Экономическая сущность государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета Республики Казахстан, особенностей его формирования и использования, а также анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3-4
1 Экономическое содержание государственного бюджета……………….……5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение………….……5-11
1.2 Характерные черты государственного бюджета…………………..11-23
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности……………………………………………………………...23-28
2 Особенности формирования госбюджета Казахстана………………………..29
2.1Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой...........................................................................29-36
Состав доходов и расходов государственного бюджета…………..36-43
Бюджетный дефицит. Баланс бюджета……………………………..43-51
Заключение……………………………………………………………….……..52-53
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы Тимофеева И.doc

— 688.50 Кб (Скачать)

      Контрольная функция бюджета отличается чрезвычайно широкими границами действия и носит всеобъемлющий характер. Она распространяется, на все подразделения экономики, на всех участников общественного производства. Хотя в бюджете концентрируются далеко не все финансовые ресурсы страны, это не мешает контрольной функции «посылать сигналы» об общем финансовом состоянии экономики.

      В современных условиях постепенно меняется контрольная функция бюджета, поскольку  она получает все больше возможностей для реализации своих задач на базе широкого использования информации, автоматизированных систем, финансовых расчетов, организации вычислительных центров, внедрения и более полного использования персональных компьютеров.

      Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Функции бюджета нужно рассматривать с точки зрения его внутренней потенциальной способности, которые могут проявить себя в определенной сфере общественных отношений лишь при обязательном участии человека. Поэтому проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое воплощение в создаваемом государством бюджетном механизме.

      Бюджетный механизм, являясь реальным воплощением бюджетной политики, отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. При этом необходимо правильное понимание соотношения между объективной и субъективной сторонами функционирования бюджета, поскольку объективный характер бюджета, присущие ему функции позволяют определить его место в системе отношений и зависимость от уровня развития экономики.

      Таким образом, функции бюджета, точнее сказать, функции бюджетно-налоговой политики в обобщенном виде сводятся к следующим[16, c. 17]:

      а) предоставление нерыночных услуг (услуги общественного характера: образование, охрана здоровья, оборона и др.);

      б) перераспределение доходов (налоги, трансферты, субсидии, кредиты и др.);

      в) государственное регулирование (антимонопольное регулирование, занятости и др.);

      г) осуществление государственного контроля (внешний контроль, внутренний контроль).

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА  КАЗАХСТАНА

    2.1 Роль и значение  государственного  бюджета как инструмента  управления экономикой

 

    Государственный бюджет, как и другие экономические категории, активно используется государством дня практического решения перспективных и текущих социально-экономических задач. Государство, применяя бюджет в качестве важного средства реализации своей организаторской функции, превращает его в действенный инструмент управления экономикой. Применение бюджета в качестве инструмента управления экономикой обусловлено важными характерными чертами:  
он имеет силу закона; в нем находят непосредственное отражение программы, направленные на развитие общественного производства, повышение его эффективности, удовлетворение потребностей членов общества. Бюджет имеет огромное мобилизующее и организующее значение, что связано с правовой формой использования бюджетных отношений.

    Наличие в экономике товарно-денежных отношений приводит к тому, что экономические пропорции проявляются в двух формах: натурально-вещественной и стоимостной (денежной). Натурально-вещественная форма предусматривает распределение материально-технических средств между структурными подразделениями общественного производства, обеспечение их рабочей силой, стоимостная сводится к определению пропорций в распределении денежных средств.

    В результате относительной самостоятельности  денежной формы распределения внутреннего  продукта появляется возможность регулирования  стоимостной структуры общественного  производства, что позволяет добиваться необходимых экономических результатов. Использование стоимостных инструментов (финансов, бюджета, кредита и т.п.) позволяет государству совершенствовать структуру общественного производства, повышать эффективность экономических процессов.

    Государственный бюджет как инструмент регулирования используется в совершенствовании отраслевых и территориальных пропорций экономики, в регулировании темпов развития непроизводственной сферы, в перераспределении финансовых ресурсов в общих интересах. Он позволяет стимулировать лучшее использование материальных, трудовых и денежных ресурсов, осуществлять систематический контроль соблюдения режима экономии во всех звеньях экономики и решать другие социально-экономические задачи.

    Характеризуя  государственный бюджет как инструмент управления экономикой, необходимо подчеркнуть, что роль этого инструмента объективно предопределена, во-первых, всеобщим регулированием экономических связей, обуславливающим форму использования бюджетных отношений через основной финансовый документ, и, во-вторых, распределительной природой государственного бюджета, позволяющей использовать ею в качестве важного экономического рычага воздействия на общественное производство. Значение и роль бюджета обусловлены его особенностью как экономического рычага, поскольку он является стоимостным рычагом сферы распределения общественного продукта, причем рычагом, имеющим исключительно широкую сферу действия.

      Бюджет - централизованный денежный фонд государства, утверждаемый законом или решениями  местных представительных органов, предназначенный для обеспечения государством своих функций и создаваемый за счет налогов, сборов, других обязательных платежей, доходов от операций с капиталом, неналоговых и иных поступлений, предусмотренных законодательными актами.

      Республиканский бюджет - централизованный денежный фонд, утверждаемый законом РК, формируемый за счет поступлений общереспубликанских доходов и предназначен для финансирования общереспубликанских бюджетных программ.

      Из  местных бюджетов обеспечивается финансирование местных программ, разрабатываются и самостоятельно исполняются местными исполнительными органами.

      Государственный бюджет - совокупность республиканского и местных бюджетов без учета  взаимопогашаюших операций между ними.

      Структура государственного бюджета показана на рисунке 6.

      

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рисунок 6- Структура Государственного бюджета Республики Казахстан[18, c. 14]

      Распределение налогов и других обязательных платежей в бюджет между республиканскими и местными бюджетами производится в соответствии с нормативами, установленными Законами РК о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

      Размеры распределений налогов и других обязательных платежей в республиканский  и местный бюджеты доводятся  Министерством финансов РК соответствующим  финансовым органам и Казначейству.

      Распределение доходов между областным бюджетом и бюджетами районов и городов (стабильные нормативы распределения  доходов между областным бюджетом и бюджетом районов и городов) определяются, рассматриваются и  утверждаются соответствующими местными представительными органами[18, c. 16].

    По  мере развития экономики возрастает также значение бюджетного контроля как инструмента управления экономикой. Чем крупнее масштабы общественного  производства, чем выше темпы экономического роста, многообразнее и сложнее Хозяйственные связи, тем «весомее» каждый показатель, а поэтому очень важно следить за ходом распределительного процесса, полнее контролировать своевременность формирования и целесообразность использования денежных средств.

    Государственный бюджет играет ведущую и организующую роль в перераспределении стоимости общественного продукта между подразделениями экономики, территориями, секторами и т.д. Через бюджетные взаимосвязи регулируется финансовое состояние экономики, перераспределяются финансовые ресурсы по территории страны, обеспечивается изменение воспроизводственной структуры общественного продукта. С помощью бюджета формируются конечные пропорции между фондами потребления и накопления в составе Национального дохода страны.

    Роль  бюджета как экономического стимула реализуется через соответствующий бюджетный механизм. Благодаря этому механизму становится возможным практическое использование объективно существующих отношений в интересах развития экономики. Бюджетный механизм представляет собой комплекс специально разработанных и применяемых государством форм организации бюджетных отношений, а также способов, приемов, методов, обеспечивающих перераспределение финансовых ресурсов между сферами общественной деятельности, отраслями экономики и территориями страны.

    Объективной основой бюджетного механизма являются распределительные отношения, составляющие экономическое содержание государственного бюджета. Внутренняя структура самого бюджета как экономической категории предопределяет и наличие разных звеньев в бюджетном механизме.

    Структура бюджетного механизма отражает такие группы бюджетных отношений, как доходы, расходы, межбюджетные взаимосвязи, и соответственно им включает в себя разные формы и методы перераспределения денежных средств между подразделениями экономики. Поэтому в бюджетном механизме в зависимости от форм проявления бюджетных отношений можно выделить следующие структурные звенья:

    • методы мобилизации в распоряжение государства денежных средств;
    • формы и порядок составления бюджета и предоставления бюджетных средств различным сферам деятельности;
    • способы внутрибюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов и маневрирования ими.

     Названные звенья бюджетного механизма в свою очередь содержат соответствующие элементы. Так, бюджетный механизм мобилизации денежных средств, характеризующийся налоговым и неналоговым методами поступления финансовых ресурсов, получает свое выражение в конкретных видах доходов (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество и т.д.). Механизм предоставления бюджетных средств учреждениям, предприятиям и организациям реализуется на основе различных принципов и с помощью различных форм наделения бюджетными деньгами. Механизм внутрибюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов характеризуется также закреплением части бюджетных средств за соответствующими звеньями бюджетной системы и разными способами бюджетного регулирования. [16, с. 18-21]

     Проявление  бюджетного механизма можно рассмотреть  на примере исполнениях государственного бюджета на 01.01.2010г. и 01.02.2010г. в разрезе налоговых и неналоговый поступлений в госбюджет.

     По  состоянию на 1 января 2010 года доходы государственного бюджета исполнены на 100,5%, при плане  3 489,4 млрд.тенге  фактическое поступление составило 3 505,3 млрд.тенге.

     План  государственного бюджета на 1 января 2010 года по налоговым поступлениям    исполнен   на  104,8%      или       перевыполнение составило101,4 млрд.тенге. По    неналоговым     поступлениям    план  перевыполнен на  26,8  млрд.тенге, или процент исполнения составил 124,5%.

      По  корпоративному   подоходному  налогу  при плане 659,8 млрд.тенге в бюджет поступило 643,7 млрд.тенге, или 97,6%. Неисполнение плана связано со снижением цен на основные энергоносители и металлы, а также в связи с тем, что рядом предприятий не были пересмотрены авансовые платежи. В сравнении с фактом 2008 года поступление снизилось на 277,2 млрд.тенге, за счет уменьшения налогового режима.

      Планы по налогам с заработной платы  исполнены в связи с реализацией  мероприятий по созданию рабочих мест в рамках Стратегии  региональной занятости и переподготовки кадров, а также повышением заработной платы работников бюджетной сферы на 25% с 1 января 2009 года.

      Так план по индивидуальному подоходному налогу выполнен на 101,8%, или при плане 264,0 млрд.тенге в бюджет поступило 268,7 млрд.тенге, по социальному налогу план исполнен на 102,3%, при плане 227,5 млрд.тенге в бюджет поступило 232,8 млрд.тенге.

           - по налогу на имущество при плане 85,9 млрд.тенге, в бюджет поступило 91,9 млрд.тенге, или 106,9%, в бюджет сверхплана поступило 5,9 млрд.тенге за счет увеличения налогооблагаемой базы;

      - по налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего производства исполнен на 146,2 %, или при запланированной сумме 76,1 млрд.тенге в бюджет поступило 111,3 млрд.тенге за счет снижения возмещения сумм НДС по нулевой ставке за счет применения принципов Системы Управления Рисками (СУР). При получении от налогоплательщиков налоговых заявлений или деклараций, содержащих требование о возврате НДС, каждого налогоплательщика тестируют по критериям СУРа.

      По  состоянию на 1 января 2010 года возмещение НДС из бюджета составило 266,4 млрд.тенге;

Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета