Место и роль экономического анализа в финансовом менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Экономический анализ - специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний. Первое из них - практическая потребность. Профессиональная маркетинговая деятельность, рыночные отношения при их полной коммерциализации, изучение внутренних и внешних факторов, определяющих конечные финансовые результаты, - все это требования, обуславливающие необходимость последующих, текущих и перспективных аналитических разработок.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы экономического анализа в финансовом менеджменте
1.1. Финансовый менеджмент и основные понятия экономического анализа
1.2. Цели, задачи и принципы экономического анализа
Глава 2. Организация и информационное обеспечение экономического анализа в финансовом менеджменте
2.1. Основные правила организации экономического анализа и его исполнители
2.2. Сущность, методы и информационная база анализа финансового состояния предприятия
Глава 3. Основные показатели экономического анализа
3.1. Основные формы финансовой отчетности компании
3.2 Система показателей характеризующих финансовое состояние предприятия
3.3. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

кур Место и роль экономического анализа в финансовом менеджменте.docx

— 100.62 Кб (Скачать)

Отчет о проведенном анализе, разработка программ по реализации обоснованных управленческих решений

14. Вид анализа

Внешний, ретроспективный, тематический

Внутренний, оперативный, текущий, комплексный

15. Степень надежности

Во многом субъективен, схематичен, незначителен по числу аналитических  показателей; не может быть точен  ввиду умышленного искажения  бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли и завуалирования механизма  ее получения. Выправляется это положение  аудиторскими проверками

Зависит от целей проведения, использует строго достоверные первичные  данные, подтвержденные ревизионной  группой и группой внутреннего  аудита

16. Место принятия решений по результатам анализа

За пределами деятельности анализируемого предприятия, чаще всего  на базе завуалированных данных и  даже умышленно искаженных, фальсифицированных организациями, представляющими отчетность для обнародования в целях  избежания, например, чрезмерного налогообложения  и т.п.

Менеджерами и директорами  предприятий, руководителями их подразделений, информация глубоко обоснованная, составлена на базе выверенных объективных данных, используемых для управления своим  предприятием

В зависимости от целей  и методов осуществления анализа  различают две основные с ис те мыо су ще ст вл ен ияф ин ан со во гоа на ли за:

1. Экспресс-диагностика финансового  состояния предприятия –дает  мгновенный взгляд на ситуацию  и предназначена для поиска  и выделения наиболее важных  и сложных проблем управления  финансами.

Ее цель –простая наглядная  оценка финансового состояния и  динамики развития организации.

Выполнять экспресс-диагностику  целесообразно в три этапа:

1) подготовительный –его  целью является принятие решения  о целесообразности и возможности  анализа, что делается на основе  знакомства с аудиторским заключением  (стандартное и нестандартное)  и проверки наличности всех  форм и приложений, валюты баланса,  взаимной увязки показателей  и их соотношение;

2) предварительный обзор  бухгалтерской отчетности и экономическое  чтение –целью второго этапа  является рассмотрение показателей  бухгалтерской отчетности, их изучение  и отбор объектов для углубленного  анализа;

3) анализ отчетности –является  основой экспресс-диагностики, его  цель –обобщение результатов  хозяйственной деятельности и  оценка финансового состояния  предприятия.

Таким образом, существенным преимуществом экспресс-диагностики  является обнаружение негативных тенденций  на ранних стадиях и разработка мер  по их нейтрализации.

Экспресс-анализ может завершиться  рекомендацией о необходимости  более детализированного анализа  финансовых результатов и финансового  накопления.

2. Фундаментальный анализ  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия –предназначен для  углубления и детализации оценок, полученных в результате экспресс-диагностики,  а также определения реального  экономического потенциала организации.

Цель такого анализа –более подробная характеристика имущественного и финансового положения предприятия, результатов его деятельности в  отчетном периоде и возможностей развития в будущем. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные  процедуры экспресс-анализа. При  этом степень детализации зависит  от желания аналитика.

Процедура фундаментального анализа включает в себя следующие  этапы:

1) отбор и подготовка  данных финансовой отчетности  для проведения аналитического  исследования;

2) аналитическая обработка  исходной финансовой информации  предполагает перевод типовых  форм бухгалтерской отчетности (в  частности бухгалтерского баланса  и отчета о прибылях и убытках)  в агрегированную, удобную для  аналитических целей;

3) интерпретация полученной  аналитической информации;

4) формулирование основных  выводов и подготовка рекомендаций  по улучшению финансового состояния  предприятия.

Процедура финансового анализа  деятельности организации основывается на следующих основных м ет од ахе  гоп ро ве де ни я:

1. Горизонтальный (времéнной)  анализ заключается в сравнении  каждой позиции текущей отчетности  с показателями отчетности предыдущего  периода (базового). При этом рассчитываются  абсолютные и относительные отклонения (в коэффициентах или процентах), а за базу сравнения принимают  один из предшествующих периодов;

2. Вертикальный (структурный)  анализ осуществляется путем  определения структуры итоговых  финансовых показателей и оценки  влияния каждой позиции отчетности  на результат в целом. Для  этого итоговая сумма принимается  за 100 %, а затем вычисляются процентные  доли каждой составляющей. С помощью  вертикального анализа можно  выделять изменения структурных  компонентов и сопоставлять характеристики  основной и финансовой деятельности  конкретных организаций разного  масштаба, принадлежащих к одной  отрасли экономики;

3. Трендовый анализ основан  на сравнении каждой позиции  отчетности с рядом предшествующих  периодов и позволяет определить  тренд (отклонение), т.е. основную  тенденцию динамики показателя, очищенную от случайных влияний  и индивидуальных особенностей  отдельных периодов, что помогает  найти возможные значения финансовых  показателей в будущем. С помощью  тренда формируются возможные  значения показателей в будущем,  а следовательно, ведется перспективный,  прогнозный анализ;

4. Анализ относительных  показателей (коэффициентный) предполагает  расчет отношений данных финансовой  отчетности, определение взаимосвязей  показателей. Финансовый коэффициент  –это «просто отношение двух  показателей, взятых из соответствующих  статей отчетности фирмы. Будучи  относительными показателями, выраженными  в кратности, процентах или  единицах времени, они удобны  для проведения сравнений и  сопоставлений, а их анализ  позволяет получить более осмысленные  результаты, чем аналогичное изучение  абсолютных величин»40, т.к. абсолютные  показатели в условиях инфляции  очень трудно привести в сопоставимый  вид.

Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:

• с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;

• с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны анализируемой организации и ее возможности;

• с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.

Используя финансовые коэффициенты, проводится анализ и оценка всех основных сфер деятельности организации;

5. Сравнительный (пространственный) анализ проводится как на основе  внутрихозяйственного анализа сводных  показателей финансовой отчетности  по отдельным позициям предприятия  за прошлые периоды, так и  на основе межхозяйственного  сравнения показателей данной  организации с позициями конкурентов,  с плановыми показателями, со  среднеотраслевыми и средними  общеэкономическими данными;

6. Факторный анализ представляет  собой процесс оценки влияния  отдельных факторов (причин) на результативный  показатель с помощью детерменированных  или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может  быть как прямым (собственно анализ), т.е. заключающимся в раздроблении  результативного

40 Лукасевич И.Я. Финансовый  менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич.  –М.: Эксмо, 2009. –С. 150.

показателя на составные  части, так и обратным (синтез), когда  отдельные элементы соединяются  в общий результативный показатель.

Помимо всего прочего, для оценки влияния факторов могут  использоваться дифференцирование, индексный  метод, метод цепных подстановок, интегральный метод, метод разниц, графический  метод и т.д.

Так как в основе финансового  анализа лежит выявление, оценка и прогнозирование влияние факторов на изменение результативных показателей, для правильного выбора методики проведения финансового анализа важно выявить характер связей между анализируемыми факторами. Поэтому на практике различают два основных вида связей:

• детерминированные (функциональные), при которых каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное, неслучайное значение результативного признака, т.е. существует тесная функциональная зависимость и строгое соответствие между исследуемым показателем и факторами;

• стохастические (вероятностные), когда каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака, т.е. между исследуемым показателем и факторами нет строгого соответствия и жесткой зависимости, однако доказано, что эта зависимость существует.

В свою очередь приемы и  методы, используемые при проведении финансового анализа, можно классифицировать по следующим признакам, представленным в таблице 3.

Таблица 3 –Классификация приемов  и методов финансового анализа

№ п/п

Признак

Виды

Краткая характеристика и/или  примеры

1. По степени формализации:

Формализованные методы

Являются основными при  проведении финансового анализа  предприятия, носят объективный  характер, в их основе лежат строгие  аналитические зависимости;

Неформализованные методы

Основаны на логическом описании аналитических приемов, в большей  части носят субъективный характер. К ним относятся, например, метод  экспертных оценок, метод сценариев, построение аналитических таблиц.

2. По применяемому инструментарию:

Экономические методы

Балансовый метод, метод  дисконтирования;

Статистические методы

Метод средних величин, метод  цепных подстановок, метод группировки, индексный метод;

Математико-статистические методы

Корреляционный анализ, факторный  анализ;

Методы оптимального программирования

Системный анализ, линейное программирование, нелинейное программирование.

Кроме знания методов финансового  анализа, необходимо иметь достаточное  и нф ор ма ци он но е о бе сп еч ен иедля осуществления анализа  финансового состояния предприятия  и квалифицированный персонал, который  способен разработать и реализовать  методики финансового анализа с  использованием современных компьютерных технологий.

В процессе проведения финансового  анализа используются различные  источники информации, возникающие  как внутри организации, так и  за его пределами. При этом важнейшим  источником информации при анализе  финансового состояния организации, который характеризует текущее  положение и результаты деятельности фирмы, является ее финансовая (бухгалтерская) отчетность. В реальной практике она  часто представляет собой единственный источник данных, доступный пользователю на момент принятия решений.

Ф ин ан со ва я о тч ет но ст ь –это совокупность форм, составленных на основе документально обоснованных показателей финансового учета. Именно эти показатели и формируются  в финансовые отчеты.

Назначение финансовых отчетов  –предоставление пользователям  объективной и достоверной информации о финансовом положении предприятия  для принятия управленческих решений.

Это основа информационной базы финансового менеджмента. На ее основе производится анализ, прогнозирование, планирование и принятие решений  по всем направлениям финансовой деятельности организации.

Годовая финансовая отчетность организации дает широкие возможности  для всестороннего анализа деятельности предприятия и позволяет оценить:

• имущественное и финансовое положение предприятия;

• его способность выполнять обязательства перед контрагентами;

• достаточность капитала для ведения всех видов хозяйственной деятельности;

• потребность в дополнительных источниках финансирования;

• эффективность деятельности организации в целом и ее способность создавать стоимость для владельцев, а также для других заинтересованных сторон.

Состав и содержание финансовой отчетности для организаций (за исключением  бюджетных и общественных) регулируются законами и нормативными актами в  сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с Федеральным  законом «О бухгалтерском учете», ПБУ 4/99 и приказу Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» в состав годовой отчетности предприятия  входят:

Информация о работе Место и роль экономического анализа в финансовом менеджменте