Экономическая сущность государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета Республики Казахстан, особенностей его формирования и использования, а также анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3-4
1 Экономическое содержание государственного бюджета……………….……5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение………….……5-11
1.2 Характерные черты государственного бюджета…………………..11-23
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности……………………………………………………………...23-28
2 Особенности формирования госбюджета Казахстана………………………..29
2.1Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой...........................................................................29-36
Состав доходов и расходов государственного бюджета…………..36-43
Бюджетный дефицит. Баланс бюджета……………………………..43-51
Заключение……………………………………………………………….……..52-53
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы Тимофеева И.doc

— 688.50 Кб (Скачать)

     - по НДС на импортируемые товары при плане 391,0 млрд.тенге фактическое поступление составило 404,7 млрд.тенге, или исполнено на 103,5%. На перевыполнение по НДС на импортируемые товары повлияло следующее.

      В структуре налогооблагаемого импорта наибольший удельный вес занимают товары группы 73 (изделия из черных металлов), доля которого в общем объеме налогооблагаемого импорта составляет 18,5% (3 942,8 млн.долл.США), что на 1,3% или 51,4 млн.долларов США больше по сравнению с прошлым годом. По данной группе товаров  было уплачено  НДС в сумме 72,7 млрд.тенге, что на 10% или 6,6 млрд.тенге больше аналогичного периода 2008 года;

      по  акцизам на товары внутреннего производства план исполнен на 104,7%, или при плане 37,1 млрд.тенге поступления составили 38,8 млрд.тенге, из них:

      - по акцизам на алкогольную продукцию - при плане 8,6 млрд.тенге поступления составили 9,2 млрд. тенге, или 107,5%;

      - по акцизам на табачные изделия исполнение составило 101,0%, или при плане 13,5 млрд.тенге в бюджет поступило 13,6 млрд.тенге, за счет увеличения объема производства и реализации табачных изделий;

      - по акцизу на сырую нефть, газовый конденсат, произведенные на территории Республики Казахстан исполнение составило 100%, или при плане 0,02 млрд.тенге в бюджет поступило 0,02 млрд.тенге;

     - план по акцизам на бензин и дизельное топливо выполнен на 106,4%, или при плане 15,0 млрд.тенге, фактически поступило 16,0 млрд.тенге за счет увеличения объема реализации нефтепродуктов;

      - по акцизам на импорт при плане 17,3 млрд.тенге, фактически поступило 18,6 млрд.тенге, или исполнено на 107,2%. Основной причиной перевыполнения плана является увеличение поступления акциза по группе 24 «табачные изделия», также были произведены разовые поставки и поступления авансовых платежей.

      - по поступлениям за использование природных и других ресурсов при плане 171,8 млрд.тенге в бюджет поступило 201,2 млрд.тенге, или процент исполнения составил 117,1%. Перевыполнение плана сложилось за счет крупных поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых при плане 50,9 млрд.тенге фактически поступило 68,6 млрд.тенге, или 134,8%. Определяющим фактором является объем реализации добытых полезных ископаемых, который зависит от физического объема добычи и цены реализации.

      По    неналоговым   поступлениям   при   плане  на отчетный период 109,4 млрд.тенге фактически поступило 136,2 млрд.тенге, или 124,5%.

    Основное  перевыполнение плановых показателей объясняются за счет поступлений: 1)  штрафов в сумме 12,2 млрд.тенге, по которым план на 2009 год не утверждался, 2) незапланированных дивидендов в сумме 1,5 млрд.тенге; 3) незапланированной суммы в размере 6,5 млрд.тенге по Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве и взаимных расчетах при утилизации ядерных боеприпасов от 20 января 1995 года.

     По  состоянию на 1 февраля 2010 года доходы государственного бюджета исполнены на 57,1%, при плане  341,1 млрд.тенге  фактическое поступление составило 194,8 млрд.тенге.

     План  государственного бюджета на 1 февраля 2010 года по налоговым поступлениям    исполнен   на  138,1%      или       перевыполнение составило51,0 млрд.тенге. По    неналоговым     поступлениям    план  перевыполнен на  2,1  млрд.тенге, или процент исполнения составил 135,4%.

      По  корпоративному   подоходному  налогу  при плане 57,9 млрд.тенге в бюджет поступило 79,1 млрд.тенге, или 136,6%. Перевыполнение связано с погашением недоимки за декабрь 2009 года, а также в связи  поступлением незапланированных разовых платежей от крупных предприятий;

      Планы по налогам с заработной платы  исполнены в связи с реализацией  мероприятий по созданию рабочих  мест в рамках Стратегии  региональной занятости и переподготовки кадров.

      Так план по индивидуальному подоходному налогу выполнен на 130,3%, или при плане 16,9 млрд.тенге в бюджет поступило 22,1 млрд.тенге, по социальному налогу план исполнен на 124,7%, при плане 13,3 млрд.тенге в бюджет поступило 16,6 млрд.тенге;

      - по НДС на товары внутреннего производства исполнен на 268,5 %, или при запланированной сумме 7,3 млрд.тенге в бюджет поступило 19,6 млрд.тенге за счет уменьшения сумм возврата НДС по нулевой ставке  в январе 2010 года в сумме 1,3 млрд.тенге. В сравнении с январем 2009г. возмещение НДС снизилось на 17,8 млрд.тенге;

      - по НДС на импортируемые товары при плане 24,2 млрд.тенге фактическое поступление составило 22,6 млрд.тенге, или исполнено на 93,1 %. Основными причинами является снижение стоимости импортируемой нефти, ввозимых автотранспортных средств;

      по  акцизам на товары внутреннего производства план исполнен на 120,2%, или при плане 2,6 млрд.тенге поступления составили 3,1 млрд.тенге, из них:

      - по акцизам на алкогольную продукцию - при плане 0,46 млрд.тенге поступления составили 0,48 млрд. тенге, или 104,3%;

      - по акцизам на табачные изделия исполнение составило 140,9%, или при плане 0,9 млрд.тенге в бюджет поступило 1,2 млрд.тенге, за счет увеличения объема производства и реализации табачных изделий;

     - план по акцизам на бензин и дизельное топливо выполнен на 112,1%, или при плане 1,3 млрд.тенге, фактически поступило 1,4 млрд.тенге за счет увеличения объема реализации нефтепродуктов;

      - по акцизам на импорт при плане 1,3 млрд.тенге, фактически поступило 1,2 млрд.тенге, или исполнено на 92,3%. Причиной не исполнения плана является  снижение объемов импорта подакцизных товаров, а также возврат излишне уплаченных сумм.

      - по поступлениям за использование природных и других ресурсов при плане 0,6 млрд.тенге в бюджет поступило 1,6 млрд.тенге, или процент исполнения составил 269,8%. Перевыполнение плана сложилось за счет поступлений:

      - по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 0,2 млрд.тенге, по которому план на январь месяц не утвержден. Поступили авансовые платежи. Согласно Налоговому кодексу налогоплательщик обязан уплатить в бюджет по месту нахождения исчисленную сумму налога не позднее 25 числа второго месяца, следующего за налоговым периодом;

      - по плате за эмиссию в окружающую среду при плане 0,5 млрд.тенге составили 1,0 млрд.тенге, или 215,5%. Перевыполнение плана связано с сверхплановыми поступлениями по плате за эмиссию в окружающую среду по Атырауской, Павлодарской и Мангистауской областям.

      По    неналоговым   поступлениям   при   плане  на отчетный период 5,9 млрд.тенге фактически поступило 7,9 млрд.тенге, или 135,4%.

      Основное  перевыполнение плановых показателей  объясняются за счет поступлений: 1)  штрафов в сумме 0,4 млрд.тенге, по которым план на 2009 год не утверждался; 2) возврата неиспользованных средств, ранее полученных из республиканского бюджета высшими учебными заведениями; 3) сумм, взысканных с ответчиков по решениям судов по Павлодарской области и г.Алматы. [12]

     Каждому структурному звену и элементу бюджетного механизма присущи свои функциональные особенности, обусловленные теми задачами, для решения которых они предназначены. Несмотря на относительную самостоятельность, элементы и звенья бюджетного механизма функционируют как единое целое, и именно взаимосвязанное действие всех структурных звеньев и элементов обеспечивает слаженное функционирование бюджетного механизма в целом.

     Таким образом, государственный бюджет активно  используется государством для управления экономикой. Он играет существенную роль в усилении концентрации денежных средств на важнейших направлениях социально-экономического развития, в совершенствовании отраслевой и территориальной структуры экономики в соответствии с социально-экономическим развитием, в ускорении интенсификации производства, в проведении режима экономии в использовании всех видов ресурсов. При этом государственный бюджет во всех формах своего проявления и использования выступает в качестве инструмента управления экономикой и оказывает интегрированное воздействие на общественное производство и как финансовый документ; и как экономический рычаг, и как стимул. [16, с. 18-21]

    2.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета

 

     За 2009 год поступления в государственный бюджет без учета поступлений займов составили 4040,5 млрд.тенге и исполнены на 99,5%, расходы государственного бюджета за 2009год без учета погашения займов составили 4373,8 млрд.тенге, или 99,0% к плану в сумме 4419,6млрд.тенге. При запланированном дефиците в сумме 359,5 млрд.тенге, фактически дефицит сложился в сумме 332,2 млрд. тенге (таблица 5).

 

Таблица 5. Государственный бюджет 2007-2009 гг., млн. тенге [18]

 
Наименование 2007 2008 2009 Темп роста, %
I. ДОХОДЫ 2338034,22 2887873,93 4034410,48 172,6%
Налоговые поступления 2209102,43 2356040,32 2819509,70 127,6%
Неналоговые поступления 54764,31 181102,40 85539,87 156,2%
Поступления от продажи основного капитала 74165,67 92685,87 56939,57 76,8%
Поступления трансфертов 1,80 258045,34 1072421,33 415,6%
 

     Доходов поступило 4 034,4 млрд.тенге, или 99,6% (темп роста в сравнении с 2007 годом составил 139,7%), при этом, без учета экспортной пошлины исполнение государственных доходов составило бы лишь 91,9% с отклонением от плана в 326,3 млрд.тенге, а темп прироста к прошлому году лишь 1,5%. Таким образом, принятие решение Правительством о введении с мая месяца прошлого года ставки экспортной таможенной пошлины на нефть, оказалась оправданным и бюджет пополнился на 310,3 млрд.тенге.

     Следует отметить, что последствия мировых  экономических проблем отразились на экономике Казахстана и во втором полугодии начали замедляться темпы основных показателей, а в 4 квартале резко снизились цены на экспортные товары. Замедление бизнес активности не могло не сказаться на поступлениях налогов и проведенный анализ по крупным налогам показал, что динамика их поступлений стала замедляться либо развиваться в разрез традиционным темпам.

     За  истекший год резко снизилось  поступление сборов за различные  виды регистрации (на 24,3%, или 1,4 млрд.тенге);

     - 138 крупных предприятий ухудшили  свои показатели (из 238-ми, их доля в общей уплате по стране составляет около 70%);

     - 85 крупных предприятий сократили  выручку на более чем 800 млрд.тенге;

     - 4 тыс.экспортеров (63% от численности)  снизили свой экспорт в сумме  на 2,2 млрд.долл. США.

     Все вышеназванные факторы повлияли на недоисполнение основных видов налогов. Так, корпоративный подоходный налог не исполнен на 23,8 млрд.тенге, что объясняется уменьшением авансовых платежей в ноябре-декабре по предприятиям горнорудного сектора почти в 10 раз на (с 47,0 млрд.тенге до 4,6 млрд.тенге). НДС не исполнен на 109,4 млрд.тенге, сравнении с 2007 годом прирост поступлений НДС составил лишь 1,9%, тогда как по плану прирост должен был составить 19%.

     Таможенных  платежей и налогов в бюджет поступило  в сумме 939,6 млрд.тенге, или 106,1% (к  плану 885,4 млрд.тенге). Темп роста по таможенным платежам и налогам составил 147,6%. Перевыполнение плана на 54,2 млрд.тенге связано с введением ставки на экспортную таможенную пошлину на сырую нефть (с мая прошлого года).

      Государственный бюджет служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Он носит законодательный характер. Ежегодно бюджеты разрабатываются финансовыми органами, (начиная с районных (городских) финансовых отделов и кончая Министерством финансов Республики Казахстан; рассматривается исполнительными органами (от акиматов до Правительства РК и утверждается законодательными (от маслихатов до Парламента РК), принимая силу закона[18, c. 6].

Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета