Экономическая сущность государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета Республики Казахстан, особенностей его формирования и использования, а также анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3-4
1 Экономическое содержание государственного бюджета……………….……5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение………….……5-11
1.2 Характерные черты государственного бюджета…………………..11-23
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности……………………………………………………………...23-28
2 Особенности формирования госбюджета Казахстана………………………..29
2.1Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой...........................................................................29-36
Состав доходов и расходов государственного бюджета…………..36-43
Бюджетный дефицит. Баланс бюджета……………………………..43-51
Заключение……………………………………………………………….……..52-53
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы Тимофеева И.doc

— 688.50 Кб (Скачать)
 

Таблица 2 – Структура  налоговых доходов в госбюджет  Франции на 2008 год.

[8]

 
Вид налога   Доля  в %    Млн. франков
НДС   41,4    669962
Подоходный  налог с физ.лиц   18,1    293110
Налог на предприятия   10,6    170140
Пошлина на нефтепродукты   7,3    118618
Прочие  налоги   15,2    245120
Неналоговые поступления    7,4    120267
ИТОГО:   100    1617217
 

      Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением  государством своих функций[9, c. 48]. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда финансовых ресурсов государства по различным направлениям.

      Функционирование  бюджета, связанное с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических  форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Состав и структура расходов государственного бюджета зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемого в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы финансирования расходов.

      Социально-экономическая  направленность расходной части  бюджета проявляется в том, что 81,3% средств бюджета направлены на финансирование социально-культурных мероприятий[10, c. 15].

      Расходы государственного бюджета классифицируются по следующим признакам:

      - по территориальному признаку  расходы государственного бюджета  делятся в зависимости от направления  бюджетных ассигнований по экономическим регионам. Каждая территориальная единица (район, область) имеет свой собственный бюджет;

      - по отраслевому признаку расходы  государственного бюджета делятся  на расходы бюджета, направленные  на развитие транспорта и связи,  промышленности, строительства.

      Расходы государственного бюджета, в зависимости  от роли в общественном воспроизводстве, можно подразделить на затраты по обеспечению непрерывного процесса производства, увеличение производственных фондов и на расходы по удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества. К первой группе относятся расходы государственного бюджета, направленные на финансирование основных фондов отраслей экономики, обеспечение их непрерывного финансирования. Ко второй группе относятся затраты бюджета на финансирование социально-культурных мероприятий, науки, здравоохранения, образования и др.

      Соотношение между этими группами расходов показывает эффективность бюджета[11, c. 59]. Чем выше уровень затрат, направляемых на развитие отраслей экономики, и соответственно ниже уровень потребительских затрат бюджета, тем эффективнее использование бюджетных средств. Эффективность расходования бюджетных средств зависит от методики формирования общественных фондов потребления.

      Примером  может служить анализ расходной  части федерального бюджета РФ на 2007-2009 год (таблица 3).

 

Таблица 3 - Анализ расходной части федерального бюджета РФ.[12]

 
Наименование  расходов 2007 год 2008 год 2009 год
Млрд. руб. % к итогу Млрд. руб. % к итогу Млрд. руб. % к итогу
Расходы, всего 1193,5 100 1947,3 100 2345,6 100
Госуд. и мест. самоуправление 26,8 2,7 40,7 3,4 66,5 2,83
Международная деятельность 22,2 1,9 42,8 2,2 44,4 1,89
Национальная  оборона 214,7 18,0 284,2 14,6 344,5 14,64
Фундаментальные исследования 22,0 1,9 30,3 1,5 40,2 1,71
Промышленность, энергетика и строительство 44,6 3,7 57,7 3,0 63,4 2,69
Сельское  хозяйство и рыболовство 20,8 1,8 26,8 1,4 31,2 1,32
Транспорт и связь 30,6 2,3 70,0 0,4 78,9 3,36
Социальная  политика 107,8 9,0 430,3 22,0 150,7 6,4
Обслуживание  гос. долга 239,8 20,1 285,0 14,6 277,5 11,79
Образование 48,8 4,1 80,0 4,1 97,7 4,15
Культура  и искусство 6,4 0,3 10,4 0,5 14,1 0,6
Средства  массовой информации 6,2 0,5 10,3 0,5 12 0,5
Здравоохранение 22,2 1,8 31,9 1,6 39,4 1,67
 

     Как показано на таблице, расходная часть бюджета РФ на 2008 год была утверждена в сумме 1 947  386,3 млн. рублей, доходная - в сумме 2 125 718,2 млн. рублей. При этом объем ВВП прогнозировался в размере 10  950 миллиардов рублей, а уровень инфляции - 12%.

     Расходная часть  бюджета на 2009 год утверждена в сумме 2 345 641,4 млн. рублей, доходная -  в сумме 2 417 791,8 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 13 050,0 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 10-12 процентов (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года). Превышение доходов над расходами в сумме 72 150,4 млн. рублей направляется в 2003 году в сумме 51 415,2 млн. рублей на погашение государственного долга Российской Федерации и в сумме 20 735,2 млн. рублей на пополнение финансового резерва.

     Объем расходов федерального бюджета на 2009 год сформирован в сумме 2345,6 млрд. рублей, из которых 365,64 млрд. рублей - средства передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату базовой части трудовой пенсии, 277,5 млрд. рублей - процентные расходы и 1702,5 млрд. рублей - непроцентные расходы федерального бюджета. В числе приоритетов непроцентных расходов федерального бюджета на 2009 год: судебная реформа, оборона и безопасность государства, наука и образование. [12]

      Динамика  бюджетных показателей свидетельствует  о том, что бюджет в основном имеет расходы, связанные с экономическими функциями государства [13, c. 25].

      Сегодня казахстанский бюджет является важнейшим  инструментом управления национальной экономикой. Как известно проведение любой реформы, в том числе  и экономической, требует колоссальных финансовых вложений в экономику, социальную сферу и развитие инфраструктуры. Причем основная тяжесть реформ ложится на финансовую систему республики, поскольку только она способна мобилизовать и сконцентрировать как внешние, так и внутренние финансовые ресурсы государства для проведения экономической реформы, затрагивающей все сферы жизни общества: народное хозяйство, социальную помощь и социальное обеспечение, образование, науку, культуру, искусство, здравоохранение, оборону и управление.

      В настоящее время государственный  бюджет в виде его расходной и  доходной частей посредством объемов  и структуры статей выступает  как бюджетная форма регулирования  накопления и перераспределения  национального богатства общества. Методами административного и экономического характера осуществляется регулирование его доходной части. Такими методами регулирования, как защищенность бюджетных программ расходов, индексация фиксированных доходов, установление размеров и адресной помощи малоимущим слоям населения осуществляется управление инвестиционным процессом, обеспечивается социальная защита населения, регулируется процесс структурной перестройки народного хозяйства[14, c. 152].

      В бюджет США входят федеральный бюджет, бюджеты 50 штатов - членов федерации, а также бюджеты 12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских подразделении (графов, муниципалитетов, тауншипов, специальных округов и т.д.).

      Так, бюджеты штатов и местных органов  в США достаточно самостоятельны. Их составляют, утверждают и исполняют органы управления административными единицами. Федеративные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета. В большинстве штатов составление бюджета находится в ведении исполнительной власти и осуществляется подчиненным ему финансовым органом. Смету расходов разрабатывают бюджетные и финансовые бюро, смету доходов - налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы.

      Наиболее  крупными расходами штатов являются затраты на образование (35 % расходной части бюджета), социальное обеспечение (13 %), здравоохранение (9%), дорожное строительство и содержание дорог, охраны окружающей среды, жилищное строительство и коммунальное хозяйство.

      Законодательства  штатов регламентируют численность  населения и размер территории административно-территориальных  единиц - графов и округов. Органы власти графств и округов выступают в качестве региональных правительств для входящих в их состав территории -муниципалитетов, поселков, школьных и специальных округов. Графства и их органы управления, в отличие от штатов, менее зависимы и придерживаются экономической политики, проводимой федеральным правительством и правительствами штатов.

      Специальные округа созданы для административного надзора в тех областях, которые представляют жизненно важные интересы для населения: освещение улиц, водоснабжение, канализация, охрана природных ресурсов. В США насчитывается 22 типа специальных округов.

      Из  местных бюджетов традиционно финансируются такие службы, как полицейская (в среднем на 73 %), пожарная (100%), санитарная (100 %), рекреационная (на 75 %). Доля местных бюджетов в общегосударственных расходах на инфраструктуру весьма значительна: в среднем около 40 %. Местные бюджеты используются для финансирования государственного потребления закупок, товаров и услуг, выплаты заработной платы, рабочим и служащим государственных учреждений и организаций. Весомо участие местных органов власти в жилищном строительстве для малоимущих слоев населения, более 50 процентов. Как уже указывалось, самая большая доля расходов местных администраций приходится на образование.

      В отличие от Германии, например, государственные  учебные заведения финансируются  преимущественно за счет местных органов. Отдельные органы образования сами определяют политику в области образования, но правительства штатов оплачивают определенную часть расходов на государственное образование. Правительства штатов непосредственно ответственны за послешкольное образование в университетах и колледжах штатов, хотя значительная часть расходов по обучению оплачивается в частном порядке. И вновь, в отличие от Германии, в США расходы по ведению общественных (государственных) финансовых дел, берут на себя все уровни составителей бюджетов, включая местные органы власти.

      На  федеральные гранты приходится около 1/5 штатных и местных расходов. Большая часть этих средств предназначается для конкретных целей, в то время, как другие средства предоставляются в качестве общедоступных или неконкретизированных грантов. Подобные платежи осуществляются либо в форме блочных субсидий (грантов) для конкретных направлений, например, образования, здравоохранения, социальной защиты, либо грантов, предназначенных для конкретных программ (проектов), за получением которых следует обращаться в каждом конкретном случае. Федеральная доля в расходах штатов варьируется между 50 – 80%, в то время, как доля штата в финансировании местных программ и услуг явно ниже 50%.

      В США отдельные штаты сами определяют свою налоговую политику. Нет долевых налогов. Размеры налогов и уровни облагаемых налогами доходов значительно отличаются друг от друга в разных штатах. Аналогичным образом обстоят дела на местных уровнях.

      Независимо  от федерального правительства большинство штатов и местных администраций собирают подоходные налоги. Но подоходные налоги, уплаченные на нижестоящих уровнях власти, подлежат вычету из доходов, по которым выплачиваются федеральные налоги. Лишь несколько штатов не имеют никаких подоходных налогов вовсе, хотя уровни доходов, облагаемых налогами, значительно варьируются в разных штатах. Таким образом, в некоторых штатах прибыль и выручка от процентов либо полностью, либо частично освобождены от налогообложения. Более того, существуют значительные различия в подходах к вопросам о пенсиях и пособиям по безработице. Размеры налогов, вычеты и налоговые категории весьма различаются в разных штатах. В категории штатов «высокого уровня налогов» размеры колеблются от 5% до 11% подоходного налога. Местные подоходные налоги составляют 1% или 2% доходов, облагаемых налогами.

Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета