Особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы (ст.161 БК РФ)1. Среди бюджетных учреждений школы, вузы, поликлиники, больницы, детские сады и др.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 236.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОсобенностЕЙ финансирования бюджетных организаций

 

1.1 Характеристика и значение  финансового плана бюджетного  учреждения, проблемы финансирования

 

Общая характеристика сметно-бюджетного финансирования.

Бюджетное учреждение –  это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы (ст.161 БК РФ)1. Среди бюджетных учреждений школы, вузы, поликлиники, больницы, детские сады и др.

В бюджетном праве  смета – это утвержденный в установленном порядке финансовый план, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований2.

Бюджетным кодексом с 1 января 2008 г. РФ введено понятие «бюджетная смета». В соответствии со ст.221 измененного  Бюджетного кодекса РФ утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения, к которым согласно ст. 70 Бюджетного кодекса РФ относятся обязательства по:

– оплате труда работников бюджетных учреждений, денежному содержанию (денежному вознаграждению, денежному довольствию, заработной плате) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

– оплате поставок товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных (муниципальных) нужд;

– уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

– возмещению вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Согласно ст. 221 Бюджетного кодекса  РФ бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации

Порядок составления, утверждения  и ведения бюджетных смет бюджетных  учреждений принимается в форме  единого документа, который устанавливается главным распорядителем средств бюджета.

Наличие финансового  плана обеспечивает эффективное  бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств.

В течение переходного  периода бюджетное учреждение составляет два отдельных документа:

– бюджетную смету;

– смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности. То есть бюджетные учреждения могут иметь средства не только в виде бюджетных ассигнований, но и за счет внебюджетных поступлений. Последние представим в виде таблицы 1.

 

Таблица 1 – Внебюджетные поступления бюджетных учреждений

Внебюджетные поступления

Подгруппы

Описание

1

2

3

 

1

 

Целевые средства и безвозмездные  поступления

 

Целевые средства являются специфическим  источником приобретения активов и  финансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства, целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия.

 

2

 

Средства, поступившие во временное  распоряжение учреждения

 

Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений, подлежат учету в кредитных организациях на лицевых счетах, открываемых бюджетным учреждениям на балансовых счетах. Такие средства при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению. К ним, например, относятся средства, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия, не являющиеся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества, а также залоговые суммы, вносимые обвиняемым (подозреваемым) с санкции прокурора.

 

3

 

Средства, полученные от государственных  внебюджетных фондов и др.

 

Для учета средств, поступающих  в бюджетные учреждения от государственных  внебюджетных фондов, предназначен субсчет 115, который может применяться органами социальной защиты населения при получении средств из Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий и пособий, а также учреждениями здравоохранения при осуществлении медицинского обслуживания населения за счет средств Фонда социального страхования РФ.

 

4

 

Средства, полученные от предпринимательской  деятельности

 

Предпринимательская деятельность не может являться основным видом деятельности бюджетного учреждения. Тем не менее, в последнее время в связи с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигнований руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств.


 

В соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ч.1 ст.2)3.

Деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Основой для выделения и расходования бюджетных средств является бюджетная смета (финансовый план), утверждаемая в установленном порядке.

Финансирование бюджетных  учреждений состоит из следующих  этапов:

– составление и утверждение бюджетной росписи;

– утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств,  также утверждение бюджетных смет распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

– утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

– принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

– подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Составление и утверждение  смет.

Показатели бюджетной сметы, устанавливающие объем и распределение направлений расходования, формируются:

– на период одного финансового года в соответствии с лимитами бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения;

– в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.

При этом в целях ведения аналитического учета главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели бюджетной сметы по кодам аналитических показателей. Так, например, расходы бюджетного учреждения на оплату коммунальных услуг, отражаемые по коду классификации операций сектора государственного управления 223 «Коммунальные услуги», можно разделить на:

– оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению;

– оплату услуг по холодному водоснабжению;

– оплату услуг по газоснабжению;

– оплату услуг по предоставлению электроэнергии;

– прочие расходы на оплату коммунальных услуг.

Разумеется, указанным  типам расходов присваиваются соответствующие  аналитические коды.

Соответствие показателей  бюджетной сметы лимитам бюджетных обязательств означает, что сумма объемов расходов, отражаемых по аналитическим кодам, кодам статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, равна объему лимитов бюджетных обязательств, доведенному до бюджетного учреждения по соответствующему коду классификации расходов бюджетов. Возвращаясь к вышеуказанному примеру, сумма объемов расходов по каждому типу коммунальных услуг должна быть равна объему лимитов бюджетных обязательств, доведенному до бюджетного учреждения по коду классификации операций сектора государственного управления 223 «Коммунальные услуги».

Форма бюджетной сметы  должна содержать следующие обязательные реквизиты:

– гриф утверждения, содержащий подпись (и ее расшифровку) соответствующего руководителя, уполномоченного утверждать смету учреждения (свод смет учреждений), и дату утверждения;

– наименование формы документа;

– финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения;

– наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) / наименование главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, составившего документ (свод смет учреждений);

– код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета (код по СРРПБС) (для федеральных учреждений);

– наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету, и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);

– содержательную и оформляющую части.

Содержательная часть  формы сметы должна представляться в виде таблицы, содержащей коды строк, наименования направлений расходования средств бюджета и соответствующих им кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, а также суммы по каждому направлению.

Оформляющая часть формы  сметы должна содержать подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за содержащиеся в  смете данные: руководителя учреждения, руководителя планово-финансовой службы учреждения или иного уполномоченного руководителем лица, исполнителя документа, а также дату подписания (подготовки) сметы (свода смет учреждений).

Утверждение смет. В порядке составления, утверждения и ведения бюджетных смет, установленном главным распорядителем средств бюджета, должна быть четко описана схема их утверждения. При этом имеются следующие варианты утверждения бюджетных смет:

– руководитель каждого бюджетного учреждения наделяется правом утверждения бюджетной сметы руководимого им бюджетного учреждения;

– правом утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений (нижестоящих распорядителей, получателей средств бюджета) наделяется руководитель распорядителя средств бюджета;

– правом утверждения бюджетных смет наделяется руководитель главного распорядителя средств бюджета.

В то же время необходимо иметь в виду, что в случае доведения  до подведомственного бюджетного учреждения государственного (муниципального) задания руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета должен предоставить право утверждения сметы бюджетного учреждения его руководителю. Других ограничений, установленных новым БК РФ и Приказом №112н, по выбору вариантов утверждения бюджетных смет не существует.

Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета вправе формировать свод бюджетных смет бюджетных учреждений, содержащий обобщенные показатели смет учреждений, находящихся в его ведении.4 При этом следует подчеркнуть, что утверждение и ведение главным распорядителем средств бюджета свода бюджетных смет не является обязательным. На наш взгляд, утверждение и ведение главным распорядителем средств бюджета свода бюджетных смет может быть целесообразным в том случае, если правом утверждения бюджетной сметы непосредственно наделены бюджетные учреждения, подведомственные главному распорядителю средств бюджета.

Утверждение свода бюджетных  смет осуществляется в следующем  порядке. Распорядитель средств  бюджета формирует свод бюджетных  смет подведомственных ему бюджетных учреждений и направляет его на утверждение главному распорядителю средств бюджета. При этом форма свода бюджетных смет в целом аналогична форме самой бюджетной сметы.

Согласно ст. 221 БК РФ помимо порядка составления и утверждения бюджетных смет главный распорядитель средств бюджета должен установить порядок их ведения. Под ведением бюджетной сметы понимается внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Внесение изменений в бюджетную смету осуществляется путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений:

Информация о работе Особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений