Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета Республики Казахстан, особенностей его формирования и использования, а также анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Введение………………………………………………………………………….3-4
1 Экономическое содержание государственного бюджета……………….……5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение………….……5-11
1.2 Характерные черты государственного бюджета…………………..11-23
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности……………………………………………………………...23-28
2 Особенности формирования госбюджета Казахстана………………………..29
2.1Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой...........................................................................29-36
Состав доходов и расходов государственного бюджета…………..36-43
Бюджетный дефицит. Баланс бюджета……………………………..43-51
Заключение……………………………………………………………….……..52-53
Список использованной литературы…………
В
США налог с доходов корпораций
также устанавливается как
В американской налоговой системе нет налога на добавленную стоимость с единообразными размерами на федеральном уровне. Вместо этого многие штаты вводят так называемые обобщенные налоги с оборотов, собираемые в виде определенного дополнительного налога на закупочные цены тех товаров, по которым положено выплачивать налоги. К нему во многих штатах могут быть добавлены местные налоги с оборотов. В разных штатах размеры варьируются от 3% до 7% в то время, как местные размеры колеблются в пределах от 1% до 4%.
Несмотря на ряд различий в системах бюджетного федерализма западных стран, рассмотренных в настоящей курсовой работе, в них существуют общие черты, которые содержат в себе некоторые уроки, полезные для дальнейшего развития бюджетно-налоговых отношений между центром и регионами в Казахстане:
Таким образом, как экономическая категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного воспроизводства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.
В последние годы стал преобладающим взгляд на государственный бюджет с позиции экономической сущности как на самостоятельную категорию. С позиции законодательного установления государственного бюджета он рассматривается как основной финансовый план государства.
Экономическая
сущность государственного бюджета
характеризуется чертами, специфика
которых не выходит за рамки общих
с финансами свойств, т.е. способ
выражения экономической
Рисунок 4 - Основные функции государственного бюджета [16]
В этих функциях получает непосредственное выражение экономическая сущность государственного бюджета как инструмента стоимостного распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Благодаря распределительной функции происходят централизация денежных средств в масштабе государства и их использование на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Контрольная функция позволяет судить о том, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении централизованных средств, экономно и эффективно ли они используются.
Контрольная
функция бюджета предполагает создание
условий для осуществления
Рассмотрим пример контрольной функции на примере структуры налоговых поступлений государственного бюджета Кыргызской Республики на 2009 -2011 годы, которая представлена в нижеследующей таблице 4.
Средний показатель доли налоговых поступлений в общем объеме доходов бюджета с учетом грантов ПГИ за период 2009-2011 году составит 80%, в то время как в 2008 году данный показатель составлял 74,2%.
Основным источником роста бюджетных доходов, как и в предыдущие годы, останутся налоговые поступления. Так, в составе доходов государственного бюджета налоговые доходы в 2009 году составят 38 894 млн. сом. Доля налоговых поступлений в объеме ВВП составит 19,8% к ВВП, и снизится к уровню уточненного бюджета 2008 года на 1,7 процентных пункта. Данное снижение обусловлено падением уровня сборов налоговых поступлений, администрируемых таможенным органом, что в свою очередь связано со снижением ставки НДС. При этом, уровень объема налоговых доходов, мобилизуемых налоговым органом увеличится на 0,4% ВВП. Номинальный рост всех налоговых доходов в 2009 году прогнозируется на уровне 9,8% или на 3 461 млн. сом.
Рисунок
5 – Анализ доходов Кыргызской Республики
за 2009 год [17]
Таблица 4 - Структура налоговых поступлений государственного бюджета на 2009 -2011 годы млн. сомов 1
Наименование | 2008 год уточн бюджет |
к ВВП | 2009 год прогноз |
к ВВП | 2010 год прогноз |
к ВВП | 2011 год прогноз |
к ВВП |
ВВП | 164860,3 | 196883,3 | 225435,1 | 257657,7 | ||||
Налоговые доходы | 35433,1 | 21,5 | 38893,9 | 19,8 | 44836,0 | 19,9 | 51905,9 | 20,1 |
Налоговые доходы ГТК | 19120,0 | 11,6 | 18696,4 | 9,5 | 22238,0 | 9,9 | 26604,0 | 10,3 |
Налоговые доходы по ГКНС | 16313,1 | 9,9 | 20197,5 | 10,3 | 22598,0 | 10,0 | 25301,8 | 9,8 |
Подоходный налог | 3563,7 | 2,2 | 3818,7 | 1,9 | 4417,4 | 2,0 | 5073,3 | 2,0 |
Налог на прибыль | 1915,0 | 1,2 | 2056,9 | 1,0 | 2324,3 | 1,0 | 2603,2 | 1,0 |
Доходы от обязательного патентирования | 308,9 | 0,2 | 1300,0 | 0,7 | 1488,5 | 0,7 | 1701,3 | 0,7 |
Налог на недвижимое имущество | 750,0 | 0,4 | 800,0 | 0,4 | 1000,0 | 0,4 | ||
Земельный налог | 610,7 | 0,4 | 760,5 | 0,4 | 760,5 | 0,3 | 760,5 | 0,3 |
Налог с владельцев транспортных средств | 140,0 | 0,1 | 276,9 | 0,1 | 276,9 | 0,1 | 276,9 | 0,1 |
Налог на добавленную стоимость - всего | 16599,6 | 10,1 | 14315,8 | 7,3 | 16801,8 | 7,5 | 19827,2 | 7,7 |
Налог с продаж | 5120,0 | 2,6 | 5862,5 | 2,6 | 6700,5 | 2,6 | ||
Акцизный налог - всего | 1636,9 | 1,0 | 1635,5 | 0,8 | 1801,7 | 0,8 | 1988,0 | 0,8 |
Акцизный налог на внутреннюю продукцию | 564,9 | 0,3 | 549,8 | 0,3 | 558,5 | 0,2 | 567,1 | 0,2 |
Акцизный налог на импортную продукцию | 1072,0 | 0,7 | 1085,7 | 0,6 | 1243,1 | 0,6 | 1420,8 | 0,6 |
Местные налоги | 83,9 | 0,1 | ||||||
Налог за пользование недрами | 859,6 | 0,5 | 1167,0 | 0,6 | 1195,0 | 0,5 | 1195,0 | 0,5 |
Таможенные платежи | 4913,3 | 3,0 | 6284,9 | 3,2 | 7541,9 | 3,3 | 9039,6 | 3,5 |
Прочие налоги | 542,8 | 0,3 | 503,6 | 0,3 | 575,9 | 0,3 | 657,6 | 0,3 |
В
среднесрочной перспективе
Неналоговые доходы в составе государственного бюджета в 2009 году оцениваются в сумме 7 212 млн. сом, или 3,7% к ВВП (уточненный бюджет 2008г. - 5,0% к ВВП). Уровень неналоговых доходов к уточненному бюджету 2008 года снизится на 13% или на 1 078 млн. сом. Поступления неналоговых доходов за период 2010-2011 годы прогнозируются 7 669,4 млн. сом (3,4% к ВВП) и 8 178,5 млн. сом (3,2% к ВВП), соответственно. (Причина уровня снижения приведены далее в разделе «Неналоговые доходы»). Номинальный объем неналоговых доходов в период 2009-2011 годы ежегодно в среднем вырастет порядка на 550 млн. сом.
Распределительная
и контрольная функции
Содержание
распределительной функции
Межотраслевое
перераспределение базируется, с одной
стороны, на налогах и платежах, вносимых
в бюджет юридическими и физическими лицами,
а с другой - на финансировании за счет
бюджетных средств различных инвестиционных
программ, оборотных средств, операционных
и других расходов. Межтерриториальное
перераспределение происходит путем закрепления
налогов и доходов за соответствующими
органами государственной власти, а также
посредством различных форм бюджетного
регулирования. Это позволяет сформировать
в каждой административно-
Перераспределение денежных средств между производственной и непроизводственной сферами осуществляется посредством изъятия части финансовых ресурсов у предприятий материального производства. А затем осуществляется бюджетное финансирование организаций непроизводственной сферы, причем финансирование играет огромную роль в формировании конечной структуры использования национального дохода. Государственный бюджет выступает важным инструментом перераспределения национального дохода между секторами экономики. Конечно, в настоящее время преобладающая часть денежных средств поступает в централизованный фонд и государственною сектора, однако для финансового обеспечения общегосударственных потребностей привлекаются также средства частных предпринимателей и других субъектов негосударственной сферы экономики.
Широкое
использование
Границы действия распределительной функции определяются тем, что в отношения с бюджетом вступают все участники общественного производства, все отрасли экономики. Основным объектом бюджетного распределения выступает прибавочный продукт (чистый доход), однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части необходимого продукта, например, налоговых платежей работников материального производства, их использования. [14,с. 11]
К особенностям распределительной функции бюджета относятся также многогранность ее влияния на общественное производство и высокая степень действенности в достижении конкретных результатов. Бюджетное финансирование широко используется государством для регулирования стоимостных пропорций в экономике, для обеспечения сбалансированности распределения финансовых ресурсов. Распределительная функция бюджета позволяет направлять денежные средства на решающие участки экономического и социального развития; она содействует достижению высоких темпов роста экономики и повышению его эффективности. Распределительная функция бюджета достаточно широко используется для регулирования стоимостной структуры экономики, совершенствования отраслевых и территориальных пропорций, усиления интеграционных процессов, в том числе на межгосударственном уровне.
Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Несвоевременное или неполное внесение налогов и платежей в бюджет свидетельствует, например, о замедлении темпов развития отдельных отраслей экономики. Бели предусмотренные бюджетные ассигнования используются не в полном объеме, то имеет место не совсем благополучная экономическая конъюнктура в отраслях экономики и сферах деятельности. Сигнализируя о тех или иных неполадках в экономике, бюджетные показатели одновременно служат основанием для выработки или принятия конкретных мер, направленных на ликвидацию выявленных недостатков, устранение нарушений финансовой дисциплины.
Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета