Место и роль экономического анализа в финансовом менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Экономический анализ - специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний. Первое из них - практическая потребность. Профессиональная маркетинговая деятельность, рыночные отношения при их полной коммерциализации, изучение внутренних и внешних факторов, определяющих конечные финансовые результаты, - все это требования, обуславливающие необходимость последующих, текущих и перспективных аналитических разработок.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы экономического анализа в финансовом менеджменте
1.1. Финансовый менеджмент и основные понятия экономического анализа
1.2. Цели, задачи и принципы экономического анализа
Глава 2. Организация и информационное обеспечение экономического анализа в финансовом менеджменте
2.1. Основные правила организации экономического анализа и его исполнители
2.2. Сущность, методы и информационная база анализа финансового состояния предприятия
Глава 3. Основные показатели экономического анализа
3.1. Основные формы финансовой отчетности компании
3.2 Система показателей характеризующих финансовое состояние предприятия
3.3. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

кур Место и роль экономического анализа в финансовом менеджменте.docx

— 100.62 Кб (Скачать)

а) Бухгалтерский баланс (форма № 1) –в нем фиксируется  стоимость (денежное выражение) остатков внеоборотных и оборотных активов  капитала, фондов, прибыли, кредитов и  займов, кредиторской задолженности  и прочих пассивов. Баланс содержит обобщенную информацию о состоянии  хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив. Эта  информация представляется «На начало

года» и «На конец года», что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, выявления  их роста или снижения;

б) Отчет о прибылях и  убытках (форма № 2) содержит сведения о текущих финансовых результатах  деятельности предприятия за отчетный период. Эта форма отчетности является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности активов организации, рентабельности реализованной продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других показателей;

в) Приложения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и  убытках:

• отчет о движении капитала (форма № 3) показывает структуру собственного капитала предприятия, представленную в динамике. По каждому элементу собственного капитала в ней отражены данные об остатке на начало года, пополнении источника собственных средств, его расходовании и остатке на конец года;

• отчет о движении денежных средств (форма № 4) отражает остатки денежных средств на начало года и конец отчетного периода и потоки денежных средств (поступления и расходование) в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;

Формы № 3 и № 4 дополняют  бухгалтерский баланс и отчет  о прибылях и убытках, позволяют  раскрыть факторы, определившие изменение, финансовой устойчивости и ликвидности  предприятия, помогают построить прогнозы на предстоящий период на основе экстраполяции  действовавших тенденций с учетом новых условий.

• приложение к Бухгалтерскому балансу (форма № 5) с аналитической точки зрения более объемная форма отчетности по сравнению с остальными. Здесь приводится расшифровки отдельных статей баланса, поясняющие наличие и движение нематериальных активов, основных средств, доходных вложений, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, размеры государственной помощи и другие показатели;

• отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) как правило представляют некоммерческие организации (объединения), имеющие финансирование из средств государственных целевых программ и фондов. В этой форме отчетности отражаются данные по основной (уставной) деятельности учреждений об остатках средств, ранее поступивших в качестве вступительных, членских, добровольных взносов, данные о поступлении и расходовании указанных средств в течение отчетного периода и остатках на конец отчетного периода;

г) Пояснительная записка  –это «самостоятельная структурная  часть годового бухгалтерского отчета, готовится всеми экономическими службами предприятия на основании  приказа руководителя о подготовке годового отчета»41. В ней излагаются основные факторы, повлиявшие в отчетном году на итоговые результаты деятельности организации, а также дается оценка ее финансового состояния. В отличие  от отчетных форм структура пояснительной  записки не регламентируется, но в  некоторых нормативных документах приводятся рекомендации по составу  показателей и комментариев;

д) Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской  отчетности организации, если она в  соответствии с федеральными законами РФ подлежит обязательному аудиту.

Кроме форм бухгалтерской  отчетности, финансовый анализ использует статистическую отчетность, данные управленческого  учета, данные оперативного учета, нормативно-плановую информацию, а также прочие источники  информации (результаты проверок, проводимых налоговыми службами, материалы переписки  с финансово-кредитными организациями  и т.д.).

Для внешних пользователей  анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия практически исчерпывается  именно анализом его официальной  финансовой отчетности. По результатам  такого анализа принимаются управленческие решения.

Для внутренних пользователей  анализ финансовой отчетности является лишь оперативной стадией анализа  финансово-хозяйственной деятельности. По его результатам, например, принимаются решения по выработке оперативных мер, направленных на улучшение финансового состояния предприятия.

Глава 3. Исследование основных показателей экономического анализа

3.1. Основные формы финансовой отчетности компании

Под финансовой отчетностью  в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности понимается совокупность форм отчетности предприятия, составленных на основе данных бухгалтерского учета за определенный период и предназначенных для  принятия внешними и внутренними  пользователями обоснованных деловых  решений. Речь пойдет о годовом финансовом отчете акционерного предприятия, подлежащем публикации и включающем следующие  формы:

1) баланс;

2) отчет о прибыли и  убытках;

3) отчет о накопленной  прибыли;

4) отчет о собственном  капитале;

5) отчет об изменении  в финансовом положении;

6) отчет о движении  денежных средств;

7) примечания и дополнения.11

Годовой финансовый отчет  дает представление о финансовом состоянии предприятия и служит точкой отсчета для составления  годового финансового плана.

Имущество и обязательства  организации непрерывно участвуют  в сфере производства. Чтобы определить величину всего имущества и обязательств, дать им экономическую оценку за отчетный период, а также оперативно руководить организацией, управлять финансово-хозяйственной  деятельностью, необходимо располагать  обобщенными данными об активах  и их источниках финансирования. Такое  обобщение достигается в процессе составления бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс –  важнейший источник информации о  финансовом положении организации  за отчетный период. Он позволяет определить состав и структуру имущества  организации, мобильность и оборачиваемость  оборотных средств, состояние и  динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат (прибыль или убыток). По данным бухгалтерского баланса учредители, менеджеры и  другие заинтересованные стороны, связанные  с управлением имуществом, могут  ознакомиться с состоянием организации. По бухгалтерскому балансу можно  определить, сумеет ли организация  в ближайшее время исполнить  взятые на себя обязательства перед  акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами или ему  угрожают финансовые затруднения. Разумеется, бухгалтерский баланс не в состоянии  охватить весь объем информации о  деятельности организации, поэтому  недостающая часть информации представляется в других формах отчетности.

Данные бухгалтерского баланса  широко используются налоговыми инспекциями, кредитными учреждениями, органами статистики и другими пользователями.13

Рассмотрим структуру  бухгалтерского баланса.

Таблица 1.1 – Структура  бухгалтерского баланса

Активы

Пассивы

1. Внеоборотные активы

2. Оборотные активы

3. Собственный капитал

4. Долгосрочные обязательства

5. Краткосрочные обязательства

Баланс (1 + 2)

Баланс (3 + 4 + 5)

Актив баланса включает следующие  разделы:14

Внеоборотные активы –  охватывает нематериальные активы, основные средства, незавершенные капитальные  вложения, долгосрочные финансовые вложения, доходные вложения в материальные ценности. Объединение их в одном разделе  обусловлено принадлежностью к  наименее мобильным (внеоборотным) активам.

Оборотные активы – содержит сведения об остатках запасов, призванных обслуживать процессы производства и обращения, о затратах в незавершенное  производство, а также готовую  продукцию и товары. Ведущее место  занимают материальные ресурсы (сырье  и материалы, покупные полуфабрикаты  и комплектующие изделия, конструкции  и детали, топливо, тара и тарные материалы, запасные части и др.). Кроме того, в этом разделе отражаются статьи, характеризующие величину налога на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям, состояние дебиторской  задолженности организации, ее краткосрочные  финансовые вложения в ценности организации, ее краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги и прочие доходные активы, а также наличие денежных средств на счетах в банках и других оборотных активов. Наибольший удельный вес здесь составляют денежные средства и дебиторская задолженность  по покупателям и заказчикам.

Пассив баланса состоит  из трех разделов:15

Капитал и резервы –  отражает состав и структуру собственного капитала, включающего различные  по своему экономическом содержанию, принципам формирования и использования  источники финансовых ресурсов организации: уставный капитал, резервный и добавочный капитал, фонды специального назначения, нераспределенная прибыль отчетного  года (непокрытый убыток прошлых лет  и отчетного года).

Долгосрочные обязательства  – предназначен для отражения  задолженности на отчетную дату по долгосрочным (свыше 12 месяцев) кредитам банков и займам, полученным от других организаций и учреждений.

Краткосрочные обязательства  – содержит информацию о состоянии  расчетов по краткосрочным кредитам банков и займам, а также о наличии  кредиторской задолженности и прочих краткосрочных пассивах. Сюда относятся  также статьи «Доходы будущих  периодов» и «Резервы предстоящих  расходов».

Далее рассмотрим отчет о  прибылях и убытках. Отчет о прибылях и убытках представляет информацию, отражающую формирование чистой прибыли  отчетного периода, которая является финансовым результатом деятельности предприятия. В отличие от баланса, который отражает состояние средств  предприятия и источников их формирования, в отчете о прибылях и убытках  регистрируются притоки и оттоки денежных средств.

В отчете о прибылях и  убытках отражаются следующие элементы: доходы, расходы, прочие прибыли и  прочие убытки.

Под доходами понимаются результаты операций, осуществляемых в ходе обычной  хозяйственной деятельности и приводящие к увеличению активов или уменьшению обязательств предприятия. В конечном итоге доходы приводят к увеличению собственного капитала.

Под расходами понимаются результаты операций, осуществляемых в ходе обычной хозяйственной  деятельности и приводящих к уменьшению активов или увеличению обязательств предприятия. В конечном итоге расходы  приводят к уменьшению собственного капитала.

Прочие доходы представляют собой результаты операций, не связанных  с основной деятельностью предприятия  и приводящие к увеличению активов  или уменьшению обязательств. В конечном итоге прочие доходы также приводят к увеличению собственного капитала.

Прочие расходы представляют собой результаты операций, не связанных  с основной деятельностью предприятия  и приводящие к уменьшению активов  или увеличению обязательств. В конечном итоге прочие расходы также приводят к уменьшению собственного капитала.16

Одним из главных финансовых результатов деятельности предприятия  является прибыль или убыток. Прибыль  – результат превышения доходов  над расходами, и наоборот, убыток – результат превышения расходов над доходами.

13 Бухгалтерский учет: учеб./ Ю.А. Бабаев [и др.]; под ред. Ю.А.  Бабаев. – М.: ТК Велби, Изд-во  Проспект, 2005. – С. 46

14 Там же, С. 49

15 Там же, с. 49

16 Там же, С. 161.

Выручка от реализации

– Себестоимость реализованной  продукции

Валовая прибыль

– Административные и коммерческие расходы

Прибыль от продаж

+/– Доходы и расходы,  не связанные с основной деятельностью

Прибыль до налогообложения

– Налог на прибыль

Чистая прибыль

– Дивиденды

Нераспределенная прибыль

Валовая прибыль рассчитывается как разница между выручкой от реализации и себестоимостью продукции  и является одним из важнейших  показателей результатов деятельности предприятия.

Под выручкой от реализации понимается сумма денежных средств, вырученная в результате реализации продукции предприятия (работ, услуг) без НДС.

Валовая прибыль = выручка  от реализации – себестоимость реализованной  продукции

Под себестоимостью реализованной  продукции понимаются затраты, связанные  с ее производством, в том числе:

1) прямые расходы на  материалы;

2) прямые расходы на  заработную плату;

3) общепроизводственные  расходы.

К общепроизводственным расходам относятся:

амортизационные отчисления;

Информация о работе Место и роль экономического анализа в финансовом менеджменте