Место и роль экономического анализа в финансовом менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Экономический анализ - специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний. Первое из них - практическая потребность. Профессиональная маркетинговая деятельность, рыночные отношения при их полной коммерциализации, изучение внутренних и внешних факторов, определяющих конечные финансовые результаты, - все это требования, обуславливающие необходимость последующих, текущих и перспективных аналитических разработок.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы экономического анализа в финансовом менеджменте
1.1. Финансовый менеджмент и основные понятия экономического анализа
1.2. Цели, задачи и принципы экономического анализа
Глава 2. Организация и информационное обеспечение экономического анализа в финансовом менеджменте
2.1. Основные правила организации экономического анализа и его исполнители
2.2. Сущность, методы и информационная база анализа финансового состояния предприятия
Глава 3. Основные показатели экономического анализа
3.1. Основные формы финансовой отчетности компании
3.2 Система показателей характеризующих финансовое состояние предприятия
3.3. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

кур Место и роль экономического анализа в финансовом менеджменте.docx

— 100.62 Кб (Скачать)

3) оптимизацию денежного  оборота и расчетной политики  предприятия;

4) максимизацию прибыли  при допустимом уровне риска  с учетом действующей политики  налогообложения;

5) обеспечение устойчивого  финансового положения предприятия.3

Выполнение всех вышеперечисленных  задач сводится к обеспечению  наиболее эффективного потока денежных средств между предприятием и  финансовыми (денежными) рынками.

Таким образом, финансовый менеджмент является научным и теоретическим  направлением, и практической деятельностью.

Содержание финансового  менеджмента раскрывается в четырех направлениях деятельности:4

1) инвестиционная политика;

2) управление источниками  средств;

3) дивидендная политика;

4) управление доходами  и расходами.

Ответственным за достижение целей и выполнение задач финансового  менеджмента является финансовый менеджер, действия которого сводятся к следующей  схеме:

1) получение денежных  средств на финансовых рынках (за счет продажи эмиссионных  и других ценных бумаг предприятия,  привлечения кредитов, получения  прибыли от спекулятивных валютных  операций и пр.);

2) вложения денежных средств  в финансово-хозяйственную деятельность  предприятия с целью извлечения  прибыли;

3) возвращение ранее заимствованных  денежных средств и платы за  их использование субъектам финансовых  рынков;

4) повторное инвестирование (реинвестирование) полученных на  финансовых рынках денежных средств  в деятельность предприятия;

5) своевременное выполнение  предприятием обязательств перед  бюджетом (уплата налогов и других  обязательных платежей).5

В науке и на практике применяются разные виды анализа: физический, химический, математический, статистический, экономический и др. Они различаются  объектами, целями и методикой исследования. Экономический анализ в отличие  от физического, химического и прочих относится к абстрактно-логическому  методу исследования экономических явлений, при котором невозможно использовать ни микроскопы, ни химические реактивы, – то и другое должна заменить абстракция.

Анализ не может дать полного  представления об изучаемом предмете или явлении без синтеза, т.е. без  установления связей и зависимостей между его составными частями. Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления в единое целое.

Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Последний получил название «экономический анализ».

Возникновение экономического анализа (ЭА) как средства исследования микроэкономических явлений и процессов, его становление и развитие связывают непосредственно с возникновением и развитием бухгалтерского учета и балансоведения, а также науки управления.

Становление экономического анализа обусловлено общими объективными требованиями и условиями, свойственными  возникновению любой новой отрасли  знаний.

Во-первых, это удовлетворение практической потребности, которая  возникла в связи с развитием  производительных сил, совершенствованием производственных отношений, расширением масштабов производства. Интуитивный анализ, примерные расчеты, прикидки в уме, которые применялись на кустарных и полукустарных предприятиях, стали недоста-

точными в условиях крупных  масштабов деятельности. Без комплексного всестороннего экономического анализа  невозможно управлять сложными экономическими процессами, принимать оптимальные  решения.

Во-вторых, это связано  с развитием экономической науки  вообще. Как известно, с развитием  любой науки происходит дифференциация ее отраслей. Экономический анализ сформировался в результате дифференциации экономических наук. Раньше его функции выполняли балансоведение, бухгалтерский учет, финансы, статистика и др. В рамках этих наук появились первые простейшие способы аналитического исследования. Однако для обоснования текущих и перспективных планов и прогнозов экономического и социального развития предприятий появилась потребность в комплексном

исследовании деятельности предприятий.

В экономической литературе экономический анализ классифицируется по разным признакам, что имеет важное значение для правильного понимания  его содержания и задач.

По отраслевому  признаку, который основывается на общественном разделении труда, экономический анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой (теория экономического анализа), который является теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях экономики.

По пространственному  признаку различают внутрифирменный и межфирменный анализ. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух предприятий или более. Такой анализ направлен на поиск новшеств и выяв-

ление резервов повышения  эффективности работы анализируемого предприятия.

По признаку времени экономический анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

Предварительный (перспективный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и планов-прогнозов, предупреждения нежелательных последствий на основе оценки чувствительности результативных показателей к изменению факторов внешнего и внутреннего характера.

Последующий (ретроспективный, исторический) анализ осуществляется после совершения хозяйственных операций. Он используется для изучения тенденций развития, контроля за выполнением оперативных и стратегических планов, объективной оценки и диагностики результатов деятельности предприятия и уровня предпринимательских рисков.

По аспектам исследования выделяют финансовый, технико-экономический, маркетинговый, функционально-стоимостный и другие виды анализа.

Важное место среди  всех видов экономического анализа  занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс исследования финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д. Основное его назначение – диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия.

Технико-экономический  анализ ориентирован на изучение организационного и научно-технического уровня предприятия, изыскание инноваций в области совершенствования техники, технологии и организации производства в целях

повышения эффективности  операционной деятельности и усиления конкурентных преимуществ предприятия. Предметом

его изучения являются причинно-следственные связи технических и экономических  явлений, их влияние друг на друга  и

на конечные финансовые результаты. Проводят его совместно технические  и экономические службы предприятия.

Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Функционально-стоимостный  анализ (ФСА) – это метод системного исследования объекта на стадии проектирования, направленный на оптимизацию соотношения между потребительскими свойствами изделия и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию. Предметом его исследования являются функции, которые выполняет объект, и затраты на их обеспечение. Поиск более эффективных и более дешевых способов выполнения главных функций изделия или процесса (путем технических, технологических, организационных и других изменений производства) при одновременном исключении лишних функций позволяет существенно сократить затраты на изготовление изделия и повысить его потребительские свойства (надежность, удобство эксплуатации, дизайн и т.д.). Основная задача ФСА – создание такого варианта изделия, который наиболее полно удовлетворяет основным функциональным запросам потребителя и наиболее

экономичен с точки  зрения производителя.

В экономическом анализе  изучают не саму хозяйственную деятельность как технологический, организационный процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствие экономических процессов, которые планируются в соответствующих показателях, учитываются по мере фактического их формирования и затем анализируются, т.е. являются объектом изучения не только экономического анализа, но и микроэкономики, управления, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета и т.д.

Предметом экономического анализа  являются причины изменения результатов  хозяйствования и их отклонений от целевых параметров. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность происходящих в ней процессов и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам в сложившейся ситуации, выявить резервы повышения эффективности работы, обосновать планы и управленческие решения, направленные на достижение поставленных целей.

Причинно-следственная связь  – это устойчивая связь, которая  остается относительно неизменной, закономерной. На выявлении, измерении и понимании этих связей основано эффективное управление предприятием.

Объектом экономического анализа являются результаты хозяйственной  деятельности предприятий, которые  характеризуются системой взаимосвязанных  показателей, отражающих отдельные  ее стороны и сегменты. Например, на промышленном предприятии к объектам анализа относятся показатели производства и реализации продукции, ее себестои-

мости, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовых результатов деятельности, финансового  состояния предприятия и т.д.

В условиях перехода к рыночной экономике количество объектов экономического анализа значительно увеличивается  в связи с расширением внешнеэкономической, маркетинговой, инвестиционной деятельности, повышением степени производственных и финансовых рисков в сфере бизнеса. Предметом анализа становятся не только внутренние, но и внешние факторы макроэкономического и институционального характера, определяющие внешнюю среду функционирования предприятий и уровень предпринимательских рисков. Таким образом, основное отличие предмета от объекта заключается в том, что предмет заключает в себе лишь главные, наиболее существенные с точки зрения данной науки свойства и признаки.

1.3. Цели, задачи  и принципы экономического анализа

Основной целью экономического анализа является подготовка информации для принятия оптимальных управленческих решений и для обоснования  текущих и перспективных планов, направленных на достижение краткосрочных  и стратегических целей предприятия.

Реализация данной цели экономического анализа предполагает оценку сложившейся  ситуации, диагностику и прогнозирование  ее развития и поиск путей достижения желаемых результатов наиболее эффективными способами. В соответствии с этим выделяют три функции анализа: оценочную, диагностическую и поисковую.

Оценочная функция экономического анализа состоит в определении  соответствия состояния экономики  предприятия ее целевым параметрам и потенциальным возможностям, диагностическая – в исследовании причин отклонений от целевых параметров и прогнозировании дальнейшего развития ситуации, а поисковая – в выявлении потенциальных возмож-

ностей достижения поставленных целей.

Исходя из целей и основных функций анализа формируются  и его задачи:

1) изучение состояния  и тенденций экономического развития  предприятия за прошлые периоды;

2) прогнозирование результатов  деятельности на основе сложившихся  тенденций развития и предполагаемых  изменений в перспективе;

3) научное обоснование  текущих и перспективных планов (целевой программы предприятия);

4) контроль за выполнением  планов и управленческих решений,  за эффективным использованием  экономического потенциала предприятия с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы;

5) изучение влияния объективных  и субъективных, внешних и внутренних  факторов на результаты хозяйственной деятельности, что позволяет объективно оценивать работу предприятия, делать правильную диагностику его состояния и прогноз развития на перспективу, выявлять основные пути повышения его эффективности;

6) поиск резервов повышения  эффективности производства на  основе изучения передового опыта  и достижений науки и практики;

7) оценка результатов  деятельности предприятия по  достижению поставленных целей  – выполнению планов, уровню результативности  и эффективности бизнеса, использованию  имеющихся возможностей, положению  на рынке товаров и услуг;

8) оценка степени финансовых  и операционных рисков и выработка  внутренних механизмов управления  ими с целью укрепления рыночных  позиций предприятия и повышения  доходности бизнеса;

9) обоснование мероприятий  по устранению выявленных недостатков  и освоению резервов повышения  эффективности функционирования  предприятия с целью повышения  его конкурентных преимуществ.

Информация о работе Место и роль экономического анализа в финансовом менеджменте