Особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы (ст.161 БК РФ)1. Среди бюджетных учреждений школы, вузы, поликлиники, больницы, детские сады и др.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 236.00 Кб (Скачать)

Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования выступает доход от сдачи в  аренду свободных помещений.

Важным механизмом бюджетного финансирования образовательных учреждений выступает нормативная величина федерального норматива бюджетного финансирования. Федеральный норматив бюджетного финансирования – нормативная стоимость реализации государственной образовательной программы в течение года по типам и видам образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося. Размер федерального норматива – минимальная стоимость, обязательная для исполнения бюджетов всех уровней. При его расчете не принимаются во внимание следующие расходы:

– текущие (коммунальные, т.е.: отопление, освещение, водоснабжение, канализация и другие);

– долгосрочные (капитальные) расходы.

Их финансирование происходит дополнительно к нормативу.

Федеральный норматив бюджетного финансирования рассчитывается по формуле9:

 

                                         ФНбф = ФОТ + ФМО,                                             (1)

 

где ФНбф – федеральный норматив бюджетного финансирования;

ФОТ – заработная плата (тарифная и надтарифная части); начисления на заработную плату; компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию; расходы на повышение разрядов и аттестацию педагогических работников;

 ФМО – учебные  расходы; канцелярские и хозяйственные расходы; расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования; прочее.

ФОТ и ФМО классифицируются   по типам   и видам образовательного

учреждения. При этом сумма норматива бюджетного финансирования регламентирована экономическими нормативами  на ФОТ и ФМО.

Соотношения на ФОТ и  ФМО устанавливаются на соответствующий период на уровне федерального бюджета и обязательны для региональных и муниципальных бюджетных уровней. Этот подход в потребности на нормативной    основе   в   финансовых    средствах    по общеобразовательным

учреждениям используется на всех уровнях бюджетного финансирования. В частности, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

Рассмотрим виды бюджетных учреждений и источники их финансирования на рисунке 1.

 


Рисунок 1 – Финансирование бюджетных учреждений

 

С 1 января 2011 г. для ряда государственных и муниципальных учреждений вводится новая организационно-правовая форма - казенное учреждение. Особенности правового положения казенных учреждений установлены обновленной редакцией статьи 161 Бюджетного кодекса РФ. В целом, статус казенного учреждения аналогичен статусу бюджетного учреждения, определенному действующим в настоящее время законодательством.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право  предусмотрено в его учредительном  документе. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают  в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Особенности правового  положения бюджетных учреждений установлены статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о НКО)10.

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.

Определение автономного  учреждения, которое дает Закон об автономных учреждениях, практически  полностью совпадает с приведенным  выше понятием бюджетного учреждения. Как и бюджетное учреждение, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем  в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение основной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Правовое положение автономных учреждений определяет Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон об автономных учреждениях). Действие Закона о некоммерческих организациях на автономные учреждения не распространяется. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

 

2.2 Особенности организации деятельности и проблем финансирования системы образования в период финансово-экономического кризиса

 

Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. предусматривает принятие конкретных мер на федеральном и региональном уровнях, в том числе выполнение в полном объеме публичных обязательств государства перед населением, усиление социальной защиты граждан, опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, поддержка студентов на весь период обучения, обеспечение занятости выпускников учебных заведений.

Начавшийся в 2008 г. финансово-экономический  кризис в определенной мере затрагивает и систему образования России. Вопросы деятельности образовательных учреждений в условиях кризиса будут рассматриваться нами в рубрике «Финансовая академия»11.

В целях оказания методической помощи мы постараемся ответить на такие актуальные вопросы, как:

  • особенности организации деятельности и финансирования системы образования в период финансово-экономического кризиса;
  • бизнес и власть в доле с образованием и наукой;
  • модернизация и финансирование региональной системы образования в условиях кризиса;
  • обеспечение бюджетного финансирования образовательных учреждений;
  • о платности образовательных услуг;
  • о сохранении и укреплении материально-технической базы образовательных учреждений;
  • проблемы образовательных кредитов;
  • инновации в сфере образования и привлечение средств на ее развитие;
  • на что тратят президентский грант учителя;
  • о расходах на охрану образовательных учреждений;
  • о совершенствовании структуры системы профессионального образования;
  • образовательные учреждения расплачиваются за нарушение стандартов образования;
  • о решении финансовых вопросов в отношении правонарушителей, потерпевших и свидетелей;
  • о создании научно-образовательных центров.

Докатившийся до России мировой финансово-экономический  кризис затронул все отрасли ее экономики, включая систему образования. В этих непростых условиях образовательным учреждениям предстоит сохраняться и действовать, возможно, длительный период.

Согласно прогнозам  наших ученых-экономистов, на территории Российской Федерации финансово-экономический кризис, вероятнее всего, будет иметь волновой характер, т.е. периодически осложняясь и ослабляясь.

Этому будут способствовать принимаемые финансовые меры, прежде всего в США, где, собственно, возник финансовый кризис, постепенно распространившийся на всю их экономику. А поскольку доллары США фактически сейчас являются важнейшим общемировым финансово-кредитно-денежным эквивалентом, то кризис стал быстро распространяться по всему миру, захватывая национальные финансово-кредитные системы других стран практически на всех континентах.

Глобальный финансовый кризис отрицательно отражается на экономике, во всех странах мира сокращается  производство, растет безработица, снижаются  доходы населения, что влечет за собой  уменьшение спроса на товары и услуги.

Волнообразный характер кризиса в России связан с тем, что у нас одновременно используются в расчетах доллары США, евро и российские рубли. Многие российские предприятия и банки занимали в значительном размере средства за рубежом, что привело к огромным зарубежным долгам. Поэтому ослабление кризиса в России будет периодически возникать в случаях принятия в США, Евросоюзе и других странах конкретных мер по стабилизации финансового рынка.

При организации деятельности и финансировании системы образования России в 2009 – 2010 гг. требуется предусматривать финансирование образовательных учреждений в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ на проведение дополнительных антикризисных мер в сфере образования.

В Программе антикризисных  мер Правительства РФ на 2009 г. предусмотрено, что дополнительные бюджетные средства выделяются в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации. Эти субсидии составят девяносто процентов стоимости принятых региональных антикризисных программ.

В условиях кризиса в  федеральном бюджете на 2009 г. намечается определенное сокращение непервоочередных расходов.

Такой же принцип бюджетного финансирования образовательных учреждений в кризисный период должен соблюдаться и во всех регионах России.

Это поможет выстоять в условиях финансово-экономического кризиса системе образования, обеспечить повсеместно выполнение гарантированной  государством приоритетности образования.

Программа антикризисных  мер Правительства Российской Федерации  на 2009 г. содержит ряд важных для системы образования мероприятий.

Так, в приложении А «Основные мероприятия Правительства Российской Федерации и Банка России по оздоровлению российской экономики в 2009 г.» (п.1.1.8) предусмотрено включение расходов на заработную плату работникам бюджетных учреждений в перечень расходов, защищенных от сокращения.

Для практической реализации этого мероприятия требуется  дополнительное принятие пакета нормативных  правовых актов, регламентирующих механизм его осуществления. Необходимо детально определить права и обязанности всех участников процесса бюджетного финансирования бюджетных учреждений в период кризиса, ответственность за несоблюдение данного порядка государственного финансирования.

Сделать это обязательно  требуется, так как прежняя подобная практика превращалась в диктат финансирующих органов, сопровождалась их самоуправством и безответственностью при фактическом нарушении установленного порядка.

Прежде всего, надо оперативно внести в Бюджетный кодекс РФ соответствующую  дополнительную статью о включении расходов на заработную плату работникам бюджетных учреждений в перечень расходов, защищенных от сокращения в период кризиса.

Цена данного вопроса  весьма высока, ведь только в бюджетных  учреждениях системы образования  заработная плата составляет несколько сотен миллиардов рублей в год.

В пп.2.1 и 3.2 приложения А предусматривается увеличение авансирования выполнения мероприятий федеральных целевых программ.

В то же время сумма  увеличения авансирования не определена, что затруднит реализацию этого мероприятия. Для системы образования данный источник бюджетного финансирования очень важен, так как только на федеральном уровне действует несколько федеральных целевых программ, в которых определено финансирование за счет средств федерального бюджета учреждений системы образования, исчисляемое в миллиардах рублей ежегодно.

В п.1.2 приложения А намечается поддержка образования (расходы всего 394,3 млрд. руб.). Подробной расшифровки с указанием конкретных мероприятий и сумм расходов по каждому из них в этом пункте не содержится, что затрудняет контроль за целевым и эффективным расходованием государственных средств в кризисный период.

Лишь в п.1.2.1 приложения А указаны субсидии на поддержку образовательного кредита в сумме 27,0 млн. руб. Это явно незначительная сумма, так как только в вузах на платной основе обучаются порядка 4,5 млн. студентов, среди которых многие нуждаются в получении образовательного кредита при условии соответствующей государственной поддержки.

При этом в самой Программе  антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. в разделе 3 указано следующее: «В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительство предпримет ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер – развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки».

Информация о работе Особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений