Экономическая сущность государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета Республики Казахстан, особенностей его формирования и использования, а также анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3-4
1 Экономическое содержание государственного бюджета……………….……5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение………….……5-11
1.2 Характерные черты государственного бюджета…………………..11-23
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности……………………………………………………………...23-28
2 Особенности формирования госбюджета Казахстана………………………..29
2.1Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой...........................................................................29-36
Состав доходов и расходов государственного бюджета…………..36-43
Бюджетный дефицит. Баланс бюджета……………………………..43-51
Заключение……………………………………………………………….……..52-53
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы Тимофеева И.doc

— 688.50 Кб (Скачать)

      Бюджет - это важный инструмент государственного вмешательства в экономику. Правильно выбранная бюджетная политика может способствовать улучшению экономической ситуации в стране и наоборот, неверная бюджетная стратегия приводит к. негативным явлениям в жизни государства.

      Конкретные  направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

      Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как экономическую, так и  политическую роль в любом современном обществе.

1.2 Характерные черты  государственного  бюджета

 

      В каждой стране основу государственных  финансов составляет бюджет, а точнее - бюджетная система, которая включает республиканский бюджет и бюджеты соответственных административных единиц. В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят:

    • республиканский бюджет;
    • местные бюджеты: областей, городов, районной, районные в городах.

      Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет» довольно утилитарную функцию - фиксированный избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет[5, c. 8].

      Бюджет  как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:

      — представляет особую экономическую форму распределительных отношений, связанную с обособлением у государства части стоимости валового внутреннего продукта и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;

      — предназначен для перераспределения  стоимости между отраслями национального  хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

      — выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно  не связана с движением внутреннего  продукта в его товарной форме  и осуществляется в известном  отрыве от нее, в то время как в  материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными отношениями;

      — пропорции и формы бюджетного распределения определяются потребностями и задачами социально-экономического развития страны на каждом историческом этапе;

      — область бюджетного распределения тесно взаимосвязана с другими звеньями финансово-кредитной системы, но занимает ключевое положение среди них, поскольку в значительной степени оказывает влияние на стоимостную структуру экономики и обеспечивает денежными средствами приоритетные участки экономического и социального развития.

    Как отмечалось выше, государственный бюджет, как и любая другая экономическая  категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства – в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств. Бюджетный фонд (бюджетные ресурсы) — это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая, пройдя известные стадии стоимостного распределения, поступила в распоряжение государства для удовлетворения потребностей по развитию экономики, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

    Функционирование  бюджета связано с формированием  и использованием централизованного фонда денежных средств государства и осуществляется на основе применения особых экономических и организационных форм. Под экономическими формами понимаются категории доходов и расходов бюджета, которые объективно выражают отдельные стороны стоимостного распределения валового внутреннего продукта. Эти категории имеют специфическое назначение, поскольку доходы предназначены для обеспечения государства бюджетными ресурсами (необходимыми денежными средствами), расходы — для распределения бюджетных ресурсов в целях удовлетворения общегосударственных потребностей.

    Организационные формы функционирования бюджета выражаются в конкретных видах поступлений доходов, методах определения их объемов, способах установления объемов расходов бюджета и его дефицита. По существу, это определенные формы бюджетных отношений, регламентируемые государством на основе принятия соответствующих законодательных актов.

    Все организационные и экономические формы функционирования бюджета осуществляются последовательно и планомерно, поскольку само разнообразие форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что, в свою очередь, предопределяет такую же прогнозно-плановую форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводят к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе — бюджете  
— основном финансовом плане страны. В нем предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета.

      Необходимо  различать понятия «государственные доходы» и «государственные финансовые ресурсы». Финансовые ресурсы общества - это совокупность фондов денежных средств, находящихся в собственности государства, хозяйственных организаций разных форм собственности, населения на тот или иной момент времени. Понятие «государственные финансовые ресурсы» по содержанию шире понятия «государственные доходы». Кроме государственных доходов в состав финансовых ресурсов включаются средства, не являющиеся доходами, но которые могут быть использованы на общественные потребности.

      Таким образом, государственные финансовые ресурсы образуются в основном за счет государственных доходов и других источников (рисунок 2).

 

 

      Рисунок 2 - Финансовые ресурсы, государственные доходы и расходы[7, c.5]

 

      Рассмотрим  понятия доходов и расходов госбюджета.

      Под государственными доходами понимается система экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования.

      Экономическая природа государственных доходов  и их организация обусловлены  системой хозяйствования, политической и экономической ролью государства. Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.

      Формирование  государственных доходов осуществляется при самом активном участии государства: оно устанавливает долю чистого  дохода общества, централизуемую в  бюджете и оставляемую хозяйствующим  субъектам, а также концентрирует  часть личных доходов населения и другие средства общества. Укрупненная структура доходов бюджета выглядит следующим образом (рисунок 3).

      

                     Рисунок 3 - Структура доходов  бюджета [7]

 

      Государство является собственником части средств производства и, соответственно, прибавочного продукта. В этих условиях значительным источником государственных доходов является доход от государственной собственности. Часть государственных доходов образуется за счет доходов предпринимательского сектора, кооперативных организаций и населения, мобилизуемых налоговой системой государства для удовлетворения общенародных потребностей.

      К доходам от государственной собственности  относятся:

      1) доход государственных предприятий  и организаций в виде валового дохода (прибыли), налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных доходов;

      2) доходы от государственного имущества  (от государственного жилого фонда,  земли, лесов, водных угодий, других  природных ресурсов, средства от  разгосударствления и приватизации государственной собственности);

      3) доходы от платных услуг, оказываемых  государственными учреждениями  и организациями (регистрационные  сборы, сборы за поверку, клеймение  и экспертизу мер и измерительных  приборов, плата за анализ и  клеймение изделий из драгоценных металлов) и плата за нехозяйственные услуги (государственная пошлина, сбор дорожной полиции, заявочный сбор на товарные знаки);

      4) специальные средства бюджетных  учреждений, включающие арендную  плату за помещения, доходы  подсобных предприятий и др.

      Государственные доходы имеют своим источником национальный доход, а финансовые ресурсы мобилизуются при распределении и перераспределении  всей суммы валового общественного  продукта. Покрытие государственных  расходов обеспечивается совокупностью всех финансовых ресурсов государства.

      Разное  содержание имеют понятия «государственные доходы» и «доходы государственного бюджета», последние являются составной  частью государственных доходов; кроме  того, в государственные доходы входит весь валовой доход государственных предприятий и организаций, а в доходы государственного бюджета - только часть чистого, мобилизуемая в бюджет.

      Отдельные составляющие стоимости валового общественного  продукта и национального дохода формируют систему государственных  доходов и финансовых ресурсов как правительства, так и хозяйственных единиц, принадлежащих государству. Основное место среди них занимают чистый доход общества в виде чистого дохода государственных предприятий, налога на добавленную стоимость, акцизов, доходов от внешнеэкономической деятельности, отчислений на социальные нужды (в пенсионные фонды).

      Состав  и структура доходов бюджета  зависят от направлений осуществления  бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемой в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов.

      Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные им. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств относительно нестабильного характера.

      Доходы  подразделяются на:

      - налоговые поступления;

      - неналоговые поступления;

      -  доходы от операций с капиталом.

      Эти три основные категории бюджетных  поступлений дополняются частью (и одновременно категорией) полученные официальные трансферты, то есть средств, полученных как от нижестоящих органов  государственного управления (текущие  и капитальные), субвенции и бюджетные изъятия, так и средств из-за границы на безвозвратной основе (гранты).

     Государственный бюджет Франции является основным звеном  финансовой системы. На его долю  приходится половина всех финансовых ресурсов государства. В целом государственный бюджет не утверждается законодательной властью, а ежегодно составляется как вспомогательный документ, механически объединяющий общий бюджет, многочисленные специальные счета казначейства и присоединенные бюджеты .

     Доходы  бюджета:

-прямые  налоги 36%

-косвенные налоги 59,2%

-неналоговые  поступления 4,8%

     Главными доходами бюджета являются налоги. Налоговая система включает прямые и косвенные налоги и взносы на социальное страхование .косвенные налоги играют ведущую роль. В стране действуют три вида косвенных налогов (акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги). Но решающее значение принадлежит универсальному акцизу –налогу с оборота, который функционирует как  НДС (таблица 2).

Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета