Особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы (ст.161 БК РФ)1. Среди бюджетных учреждений школы, вузы, поликлиники, больницы, детские сады и др.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 236.00 Кб (Скачать)

Система образования  призвана принимать активную роль в  выполнении программы антикризисных  мер.

Правительство запланировало  направить в 2009 г. на опережающее  обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. чел.

Система образования  располагает возможностями выполнить  эти мероприятия на имеющейся  учебной базе. А при необходимости  и расширить такой контингент обучающихся.

Это дает возможность  образовательным учреждениям дополнительно получить гарантированное бюджетное финансирование на выполнение такого государственного задания.

Однако намечаемые меры в рамках борьбы с безработицей в  части профессиональной переподготовки порядка 3% от общего числа безработных, или в среднем по 2 тыс. чел. в каждом регионе страны, явно недостаточны, чтобы существенно повлиять на ситуацию с безработицей.

Важные меры предусмотрены  антикризисной программой по поддержке  обучающихся и выпускников образовательных  учреждений.

Правительство рассматривает возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения студентов, обучающихся с полным возмещением затрат. Это коснется почти 40% всех студентов вузов, обеспечив им гарантии стабильности оплаты за все время обучения.

На российском съезде ректоров вузов это мероприятие  правительства нашло широкую  поддержку, так как именно ректоры  в пределах своей компетенции  должны принимать такие решения.

Важной задачей антикризисной  программы является обеспечение  занятости выпускников школ, ВУЗов и ССУЗов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса.

Здесь намечаются меры по сохранению бюджетных мест на очных  отдалениях вузов на уровне 2008 г., увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тыс. мест (в настоящее время 20 тысяч), в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тыс. мест).

Предусматривается изменение  структуры подготовки в ВУЗах и ССУЗах. Имеется в виду увеличение числа бюджетных мест по наиболее востребованным техническим специальностям и снижение по специальностям в области экономики и управления, гуманитарных наук.

Программа антикризисных  мер Правительства Российской Федерации  на 2009 г. определила важные направления, однако при наличии в стране почти 3 тыс. вузов и их филиалов в расчете  на одно учебное заведение высшего  профессионального образования  намечаемое, например, увеличение бюджетных мест в магистратуре и аспирантуре может оказаться недостаточным12.

Антикризисная программа  предусматривает такое значимое мероприятия, как принятие закона, позволяющего образовательным учреждениям и  научным организациям в системе образования создавать малые предприятия, что будет способствовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространие практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

Одновременно с принятием  такого закона, на мой взгляд, целесообразно  предусматривать в бюджетах суммы  государственной поддержки субъектов  малого предпринимательства в системе  Министерства образования и науки  Российской Федерации.

Также следовало бы на субъекты малого предпринимательства в системе Минобрнауки России распространить предусмотренные в Основных мероприятиях Правительства Российской Федерации и Банка России по оздоровлению российской экономики в 2009 г.:

  • обеспечение доступа таких субъектов малого предпринимательства к получению заказа при размещении государственного заказа и закупках товаров субъектами естественных монополий и государственными корпорациями;
  • обеспечение формирования перечня федерального имущества, арендуемого субъектами малого предпринимательства, установление льготного размера арендной платы, ограничение возможности его корректировки, закрепление минимального срока аренды – 5 лет;
  • создание условий для кредитования субъектов малого предпринимательства со стороны коммерческих банков.

В условиях финансово  – экономического кризиса в России, полагаю возможным возвратиться к ранее обсуждавшимся предложениям о заключении с поступающими в вузы договора о приеме на обучение на бюджетной основе с обязательством по окончании вуза отработать соответствующий срок (3 года) по полученной специальности в определенном регионе или отрасли экономики.

При этом государство, оплачивающее обучение, устанавливает порядок  заключения таких договоров с  обучающимися по наиболее востребованным в экономике специальностям с указанием конкретных льгот, включая производственную практику на современных предприятиях и в учреждениях, адаптированных к условиям рыночных отношений, внедряющих инновационные методы, выпускающих продукцию и оказывающих услуги, конкурентоспособные на российском и мировом рынке. Все это будет способствовать трудоустройству выпускников вузов.

Считаю целесообразным не ограничиваться принятием Программы  антикризисных мер Правительства  Российской Федерации на 2009 г. и с  учетом прогноза о длительном периоде финансово-экономического кризиса разработать и принять федеральный антикризисный закон.

В этом федеральном законе следовало бы отразить особенности организации деятельности и финансирования образовательных учреждений в условиях кризиса: стабильность бюджетного финансирования учебных заведений всех организационно-правовых форм, типов и видов; первоочередную подготовку по наиболее востребованным в экономике специальностям; развитие льготного образовательного кредитования; техническое перевооружение учебных заведений; обеспечение стипендиями и общежитиями обучающихся; создание рабочих мест для молодежи в период каникул; оказание социальной помощи учащимся-инвалидам, детям, лишившимся родителей, и из малообеспеченных семей; расширение переподготовки безработных; обеспечение школьников бюджетным питанием; оказание содействия в трудоустройстве выпускников школ и учреждений профессионального образования.

Во второй главе мы проанализировали источники финансирования бюджетных учреждений сферы образования. Подробно рассмотрели анализ                                                       особенностей организации деятельности и проблем финансирования системы образования в период финансово-экономического кризиса. Основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета. Система образования призвана принимать активную роль в выполнении программы антикризисных мер. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. содержит ряд важных для системы образования мероприятий.

Заключение

 

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Бюджетное учреждение это организация созданная органами государственной власти и органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов.

2. Задачей бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях является полное, своевременное и достоверное отражение финансово-хозяйственных операций по исполнению финансового плана. Бюджетный учет позволяет: осуществлять управление процессом исполнения финансового плана бюджетных учреждений; осуществлять контроль за эффективным использованием бюджетных и внебюджетных средств, состоянием расчетов с организациями и физическими лицами; обеспечивать сохранность материальных ценностей бюджетных учреждений.

3. Смета бюджетного учреждения – основной финансовый документ на соответствующий отчетный период.

При составлении бюджетным  учреждением сметы расходов и  доходов в нее должен быть заложен тот объем денежных средств, использование которых позволит достичь поставленных перед бюджетным учреждением целей и задач, то есть конечных результатов его деятельности на определенный период.

4. Основным источником финансирования бюджетных учреждений являются средства федерального бюджета – они составляют более 70% всех поступивших денежных средств на протяжении всего анализируемого периода. Денежные средства, поступившие из федерального бюджета расходуются на нужды учреждения в пределах доведённых до учреждения лимитах бюджетных обязательств.

5. Недостаточное финансирование отрицательно влияет на потенциал всей образовательной системы. Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения. В итоге это приводит к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования.

Исходя из полученных выводов, можно сформулировать следующие  предложения по решению проблем бюджетного финансирования

1. Необходимо упорядочить  бюджетное законодательство, в частности внести уточнения в Бюджетный кодекс РФ;

2. Целесообразно изменить подходы к бюджетному финансированию капитального ремонта и приобретения оборудования для образовательных учреждений, переведя эти расходы из раздела 14 «Образование» функциональной классификации в федеральную адресную инвестиционную программу или формируемый в составе бюджета бюджетный фонда развития образования;

3. Необходимо отказаться от практики централизованного планирования структурных и организационных преобразований в сфере образования, сделав основной упор на постепенный запуск механизмов саморегулирования.

4. Целесообразно отменить регрессию единого социального налога для образовательных учреждений, установив вместо этого сниженную ставку данного налога.

5. Необходимо предусмотреть возможность отмены финансирования начислений на оплату труда (единого социального налога) и прямого перечисления этих средств со счёта бюджета.

6. Необходимо освободить бюджетные учреждения от уплаты налогов с

бюджетных средств, к которым отнесены все доходы бюджетного учреждения, в том числе от осуществления соответствующей деятельности с использованием государственного имущества, переданного ему в оперативное управление.

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая) от 31.07.1998 № 145 – ФЗ [принят Гос. Думой Фед. Собрания 17.07.98] [ред.. от 30.12.2008]  // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф  [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – [М.,2009].
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая,третья,четвертая) от 30.11.1994 № 51 – ФЗ [принят Гос. Думой Фед. Собрания 21.10.94] [ред.. от 30.12.2008]  // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф  [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – [М.,2009].
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая от 31 июля 1998г. № 146 – ФЗ: [федер. закон: принят Гос. Думой Федер. Собрания РФ 16 июля 1998г.: введен в действие с 1 января 1999г.] // М.: Проспект. – 2009. – 688 с.
  4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129 –ФЗ (в ред. от 23.11.2009).
  5. Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н. 
  6. Инструкция «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы», утвержденная приказом Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. № 128н.
  7. Приказ Минфина России от 09 ноября 2009 года № 115н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 128н».
  8. Приказ Минфина России от 28 октября 2009 г. № 107н (08.12.2009) «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 145н».  
  9. Адамов, Н.А., Тилов, А.А. Бюджетирование в некоммерческой организации: краткое руководство. / Н.А. Адамов, А.А. Тилов. – СПб.: Питер, 2007. – 136 с.
  10. Акперов, Имран Гуру оглы. Казначейская система исполнения бюджета в РФ: учеб. пособие для вузов / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач; под ред. И.Г. Акперова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: КНОРУС, 2009. – 640 с.
  11. Александров, И. М. «Бюджетная система Российской Федерации» учебник. – М.: Издательство «Дашков и К», 2009. – 125 с.
  12. Бакиева, Д.Л. Экономика социальной сферы: Учебное пособие / Д.Л. Бакиева. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2008. – 296 с.
  13. Вишняков, Н.И., Миняев, В.М. и др. Экономика здравоохранения: Учебное пособие / Н.И. Вишняков, В.М. Миняев. – СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2009 – 160 с.
  14. Врублевская, О., Романовский, М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. для вузов/под ред. О.Врублевской, М.Романовского. – 4-е изд. – СПб: Питер. 2008. – 576 с.
  15. Галицкая, С.В. Теория и практика бюджетного федерализма: Учебное пособие / С.В. Галицкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 128 с.
  16. Гервиц, Л.Я. Финансовое планирование и анализ в бюджетных учреждениях / Гервиц Л.Я., Масталыгина Н.А. – М.: СПб.: Вершина, 2008. – 420 с.
  17. Захарьин, В.Р. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: новые правила ведения учета: практическое пособие / В.Р. Захарьин – 3-е изд., испр. и доп. – М: Изд-во «Омега-Л», 2009. – 360 с.
  18. Нешитой, А.С. Финансы: учеб. для вузов/А.С.Нешитой. – изд. 7-е, перераб и доп. – М: Дашков и К, 2008. – 512 с.
  19. Новейший справочник бухгалтера бюджетного учреждения 2009. – М: Эксмо, 2009. – 784 с.
  20. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 2010. – 688 с.
  21. Абанкина, И.В., Савицкая, Е.В., Бюджетное финансирование образовательных учреждений: структура и источники денежных средств// «Федеральные отношения и социальная политика», 2006 . – №7 – С. 110 – 120.
  22. Алексеева, О.А., Осачинская, О.А. Влияние межбюджетных отношений на эффективность финансирования бюджетных организаций / О.А. Алексеева, О.А. Осачинская // Экономика образования – 2009. – №12 – С. 56 –60.
  23. Бреславцева, И.А., Сверчкова, О.Ф. Анализ и классификация проблем бухгалтерской отчетности для составителей и пользователей // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – №13 – С. 7 – 11.
  24. Вифлеемский, А.Б. Финансово-хозяйственная деятельность образовательных учреждений вчера и сегодня / А.Б. Вифлеемский // Экономика образования – 2009. - №3 – С. 19 – 32.
  25. Ковалев, С.Ю. Реформа Системы здравоохранения в России: социальные последствия коммерциализации / С.Ю. Ковалев // Регион: экономика и социология – 2010. – №3 – С. 58 – 67.
  26. Ковалева, Н.В. Мониторинг экономики образования: новые результаты / Н.В. Ковалева // Экономика образования – 2010. – №3 – С. 33 – 66.
  27. Мухудадаев, М.О. Отечественное образование: социальные задачи и экономические средства модернизации / М.О. Мухададаев // Экономика и управление – 2009. – №1 – С. 105 – 110.
  28. Новое в законодательстве. Приказ от 25.12.2008 №146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля» // Справочник экономиста. – 2009. – №4 – С. 9 – 10.
  29. Цапенко, М.И. Нормативное финансирование системы образования / М.И. Цапенко //Экономика и управление – 2009. – №3 – С. 134 – 136.
  30. Привезенцев, В. Особенности организации деятельности и финансирования системы образования в период финансово-экономического кризиса [Электронный ресурс] / В. Привезенцев. – Электрон.дан. URL: http://www.ug.ru/archive/33346 (дата обращения: 30.11.2010). – Загл. с экрана.

Информация о работе Особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений