Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета Республики Казахстан, особенностей его формирования и использования, а также анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Введение………………………………………………………………………….3-4
1 Экономическое содержание государственного бюджета……………….……5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение………….……5-11
1.2 Характерные черты государственного бюджета…………………..11-23
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности……………………………………………………………...23-28
2 Особенности формирования госбюджета Казахстана………………………..29
2.1Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой...........................................................................29-36
Состав доходов и расходов государственного бюджета…………..36-43
Бюджетный дефицит. Баланс бюджета……………………………..43-51
Заключение……………………………………………………………….……..52-53
Список использованной литературы…………
Бюджет - это важный инструмент государственного вмешательства в экономику. Правильно выбранная бюджетная политика может способствовать улучшению экономической ситуации в стране и наоборот, неверная бюджетная стратегия приводит к. негативным явлениям в жизни государства.
Конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее - бюджетная система, которая включает республиканский бюджет и бюджеты соответственных административных единиц. В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят:
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет» довольно утилитарную функцию - фиксированный избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет[5, c. 8].
Бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:
— представляет особую экономическую форму распределительных отношений, связанную с обособлением у государства части стоимости валового внутреннего продукта и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;
—
предназначен для перераспределения
стоимости между отраслями
—
выражает такую стадию стоимостного
распределения, которая непосредственно
не связана с движением
— пропорции и формы бюджетного распределения определяются потребностями и задачами социально-экономического развития страны на каждом историческом этапе;
— область бюджетного распределения тесно взаимосвязана с другими звеньями финансово-кредитной системы, но занимает ключевое положение среди них, поскольку в значительной степени оказывает влияние на стоимостную структуру экономики и обеспечивает денежными средствами приоритетные участки экономического и социального развития.
Как отмечалось выше, государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства – в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств. Бюджетный фонд (бюджетные ресурсы) — это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая, пройдя известные стадии стоимостного распределения, поступила в распоряжение государства для удовлетворения потребностей по развитию экономики, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.
Функционирование
бюджета связано с
Организационные формы функционирования бюджета выражаются в конкретных видах поступлений доходов, методах определения их объемов, способах установления объемов расходов бюджета и его дефицита. По существу, это определенные формы бюджетных отношений, регламентируемые государством на основе принятия соответствующих законодательных актов.
Все
организационные и экономические формы
функционирования бюджета осуществляются
последовательно и планомерно, поскольку
само разнообразие форм собственности
предполагает прогнозно-плановое ведение
хозяйства, что, в свою очередь, предопределяет
такую же прогнозно-плановую форму функционирования
бюджетных отношений. Стабильный характер
бюджетных связей, плановая форма движения
централизованного фонда денежных средств
государства приводят к тому, что бюджетные
связи отражаются в соответствующем финансовом
документе — бюджете
— основном финансовом плане страны. В
нем предусмотрены те распределительные
процессы, которые составляют экономическое
содержание бюджета.
Необходимо
различать понятия «
Таким образом, государственные финансовые ресурсы образуются в основном за счет государственных доходов и других источников (рисунок 2).
Рисунок 2 - Финансовые ресурсы, государственные доходы и расходы[7, c.5]
Рассмотрим понятия доходов и расходов госбюджета.
Под государственными доходами понимается система экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования.
Экономическая
природа государственных
Формирование
государственных доходов
Рисунок 3 - Структура доходов бюджета [7]
Государство является собственником части средств производства и, соответственно, прибавочного продукта. В этих условиях значительным источником государственных доходов является доход от государственной собственности. Часть государственных доходов образуется за счет доходов предпринимательского сектора, кооперативных организаций и населения, мобилизуемых налоговой системой государства для удовлетворения общенародных потребностей.
К доходам от государственной собственности относятся:
1)
доход государственных
2)
доходы от государственного
3)
доходы от платных услуг,
4)
специальные средства
Государственные
доходы имеют своим источником национальный
доход, а финансовые ресурсы мобилизуются
при распределении и
Разное
содержание имеют понятия «государственные
доходы» и «доходы
Отдельные
составляющие стоимости валового общественного
продукта и национального дохода
формируют систему
Состав и структура доходов бюджета зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемой в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов.
Как
правило, источником доходов являются
налоги или платежи, адекватные им.
Состав и структура доходов
Доходы подразделяются на:
- налоговые поступления;
- неналоговые поступления;
-
доходы от операций с
Эти три основные категории бюджетных поступлений дополняются частью (и одновременно категорией) полученные официальные трансферты, то есть средств, полученных как от нижестоящих органов государственного управления (текущие и капитальные), субвенции и бюджетные изъятия, так и средств из-за границы на безвозвратной основе (гранты).
Государственный бюджет Франции является основным звеном финансовой системы. На его долю приходится половина всех финансовых ресурсов государства. В целом государственный бюджет не утверждается законодательной властью, а ежегодно составляется как вспомогательный документ, механически объединяющий общий бюджет, многочисленные специальные счета казначейства и присоединенные бюджеты .
Доходы бюджета:
-прямые налоги 36%
-косвенные налоги 59,2%
-неналоговые поступления 4,8%
Главными доходами бюджета являются налоги. Налоговая система включает прямые и косвенные налоги и взносы на социальное страхование .косвенные налоги играют ведущую роль. В стране действуют три вида косвенных налогов (акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги). Но решающее значение принадлежит универсальному акцизу –налогу с оборота, который функционирует как НДС (таблица 2).
Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета