Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 09:29, курсовая работа
Экономический анализ - специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний. Первое из них - практическая потребность. Профессиональная маркетинговая деятельность, рыночные отношения при их полной коммерциализации, изучение внутренних и внешних факторов, определяющих конечные финансовые результаты, - все это требования, обуславливающие необходимость последующих, текущих и перспективных аналитических разработок.
Введение
Глава 1. Теоретические основы экономического анализа в финансовом менеджменте
1.1. Финансовый менеджмент и основные понятия экономического анализа
1.2. Цели, задачи и принципы экономического анализа
Глава 2. Организация и информационное обеспечение экономического анализа в финансовом менеджменте
2.1. Основные правила организации экономического анализа и его исполнители
2.2. Сущность, методы и информационная база анализа финансового состояния предприятия
Глава 3. Основные показатели экономического анализа
3.1. Основные формы финансовой отчетности компании
3.2 Система показателей характеризующих финансовое состояние предприятия
3.3. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия
Заключение
Список литературы
Проводя экономический анализ,
необходимо руководствоваться
- Принцип научности означает, что методология аналитического исследования должна базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, достижения научно-технического прогресса, передового опыта, новейшие методы экономических исследований.
- Принцип комплексности аналитического исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.
- Принцип обеспечения системного подхода ориентирует исследователей рассматривать каждый объект анализа как сложную динамическую систему, состоящую из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и с внешней средой.
- Принцип объективности предполагает исследование экономических процессов на основе достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность. Выводы анализа должны обосновываться точными аналитическими расчетами.
- Принцип действенности – это необходимость активного воздействия анализа хозяйственной деятельности (АХД) на достижение поставленных целей, своевременного выявления недостатков, просчетов, упущений в работе, изучения путей повышения эффективности работы. Этот принцип обусловливает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, разработки конкретных мероприятий, обоснования, корректировки и уточнения текущих и перспективных планов.
Принцип регулярности означает, что анализ должен проводиться планомерно, систематически, а не от случая к случаю. Этот принцип предполагает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.
- Принцип оперативности выражается в умении быстро и четко проводить анализ, своевременно выявлять причины отклонения от поставленных целей предприятия и принимать необходимые корректирующие меры по устранению отрицательного воздействия факторов.
- Принцип массовости (демократизм) предусматривает участие в проведении анализа широкого круга работников, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.
Государственный подход при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования обязывает учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.
- Принцип эффективности означает, что затраты на проведение экономического анализа должны давать многократный эффект.
Экономический анализ тесно связан также с теорией финансов, финансами предприятий, финансовым менеджментом, банковским менеджментом. Без знания теории финансов, действующего порядка финансирования и кредитования невозможно квалифицированно проводить экономический анализ. С другой стороны, ставки налогообложения, условия получения кредитов, проценты выплат за пользование кредитами и прочий финансово-кредитный инструментарий постоянно совершенствуются с учетом результатов анализа, который показывает эффективность воздействия этих рычагов на результаты деятельности хозяйствующих субъектов.
Глава 2. Организация и информационное обеспечение экономического анализа в финансовом менеджменте
2.1. Основные правила организации экономического анализа и его исполнители
Результативность
Аналитическая работа входит
в служебные обязанности
Одним из принципов организации анализа на предприятиях является обеспечение экономичности и эффективности аналитического процесса, т.е. выполнение наиболее полного и всестороннего исследования при минимуме затрат на его проведение. С этой целью при его проведении должны широко использоваться новейшие методики анализа, компьютерные технологии обработки информации, рациональные методы сбора и хранения данных.
Одно из требований, которое надо учитывать при организации аналитической работы, – ориентация на запросы конкретных пользователей анализа.
Важным принципом в
организации аналитической
Регламентация предусматривает разработку для каждого исполнителя обязательного минимума таблиц и выходных форм анализа.
Унификация (стандартизация) анализа предполагает создание типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ, единых критериев оценки.
Организационные формы экономического анализа на предприятиях определяются составом аппарата и техническим уровнем управления.
На крупных промышленных
предприятиях деятельностью всех экономических
служб управляет главный
ними знаниями по изучаемому вопросу, можно комплексно исследовать поставленную проблему и найти наиболее оптимальный вариант ее решения.
Примерная схема распределения функций экономического анализа может быть представлена следующим образом.
Планово-экономический отдел
осуществляет составление плана
аналитической работы и контроль
за его выполнением, методическое обеспечение
анализа, организует и обобщает результаты
анализа хозяйственной
Управленческая бухгалтерия планирует, учитывает и анализирует затраты на производство продукции, ее себестоимость, финансовые результаты и т.д.
Финансовая бухгалтерия
анализирует процесс
Отдел труда и заработной платы анализирует состояние организации труда, выполнение плана мероприятий по повышению ее уровня, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами по категориям и профессиям, уровень производительности труда, использование фонда рабочего времени, расходование фонда заработной платы.
Отдел маркетинга изучает рынки сырья и рынки сбыта продукции, положение товаров на рынках сбыта, конкурентоспособность продукции и пути ее повышения, разрабатывает ценовую и структурную политику предприятия и другие вопросы, связанные с внешней средой функционирования предприятия.
Отдел главного механика и энергетика изучает состояние эксплуатации машин и оборудования, выполнение планов-графиков ремонта и модернизации оборудования, качество и себестоимость ремонтов, полноту использования оборудования и производственных мощностей, рациональность потребления энергоресурсов.
Отдел технического контроля анализирует качество сырья и готовой продукции, брак и потери от брака, рекламации покупателей, мероприятия по сокращению брака, повышению качества продукции, соблюдению технологической дисциплины и т.д.
Отдел снабжения контролирует своевременность и качество материально-технического обеспечения производства, выполнение плана поставок по объему, номенклатуре, срокам, качеству, состояние и сохранность складских запасов, соблюдение норм отпуска материалов, транспортно-заготовительные расходы и др.
Отдел сбыта контролирует выполнение договорных обязательств и планов поставки продукции потребителям по объему, качеству, срокам, номенклатуре, состояние складских запасов и сохранность готовой продукции.
2.2. Сущность, методы и информационная база анализа финансового состояния предприятия
В современных условиях, когда растет самостоятельность предприятий и организаций в принятии и реализации управленческих решений, а также степень их экономической и юридической ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности, возрастает и роль финансового анализа в жизни организаций.
В общих чертах анализ (от греч. аnalisis) означает «расчленение, разложение исследуемого объекта на составные части и элементы, выявление внутренних взаимосвязей между ними и определение их значимости».6
В самом общем смысле под
ф ин ан со вы м а на ли зо м понимают
«совокупность аналитических
В узком смысле финансовый анализ представляет собой «процесс исследования финансового состояния и результатов финансовой деятельности организации с целью:
• повышения рыночной стоимости организации;
• выявления резервов снижения расходов;
• обеспечения эффективного развития».8
Субъектом финансового анализа в условиях рынка может выступать любое заинтересованное в деятельности той или иной организации лицо: собственники (акционеры, инвесторы), менеджмент, контрагенты, работники фирмы, кредиторы, аналитики различных финансовых институтов, государственные органы, общественные организации и т.д.
Объектом финансового
анализа являются различные виды
хозяйственной деятельности предприятия,
ее результаты, а также влияющие
на них факторы внешней и
Г ла вн аяц ел ь ф ин ан со во гоа на ли за–получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом субъектов анализа могут интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и прогноз на ближайшую или отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Цель анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой «конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных технических и методических возможностей проведения этого анализа».9 К основным задачам финансового анализа относятся следующие:
1) предварительный (общий) анализ финансового состояния предприятия;
2) анализ финансовой
3) анализ ликвидности и платежеспособности;
4) анализ деловой и рыночной активности;
5) анализ финансовых результатов и рентабельности деятельности предприятия;
6) диагностика потенциального
банкротства и прогнозирование
финансового состояния
Перечисленные задачи финансового
анализа реализуются в процессе
выполнения последовательных этапов анализа
финансового состояния
• «своевременную и объективную оценку финансового состояния организации, выявление «узких мест» в ее финансово-хозяйственной деятельности и исследование причин их образования;
• оценку возможности наступления банкротства организации;
• выявление факторов и причин достигнутого состояния;
• выявление и мобилизацию резервов улучшения финансового состояния организации и повышение эффективности всей ее хозяйственной деятельности;
• подготовку и обоснование предлагаемых управленческих решений в целях улучшения финансового состояния организации;
• выявление тенденций развития организации на основе прогнозирования ее финансового состояния».10
Проводя финансовый анализ,
необходимо руководствоваться
1. Анализ должен носить
научный характер, основываться
на положениях диалектической
теории познания, учитывать требования
экономических законов
2. Анализ должен быть
комплексным. Комплексность
3. Анализ должен обеспечивать
системный подход, когда каждый
изучаемый объект
Информация о работе Место и роль экономического анализа в финансовом менеджменте