежно-кредитной политики, темпы повышения реального эффективного курса рубля будут иметь тенденцию к снижению, а волатильность обменного курса - к увеличению по мере перехода к более гибкому режиму курсообразования.

       «Система  инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе  будет ориентирована на решение стратегической задачи -  переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для поддержания ее устойчивости с учетом рисков, обусловленных действием внешних и внутренних факторов»26.

       В зависимости от складывающейся экономической ситуации Банк России будет применять инструменты предоставления или абсорбирования ликвидности, обеспечивая приоритетное использование рыночных операций на аукционной основе в сочетании с инструментами постоянного действия.

       При развитии ситуации в денежно-кредитной сфере по сценарию формирования структурного избытка денежного предложения (что может быть связано со значительным притоком частного капитала в Россию и сохранением высоких мировых цен па товары российского экспорта) Банк России будет преимущественно использовать инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности, в первую очередь операции с ОБР и депозитные операции. При необходимости Банк России намерен проводить операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля (без обязательства обратного выкупа). Повышение нижней границы процентных ставок по своим операциям Банк России будет осуществлять с учетом риска возможного дополнительного притока иностранного капитала. В этих условиях также ожидается, что продолжится полномасштабное применение бюджетных механизмов (в первую очередь механизмов формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) для стерилизации свободных денежных средств, поэтому бюджетный канал по-прежнему будет играть ключевую роль в обеспечении сбалансированности внутреннего денежного рынка.

       Однако  в случае ослабления платежного баланса  более вероятно развитие ситуации по сценарию перехода к устойчивому  недостатку ликвидности в банковском секторе и формированию значительного и регулярного спроса кредитных организаций на инструменты Банка России по предоставлению денежных средств. При снижении роли валютных интервенций в формировании денежного предложения Банк России будет обеспечивать необходимый уровень рефинансирования кредитных организаций, используя рыночные операции предоставления ликвидности (прежде всего аукционы прямого РЕПО, ломбардные аукционы) и инструменты постоянного действия (в частности, операции РЕПО по фиксированной ставке и сделки «валютный своп», ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке, кредиты, обеспеченные нерыночными активами). Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов кредитными организациями будет продолжено предоставление на ежедневной основе внутридневных кредитов и кредитов «овернайт» Банка России.

       Банком  России будет продолжена, политика расширения перечня активов, которые  могут быть использованы в качестве обеспечения по инструментам рефинансирования Банка России. После внесения соответствующих законодательных изменений, позволяющих Банку России совершать операции на фондовых биржах с корпоративными ценными бумагами, планируется проведение операций прямого РЕПО с биржевыми облигациями и акциями наиболее надежных эмитентов.

       В целях улучшения возможностей кредитных организаций по получению денежных средств с помощью инструментов рефинансирования Банком России предусматриваются создание «единого пула обеспечения», включающего в себя как рыночные, так и нерыночные активы. При этом между Банком России и кредитными организациями предполагается заключать «рамочные» соглашения, что позволит определять общие условия предоставления кредитов Банка России при использовании дифференцированного подхода к установлению процентных ставок по ним в зависимости от качества обеспечения.

       Банк  России продолжит участие в работе, направленной на закрепление на законодательном  уровне возможности Банка России по привлечению специализированных организаций, в том числе Агентства по страхованию вкладов, к организации публичных торгов по реализации имущества, принятого в залог по кредитам Банка России, не обращающегося в России на организованном рынке.

       В условиях ограниченности объема обеспечения, имеющегося в наличии у кредитных  организаций, и усиления их потребности в рефинансировании Банк России при необходимости будет использовать аукционы по предоставлению кредитов без обеспечения кредитным организациям с международным рейтингом долгосрочной кредитоспособности не ниже определенного уровня.

       В качестве инструмента прямого регулирования ликвидности по-прежнему будут использоваться обязательные резервные требования. Банк России предполагает придерживаться политики поэтапного повышения коэффициента усреднения обязательных резервов в целях расширения возможностей банковского сектора по управлению ликвидностью и адаптации кредитных организаций к новым резервным требованиям. Вместе с тем в зависимости от изменения макроэкономической ситуации Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов.

       Российский рынок банковских услуг будет развиваться в условиях обостряющейся конкуренции, в том числе вследствие роста участия иностранного капитала и расширения региональной сети крупных российских банков, что стимулирует общее повышение качества банковского обслуживания и внедрение современных банковских технологий.

       Сохранение  инвестиционной привлекательности  банковского сектора позволит повысить уровень его капитализации, прежде всего за счет реализации вновь выпускаемых  акций, приобретаемых российских предприятий.

       «К  принятым мерам относятся: снижение налогов, участие государства в расширении капитализации предприятий, кредитная поддержка организаций реального и финансового секторов экономики. Часть бюджетных ресурсов будет перераспределена среди секторов, создающих дополнительный спрос в торговле, в жилищном строительстве, инфраструктуре»27.

       Правительство планирует также, скупив акции предприятий  за четверть цены, в дальнейшем их продавать, разумеется, по рыночной цене. Наконец-то власти решились вкладывать средства в отечественное производство, хотя произошло это на условиях, которые вряд ли можно назвать доброжелательными по  отношению к предприятиям.

       Банк  России использовал те же нетрадиционные меры денежно-кредитной политики, что и большинство центральных банков стран с формирующимися рынками. Однако он реали-зовывал их в рамках несколько иных целей, связанных, прежде всего, с замедлением темпов инфляции. Это говорит о том, что денежно-кредитная политика ЦБ РФ не является самостоятельной и операционно-независимой, а носит подчиненный фискально-бюджетным интересам характер.

       Банк  России в настоящее время не обладает должной операционной независимостью и политической самостоятельностью. Значит, реализация предлагаемых мер по денежно-кредитной политике в большей мере будет определяться не столько результатами применения традиционных монетарных инструментов Центрального банка, сколько фискальными мерами налогово-бюджетной политики Министерства финансов РФ.

       Предлагаемая денежно-кредитная политика Банка России в среднесрочной перспективе, скорее всего, будет поддерживать инфляционные ожидания на достаточно высоком уровне, создавать условия для стремительного роста дисбалансов в финансовой сфере, перекладывать бремя финансовых рисков на частный бизнес и домашние хозяйства и формировать ложные сигналы для деловой активности в реальной экономике.

       Банк  России продолжает декларировать курс на введение  режима таргетирования  инфляции. Однако такой переход без  определения конкретных операционных целей текущей ДКП (изменения основного канала денежной эмиссии, контроля над темпами прироста базового денежного агрегата, скоростью его обращения и объемов совокупных кредитов, предоставляемых частному сектору), а также без точного учета налогово-бюджетной политики будет иметь лишь декларативный характер28. Валютная политика в России сохранит во многом непоследовательный и противоречивый характер. В силу двойственности задач, стоящих перед Банком России, регулятор на практике намерен придерживаться режима мягкой привязки обменного курса рубля. Фактически Банк России признает, что в ближайшие годы продолжит использовать политику обменного курса в качестве основного направления ДКП, подстраивая под масштабы валютных интервенций операции по предоставлению (изъятию) ликвидности в банковскую систему, Намеченная процентная политика Банка России крайне противоречива и непоследовательна. Она не отвечает критериям,  которые определяют эффективность функционирования процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.  Исходя из этого, можно заключить, что  планируемая процентная политика не позволит ЦБ РФ воздействовать на положение на национальном финансовом рынке и тем самым эффективно регулировать макроэкономические процессы.

       Нынешнее  положение банковской системы уже позволяет выделить современные и докризисные меры координационного регулирования. Среди современных -  Федеральный закон «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года». Полагаем, что это только начало, в ближайшее время, вероятно, последуют к другие изменения в законодательстве.

       Несомненно, нужно повышать капитализацию банков. «Ассоциация российских банков давно предлагает освободить, хотя бы частично, от налога на прибыль ту прибыль, которая идет на увеличение капитала банка, а не на дивиденды. Слияния и поглощения создают более крупный банк, но совокупный капитал банковской системы не увеличивают. Искусственно подталкивать этот процесс вредно, особенно в условиях кризиса»29.

       Недавние поправки в Закон о банках и банковской деятельности, устанавливающие предельно короткие для кризисной ситуации сроки увеличения банковского капитала, действительно потенциально резко ускорят поглощение или ликвидацию мелких банков. При существующем размере капитала до трети российских банков попадет под отзыв лицензии и ликвидацию из-за несоответствия новым требованиям к капиталу. Хорошо, если их кто-то купит. И насколько станет удобно клиентам, учитывая, что даже отделения Сбербанка есть не в каждом районе?

       Рейтинговые агентства, в том числе три  наиболее уважаемых, потерпели фиаско. Система отчетности была неадекватна и не позволяла реально судить о состоянии банка и что рейтинговые агентства часто шли на поводу у общественного мнения и руководства банков, а не опирались на реальные данные. Проблема в том, что такие критерии беззалоговых аукционов стали если не главным, то важным средством предоставления ликвидности, и от системы подпитки оказались «отключены» 90% российских банков, в том числе значительное число региональных. А на них во многом лежит груз банковского обслуживания, кредитования, всей работы с малым и средним бизнесом. Сами эти аукционы совершенно не гарантируют, что деньги дойдут до реального сектора.

       «Чрезвычайно  высокий уровень ставок оказывает сдерживающее влияние на кредитование. Очень немногие отрасли в нынешней кризисной ситуации могут брать кредиты под 25-30%. Схему рефинансирования надо менять»30.

       Для поддержки реального сектора  беззалоговое кредитование абсолютно не годится ни по срокам, ни по ставкам, ни по механизму предоставления. Центробанк утверждает, что сейчас, когда остановлена девальвация, банки прекратят наращивать валютные активы и вынуждены будут повернуться лицом к реальному сектору. Но, во-первых, время уже упущено. Во-вторых, сейчас обязательства банков перед государством, в первую очередь перед ЦБ, примерно вдвое превышают их ликвидные активы (остатки на счетах). Это означает, что фактически единственным источником денежных средств; кроме депозитов населения, является государство. Если оно предоставляет кредиты по высоким ставкам, то трудно рассчитывать, что ставки для заемщиков будут ниже.

       Установка новых сроков повышения минимального размера капитала банков чрезвычайно вредна. В ситуации финансового кризиса устанавливают крайне жесткие сроки повышения минимального капитала существующих банков. Это может привести к тому, что наша страна потеряет до трети банков. Хотя сотрудники ЦБ РФ говорят, что на такие банки приходится лишь несколько процентов активов и т.п., однако каждый из них имеет свою нишу, своих клиентов. Искусственно подталкивать процесс поглощения и ликвидации банков нельзя, в условиях финансового кризиса это особенно вредно. Не надо забывать о том, что десятки тысяч специалистов окажутся на улице, если банк не будет куплен или поглощен более крупным банком.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования стратегического планирования