Экономическая сущность государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета Республики Казахстан, особенностей его формирования и использования, а также анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3-4
1 Экономическое содержание государственного бюджета……………….……5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение………….……5-11
1.2 Характерные черты государственного бюджета…………………..11-23
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности……………………………………………………………...23-28
2 Особенности формирования госбюджета Казахстана………………………..29
2.1Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой...........................................................................29-36
Состав доходов и расходов государственного бюджета…………..36-43
Бюджетный дефицит. Баланс бюджета……………………………..43-51
Заключение……………………………………………………………….……..52-53
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы Тимофеева И.doc

— 688.50 Кб (Скачать)
 

     Прогноз параметров государственного бюджета  на 2008-2013 годы показывает, что в 2013 году предполагается объем поступлений в 6878 млрд. тенге, что выше уровня 2008 года в 2,1 раза, в процентах же к ВВП увеличение не такое значительное – с 21,2% в 2008 году до 21,7% в 2013 году. [20]

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Изучив  экономический смысл такого понятия как государственный бюджет подытожим полученную информацию. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого.

      Понятие бюджета и бюджетной системы в Республике Казахстан дано в Бюджетном кодексе Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года N 95-IV. Кодекс регулирует финансовые отношения, складывающиеся в процессе формирования бюджетов республики различных уровней, определяет процесс разработки, рассмотрения, исполнения и контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов.

      Государственный бюджет служит удовлетворению общегосударственных  потребностей. Он носит законодательный  характер. Ежегодно бюджеты разрабатываются финансовыми органами, (начиная с районных (городских) финансовых отделов и кончая Министерством финансов Республики Казахстан; рассматривается исполнительными органами (от акиматов до Правительства РК и утверждается законодательными (от маслихатов до Парламента РК), принимая силу закона.

      Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет» довольно утилитарную функцию - фиксированный избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет[18, c. 8].

     За 2008 год поступления в государственный бюджет без учета поступлений займов составили 4040,5 млрд.тенге и исполнены на 99,5%, расходы государственного бюджета за 2008 год без учета погашения займов составили 4373,8 млрд.тенге, или 99,0% к плану в сумме 4419,6млрд.тенге. При запланированном дефиците в сумме 359,5 млрд.тенге, фактически дефицит сложился в сумме 332,2 млрд. тенге (таблица 1).

     Доходов поступило 4 034,4 млрд.тенге, или 99,6% (темп роста в сравнении с 2007 годом  составил 139,7%), при этом, без учета  экспортной пошлины исполнение государственных доходов составило бы лишь 91,9% с отклонением от плана в 326,3 млрд.тенге, а темп прироста к прошлому году лишь 1,5%. Таким образом, принятие решение Правительством о введении с мая месяца прошлого года ставки экспортной таможенной пошлины на нефть, оказалась оправданным и бюджет пополнился на 310,3 млрд.тенге.

     Следует отметить, что последствия мировых  экономических проблем отразились на экономике Казахстана и во втором полугодии начали замедляться темпы  основных показателей, а в 4 квартале резко снизились цены на экспортные товары. Замедление бизнес активности не могло не сказаться на поступлениях налогов и проведенный анализ по крупным налогам показал, что динамика их поступлений стала замедляться либо развиваться в разрез традиционным темпам.

     За  истекший год резко снизилось  поступление сборов за различные  виды регистрации (на 24,3%, или 1,4 млрд.тенге);

     - 138 крупных предприятий ухудшили  свои показатели (из 238-ми, их доля  в общей уплате по стране  составляет около 70%);

     - 85 крупных предприятий сократили выручку на более чем 800 млрд.тенге;

     - 4 тыс.экспортеров (63% от численности)  снизили свой экспорт в сумме  на 2,2 млрд.долл. США.

     Все вышеназванные факторы повлияли на недоисполнение основных видов налогов. Так, корпоративный подоходный налог не исполнен на 23,8 млрд.тенге, что объясняется уменьшением авансовых платежей в ноябре-декабре по предприятиям горнорудного сектора почти в 10 раз на (с 47,0 млрд.тенге до 4,6 млрд.тенге). НДС не исполнен на 109,4 млрд.тенге, сравнении с 2007 годом прирост поступлений НДС составил лишь 1,9%, тогда как по плану прирост должен был составить 19%.

      Расходы государственного бюджета на 1 января 2009 года (без учета погашения займов) составили 4373,8 млрд.тенге, или 99,0 % к  плану финансирования по платежам, в том числе расходы республиканского бюджета – 3 658,4 млрд. тенге, или 99,6% к плану, местные бюджеты – 1 844,9 млрд. тенге и исполнены на 98,2%. Темпы роста всех уровней бюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года соответственно составили 140,5%, 147,7%, 121,5%.

      Законом Республики Казахстан «О республиканском  бюджете на 2009 – 2011 годы» от 4 декабря 2008 года № 96-IV [26] утвержден республиканский бюджет на 2009 - 2011 годы, в том числе на 2009 год: В 2009 году прогнозируется падение доходов почти на 30%, в том числе налоговых на 35%, поступлений от продажи основного капитала – более чем в 3 раза, поступлений трансфертов на 12%. Предусмотрены в республиканском бюджете на 2009 год объемы бюджетных изъятий из областных бюджетов, бюджетов городов Астаны и Алматы в республиканский бюджет в сумме 89 922 302 тысячи тенге.

      Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Бюджетный кодекс Республики Казахстан Кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года N 95-IV //»Казахстанская правда» от 5 декабря 2008 года, N 265-266 (25712-25713)
  2. Лебедев В.А. Финансовое право. СПб., 1882. С. I.
  3. Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 550 с., с. 15
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. Макарова Н.А. Учебное пособие по курсу «Бюджет и бюджетная система» - Астана-2002г., с. 6
  6. http://revolution.allbest.ru/economy/00000977_0.html
  7. Демидов В. Порядок учета поступлений в бюджет таможенных платежей и налогов// «ФБ Импорт-Экспорт», 2004, № 5, с. 5
  8. http://www.erudition.ru/referat/ref/id.30665_1.html
  9. Тусеева М. Роль государственного бюджета в человеческом развитии // Каржы каражат - Финансы Казахстана. - 2000. - № 3-4. - С. 48
  10. Кулекеев. Ж. Председатель счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Вопросы межбюджетных отношений. //Каржы Каражат 2003. № 4.
  11. Ильясов К.К., Исахова П.Б. Расходы государственного бюджета: Учебное пособие. – Алматы, Экономика, 2003 – с.59
  12. http://works.tarefer.ru/92/100011/index.html
  13. Амрекулов Н. Организация финансовой и бюджетной системы // Транзитная экономика. -2000. - № 6. - С. 25.
  14. Нысанбек.У. Эволюция финансовых отношений: истоки и современное состояние. // Вестник универсистета «Туран». – 2002 № 3 –4 С. 152
  15. Стоцки, Санли, 1997, с. 375
  16. Утибаев Б.С., Жунусова Р.М., Саткалиева В.А. Государственный бюджет. Учебник/ Под общ. Ред. К.э.н., доцента Б.С. Утибаева. – Алматы, Экономика, 2006,  412c. с. 13
  17. Пояснительная записка к проекту республиканского бюджета Кыргызской  Республики  на 2009-2011 годы // Министерство финансов Кыргызской Республики , http://www.open.kg/upload/poyasnitelnaya_zapiska.doc
  18. Макарова Н.А. Учебное пособие по курсу «Бюджет и бюджетная система» - Астана-2002г.
  19. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года N 95-IV //»Казахстанская правда» от 5 декабря 2008 года, N 265-266 (25712-25713).
  20. Об итогах исполнения государственного бюджета за 2008 год и задачах на первый квартал 2009 года Доклад Министра финансов Республики Казахстан Жамишева Б.Б.на заседании Правительства Республики Казахстан 2 февраля 2009 г
  21. Мельников В. Д., Ильясов К. К., Финансы: Учебник. - Алматы, 2001.
  22. http://www.nomad.su/esep/b2007.htm
  23. http://www.profinance.kz/2009/06/03/
  24. http://www.rfca.gov.kz/7560
  25. Прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров Республики Казахстан на 2009 – 2013 годы Одобрен на заседании Правительства Республики Казахстан Протокол № 32 от 26 августа 2008 года
  26. Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2009 – 2011 годы» от 4 декабря 2008 года № 96-IV

Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета