Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 10:37, курсовая работа
Деятельность предприятия в целом, его подразделений и отдельных должна периодически контролироваться. Системы контроля могут быть построены по-разному, однако практика показывает, что финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным.
Основными функциями финансового контроля являются:
- наблюдение за ходом реализации финансовых заданий, установленных системой плановых финансовых показателей и нормативов;
- измерение степени отклонения фактических результатов финансовой деятельности от предусмотренных;
- диагностирование по размерам отклонений серьезных ухудшений в финансовом состоянии предприятия и существенного снижения темпов его финансового развития;
- разработка оперативных управленческих решений по нормализации финансовой деятельности предприятия в соответствии с предусмотренными целями и показателями;
- корректировка при необходимости отдельных целей и показателей финансового развития в связи с изменением внешней финансовой среды, конъюнктуры финансового рынка и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности предприятия.
Введение……………………………………………………………..…………..3
1. Теоретические основы организации контроля за финансовой деятельностью предприятия ……………………………………..……………5
1.1. Контроль, как функция финансового менеджмента…………………..…5
1.2. Инструменты финансового контроля ……………………………………..11
1.3. Российская практика организации финансового контроля………..……19
2. Анализ и оценка финансового контроля деятельности в ОАО «РЖД»….27
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия.......................27
2.2. Анализ организации управления финансовой деятельности на предприятии ……………………………………………………………………..36
2.3.Анализ финансового состояния предприятия…………………………..…40
2.4. Анализ организации финансового контроля на предприятии
3. Совершенствование организации финансового контроля на предприятии ОАО «РЖД» …………………………………………………………………….57
3.1. Программно-целевой подход по реализации выбранных мероприятий..57
3.2Ресурсное обеспечение и график реализации мероприятий………………60
3.3 Оценка социально – экономической эффективности предлагаемых мероприятий………………………………………………...……………………62
Заключение……………………………………………………………………….65
Список использованных источников……………………………………..…….69
31) информационная,
рекламно-издательская и
32) оказание
услуг по воспроизведению
33) оказание
консультационных услуг, в том
числе связанных с
34) перевозка
грузов и пассажиров
35) выполнение
работ по обеспечению
производственных объектов, эксплуатация и ремонт котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов, грузоподъемных средств и других технических средств;
36) оказание
испытательными лабораториями
37) организация
и эксплуатация логистических
центров, а также создание
38) организация
работы детских железных дорог
и проведение профессионально-
39) деятельность
по распространению
40) медицинская деятельность;
41) фармацевтическая деятельность;
42) образовательная деятельность;
43) строительство,
эксплуатация, технический надзор
и ремонт объектов социально-
44) предоставление коммунально-бытовых услуг;
45) производство
и реализация строительных
46) эксплуатация горных производств и объектов;
47) производство маркшейдерских работ;
48) хранение
и применение взрывчатых
49) оказание инжиниринговых услуг;
50) проведение выставок и презентаций;
51) внешнеэкономическая
деятельность, в том числе оказание
услуг на железнодорожном
Общество вправе осуществлять помимо перечисленных в настоящем уставе также другие, не запрещенные законодательством Российской Федерации виды деятельности.
Виды деятельности, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат лицензированию, осуществляются обществом при наличии соответствующей лицензии.
Высшим органом управления ОАО «РЖД» является Общее собрание акционеров. Единственным акционером Компании является Российская Федерация, от имени которой полномочия осуществляются правительством Российской Федерации.(рис 2.1)
Рисунок 2.1 – Структура управления ОАО «РЖД»
Решения акционера оформляются в форме распоряжения правительства Российской Федерации. Решения годового Общего собрания акционеров в 2007 г. утверждены распоряжением правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. №864-р.
Правительство Российской Федерации единолично принимает решение и оформляет письменно численный и персональный состав Совета директоров ОАО «РЖД». Состав Совета директоров ОАО «РЖД», избранный в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. №930-р утвержден в количестве 11 человек (должности указаны на момент избрания) из наиболее квалифицированных и компетентых специалистов. В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. №864-р количественный состав Совета директоров увеличен на одного человека.
Председателем Совета директоров ОАО «РЖД» избран Жуков А.Д. – заместитель председателя правительства Российской Федерации. Членом Совета директоров является Якунин В.И. – президент ОАО «РЖД».
Членам Совета директоров ОАО «РЖД» вознаграждение за исполнение своих обязанностей, связанных с исполнением ими функций членов Совета директоров ОАО «РЖД», не выплачивается. Президент ОАО «РЖД» реализует права и несет ответственность за достижение главных целей деятельности общества – обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых Обществом, а также извлечения прибыли.
Правление ОАО «РЖД» как коллегиальный исполнительный орган осуществляет общее руководство хозяйственной деятельностью Компании. Количество членов Правления Общества определяется Общим собранием акционеров. Правление Общества состоит из Председателя Правления Общества – президента ОАО «РЖД», первого вице-президента, старших вицепрезидентов и вице-президентов Компании, руководителей филиалов Общества– железных дорог, руководителей подразделений аппарата управления Общества и других работников Общества.
Персональный состав Правления Общества определяется решением Совета директоров Общества, за исключением должности Председателя Правления Общества– президента ОАО «РЖД», назначаемого правительством Российской Федерации.
Члены Правления могут получать вознаграждение и компенсации за исполнение обязанностей члена Правления в размерах и порядке, установленных Советом директоров Общества.
Система вознаграждения руководителей высшего звена ОАО «РЖД» обеспечивает прямую зависимость размеров доходов руководителей от основных результатов деятельности Компании и позволяет мотивировать их на повышение эффективности работы Компании за счет увеличения ее доходности, оптимизации издержек, совершенствования производственных процессов, повышения безопасности и качества перевозок.
2.2
Анализ организации управления
финансовой деятельности на
Финансовая структура ОАО «РЖД» строится на основе организационно- функциональной структуры компании. Основу финансовой структуры транспортной компании составляют центры финансовой ответственности, которые представляют собой структурные подразделения или совокупность структурных подразделений ОАО «РЖД» (центральный аппарат ОАО «РЖД», железная дорога в целом, отделение железной дороги, линейное предприятие, завод и т.д.). Для каждого центра финансовой ответственности определяются формы бюджетного планирования и контроля, регламенты их исполнения, а также процедуры взаимодействия с другими центрами финансовой ответственности в рамках системы бюджетного управления.
Департамент экономического прогнозирования и стратегического развития совместно с Департаментом анализа конъюнктуры рынка разрабатывают и доводят до сведения Департамента планирования и бюджетирования, Департамента корпоративных финансов, Департамента бухгалтерского и налогового учета, Департамента инвестиционной деятельности, «Росжелдорснаба» целевые параметры и контрольные ориентиры стратегического развития ОАО «РЖД»: годовые целевые параметры и контрольные ориентиры стратегического развития ОАО «РЖД.
На основе целевых параметров и контрольных ориентиров стратегического развития ОАО «РЖД», а также производственной и инвестиционной программ ОАО «РЖД» Департамент планирования и бюджетирования, Департамент корпоративных финансов, Департамент бухгалтерского и налогового учета, Департамент инвестиционной деятельности формируют и доводят до сведения железных дорог, подразделений аппарата управления ОАО «РЖД» и функциональных филиалов, находящихся в прямом подчинении ОАО «РЖД», плановые задания по продажам, производству, затратам, запасам и закупкам материально-технических ресурсов, доходам и расходам, финансовой и инвестиционной деятельности: годовые плановые задания. (Рис 2.2)
Рисунок 2.2 – Структура финансового управления ОАО «РЖД»
Железные дороги, подразделения аппарата управления ОАО «РЖД» и функциональные филиалы, находящиеся в прямом подчинении ОАО «РЖД», выполняют следующее:
- Формируют на основе плановых заданий и направляют в Департамент планирования и бюджетирования, Департамент корпоративных финансов, Департамент бухгалтерского и налогового учета, Департамент инвестиционной деятельности, проекты сводных бюджетов железных дорог и функциональных филиалов;
- Согласовывают с причастными подразделениями, входящими в структуру аппарата управления ОАО «РЖД», проекты сводных бюджетов.
- Представляют согласованные с причастными подразделениями, входящими в структуру аппарата управления ОАО «РЖД», проекты сводных бюджетов и пояснительные записки к ним в Департамент планирования и бюджетирования в печатном и электронном виде, готовом для последующего их рассмотрения на Правлении ОАО «РЖД» и принятия решения о вынесении их на утверждение Совету Директоров ОАО «РЖД» (годовых бюджетов) или Президенту ОАО «РЖД» (квартальных бюджетов) в составе единого пакета бюджетов ОАО «РЖД»:
Департамент корпоративных финансов:
формирует проекты годовых сводных бюджетов продаж, доходов и расходов, дебиторской и кредиторской задолженности, движения денежных средств по ОАО «РЖД» в целом на основе данных, полученных из департаментов, участвующих в формировании проектов сводных бюджетов;
согласовывает с курирующим Вице-президентом проекты сводных бюджетов продаж, доходов и расходов, дебиторской и кредиторской задолженности, движения денежных средств по филиалам и ОАО «РЖД» в целом и представляет в Департамент планирования и бюджетирования.
Департамент бухгалтерского и налогового учета:
-формирует проект сводного прогнозного баланса по филиалам и ОАО «РЖД» в целом на основе данных, полученных из департаментов, участвующих в формировании проектов сводных бюджетов;
-согласовывает с курирующим Вице-президентом проект прогнозного баланса ОАО «РЖД» в целом и представляет для свода в Департамент планирования и бюджетирования.
Департамент инвестиционной деятельности:
-формирует проекты сводных бюджетов инвестиций по ОАО «РЖД» в целом на основе данных, полученных из департаментов, участвующих в формировании проектов сводных бюджетов;
-согласовывает с курирующим Вице-президентом проекты сводных бюджетов инвестиций по филиалам и ОАО «РЖД» в целом и представляет в Департамент планирования и бюджетирования.
В обязанности Департамента инвестиционной деятельности входит передача в Департамент бухгалтерского учета и налогообложения и в Департамент «Казначейство» бюджетов инвестиционных проектов в соответствии с Регламентом взаимодействия участников инвестиционного процесса по реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД».
Департамент планирования и бюджетирования:
-формирует проекты сводных бюджетов - производства, затрат, мотивационного - по ОАО «РЖД» в целом на основе данных, полученных из департаментов, участвующих в формировании проектов сводных бюджетов;
-согласовывает с курирующим Вице-президентом проекты сводных бюджетов производства, затрат, мотивационного по филиалам и ОАО «РЖД» в целом;
-согласовывает с Вице-президентом по финансам и направляет на рассмотрение Правления ОАО «РЖД» полный пакет проектов сводных бюджетов по филиалам и ОАО «РЖД» в целом для принятия решения и вынесения их на утверждение.
Департамент планирования и бюджетирования совместно с Департаментом корпоративных финансов, Департаментом инвестиционной деятельности на основе проектов квартальных бюджетов осуществляет формирование и корректировку проектов месячных бюджетов по итогам их исполнения.
Финансовое управление компанией реализуется посредством основных функций (рис 2.3)
Рисунок 2.3 – Основные функции финансового менеджмента.
Далее проведем анализ функций финансового менеджмента на предприятии (табл 2.2)
Таблица 2.2 Выполнение функций финансового менеджмента
Название функции |
Кто выполняет |
Отетственный |
1. Разработка финансовой |
Департамент экономического прогнозирования и стратегического развития. |
Стратегический менеджер |
2. Создание организационных |
Руководитель отдела управления финансами | |
3. Формирование эффективных |
Аппарат управления. |
Менеджеры |
4. Осуществление анализа |
Департамент корпоративных финансов. |
Начальник отдела корпоративных финансов |
5. Осуществление планирования |
Менеджеры отдела корпоративных финансов | |
6. Разработка действенной |
Департамент планирования и бюджетирования. |
Главный специалист. |
7. Осуществление эффектного |
Департамент экономического прогнозирования и стратегического развития. |
Стратегический менеджер |
1. Управление активами |
Департамент бухгалтерского и налогового учета. |
Главный бухгалтер |
2. Управление капиталом |
Департамент инвестиционной деятельности |
Главный бухгалтер |
3. Управление инвестициями |
Главный специалист отдела сопровождения инвестиционной деятельности | |
4. Управление денежными потоками |
Департамент корпоративных финансов. |
Начальник отдела корпоративных финансов |
5. Управление финансовыми рисками |
Комиссия по управлению финансовыми рисками. |
Финансовый менеджер |
6. Антикризисное финансовое управление |
Специалист по антикризисному управлению |
Информация о работе Организация финансового контроля на предприятии ОАО «РЖД»