Экономическая сущность государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета Республики Казахстан, особенностей его формирования и использования, а также анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3-4
1 Экономическое содержание государственного бюджета……………….……5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение………….……5-11
1.2 Характерные черты государственного бюджета…………………..11-23
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности……………………………………………………………...23-28
2 Особенности формирования госбюджета Казахстана………………………..29
2.1Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой...........................................................................29-36
Состав доходов и расходов государственного бюджета…………..36-43
Бюджетный дефицит. Баланс бюджета……………………………..43-51
Заключение……………………………………………………………….……..52-53
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы Тимофеева И.doc

— 688.50 Кб (Скачать)

      В США налог с доходов корпораций также устанавливается как федеральным правительством, так и большинством правительств штатов. Как и в случаях с отдельными подоходными налогами, весьма трудно учесть различия в размерах налогов с доходов корпораций на региональном уровне. Сравнительный анализ по разным штатам показывает, что наибольший размер колеблется от 4% до 12%.

      В американской налоговой системе  нет налога на добавленную стоимость с единообразными размерами на федеральном уровне. Вместо этого многие штаты вводят так называемые обобщенные налоги с оборотов, собираемые в виде определенного дополнительного налога на закупочные цены тех товаров, по которым положено выплачивать налоги. К нему во многих штатах могут быть добавлены местные налоги с оборотов. В разных штатах размеры варьируются от 3% до 7% в то время, как местные размеры колеблются в пределах от 1% до 4%.

      Несмотря  на ряд различий в системах бюджетного федерализма западных стран, рассмотренных в настоящей курсовой работе, в них существуют общие черты, которые содержат в себе некоторые уроки, полезные для дальнейшего развития бюджетно-налоговых отношений между центром и регионами в Казахстане:

  • предметы ведения и компетенция должны быть разграничены таким образом, чтобы они не перекрещивались друг с другом на разных уровнях власти. Власти данного уровня, отвечающие за конкретные программы, также должны обеспечивать адекватные (соответствующие) финансовые ресурсы. Если власти нижестоящего уровня выполняют определенные задания по поручению вышестоящих властей, то им должны быть выделены необходимые средства для осуществления этого задания (плана) с учетом объема работ и затрат;
  • до минимума следует сократить взаимную ответственность по предметам ведения и компетенцию, по финансовым операциям. Очевидно, что со временем возникла паутинообразная система взаимоотношений. В результате, различные уровни власти стремятся повлиять на принятие решений друг друга, согласовать свои шаги, что оборачивается громоздкостью администрирования и политикой препирательства. То есть, необходимо разъединить, распутать политические и административные отношения для того, чтобы установить новые, четкие границы власти и финансовой компетенции.
  • право налогообложения и осуществления налоговой политики призвано дать возможность различным уровням власти извлекать свою справедливую долю прибыли (доходов) от экономического развития. Одновременно они должны иметь возможности создавать стимулы для компаний и людей таким образом, чтобы они были заинтересованы располагать свои предприятия на территории юрисдикции этих властей.
  • необходимо иметь в виду, что концепция предоставления всем уровням власти доступа к однообразным источникам поступлений также является аргументом в пользу введения совместных, общих налогов. У общих налогов есть еще одно преимущество, которое не следует легкомысленно отметать в сторону, - это то обстоятельство, факт, что они помогают избежать конфликтов властей из-за интересов в части развития и использования источников поступлений.
  • соображения эффективности требуют однообразного распоряжения налогами во всей Федерации. Для этого должно быть взаимное доверие в деле распределения поступлений и одновременно действовать механизм сдержек и контроля. Особо важно, чтобы налоговые власти были видимыми и активными на местном уровне. Вот почему власти регионального уровня должны отвечать за сбор налогов. В свою очередь центральное правительство должно надзирать за деятельностью региональных ведомств, чтобы обеспечивать надлежащий контроль. [15, c. 375]

      Таким образом, как экономическая категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного воспроизводства  в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

    1.3 Функции государственного  бюджета, границы их действия и особенности

 

      В последние годы стал преобладающим  взгляд на государственный бюджет с  позиции экономической сущности как на самостоятельную категорию. С позиции законодательного установления государственного бюджета он рассматривается как основной финансовый план государства.

      Экономическая сущность государственного бюджета  характеризуется чертами, специфика  которых не выходит за рамки общих  с финансами свойств, т.е. способ выражения экономической сущности через соответствующие функции у финансов в целом и у их звеньев однотипны. Следовательно, государственный бюджет, как и вся система финансов, выполняет распределительную и контрольную функции. Вместе с тем, поскольку бюджет является особенной категорией но отношению к категории «финансы», то ему присуще выполнение также следующих основных функций[16, c. 13]:

  • перераспределение национального дохода;
  • финансовое обеспечение социальной политики;
  • регулирование и стимулирование экономики;
  • контроль формирования и использования централизованного фонда денежных средств.

 
 
 
 

 

 
 

      Рисунок 4 - Основные функции государственного бюджета [16]

 

    В этих функциях получает непосредственное выражение экономическая сущность государственного бюджета как инструмента стоимостного распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Благодаря распределительной функции происходят централизация денежных средств в масштабе государства и их использование на удовлетворение общегосударственных потребностей.

    Контрольная функция позволяет судить о том, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении централизованных средств, экономно и эффективно ли они используются.

    Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое отражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе - присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля.

    Рассмотрим  пример контрольной функции на примере  структуры налоговых поступлений государственного бюджета Кыргызской Республики на 2009 -2011 годы, которая представлена в нижеследующей таблице 4.

    Средний показатель доли налоговых поступлений  в общем объеме доходов бюджета  с учетом грантов ПГИ за период 2009-2011 году составит 80%, в то время  как в 2008 году данный показатель составлял 74,2%.

      Основным  источником роста бюджетных доходов, как и в предыдущие годы, останутся налоговые поступления. Так, в составе доходов государственного бюджета налоговые доходы в 2009 году составят 38 894 млн. сом. Доля налоговых поступлений в объеме ВВП составит 19,8% к ВВП, и снизится к уровню уточненного бюджета 2008 года на 1,7 процентных пункта. Данное снижение обусловлено падением уровня сборов налоговых поступлений, администрируемых таможенным органом, что в свою очередь связано со снижением ставки НДС. При этом, уровень объема налоговых доходов, мобилизуемых налоговым органом увеличится на 0,4% ВВП. Номинальный рост всех налоговых доходов в 2009 году прогнозируется на уровне 9,8% или на 3 461 млн. сом.

       

 

      Рисунок 5 – Анализ доходов Кыргызской Республики за 2009 год [17] 

      Таблица 4 - Структура налоговых поступлений государственного бюджета на 2009 -2011 годы  млн. сомов 1

Наименование 2008 год 
уточн бюджет
к ВВП 2009 год 
прогноз
к ВВП 2010 год 
прогноз
к ВВП 2011 год 
прогноз
      к ВВП
ВВП 164860,3   196883,3   225435,1   257657,7        
Налоговые доходы 35433,1 21,5 38893,9 19,8 44836,0 19,9 51905,9       20,1
Налоговые доходы ГТК 19120,0 11,6 18696,4 9,5 22238,0 9,9 26604,0       10,3
Налоговые доходы по ГКНС 16313,1 9,9 20197,5 10,3 22598,0 10,0 25301,8       9,8
Подоходный  налог  3563,7 2,2 3818,7 1,9 4417,4 2,0 5073,3       2,0
Налог на прибыль  1915,0 1,2 2056,9 1,0 2324,3 1,0 2603,2       1,0
Доходы  от обязательного патентирования 308,9 0,2 1300,0 0,7 1488,5 0,7 1701,3       0,7
Налог на недвижимое имущество     750,0 0,4 800,0 0,4 1000,0       0,4
Земельный налог 610,7 0,4 760,5 0,4 760,5 0,3 760,5       0,3
Налог с владельцев транспортных средств 140,0 0,1 276,9 0,1 276,9 0,1 276,9       0,1
Налог на добавленную стоимость - всего 16599,6 10,1 14315,8 7,3 16801,8 7,5 19827,2       7,7
Налог с  продаж     5120,0 2,6 5862,5 2,6 6700,5       2,6
Акцизный  налог - всего 1636,9 1,0 1635,5 0,8 1801,7 0,8 1988,0       0,8
Акцизный  налог на внутреннюю продукцию 564,9 0,3 549,8 0,3 558,5 0,2 567,1       0,2
Акцизный  налог на импортную продукцию 1072,0 0,7 1085,7 0,6 1243,1 0,6 1420,8       0,6
Местные налоги 83,9 0,1                  
Налог за пользование недрами 859,6 0,5 1167,0 0,6 1195,0 0,5 1195,0       0,5
Таможенные  платежи 4913,3 3,0 6284,9 3,2 7541,9 3,3 9039,6       3,5
Прочие  налоги 542,8 0,3 503,6 0,3 575,9 0,3 657,6       0,3
 

 

      В среднесрочной перспективе налоговые  поступления вырастут с 44 836 млн. сом в 2010 году до 51 906 млн. сом в 2011 году. В объеме ВВП доля налоговых поступлений вырастит на 0,2 процентный пункт, и составят 19,9% к ВВП в 2010 году и 20,1% к ВВП в 2011 году.

     Неналоговые доходы в составе государственного бюджета в 2009 году оцениваются в  сумме 7 212 млн. сом, или 3,7% к ВВП (уточненный бюджет 2008г. - 5,0% к ВВП). Уровень неналоговых доходов к уточненному бюджету 2008 года снизится на 13% или на 1 078 млн. сом. Поступления неналоговых доходов за период 2010-2011 годы прогнозируются 7 669,4 млн. сом (3,4% к ВВП) и 8 178,5 млн. сом (3,2% к ВВП), соответственно. (Причина уровня снижения приведены далее в разделе «Неналоговые доходы»). Номинальный объем неналоговых доходов в период 2009-2011 годы ежегодно в среднем вырастет порядка на 550 млн. сом.

      Распределительная и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны бюджетных отношений.

      Содержание  распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности - производственной и непроизводственной, секторами экономики. Ни одна из стоимостных распределительных категорий не осуществляет такого многоаспектного перераспределения денежных средств как бюджет, и на столь разных уровнях управления экономикой.

      Межотраслевое перераспределение базируется, с одной стороны, на налогах и платежах, вносимых в бюджет юридическими и физическими лицами, а с другой - на финансировании за счет бюджетных средств различных инвестиционных программ, оборотных средств, операционных и других расходов. Межтерриториальное перераспределение происходит путем закрепления налогов и доходов за соответствующими органами государственной власти, а также посредством различных форм бюджетного регулирования. Это позволяет сформировать в каждой административно-территориальной единице такой бюджетный фонд, который обеспечивает ее развитие в соответствии с планом социально-экономического развития Республики Казахстан.

      Перераспределение денежных средств между производственной и непроизводственной сферами осуществляется посредством изъятия части финансовых ресурсов у предприятий материального производства. А затем осуществляется бюджетное финансирование организаций непроизводственной сферы, причем финансирование играет огромную роль в формировании конечной структуры использования национального дохода. Государственный бюджет выступает важным инструментом перераспределения национального дохода между секторами экономики. Конечно, в настоящее время преобладающая часть денежных средств поступает в централизованный фонд и государственною сектора, однако для финансового обеспечения общегосударственных потребностей привлекаются также средства частных предпринимателей и других субъектов негосударственной сферы экономики.

      Широкое использование распределительной  функции для перераспределения уже распределенной стоимости внутреннего продукта приводит к тому, что через государственный бюджет может многократно перераспределяться одна и та же часть национального дохода. Изменение взаимоотношений предприятий с бюджетом, когда потоки денежных средств перетекают в бюджет и обратно, меняет взаимосвязи, определяет степень воздействия бюджета на экономику не столько количественными пропорциями, сколько их влиянием па процессы ее функционирования и на рост финансовых ресурсов страны. Поэтому распределительная функция бюджета находит широкое использование в регулировании стоимостной структуры экономики, совершенствовании отраслевых и территориальных пропорций, усилении интеграционных процессов не только внутри государства, но и на межгосударственном уровне.

      Границы действия распределительной функции  определяются тем, что в отношения с бюджетом вступают все участники общественного производства, все отрасли экономики. Основным объектом бюджетного распределения выступает прибавочный продукт (чистый доход), однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части необходимого продукта, например, налоговых платежей работников материального производства, их использования. [14,с. 11]

      К особенностям распределительной функции  бюджета относятся также многогранность ее влияния на общественное производство и высокая степень действенности в достижении конкретных результатов. Бюджетное финансирование широко используется государством для регулирования стоимостных пропорций в экономике, для обеспечения сбалансированности распределения финансовых ресурсов. Распределительная функция бюджета позволяет направлять денежные средства на решающие участки экономического и социального развития; она содействует достижению высоких темпов роста экономики и повышению его эффективности. Распределительная функция бюджета достаточно широко используется для регулирования стоимостной структуры экономики, совершенствования отраслевых и территориальных пропорций, усиления интеграционных процессов, в том числе на межгосударственном уровне.

      Основу  контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое  отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Несвоевременное или неполное внесение налогов и платежей в бюджет свидетельствует, например, о замедлении темпов развития отдельных отраслей экономики. Бели предусмотренные бюджетные ассигнования используются не в полном объеме, то имеет место не совсем благополучная экономическая конъюнктура в отраслях экономики и сферах деятельности. Сигнализируя о тех или иных неполадках в экономике, бюджетные показатели одновременно служат основанием для выработки или принятия конкретных мер, направленных на ликвидацию выявленных недостатков, устранение нарушений финансовой дисциплины.

Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета