Экономическая сущность государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета Республики Казахстан, особенностей его формирования и использования, а также анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3-4
1 Экономическое содержание государственного бюджета……………….……5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение………….……5-11
1.2 Характерные черты государственного бюджета…………………..11-23
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности……………………………………………………………...23-28
2 Особенности формирования госбюджета Казахстана………………………..29
2.1Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой...........................................................................29-36
Состав доходов и расходов государственного бюджета…………..36-43
Бюджетный дефицит. Баланс бюджета……………………………..43-51
Заключение……………………………………………………………….……..52-53
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы Тимофеева И.doc

— 688.50 Кб (Скачать)

     План  по доходам местного бюджета не исполнен следующими регионами: г. Астана (96,4%), Южно-Казахстанской (97,5%), Восточно-Казахстанской (98,8%), Павлодарской (99,2%), Акмолинской (99,7%) Жамбылской областей (99,8%) и г. Алматы (99,3%).

     По  итогам 2008 года местным исполнительным органам было рекомендовано произвести уточнение доходной части местных  бюджетов в части пересмотра плана  по поступлениям от продажи гражданам квартир. Указанными регионами данная рекомендация не была исполнена. В итоге по указанным регионам не исполнены планы по поступлениям от продажи гражданам квартир в рамках Государственной программы жилищного строительства и по поступлениям от продажи земельных участков, что повлияло на общие показатели исполнения доходной части местных бюджетов.

     Вместе  с тем, следует отметить, что план по индивидуальному подоходному  налогу перевыполнен на сумму 13,1 млрд.тенге, план исполнен на 105,2%, темп роста составил 121,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в общем объеме доходов местных бюджетов поступления по данному виду налога доля составляет 6,6%), при росте в январе-ноябре 2008 года среднемесячной номинальной заработной платы на 16,9%.

     По  ИПН перевыполнение обеспечено следующими регионами: Атырауской области (на 4 млрд.тенге), Западно-Казахстанской области (3,1 млрд.тенге), г.Алматы (2 млрд.тенге), Актюбинской  области (1,5 млрд.тенге).

     Анализ планов поступлений доходов местных бюджетов на 2009 год показал, что значительный рост плановых показателей по поступлениям от продажи квартир по сравнению с планом 2008 года наблюдается по г.Астана (236,9%) и Восточно-Казахстанской области (234,8%), по поступлениям от продажи земельных участков по Атырауской области (115,7%) и Павлодарской области (117,1%), это означает, что под запланированные доходы планируются соответствующие расходы.

     Во  избежание ситуации сложившейся  в 2008 году МФ рекомендует местным  исполнительным органам с учетом реальной ситуации в экономике пересмотреть планы поступлений доходов местных бюджетов.

      Расходы государственного бюджета на 1 января 2009 года (без учета погашения займов) составили 4373,8 млрд.тенге, или 99,0 % к  плану финансирования по платежам, в том числе расходы республиканского бюджета – 3 658,4 млрд. тенге, или 99,6% к плану, местные бюджеты – 1 844,9 млрд. тенге и исполнены на 98,2%. Темпы роста всех уровней бюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года соответственно составили 140,5%, 147,7%, 121,5% (таблица 7).

 

Таблица 7. Динамика расходов государственного бюджета за 2006-2008 гг., млрд. тенге [20].

 
Наименование 2006 2007 2008 Темп роста, %
1 2 3 4 5
II. ЗАТРАТЫ 2 150,56 2 678,28 3 394,06 157,8%
Государственные услуги общего характера 124,55 164,74 224,01 179,9%
Оборона 99,99 166,65 185,36 185,4%
Общественный  порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 179,87 240,99 271,47 150,9%
Образование 327,29 455,43 572,40 174,9%
Здравоохранение 223,37 299,38 363,21 162,6%
Социальная  помощь и социальное обеспечение 422,42 502,38 622,02 147,2%
Жилищно-коммунальное хозяйство 135,01 199,94 233,93 173,3%
Культура, спорт, туризм и информационное пространство 81,16 122,21 163,97 202,0%
Топливно-энергетический комплекс и недропользование 35,79 52,27 60,51 169,1%
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство 77,03 100,96 170,36 221,2%
Промышленность, строительная деятельность 7,35 10,47 40,08 545,0%
Транспорт и коммуникации 161,81 289,65 332,71 205,6%
Прочие 48,81 39,17 96,16 197,0%
Обслуживание  долга 28,70 34,01 57,88 201,7%
Трансферты 197,41 0,04 0,00 0,0%
 

      Сумма неосвоения бюджетных средств на 1 января 2009 года по республиканскому бюджету  по сравнению с предыдущим годом  уменьшилась и составила 13,1 млрд.тенге. Расходы местных бюджетов исполнены на 1 844,9 млрд. тенге, или 98,2% к плану на отчетный период в сумме 1 878,0 млрд.тенге. План местных бюджетов не исполнен на сумму 33,2 млрд.тенге, или на 7,3 млрд.тенге больше, чем на 1 января 2008 года.

    2.3 Бюджетный дефицит. Баланс бюджета

 

      В каждом бюджете желательно уравновесить, то есть сбалансировать, доходную и  расходную части. Баланс это равновесие, и при составлении бюджета основным вопросом является такого состояния денежных поступлений и расходов государства. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек – профицит. Он направляется на погашение государственного долга или может составить свободные остатки бюджетных средств (в республиканском и местных бюджетах). Свободные остатки бюджетных средств, образовавшиеся на конец бюджетного периода по завершенному бюджетному году, зачисляются на специальные счета правительства и местных исполнительных органов и используются на прирост оборотной кассовой наличности и на покрытие государственного долга соответствующего органа власти. При отсутствии такой необходимости решения об использовании данных средств принимаются соответствующими администрациями. Превышение расходов над доходами  
вызывает дефицит государственного бюджета. Наличие значительного и постоянного дефицита характеризует кризисное состояние финансов. Допустимым уровнем дефицита считается 2-3% от величины валового внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть сравнительно легко покрыт с помощью выпуска государственных займов или эмиссии бумажных денег. При значительном и хроническом дефиците бюджета займы не покрывают потребностей государства, которые обеспечиваются дополнительной (то есть сверх потребностей товарооборота) эмиссией денег, что ведет к развитию инфляции, нарушению законов денежного обращения, обесценению денег, снижению реальных доходов и падению жизненного уровня населения. [21, с. 320]

     Проследим изменение дефицита бюджета в динамике за 2007-2009 года.

     Утвержденный размер дефицита республиканского бюджета за 2007 год составил 145,1 млрд. тенге, уточненный – 229,6 млрд. тенге. Фактически, по данным Министерства финансов, исполнение республиканского бюджета сложилось с дефицитом в размере 212,5 млрд. тенге, или 1,7% к ВВП.

     Затраты республиканского бюджета в 2007 году исполнены на сумму 2 068,3 млрд. тенге, или на 105,7% к утвержденному и 98,7% к уточненному показателю. По сравнению с 2006 годом произошло сокращение объема затрат бюджета по отношению к ВВП с 16,5% до 16,3 процента.

      Что касается 2008 года, то при запланированном дефиците государственного бюджета в сумме 359,5 млрд. тенге фактически он сложился на уровне 332,2 млрд. тенге. В 2008 году поступления в государственный бюджет без учета поступления займов составили 4 трлн. 40 млрд. тенге, исполнение – 99,5%. Расходы государственного бюджета за прошлый год составили 4 трлн. 374 млрд. тенге, или 99% к плановой сумме без учета погашения займов. [22]

      Дефицит республиканского бюджета Казахстана на 2009 год по состоянию на 1 декабря 2009 года составил 96 млрд. тенге, сообщил министр финансов страны Болат Жамишев.

      «При  запланированном дефиците в сумме 136 млрд тенге фактически дефицит  сложился на уровне 96 млрд. тенге», - сказал Б. Жамишев. Министр также сообщил, что по предварительным данным на 1 декабря 2009 года объем поступлений в республиканский бюджет (без учета поступлений займов) составил 1 трлн. 75 млрд. тенге, или 93% к плану. Расходы республиканского бюджета (без учета погашения займов составили) 1 трлн. 171 млрд. тенге, или 90,7% к плану.

      «Темп роста доходов обеспечен за счет привлеченного гарантированного и целевого трансфертов из Национального фонда. Таким образом, если не учитывать трансферты из Нацфонда, темпы поступлений доходов республиканского бюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 14,8%», - отметил глава Минфина, добавив, что основным фактором снижения поступлений в текущем году является «серьезное снижение налогового бремени».

      «Тенденция, которая сейчас складывается в экономике, делает сложной проработку бюджетов на 2010 и 2011 годы. Но мы полагаем, что в целом должны исполнить бюджет на текущий год, как по республике, так и по областям», - заключил министр. [23]

     В процессе исполнения республиканского бюджета по практике предыдущих лет  при наличии свободных остатков бюджетных средств продолжено привлечение внутренних и внешних займов для финансирования дефицита бюджета. Сумма внутренних государственных займов составила 175,9 млрд. тенге, внешних – 12,6 млрд. тенге. Образовавшийся по итогам исполнения бюджета 2009 года остаток свободных средств составил 21,6 млрд. тенге, что свидетельствует о необходимости использования более эффективных инструментов управления государственными финансами. При этом, как установлено в ходе контроля Счетного комитета, в 2009 году не обеспечено эффективное использование свободных остатков средств республиканского бюджета, образованных по итогам 2008 года на сумму 11500,0 млн. тенге.

     Проведенный анализ показывает, что макроэкономические условия в целом способствовали выполнению основных параметров республиканского бюджета за отчетный год. Однако, недостатки бюджетного планирования и управления свободными остатками бюджетных средств, а также преимущественное направление средств бюджета, выделяемых на индустриально-инновационное развитие через пополнение уставного капитала государственных холдингов, институтов развития и других акционерных обществ с участием государства, на депозиты банков второго уровня дополнительно «подстегивали» рост цен. Кроме того, допускаемые при исполнении бюджета финансовые нарушения негативно сказывались на качестве оказываемых государственными органами услуг. [22]

     Республиканский бюджет Казахстана в 2009 году исполнен с дефицитом 510 млрд 945,9 млн тенге (148,04/$1), или 3,1% к запланированному на этот год ВВП. Так, поступления в республиканский бюджет за 12 месяцев прошлого года составили 2 трлн 800 млрд 322,7 млн тенге, расходы — 3 трлн 311 млрд 268,6 млн тенге.

     В структуре поступлений республиканского бюджета собственно доходы составили 2 трлн 779 млрд 227,6 млн тенге, поступления от погашения бюджетных кредитов — 20 млрд 503,6 млн тенге, от продажи финансовых активов государства — 591,5 млн тенге.

     В расходной части бюджета собственно затраты составили 3 трлн 118 млрд 646 млн  тенге, бюджетные кредиты — 45 млрд 539,5 млн тенге, затраты на приобретение финансовых активов 147 млрд 83,1 млн тенге.

     Как сообщалось, основные параметры республиканского бюджета на 2009 год выглядят следующим  образом: поступления в сумме 2 трлн 797,7 млрд тенге, расходы — 3 трлн 371,3 млрд тенге, дефицит — в сумме 573,6 млрд тенге, или 3,5% к ВВП.

     Объем ВВП Казахстана на 2009 год, согласно бюджету, утвержден в объеме 16 трлн 198 млрд тенге.

     В Казахстане с населением в настоящий  момент более 16 млн человек республиканский  бюджет является основным финансовым документом страны. На его базе с учетом бюджетов регионов формируется госбюджет. [24]

      В качестве индикатора, отражающего достижение стратегической цели по росту ВВП на предстоящие пять лет, Правительство ставит перед собой достижение утроения ВВП в 2015 году по сравнению с 2000 годом, в соответствии со Стратегией индустриально-инновационного развития до 2015 года, обеспечивая среднегодовой рост ВВП в 2009-2013 годах 5,5% (рисунок 7).

Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета