Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:57, курсовая работа
Бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы (ст.161 БК РФ)1. Среди бюджетных учреждений школы, вузы, поликлиники, больницы, детские сады и др.
– изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенного учреждению в установленном порядке объема лимитов бюджетных обязательств;
– изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств;
– изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации операций сектора государственного управления, требующих изменения утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;
– изменяющих распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств.
Если изменения в бюджетной смете затрагивают показатели бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств, то такие изменения возможны только после внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись главного распорядителя средств бюджета и лимиты бюджетных обязательств. Утверждение изменений в бюджетную смету осуществляется тем же, кто утверждает бюджетную смету.
И так отметим, что
от правильного и грамотного составления
финансового плана зависит
Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения. В итоге это приводит к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования.
Недостаточное финансирование отрицательно влияет на потенциал всей образовательной системы. Это одна из причин оттока наиболее квалифицированных кадров из системы образования, а также старения преподавательского состава: у 64% школьных учителей стаж работы превышает 25 лет, около ¼ перешагнули пенсионный возраст.
Однако даже при нынешнем недостаточном финансировании у российской системы образования есть резервы, которые можно использовать для повышения ее эффективности. По мнению отечественных аналитиков, они кроются в возможностях осуществления структурных реформ, предусматривающих пересмотр принципов нормирования финансирования образования, рационализацию бюджетных расходов и оптимизацию внебюджетного финансирования. Действующее сегодня бюджетное законодательство позволяет реализацию указанных направлений реформирования.
1.2 Формирование финансового плана бюджетного учреждения и его особенности
Основными финансовыми документами, определяющими объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделенных учредителем на содержание бюджетного учреждения, являются смета (финансовый план) и лимиты бюджетного финансирования.
Согласно п. 6 ст. 161 БК РФ, бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной бюджетной сметой. При этом п.7 данной статьи устанавливает, что бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством. Касательно учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений такие ограничения устанавливают непосредственно органы власти регионов и органы местного самоуправления.
Расходы, включаемые в смету, должны подтверждаться соответствующими расчетами и составляться на основании производственных показателей, в качестве которых могут рассматриваются ставки педагогических работников и другого персонала и т.д.
При расчете сметы на следующий финансовый год (с 1 января по 31 декабря) необходимо учитывать рост цен и тарифов на товары первой необходимости и на коммунальные услуги.
Финансовый план бюджетного учреждения, находящегося на самостоятельном балансе, составляется директором и бухгалтером учреждения. Смета учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, составляется директором и экономистом или бухгалтером ЦБ, которому поручено составление сметы. Бюджетные учреждение при составлении бюджетной сметы должно сформировать потребность в финансовых ресурсах по статьям расходов. Смета представляется в соответствующий финансовый орган управления в установленный срок в двух экземплярах.
При рассмотрении проекта сметы тщательно проверяется правильность определения основных показателей работы бюджетного учреждения, необходимость, целесообразность и обоснованность включенных в бюджетную смету, соблюдение установленных норм расходов. При проверке планируемых сумм расходов на приобретение мягкого инвентаря и учебного оборудования особое внимание обращается на фактическую обеспеченность ими бюджетного учреждения; при рассмотрении хозяйственных расходов и затрат по капитальному ремонту учитывается действительное состояние зданий бюджетных учреждений, их территориальное расположение и другие индивидуальные особенности.
В ходе рассмотрения в проект сметы вносятся необходимые уточнения. После проверки расчетов производится поквартальное распределение расходов по каждой статье сметы, которое должно учитывать сезонный характер осуществления отдельных затрат (например, отпускные в летний период, время отопительного сезона и т.д.).
Ст. 159 и 221 БК РФ установлено, что бюджетная смета бюджетных учреждений утверждает распорядитель средств федерального бюджета.
Доходы бюджетного учреждения складываются из следующих основных источников:
1. Средства, поступающие из бюджета для финансирования данного учреждения.
2. Средства, полученные от оказания платных услуг и предпринимательской деятельности.
3. Средства от использования имущества, находящегося в муниципальной или государственной собственности и закрепленного за учреждением на праве оперативного управления (например, от сдачи помещений в аренду).
При этом два последних
источника относятся к
Смета доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - документ, составляемый бюджетным учреждением на текущий финансовый год, утверждаемый в порядке, установленном главным распорядителем средств федерального бюджета, и определяющий объемы поступлений внебюджетных средств с указанием источников образования и направлений использования этих средств в структуре показателей ведомственной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ.
В доходной части сметы доходов и расходов указывается общая сумма источников внебюджетных средств, указанных в разрешении.
В расходной части сметы доходов и расходов указываются направления расходования внебюджетных средств в структуре кодов экономической классификации. При этом в смете доходов и расходов не осуществляется привязка расходов, осуществляемых за счет доходов, полученных от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, к конкретным источникам образования этих средств.
Расходы бюджетного учреждения подразделяются на статьи расходов, каждая из которых имеет свой код экономической классификации. Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации определяет направления расходов бюджетов, в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.
Экономическая классификация, в соответствии с которой осуществляется планирование и финансирование бюджетных учреждений, утверждена Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.96 № 115-ФЗ с изменениями и дополнениями. Разъяснения к ней утверждены Приказом Министерства финансов от 28 октября 2009 г. № 107н «О порядке применения бюджетной классификации Российской».
Экономическая классификация расходов бюджетов (ЭКР) определяет направления расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления. В зависимости от степени влияния на чистую стоимость активов экономическая классификация расходов бюджетов РФ состоит из следующих групп (1-й разряд кода ЭКР):
200 – расходы;
300 – поступление нефинансовых активов;
500 – поступление финансовых активов;
600 – выбытие финансовых активов.
Кроме того, экономическая классификация расходов состоит из статей и соответствующих подстатей, отражающих наиболее детальное распределение расходов бюджетов. При этом в новой экономической классификации расходов затраты бюджетного учреждения представлены по сравнению с ранее действовавшей экономической классификацией более обобщенно.
Расходы на оплату труда - наиболее крупный по объему вид расходов бюджетного учреждения. Учитывая, что они, как правило, относятся к так называемым «защищенным» статьям бюджета и финансируются в полном объеме, к их расчету следует подойти с особой тщательностью5.
Расходы на оплату труда рассчитываются отдельно по категориям работающего персонала:
а) педагогического;
б) руководящих работников, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного;
в) дополнительная оплата, прочие денежные выплаты.
После расчета фонда
оплаты труда необходимо
Расчетный объем средств на оплату коммунальных услуг зависит от объема и площади помещений, от условий обеспечения тепловыми и энергетическими ресурсами. При этом должна рассчитываться кубатура отапливаемых помещений. При определении потребности в финансовых ресурсах по данной статье расходов необходимо обеспечить выполнение установленных санитарно-гигиенических требований к учебным помещениям.
Потребность определяется исходя из объемов утвержденного лимита потребления тепловой энергии и стоимости данного вида тепловой энергии, а также затрат на техобслуживание котельных, доставку и разгрузку топлива.
Затраты на освещение зависят от площади освещаемых помещений, их функционального назначения (кабинет, коридор и т.д.), тарифов на электроэнергию, а также климатических и географических условий. Ассигнования на освещение помещений определяются по нормам, на основе утвержденных лимитов потребления электроэнергии в натуральном выражении (тыс. кВт час) или по среднесложившимся удельным величинам расхода электроэнергии на 1 м2 площади в год.
Расчетный объем средств по прочим коммунальным расходам определяется обычно исходя из фактического расхода за ряд предшествующих лет. При наличии кредиторской задолженности поставщикам услуг эти суммы также следует учитывать при формировании потребности на очередной финансовый год.
Затраты на капитальный ремонт, как правило, планируются учредителем по адресной программе ремонтных работ. При выделении средств определяется приоритетность, учитывается техническое состояние зданий и сооружений, составляется проектно-сметная документация.
Размер необходимых ассигнований на осуществление капитального ремонта определяется на основе прилагаемых актов технического состояния (аварийности) и проектов смет на капитальный ремонт. При долгосрочном (переходящем на новый финансовый год) капитальном ремонте используются данные заключенных государственных контрактов.
Вознаграждения физическим лицам за выполненные работы (услуги) по договорам гражданско-правового характера, с учетом начисленных сумм единого социального налога, отражаются по соответствующим подстатьям ст. 220 «Приобретение услуг» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Расходы при выполнении работ хозяйственным способом (ремонт, строительство и т.п.) отражаются по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации, исходя из их экономического содержания. В случае выполнения указанных работ подрядным способом, они подлежат отражению по конкретной (одной) статье или подстатье экономической классификации, исходя из предмета договора (соглашения) на проведение работ (оказание услуг).
Определение объемов расходов обычно осуществляется исходя из заключенных и планируемых к заключению договоров с учетом фактического исполнения сметы предыдущего планового периода и динамики цен и тарифов.
Ст. 290 «Прочие расходы» включает в себя расходы по выплате стипендий и оплату налогов в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, производимые бюджетными учреждениями. На эту же статью относятся все остальные затраты, за исключением капитальных вложений в нефинансовые активы, а также расходы, связанные с обслуживанием финансовых активов.
Информация о работе Особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений