Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:29, курсовая работа
Экономический анализ - специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний. Первое из них - практическая потребность. Профессиональная маркетинговая деятельность, рыночные отношения при их полной коммерциализации, изучение внутренних и внешних факторов, определяющих конечные финансовые результаты, - все это требования, обуславливающие необходимость последующих, текущих и перспективных аналитических разработок.
Введение
Глава 1. Теоретические основы экономического анализа в финансовом менеджменте
1.1. Финансовый менеджмент и основные понятия экономического анализа
1.2. Цели, задачи и принципы экономического анализа
Глава 2. Организация и информационное обеспечение экономического анализа в финансовом менеджменте
2.1. Основные правила организации экономического анализа и его исполнители
2.2. Сущность, методы и информационная база анализа финансового состояния предприятия
Глава 3. Основные показатели экономического анализа
3.1. Основные формы финансовой отчетности компании
3.2 Система показателей характеризующих финансовое состояние предприятия
3.3. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия
Заключение
Список литературы
а) Бухгалтерский баланс
(форма № 1) –в нем фиксируется
стоимость (денежное выражение) остатков
внеоборотных и оборотных активов
капитала, фондов, прибыли, кредитов и
займов, кредиторской задолженности
и прочих пассивов. Баланс содержит
обобщенную информацию о состоянии
хозяйственных средств
года» и «На конец года», что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, выявления их роста или снижения;
б) Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Эта форма отчетности является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности активов организации, рентабельности реализованной продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других показателей;
в) Приложения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках:
• отчет о движении капитала (форма № 3) показывает структуру собственного капитала предприятия, представленную в динамике. По каждому элементу собственного капитала в ней отражены данные об остатке на начало года, пополнении источника собственных средств, его расходовании и остатке на конец года;
• отчет о движении денежных средств (форма № 4) отражает остатки денежных средств на начало года и конец отчетного периода и потоки денежных средств (поступления и расходование) в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;
Формы № 3 и № 4 дополняют
бухгалтерский баланс и отчет
о прибылях и убытках, позволяют
раскрыть факторы, определившие изменение,
финансовой устойчивости и ликвидности
предприятия, помогают построить прогнозы
на предстоящий период на основе экстраполяции
действовавших тенденций с
• приложение к Бухгалтерскому балансу (форма № 5) с аналитической точки зрения более объемная форма отчетности по сравнению с остальными. Здесь приводится расшифровки отдельных статей баланса, поясняющие наличие и движение нематериальных активов, основных средств, доходных вложений, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, размеры государственной помощи и другие показатели;
• отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) как правило представляют некоммерческие организации (объединения), имеющие финансирование из средств государственных целевых программ и фондов. В этой форме отчетности отражаются данные по основной (уставной) деятельности учреждений об остатках средств, ранее поступивших в качестве вступительных, членских, добровольных взносов, данные о поступлении и расходовании указанных средств в течение отчетного периода и остатках на конец отчетного периода;
г) Пояснительная записка
–это «самостоятельная структурная
часть годового бухгалтерского отчета,
готовится всеми экономическими
службами предприятия на основании
приказа руководителя о подготовке
годового отчета»41. В ней излагаются
основные факторы, повлиявшие в отчетном
году на итоговые результаты деятельности
организации, а также дается оценка
ее финансового состояния. В отличие
от отчетных форм структура пояснительной
записки не регламентируется, но в
некоторых нормативных
д) Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами РФ подлежит обязательному аудиту.
Кроме форм бухгалтерской отчетности, финансовый анализ использует статистическую отчетность, данные управленческого учета, данные оперативного учета, нормативно-плановую информацию, а также прочие источники информации (результаты проверок, проводимых налоговыми службами, материалы переписки с финансово-кредитными организациями и т.д.).
Для внешних пользователей
анализ финансово-хозяйственной
Для внутренних пользователей
анализ финансовой отчетности является
лишь оперативной стадией анализа
финансово-хозяйственной
Глава 3. Исследование основных показателей экономического анализа
3.1. Основные формы финансовой отчетности компании
Под финансовой отчетностью в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности понимается совокупность форм отчетности предприятия, составленных на основе данных бухгалтерского учета за определенный период и предназначенных для принятия внешними и внутренними пользователями обоснованных деловых решений. Речь пойдет о годовом финансовом отчете акционерного предприятия, подлежащем публикации и включающем следующие формы:
1) баланс;
2) отчет о прибыли и убытках;
3) отчет о накопленной прибыли;
4) отчет о собственном капитале;
5) отчет об изменении в финансовом положении;
6) отчет о движении денежных средств;
7) примечания и дополнения.11
Годовой финансовый отчет дает представление о финансовом состоянии предприятия и служит точкой отсчета для составления годового финансового плана.
Имущество и обязательства
организации непрерывно участвуют
в сфере производства. Чтобы определить
величину всего имущества и
Бухгалтерский баланс – важнейший источник информации о финансовом положении организации за отчетный период. Он позволяет определить состав и структуру имущества организации, мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат (прибыль или убыток). По данным бухгалтерского баланса учредители, менеджеры и другие заинтересованные стороны, связанные с управлением имуществом, могут ознакомиться с состоянием организации. По бухгалтерскому балансу можно определить, сумеет ли организация в ближайшее время исполнить взятые на себя обязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами или ему угрожают финансовые затруднения. Разумеется, бухгалтерский баланс не в состоянии охватить весь объем информации о деятельности организации, поэтому недостающая часть информации представляется в других формах отчетности.
Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговыми инспекциями, кредитными учреждениями, органами статистики и другими пользователями.13
Рассмотрим структуру бухгалтерского баланса.
Таблица 1.1 – Структура бухгалтерского баланса
Активы
Пассивы
1. Внеоборотные активы
2. Оборотные активы
3. Собственный капитал
4. Долгосрочные обязательства
5. Краткосрочные обязательства
Баланс (1 + 2)
Баланс (3 + 4 + 5)
Актив баланса включает следующие разделы:14
Внеоборотные активы – охватывает нематериальные активы, основные средства, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения, доходные вложения в материальные ценности. Объединение их в одном разделе обусловлено принадлежностью к наименее мобильным (внеоборотным) активам.
Оборотные активы – содержит сведения об остатках запасов, призванных обслуживать процессы производства и обращения, о затратах в незавершенное производство, а также готовую продукцию и товары. Ведущее место занимают материальные ресурсы (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо, тара и тарные материалы, запасные части и др.). Кроме того, в этом разделе отражаются статьи, характеризующие величину налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, состояние дебиторской задолженности организации, ее краткосрочные финансовые вложения в ценности организации, ее краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги и прочие доходные активы, а также наличие денежных средств на счетах в банках и других оборотных активов. Наибольший удельный вес здесь составляют денежные средства и дебиторская задолженность по покупателям и заказчикам.
Пассив баланса состоит из трех разделов:15
Капитал и резервы – отражает состав и структуру собственного капитала, включающего различные по своему экономическом содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов организации: уставный капитал, резервный и добавочный капитал, фонды специального назначения, нераспределенная прибыль отчетного года (непокрытый убыток прошлых лет и отчетного года).
Долгосрочные обязательства – предназначен для отражения задолженности на отчетную дату по долгосрочным (свыше 12 месяцев) кредитам банков и займам, полученным от других организаций и учреждений.
Краткосрочные обязательства – содержит информацию о состоянии расчетов по краткосрочным кредитам банков и займам, а также о наличии кредиторской задолженности и прочих краткосрочных пассивах. Сюда относятся также статьи «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов».
Далее рассмотрим отчет о прибылях и убытках. Отчет о прибылях и убытках представляет информацию, отражающую формирование чистой прибыли отчетного периода, которая является финансовым результатом деятельности предприятия. В отличие от баланса, который отражает состояние средств предприятия и источников их формирования, в отчете о прибылях и убытках регистрируются притоки и оттоки денежных средств.
В отчете о прибылях и убытках отражаются следующие элементы: доходы, расходы, прочие прибыли и прочие убытки.
Под доходами понимаются результаты операций, осуществляемых в ходе обычной хозяйственной деятельности и приводящие к увеличению активов или уменьшению обязательств предприятия. В конечном итоге доходы приводят к увеличению собственного капитала.
Под расходами понимаются результаты операций, осуществляемых в ходе обычной хозяйственной деятельности и приводящих к уменьшению активов или увеличению обязательств предприятия. В конечном итоге расходы приводят к уменьшению собственного капитала.
Прочие доходы представляют собой результаты операций, не связанных с основной деятельностью предприятия и приводящие к увеличению активов или уменьшению обязательств. В конечном итоге прочие доходы также приводят к увеличению собственного капитала.
Прочие расходы представляют собой результаты операций, не связанных с основной деятельностью предприятия и приводящие к уменьшению активов или увеличению обязательств. В конечном итоге прочие расходы также приводят к уменьшению собственного капитала.16
Одним из главных финансовых результатов деятельности предприятия является прибыль или убыток. Прибыль – результат превышения доходов над расходами, и наоборот, убыток – результат превышения расходов над доходами.
13 Бухгалтерский учет: учеб./ Ю.А. Бабаев [и др.]; под ред. Ю.А. Бабаев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 46
14 Там же, С. 49
15 Там же, с. 49
16 Там же, С. 161.
Выручка от реализации
– Себестоимость реализованной продукции
Валовая прибыль
– Административные и коммерческие расходы
Прибыль от продаж
+/– Доходы и расходы,
не связанные с основной
Прибыль до налогообложения
– Налог на прибыль
Чистая прибыль
– Дивиденды
Нераспределенная прибыль
Валовая прибыль рассчитывается
как разница между выручкой от
реализации и себестоимостью продукции
и является одним из важнейших
показателей результатов
Под выручкой от реализации понимается сумма денежных средств, вырученная в результате реализации продукции предприятия (работ, услуг) без НДС.
Валовая прибыль = выручка от реализации – себестоимость реализованной продукции
Под себестоимостью реализованной продукции понимаются затраты, связанные с ее производством, в том числе:
1) прямые расходы на материалы;
2) прямые расходы на заработную плату;
3) общепроизводственные расходы.
К общепроизводственным расходам относятся:
амортизационные отчисления;
Информация о работе Место и роль экономического анализа в финансовом менеджменте