Особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы (ст.161 БК РФ)1. Среди бюджетных учреждений школы, вузы, поликлиники, больницы, детские сады и др.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 236.00 Кб (Скачать)

В то же время оплата налогов, не включаемая в состав расходов (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость), отражается со знаком «минус» по соответствующим кодам доходов от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, отражающих объекты налогообложения.

Капитальные расходы  включены в статью 300 «Поступление нефинансовых активов».

Расходы на приобретение мягкого инвентаря чаще всего  планируются по школам-интернатам и  дошкольным учреждениям. Планируемые  средства зависят от наличия постельных принадлежностей, одежды и обуви; потребности в них; цены продукции.

Расходы на проведение культурно-массовых, спортивных, оздоровительных, социальных и иных мероприятий – по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, планируются исходя из экономического содержания проводимых в рамках указанных мероприятий расходов.

Расходы на проведение культурно-массовых, спортивных, оздоровительных, социальных и иных мероприятий, могут быть осуществлены двумя способами6:

– путем оформления между заказчиком мероприятия (получателем бюджетных средств) и исполнителем договора, в рамках которого исполнитель берет на себя организацию мероприятия и осуществление всех расходов, связанных с его реализацией (аренда помещений, транспортные и иные расходы). В этом случае заказчик мероприятия расходы по оплате договора на организацию и проведение работ и мероприятий в рамках текущей деятельности должен относить на подстатью 226 «Прочие услуги» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

– путем оформления между заказчиком мероприятия (получателем бюджетных средств) и исполнителем договора на оказание соответствующих услуг (договор на оказание транспортных услуг, договор аренды, договор на приобретение нефинансовых активов и т.д.). В этом случае заказчик мероприятия расходы по оплате договоров в рамках текущей деятельности должен осуществлять по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации расходов, исходя из их экономического содержания. Расходы на реализацию федеральных или региональных целевых программ относят на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации исходя из их экономического содержания (в том числе по подстатье 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»)7.

Исходя из вышеизложенного, оплата расходов, связанных с повышением квалификации и профессиональной переподготовкой работников, включая расходы, связанные с оплатой командировок, отражается по соответствующим статьям и подстатьям:

– суточные - по подстатье 212 «Прочие выплаты»;

– оплата проезда - по подстатье 222 «Транспортные услуги»;

– оплата общежития, мест в гостиницах - по подстатье 226 «Прочие услуги»;

– оплата стоимости обучения на курсах повышения квалификации, участия в семинарах - по подстатье 226 «Прочие услуги».

Служебной командировкой считается поездка работников по распоряжению руководителя образовательного учреждения на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, не рассматриваются в качестве командировок.

Командировка оформляется  приказом по учреждению с указанием  пункта назначения, учреждения (организации), куда командируется работник, срока и цели командировки, Время пребывания работника в месте командировки определяется по отметкам о дне прибытия и дне выбытия, проставляемым в его командировочном удостоверении. Приказ о направлении работника в командировку не издается и командировочное удостоверение не выписывается, если работник должен возвратится из командировки на место постоянной работы в тот же день. За командированным работником сохраняются место работы и средний заработок за время командировки, включая время нахождения в пути. При отправлении транспорта до 24 ч. включительно днем отъезда считаются текущие сутки, а с 0 ч. - следующие сутки. Аналогично определяется и дата приезда. Командированному работнику выплачиваются суточные за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и праздничные дни и дни нахождения в пути.

При финансировании бюджетных  учреждений соблюдается строгий  режим экономии в расходовании государственных  средств.

Руководители учреждений, которым предоставлено право распоряжаться бюджетными средствами по целевому назначению в пределах утвержденной сметы, являются распорядителями кредитов.

В условиях перехода к  рынку, Правительство ведет интенсивную  работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции закладываются три основных блока задач:

– сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;

– определить наиболее приемлемые для национальных и региональных условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;

– создать полноценный информационно- аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

Первая группа задач  реализуется уже сейчас. Одним  из важнейших и сложнейших направлений  совершенствования управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета. Основу задач формируемых по территориям России федеральных казначейских учреждений составляют функции по разассигнованию средств, предназначенных для учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых за счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

Расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

 

1.3 Основные  проблемы бюджетного финансирования

 

Характерной особенностью современного состояния бюджетного финансирования образования является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются таким образом:

 – оплата труда;

 – стипендия;

 – трансферты;

 – оплата коммунальных услуг;

 – остальные виды расходов.

Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование из федерального бюджета по разным оценкам в 2-4 раза, что, очевидно, невыполнимо.

2. Действующий порядок бюджетного  финансирования, установленный БК РФ, характеризуется наличием противоречий с действующим законодательством об образовании, а также внутренних противоречий, недостатков и неясностей, усугубляющихся практикой его применения. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным трансакционным издержкам.

3. Нормативно-методическая база  бюджетного финансирования образования  в основном опирается на документы  и материалы, разработанные для  условий планово-директивной экономики  и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. В современных условиях это порождает ряд проблем, решить которые не удаётся.

4. В законодательной базе, определяющей  процедуру бюджетного финансирования  образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием – целями, на достижение которых направляются бюджетные средства.

5. Возможности маневрирования ресурсами  носят ограниченный характер, связанный  с необходимостью строгого соблюдения установленных бюджетных процедур.

 Всё это позволяет  предположить, что бюджетная   политика государства  направлена в первую очередь на учёт и контроль бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы образования.

По итогам первой главы можно сделать вывод:

1. Бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы (ст. 161 БК РФ).

2. Финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основе сметы, т.е. плана расходов бюджетного учреждения, который составляется им самим и утверждается вышестоящим органом. В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной приносящей доход деятельности.

3. Проблемой финансирования бюджетных учреждений является катастрофическая нехватка средств и недофинансирование из бюджета.

Во второй главе проведём анализ источников финансирования бюджетных учреждений сферы образования, также анализ особенностей организации деятельности и проблем финансирования системы образования в период финансово-экономического кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ  БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

2.1 Анализ источники финансирования бюджетных учреждений сферы образования

 

В Российской Федерации  в настоящее время действуют  государственные, муниципальные и частные учебные заведения.

Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов и за счет личных средств граждан. За счет средств федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений.

Начальное и среднее  профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируются из местных бюджетов.

Расходы на образование  и подготовку кадров - самый крупный  раздел расходов территориальных бюджетов. Их доля в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации превышает 17%. Особенно велика их доля в местных бюджетах - более 30%. В расходах региональных бюджетов она составляет примерно 7%.

Из общей суммы расходов территориальных бюджетов, выделяемых на образование, наибольшая доля (примерно 62%) направляется на содержание общеобразовательных  учреждений, на втором месте дошкольные учреждения - 18%, на подготовку кадров выделяется 8%, в том числе по 3% на начальное и среднее профессиональное образование и примерно 1% на высшее профессиональное образование. Подавляющая часть средств (97%) направляется на текущее содержание учебных заведений. Лишь примерно 3% средств используются на капитальные вложения.

Финансовое обеспечение  образовательных учреждений осуществляется на базе утвержденных представительными  органами власти государственных и  местных нормативов.

В основе этих нормативов лежат следующие параметры, заложенные в Законе РФ «Об образовании»: финансированию подлежит обучение 170 студентов на каждые 10 тыс. чел. населения Российской Федерации; для этого ежегодное выделение финансовых ресурсов должно составлять не менее 10% величины национального дохода; на финансирование вузов должно выделяться не менее 3% расходов федерального бюджета. Однако в настоящее время эти нормативы не выдерживаются, так как финансирование образования зависит от величины бюджетных доходов8.

Во многих странах  мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.

Рынок образовательных  услуг призван удовлетворять  не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем:

– предпринимательской деятельности самого образовательного учреждения;

– взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения, либо выступать спонсорами.

Информация о работе Особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений