Экономическая сущность государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета Республики Казахстан, особенностей его формирования и использования, а также анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3-4
1 Экономическое содержание государственного бюджета……………….……5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение………….……5-11
1.2 Характерные черты государственного бюджета…………………..11-23
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности……………………………………………………………...23-28
2 Особенности формирования госбюджета Казахстана………………………..29
2.1Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой...........................................................................29-36
Состав доходов и расходов государственного бюджета…………..36-43
Бюджетный дефицит. Баланс бюджета……………………………..43-51
Заключение……………………………………………………………….……..52-53
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы Тимофеева И.doc

— 688.50 Кб (Скачать)

      Рисунок 7 - Прогнозируемая динамика роста ВВП до 2015 года (2000 год = 100%) [25]

      В условиях открытой экономики Казахстана противодействие внешнему инфляционному  давлению не может происходить по классическому сценарию международных  финансовых институтов, требующих ужесточения  монетарной политики и усиления бюджетных ограничений. В условиях Казахстана обеспечение качественного экономического роста может стать единственным действенным средством борьбы с инфляционными процессами[25].

      Цель  экономической политики - обеспечение  сбалансированного и качественного  экономического роста через эффективное использование инструментов монетарной, фискальной, а также структурной политик.

      Для реализации поставленной цели будут  решаться следующие основные задачи:

      обеспечение макроэкономической стабильности (сдерживание  инфляции, оптимизация валового внешнего долга, повышение качества платежного баланса, поддержание необходимого уровня международных резервов);

      управление  экономическим ростом через регулирование  инвестиционной, деловой и потребительской  активности (в периоды циклических подъемов - ограничение экономического роста с целью обеспечения его качества и избежания «перегрева», а в периоды циклического спада - активизация инвестиционных процессов и поддержание оптимальных пропорций воспроизводства).

      Для выполнения поставленных задач необходимо формирование целостной системы реализации макроэкономической политики, включающей сбалансированное использование инструментов денежно-кредитной, фискальной, а также структурной политик.

      Фискальная  политика будет направлена на стимулирование развития экономики не в ущерб макроэкономической стабильности. Будет сохранен оптимальный баланс между приоритетами государственной инвестиционной политики, обеспечивающей рост занятости, производства и доходов, и заданий по ограничению государственных расходов, порождающих значительный рост потребительского спроса и усиление инфляционного давления.

      В этих целях будет проводиться  умеренная политика государственных  расходов, предусматривающая не ограничение, а рост расходов бюджета на уровне темпов роста номинального ВВП, что позволит поддерживать совокупный спрос на уровне, не препятствующем росту деловой активности

      Поддержание планируемого уровня расходов, сглаживание  снижения (увеличения) доходов бюджета  будет обеспечиваться через регулирование  размера гарантированного трансферта из Национального фонда и дефицита бюджета.

      В рамках разрабатываемого нового Налогового Кодекса предусматривается снижение налоговой нагрузки несырьевого  сектора экономики в целях  повышения конкурентоспособности  бизнеса, ускорения процесса модернизации экономики.

      В целом Правительство будет обеспечивать следующие параметры роста компонентов  ВВП (таблица 8).

 

      Таблица 8. Параметры роста экономики на 2009-2013 годы (темп прироста, %) [25]

 
  2009 2010 2011 2012 2013
Потребление 8,5 8,3 8,7 7,7 7,6
В т.ч. частное 7,8 7,6 8,3 7,2 7,2
Государственное 11,2 11,0 10,2 9,6 9,2
Инвестиции 8,8 9,0 9,2 8,9 8,6
Экспорт товаров и услуг 9,2 3,0 0,5 1,2 2,0
Импорт  товаров и услуг 15,9 9,8 7,8 7,3 8,0
ВВП 6,0 5,2 5,1 5,0 5,0

     Источник: составлено автором

 

      Соответственно, фискальная политика на предстоящий  период будет строиться, исходя из необходимости  обеспечения указанных параметров государственного потребления и  инвестиций.

      Среднегодовой темп роста экономики в 2009-2013 годах  составит 5-7%.

      ВВП на душу населения достигнет к 2013 году 15737 долларов США (рисунок 8).

      Рисунок 8 - Прогноз ВВП на душу населения в 2009-2013 годах, [25]

 

      Объем добычи нефти и газового конденсата возрастет с 67,3 млн. тонн в 2008 году до 83,7 млн. тонн в 2013 году.

      Складывающаяся  конъюнктура на глобальных продовольственных  рынках открывает благоприятные  возможности для опережающего роста  производства сельскохозяйственной продукции  в Казахстане, что будет способствовать росту благосостояния населения и занятости в сельской местности.

      Среднегодовой прирост объема промышленной продукции  в 2008 -2013 годах составив 4.5 %, прирост  валовой проекции сельского хозяйства -3,4%.

      Среднегодовой прирост объема строительных работ ожидался на уровне 9.2%.

      Услуги  транспорта возрастут в среднем  на 3%, объем предоставляемых услуг  связи на 18,5% в среднегодовом выражении.

      Предполагается, что объемы внешнего заимствования  банками в 2009 году не превысят 25-30 % их потребности в рефинансировании внешнего долга. Погашение долга будет осуществляться за счёт снижения внутренних и внешних активов банков, что будет ограничивать темпы роста кредитов и чистого притока капитала в банковский сектор.

      В последующие годы, учитывая снижение размера внешнего долга, его рефинансирование на внешних рынках будет осуществляться в полном объёме, что позволит использовать внутренние ресурсы на увеличение кредитования экономики.

      Умеренный рост прямых инвестиций и сокращение чистого притока по другим инвестициям будет способствовать улучшению текущего счета, дефицит которого сократится до 1,8% от ВВП в 2010 году. Начиная с 2011 года ожидается незначительное ухудшение дефицита текущего счета в связи с опережающим ростом импорта товаров и услуг.

     В соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана -главная цель государственной политики», а также в целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы для создания конкурентной налоговой системы, которая позволит усилить конкурентоспособность страны, модернизацию и диверсификацию экономики, обеспечение устойчивого экономического роста, стимулирование конкурентоспособности бизнеса, выходу бизнеса из «тени» и дальнейшее совершенствование налогового администрирования. Основными направлениями налоговой политики предполагается:

     создание  конкурентной налоговой системы, которая  позволит усилить конкурентоспособность  страны;

     приведение налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, которая должна способствовать модернизации и диверсификации экономики;

     оптимизирование льгот и соответственно снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики, приведение налогообложения юридических лиц в соответствие с международными стандартами;

     приведение  налога на добавленную стоимость  в соответствие с лучшей мировой  практикой;

     унифицирование  ставок акцизов на импорт и на внутреннее производство;

     реформирование  системы налогообложения недропользователей; (упрощение процедур администрирования, повышение качества налоговых услуг и прозрачности налоговых процедур, сокращение количества налоговой отчетности, упорядочение налоговых проверок.

     Доходы  государственного бюджета на 2009-2013 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей на среднесрочный период о учетом положении нового Налогового кодекса, предусматривающего снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики. В расчетах доходов учитывалось повышение заработной платы работникам госуправления и госучреждений в 2009 году и в 2010 году на 25 %, в 2011 году на 30 % и снижение поступлений социального налога в результате увеличения отчислений в Государственный фонд социального страхования с 3% до 4% в 2009 году и до 5% в 2010 году и увеличения минимальной заработной платы (таблица 9).

 

Таблица 9. Доходы государственного бюджета в % к ВВП, [25]

 
  2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
Доходы 18,5 18,8 19,2 19,2 19,7
налоговые поступления 17,9 18,2 18,7 18,8 19,3
неналоговые поступления 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2
поступления от продажи капитала 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2
 

     Прогноз объемов поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд, на 2009 -2013 годы составлен на основе прогнозируемых параметров макроэкономических показателей: добычи нефти, мировой цены на нефть, курса тенге к доллару США, а также динамики поступлений за предыдущие годы, анализа текущей ситуации.

     В 2009 году поступления прямых налогов  в Национальный фонд прогнозируются на уровне - 7,6 % к ВВП, в 2010 году - 6,8 %, в 2011 году -5,9 %, в 2012 году - 5,1%, в 2013 году- 4,7 % (рисунок 9).

 

     

 

     Рисунок 9 - Прогноз поступлений прямых налогов в Национальный фонд Республики Казахстан на 2009 - 2013 годы, [22]

 

     В результате реформирования системы налогообложения недропользователей планируется увеличение поступлений в Национальный фонд.

      Прогноз доходов государственного бюджета  на 2008 - 2013 годы приведен в таблице 10.

 

Таблица 10. Прогноз параметров государственного бюджета на 2008-2013 годы, млрд. тенге, [20]

 
Наименование 2008 2009 2010 2011 2012 2013
    прогнозы
1 2 3 4 5 6 7
ПОСТУПЛЕНИЯ 3 232,1 3 828,8 4 470,9 5 230,6 5 981,3 6 878,0
В процентах к ВВП 21,2 21,6 21,6 21,9 21,7 21,7
Доходы 2884,7 3 289,2 3 891,2 4 584,9 5 303,6 6 245,4
Налоговые поступления 2793,3 3 179,5 3 774,4 4470,5 5 183,3 6 119,5
Неналоговые поступления 51,0 60,0 63,2 66,1 68,9 71,3
Доходы  от операций с капиталом 40,4 49,7 53,6 48,2 51,4 54,6
Погашение бюджетных кредитов 3,5 6,8 6,8 6,8 0,0 0,0
Поступления от продажи финансовых активов государства 2,5 1,2 1,2 1,6 1,6 1,6
Гарантированный трансферт из Нацфонда 341,4 531,6 571,7 637,3 676,1 631,0
ДЕФИЦИТ -210,5 -179,0 -180,0 -180,0 -190,0 -190,0
В процентах к ВВП -1,4 -1,0 -0,9 -0,8 -0,7 -0,6

Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета