Место и роль экономического анализа в финансовом менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Экономический анализ - специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний. Первое из них - практическая потребность. Профессиональная маркетинговая деятельность, рыночные отношения при их полной коммерциализации, изучение внутренних и внешних факторов, определяющих конечные финансовые результаты, - все это требования, обуславливающие необходимость последующих, текущих и перспективных аналитических разработок.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы экономического анализа в финансовом менеджменте
1.1. Финансовый менеджмент и основные понятия экономического анализа
1.2. Цели, задачи и принципы экономического анализа
Глава 2. Организация и информационное обеспечение экономического анализа в финансовом менеджменте
2.1. Основные правила организации экономического анализа и его исполнители
2.2. Сущность, методы и информационная база анализа финансового состояния предприятия
Глава 3. Основные показатели экономического анализа
3.1. Основные формы финансовой отчетности компании
3.2 Система показателей характеризующих финансовое состояние предприятия
3.3. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

кур Место и роль экономического анализа в финансовом менеджменте.docx

— 100.62 Кб (Скачать)

4. Анализ должен быть  объективным, конкретным, точным, базироваться  на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную  действительность, а выводы его  должны обосновываться точными  аналитическими расчетами.

5. Сбор и подготовка  информации об объекте

4. Аналитическая обработка,  расчет показателей, выявление  их взаимосвязей

3. Интерпретация результатов,  выявление «узких мест» и резервов, уточнение исходных данных

2. Подготовка заключения  и выводов

1. Выработка рекомендаций  по улучшению эффективности деятельности  предприятия

5. Анализ должен быть  действенным, активно воздействовать  на ход производства и его  результаты, своевременно выявляя  недостатки, просчеты, упущения в  работе и информируя об этом  руководство предприятия.

6. Анализ должен проводиться  по плану, систематически, а не  от случая к случаю. Из этого  требования вытекает необходимость  планирования аналитической работы  на предприятиях, распределения  обязанностей по ее выполнению  между исполнителями и контроля  за ее проведением.

7. Схема анализа должна  быть построена по принципу  «от общего к частному», т.е.  вначале дается описание общих  характеристик анализируемого объекта,  а затем анализируются отдельные  его части.

8. Необходимо составлять  четкую программу анализа, которая  включает проработку макетов  аналитических таблиц и алгоритмов  расчета основных показателей.

9. Анализ должен быть  оперативным. Оперативность означает  умение быстро и четко проводить  анализ, принимать управленческие  решения и претворять их в  жизнь.

10. В процессе анализа  необходимо тщательно анализировать  любые отклонения от нормативных  и/или плановых значений показателей.

11. Обоснованность используемой  совокупности критериев качественной  и количественной оценок.

12. При проведении анализа  должен соблюдаться «принцип  демократизма», который предполагает  участие в проведении анализа  широкого круга работников организации,  что обеспечивает более полное  выявление передового опыта и  использование имеющихся внутрихозяйственных  резервов.

13. Анализ должен базироваться  на государственном подходе при  оценке экономических явлений,  процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая результаты  хозяйственной деятельности, нужно  учитывать их соответствие государственной  экономической, социальной, экологической,  международной политике и законодательству.

14. Анализ должен быть  эффективным, т.е. затраты на  его проведение должны давать  многократный эффект.

При проведении финансового  анализа могут возникнуть следующие  сложности:

• «отсутствие достоверных и сопоставимых аналитических данных за предыдущие периоды деятельности, возникающее в том числе и за счет нестабильности налоговой системы и правового законодательства;

• нехватка в организации специалистов, способных профессионально проанализировать финансовые результаты;

• недооценка руководством организации важности управления внутренними финансовыми ресурсами;

• существенное различие требований отечественной системы бухгалтерского учета и международной;

• некорректность и несвоевременность информации, предоставляемой подразделениями организации для принятия управленческих решений»39.

Учитывая указанные сложности, результативность финансового анализа  в первую очередь будет зависеть от уровня знаний и профессионализма экономиста (финансиста) –аналитика.

В зависимости от конкретных задач, которые определяются выработанными  управленческими решениями, анализ финансового состояния предприятия  может осуществляться в том или  ином виде. Все существующие виды финансового  анализа можно классифицировать по следующим признакам:

1. По времени осуществления:

Прогнозный анализ

Проводится до осуществления  хозяйственных операций;

Оперативный анализ

Позволяет внести коррективы в текущую хозяйственную деятельность предприятия;

Ретроспективный анализ

Осуществляется после  завершения хозяйственных операций и позволяет контролировать выполнение плана.

2. По охвату анализируемых объектов:

Сплошной анализ

Содержит выводы о финансово-хозяйственной  деятельности всех подразделений предприятия;

Выборочный анализ

Содержит выводы по результатам  обследования только отдельных подразделений  предприятия.

3. По содержанию и полноте изучаемых вопросов:

Полный анализ

Анализ всей хозяйственной  деятельности организации;

Локальный анализ

Анализ деятельности отдельных  подразделений;

Тематический анализ

Анализ отдельных вопросов экономики.

4. По периодичности:

Периодический анализ

Проводится периодически, время от времени;

Разовый анализ

Проводится единожды, как  правило, после окончания проекта;

Годовой анализ

Проводится ежегодно, после  завершения финансового года;

Квартальный анализ

Проводится ежеквартально;

Месячный анализ

Проводится ежемесячно;

Декадный анализ

Проводится один раз в  десять дней;

Каждодневный анализ

Проводится каждый день;

Сменный анализ

Проводится каждый раз  по окончании смены.

39 Финансовый менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов,  обучающихся по специальностям  экономики и управления / Н.В. Колчина,  О.В. Португалова, Е.Ю. Макеева;  под ред. Н.В. Колчиной. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. –С. 80.

5. По методике проведения:

Сопоставительный анализ

Заключается в сравнении  отчетных показателей о результатах  хозяйственной деятельности с показателями плана и данными прошлых периодов;

Факторный анализ

Направлен на определение  влияния отдельных факторов на изменение  результативных показателей;

Диагностический анализ

Представляет собой способ установления нарушений нормального  хода деятельности предприятия;

Операционный анализ

Предполагает метод оценки и обоснования эффективности  управленческих решений, основанный на причинно-следственной взаимосвязи  объема продаж, издержек и прибыли;

Детерминированный анализ

Применяется для исследования функциональных взаимосвязей между  факторами и результативными  показателями деятельности организации;

Маржинальный анализ

Представляет собой метод  оценки и обоснования эффективности  управленческих решений в бизнесе  на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости  и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

6. По субъектам (пользователям) анализа:

Внутренний анализ

Проводится с позиции  лиц, имеющих доступ к любым информационным ресурсам, циркулирующим внутри предприятия;

Внешний анализ

Проводится с позиции  внешних пользователей, не имеющих  доступа к внутрифирменной информации; основа его информационной базы –доступная бухгалтерская отчетность.

Рассмотрим основные особенности  в содержании и организации внешнего и внутреннего анализа, представленные в таблице 2.

Таблица 2 –Принципиальные  особенности в содержании и организации  внешнего и внутреннего анализа

№ п/п

Признаки

Внешний анализ

Внутренний анализ

1. Цель анализа

Оценка состава и структуры  имущества предприятия, интенсивности  использования капитала, платежеспособности и финансовой устойчивости и использования  прибыли; прогнозирование доходов  и потоков денежных средств; выявление  дивидендной политики, осуществляемой руководством предприятия

Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения  эффективности хозяйствования; разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу; обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей

2. Объект анализа

Хозяйствующий объект в целом, его финансовое положение

Различные аспекты производственно-финансовой деятельности структурных подразделений  хозяйствующего субъекта

3.Субъекты анализа (исполнители)

Лица и организации, находящиеся  за пределами этого предприятия (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм; специальные организации, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии; кредитные агентства и др.)

Различные организационные  структуры внутрихозяйственного управления и отдельные лица, ответственные  за проведение анализа: лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы (профессионалы)

4. Организация анализа… (периодичность проведения)

Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также  по мере представления отчетности в  соответствующие инстанции (в налоговую  инспекцию –ежеквартально, в статистическое управление –ежеквартально и т.д.)

Проводятся по мере необходимости  на нерегулярной основе, прежде всего, по тем направлениям, где наблюдаются  спад производства, кризисная ситуация, рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в  конкурентной борьбе и т.д.

5. Информационная база анализа

Бухгалтерская отчетность (формы  № 1, 2, 4, 5)

Данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, параметрические  данные, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также  сведения, добытые у конкурентов  в процессе промышленного шпионажа

Окончание таблицы 2

№ п/п

Признаки

Внешний анализ

Внутренний анализ

6. Доступность информации

Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности

Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления

7. Потребители информации

Акционеры, инвесторы, банки, поставщики и покупатели, налоговые  инспекции, эмитенты ЦБ, другие юридические  и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости предприятия, а также конкуренты, наемный персонал и профсоюзные объединения, органы исполнительной власти, статистические управления, учреждения социальной защиты населения

Менеджеры предприятия, совет  директоров, директора филиалов и  дочерних организаций, начальники цехов, бригадиры, мастера и др.

8. Использование систем учета

Строго систематизированный  анализ на базе бухгалтерской отчетности

Не обязательно системно организованный анализ. Используются данные бухгалтерского, оперативного и статистического учета, а также  любая другая информация, пригодная  для достижения поставленной цели

9. Измерители информации

Преимущественно стоимостные  измерители

Любые измерители: стоимостные, натуральные, трудовые и условно-натуральные

10. Использование методов анализа

Группировки, установление влияния инфляционных факторов; сравнительный, структурный и коэффициентный анализ; методы факторного анализа

Статистические и математические методы, элиминирование, сравнения, графики, комплексные оценки и др.

11. Направленность анализа

Дать обоснованную оценку финансового положения предприятия, квалифицированно интерпретировать аналитические  расчеты

Выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие решения по их мобилизации  в производство

12. Свобода выбора в проведении анализа

Обязательное следование общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности

Нет установленных норм его  проведения, не имеется общепринятых методик. Критерий –пригодность, результативность

13. Формы обобщения

Табличный материал с исходными  и расчетно-аналитическими данными, сравниваемыми с нормативными коэффициентами. Письменная интерпретация аналитических  данных

Информация о работе Место и роль экономического анализа в финансовом менеджменте