Экономическая сущность государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета Республики Казахстан, особенностей его формирования и использования, а также анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3-4
1 Экономическое содержание государственного бюджета……………….……5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение………….……5-11
1.2 Характерные черты государственного бюджета…………………..11-23
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности……………………………………………………………...23-28
2 Особенности формирования госбюджета Казахстана………………………..29
2.1Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой...........................................................................29-36
Состав доходов и расходов государственного бюджета…………..36-43
Бюджетный дефицит. Баланс бюджета……………………………..43-51
Заключение……………………………………………………………….……..52-53
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы Тимофеева И.doc

— 688.50 Кб (Скачать)

      Бюджет  выполняет следующие задачи:

      - перераспределение ВВП;

      - государственное регулирование  и стимулирование экономики;

     - финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

      - контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

      Распределительная функция бюджета проявляется  через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств  по уровням государственной и  территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

      Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

      1) образование доходов бюджета;

      2) использование бюджетных средств  (расходы бюджета).

      Доходы  бюджета — денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов государственной власти.

      В процессе образования доходов бюджета  происходит принудительное изъятие  в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного  воспроизводства. На этой основе возникают  финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

      Доходы  бюджета могут носить налоговый  и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и  доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.

      Для регулирования экономики через  бюджет активно используется налоговая  политика. Налоги, представляют собой  часть национального дохода, мобилизуемые во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленные законом размерах и в определенные сроки.

      По  методам поступления в бюджеты  налоги делятся: на общереспубликанские  и местные. Общереспубликанские поступают в республиканский бюджет. В местные бюджеты эти налоги поступают в виде отчислений по нормативам, утвержденным Законом «О республиканском бюджете на предстоящий год и решениями местных органов законодательной власти.

      Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

      Структура бюджетных доходов подвижна и  во многом определяется конкретными  экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

      Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления.

      Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели — организации  производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или  распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов. На таблице 1 представлены доходы, расходы и получившийся в результате дефицит или профицит государственного бюджета. Страны ранжируются по бюджету доходов.

 

      Таблица 1 – Государственный бюджет зарубежных стран [4]

 
  Страна Доходы

(млн.  $)

Расходы

(млн.  $)

Дефицит/

Профицит (млн. $)

Дата
1 США 2524000.0 2979000.0 -455000.0 2009
2 Япония 1672000.0 1823000.0 -151000.0 2009
3 Германия 1614000.0 1579000.0 +35000.0 2009
4 Франция 1439000.0 1525000.0 -86000.0 2009
5 Италия 1139000.0 1203000.0 -64000.0 2009
6 Великобритания 1107000.0 1242000.0 -135000.0 2009
7 КНР 868600.0 850500.0 +18100.0 2009
8 Канада 608300.0 606000.0 +2300.0 2009
9 Испания 443300.0 535600.0 -92300.0 2009
10 Нидерланды 408500.0 398800.0 +9700.0 2009
11 Россия 383500.0 273500.0 +110000.0 2009
 

      Из  данной таблицы можно сделать  вывод, что страной с самыми высокими доходами государственного бюджета  является США. Объем доходов за 2009 год составил 2524000 млн. долл. На втором месте стоит Япония – 1672000 млн.долл, а на третьем – Германия – 1614000 млн. долл. Эти же страны также лидируют по расходам государственного бюджета. Страной с наивысшим дефицитом является Великобритания – 135000 млн. долл. [4]

      Бюджет  воздействует на экономику через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм — это совокупность форм в методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

      Разнообразие  форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что предопределяет такую же форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводят к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе — основном финансовом плане страны. В нем предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета; специфические статьи доходов в расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства. Основной финансовый план является продуктом плановой деятельности государства; в нем выражена воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом республики Законом «О республиканском бюджете».

      Таким образом, многообразие понятия «государственный бюджет» сводится к его трактованию в следующих составляющих:

  • как относительно самостоятельная экономическая категория;
  • как централизованный фонд денежных средств государства;
  • как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);
  • как основной финансовый план государства;
  • как юридический закон, положения которого обязательны для выполнения всеми участниками отношений и членами общества (рисунок 1).
 

             

 

    Рисунок 1 - Качественные характеристики государственного бюджета, [5]

 

     Роль  государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем. что с помощью государственного бюджета (расходной части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% — валового внутреннего продукта, 10% — валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны. [5, стр. 313]

      Государственные финансы как звено финансовой системы связаны действием в  производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего  многообразные взаимосвязи в экономике и социуме.

      Экономическая сущность государственных финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с  распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства  для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий.

      В государственных финансах выделяются обособленные звенья, каждое из которых  выполняет специфическое назначение.

      В составе государственных финансов выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, финансы государственных  предприятий и организаций. По уровню государственного руководства экономической  и социальной сферой государственные финансы подразделяются на общегосударственные (республиканские, федеральные, правительственные) и местные (муниципальные).

      Благодаря такому разнообразию финансовых связей по функциональному назначению государство  может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы как в территориальном, так и отраслевом аспектах.

      Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического и социального  развития, подготавливая условия  для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

      Функционирование  бюджета, связанное с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, принципами расходов распределяются централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

      Состав  и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления  бюджетной и налоговой политики государств, осуществляемой в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов. Это можно рассмотреть на примере США.

      Несмотря  на стремление различных сил уменьшить  масштабы федеральных социальных программ, в целом их значение не снижается. Напротив, в последние годы существенно сократились расходы военного назначения - их доля в ВВП страны упала с 6,4% при Рейгане примерно до 3,2% в 1999 году. Рост доли гражданских расходов связан с рядом причин и открывшихся возможностей, в том числе и с завершением «холодной войны». В числе основных статей расходов федерального бюджета, помимо национальной обороны, фигурируют также расходы на образование, медицину, энергетику, сельское хозяйство, науку и т. д. Обособлены программы социального страхования: они консолидированы в федеральный бюджет, однако финансируются через самостоятельные «доверительные фонды». Средства этих фондов, получаемые с помощью специальных налогов, могут расходоваться только на цели, для которых они собраны. На программы соцстраха приходится около 35% всех расходов федерального бюджета.

      Помимо  налогов по социальному страхованию, на федеральном уровне существует еще  несколько видов налогов. Главный, «опорный» - налог на индивидуальные доходы (до 47% общих поступлений федерального уровня; это возможно, конечно, только благодаря высокой доле национального фонда заработной платы в ВВП - в США она составляет около 60%). Вместе с налогом на доходы корпораций он дает до 57% всех федеральных доходов. Относительно небольшие поступления - от таможенных сборов, акцизов, налогов на наследство и дарения. Однако каждый из них считается важным элементом обеспечения финансовой дисциплины и действительного контроля. По этой же причине весьма важным считается и налог на доходы корпораций, от которого федеральный бюджет получает по 9 - 11% совокупных доходов.

      За 75 лет формирования регулярного  бюджета на федеральном уровне 57 раз он сводился с отрицательным  сальдо. Проблема дефицита стала «проблемой №1» для внутренней политики США. После 30 «дефицитных» лет, в течение которых разрабатывались и принимались различные законы для борьбы с дефицитной основой проектирования и финансирования государственных расходов, в 1998 финансовом году федеральный бюджет был сведен с положительным сальдо в 69,2 млрд. долларов. [6]

Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета