Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета Республики Казахстан, особенностей его формирования и использования, а также анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Введение………………………………………………………………………….3-4
1 Экономическое содержание государственного бюджета……………….……5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение………….……5-11
1.2 Характерные черты государственного бюджета…………………..11-23
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности……………………………………………………………...23-28
2 Особенности формирования госбюджета Казахстана………………………..29
2.1Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой...........................................................................29-36
Состав доходов и расходов государственного бюджета…………..36-43
Бюджетный дефицит. Баланс бюджета……………………………..43-51
Заключение……………………………………………………………….……..52-53
Список использованной литературы…………
Прогноз параметров государственного бюджета на 2008-2013 годы показывает, что в 2013 году предполагается объем поступлений в 6878 млрд. тенге, что выше уровня 2008 года в 2,1 раза, в процентах же к ВВП увеличение не такое значительное – с 21,2% в 2008 году до 21,7% в 2013 году. [20]
Понятие бюджета и бюджетной системы в Республике Казахстан дано в Бюджетном кодексе Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года N 95-IV. Кодекс регулирует финансовые отношения, складывающиеся в процессе формирования бюджетов республики различных уровней, определяет процесс разработки, рассмотрения, исполнения и контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов.
Государственный бюджет служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Он носит законодательный характер. Ежегодно бюджеты разрабатываются финансовыми органами, (начиная с районных (городских) финансовых отделов и кончая Министерством финансов Республики Казахстан; рассматривается исполнительными органами (от акиматов до Правительства РК и утверждается законодательными (от маслихатов до Парламента РК), принимая силу закона.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет» довольно утилитарную функцию - фиксированный избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет[18, c. 8].
За
2008 год поступления в
Доходов поступило 4 034,4 млрд.тенге, или 99,6% (темп роста в сравнении с 2007 годом составил 139,7%), при этом, без учета экспортной пошлины исполнение государственных доходов составило бы лишь 91,9% с отклонением от плана в 326,3 млрд.тенге, а темп прироста к прошлому году лишь 1,5%. Таким образом, принятие решение Правительством о введении с мая месяца прошлого года ставки экспортной таможенной пошлины на нефть, оказалась оправданным и бюджет пополнился на 310,3 млрд.тенге.
Следует
отметить, что последствия мировых
экономических проблем
За истекший год резко снизилось поступление сборов за различные виды регистрации (на 24,3%, или 1,4 млрд.тенге);
- 138 крупных предприятий ухудшили свои показатели (из 238-ми, их доля в общей уплате по стране составляет около 70%);
- 85 крупных предприятий сократили выручку на более чем 800 млрд.тенге;
- 4 тыс.экспортеров (63% от численности) снизили свой экспорт в сумме на 2,2 млрд.долл. США.
Все вышеназванные факторы повлияли на недоисполнение основных видов налогов. Так, корпоративный подоходный налог не исполнен на 23,8 млрд.тенге, что объясняется уменьшением авансовых платежей в ноябре-декабре по предприятиям горнорудного сектора почти в 10 раз на (с 47,0 млрд.тенге до 4,6 млрд.тенге). НДС не исполнен на 109,4 млрд.тенге, сравнении с 2007 годом прирост поступлений НДС составил лишь 1,9%, тогда как по плану прирост должен был составить 19%.
Расходы государственного бюджета на 1 января 2009 года (без учета погашения займов) составили 4373,8 млрд.тенге, или 99,0 % к плану финансирования по платежам, в том числе расходы республиканского бюджета – 3 658,4 млрд. тенге, или 99,6% к плану, местные бюджеты – 1 844,9 млрд. тенге и исполнены на 98,2%. Темпы роста всех уровней бюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года соответственно составили 140,5%, 147,7%, 121,5%.
Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2009 – 2011 годы» от 4 декабря 2008 года № 96-IV [26] утвержден республиканский бюджет на 2009 - 2011 годы, в том числе на 2009 год: В 2009 году прогнозируется падение доходов почти на 30%, в том числе налоговых на 35%, поступлений от продажи основного капитала – более чем в 3 раза, поступлений трансфертов на 12%. Предусмотрены в республиканском бюджете на 2009 год объемы бюджетных изъятий из областных бюджетов, бюджетов городов Астаны и Алматы в республиканский бюджет в сумме 89 922 302 тысячи тенге.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета