Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета Республики Казахстан, особенностей его формирования и использования, а также анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Введение………………………………………………………………………….3-4
1 Экономическое содержание государственного бюджета……………….……5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение………….……5-11
1.2 Характерные черты государственного бюджета…………………..11-23
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности……………………………………………………………...23-28
2 Особенности формирования госбюджета Казахстана………………………..29
2.1Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой...........................................................................29-36
Состав доходов и расходов государственного бюджета…………..36-43
Бюджетный дефицит. Баланс бюджета……………………………..43-51
Заключение……………………………………………………………….……..52-53
Список использованной литературы…………
- по НДС на импортируемые товары при плане 391,0 млрд.тенге фактическое поступление составило 404,7 млрд.тенге, или исполнено на 103,5%. На перевыполнение по НДС на импортируемые товары повлияло следующее.
В структуре налогооблагаемого импорта наибольший удельный вес занимают товары группы 73 (изделия из черных металлов), доля которого в общем объеме налогооблагаемого импорта составляет 18,5% (3 942,8 млн.долл.США), что на 1,3% или 51,4 млн.долларов США больше по сравнению с прошлым годом. По данной группе товаров было уплачено НДС в сумме 72,7 млрд.тенге, что на 10% или 6,6 млрд.тенге больше аналогичного периода 2008 года;
по акцизам на товары внутреннего производства план исполнен на 104,7%, или при плане 37,1 млрд.тенге поступления составили 38,8 млрд.тенге, из них:
- по акцизам на алкогольную продукцию - при плане 8,6 млрд.тенге поступления составили 9,2 млрд. тенге, или 107,5%;
- по акцизам на табачные изделия исполнение составило 101,0%, или при плане 13,5 млрд.тенге в бюджет поступило 13,6 млрд.тенге, за счет увеличения объема производства и реализации табачных изделий;
- по акцизу на сырую нефть, газовый конденсат, произведенные на территории Республики Казахстан исполнение составило 100%, или при плане 0,02 млрд.тенге в бюджет поступило 0,02 млрд.тенге;
- план по акцизам на бензин и дизельное топливо выполнен на 106,4%, или при плане 15,0 млрд.тенге, фактически поступило 16,0 млрд.тенге за счет увеличения объема реализации нефтепродуктов;
- по акцизам на импорт при плане 17,3 млрд.тенге, фактически поступило 18,6 млрд.тенге, или исполнено на 107,2%. Основной причиной перевыполнения плана является увеличение поступления акциза по группе 24 «табачные изделия», также были произведены разовые поставки и поступления авансовых платежей.
- по поступлениям за использование природных и других ресурсов при плане 171,8 млрд.тенге в бюджет поступило 201,2 млрд.тенге, или процент исполнения составил 117,1%. Перевыполнение плана сложилось за счет крупных поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых при плане 50,9 млрд.тенге фактически поступило 68,6 млрд.тенге, или 134,8%. Определяющим фактором является объем реализации добытых полезных ископаемых, который зависит от физического объема добычи и цены реализации.
По неналоговым поступлениям при плане на отчетный период 109,4 млрд.тенге фактически поступило 136,2 млрд.тенге, или 124,5%.
Основное перевыполнение плановых показателей объясняются за счет поступлений: 1) штрафов в сумме 12,2 млрд.тенге, по которым план на 2009 год не утверждался, 2) незапланированных дивидендов в сумме 1,5 млрд.тенге; 3) незапланированной суммы в размере 6,5 млрд.тенге по Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве и взаимных расчетах при утилизации ядерных боеприпасов от 20 января 1995 года.
По
состоянию на 1 февраля 2010 года доходы
государственного бюджета
исполнены на 57,1%, при плане 341,1 млрд.тенге
План
государственного бюджета на 1 февраля
2010 года по налоговым
поступлениям исполнен на
По корпоративному подоходному налогу при плане 57,9 млрд.тенге в бюджет поступило 79,1 млрд.тенге, или 136,6%. Перевыполнение связано с погашением недоимки за декабрь 2009 года, а также в связи поступлением незапланированных разовых платежей от крупных предприятий;
Планы
по налогам с заработной платы
исполнены в связи с
Так план по индивидуальному подоходному налогу выполнен на 130,3%, или при плане 16,9 млрд.тенге в бюджет поступило 22,1 млрд.тенге, по социальному налогу план исполнен на 124,7%, при плане 13,3 млрд.тенге в бюджет поступило 16,6 млрд.тенге;
- по НДС на товары внутреннего производства исполнен на 268,5 %, или при запланированной сумме 7,3 млрд.тенге в бюджет поступило 19,6 млрд.тенге за счет уменьшения сумм возврата НДС по нулевой ставке в январе 2010 года в сумме 1,3 млрд.тенге. В сравнении с январем 2009г. возмещение НДС снизилось на 17,8 млрд.тенге;
- по НДС на импортируемые товары при плане 24,2 млрд.тенге фактическое поступление составило 22,6 млрд.тенге, или исполнено на 93,1 %. Основными причинами является снижение стоимости импортируемой нефти, ввозимых автотранспортных средств;
по акцизам на товары внутреннего производства план исполнен на 120,2%, или при плане 2,6 млрд.тенге поступления составили 3,1 млрд.тенге, из них:
- по акцизам на алкогольную продукцию - при плане 0,46 млрд.тенге поступления составили 0,48 млрд. тенге, или 104,3%;
- по акцизам на табачные изделия исполнение составило 140,9%, или при плане 0,9 млрд.тенге в бюджет поступило 1,2 млрд.тенге, за счет увеличения объема производства и реализации табачных изделий;
- план по акцизам на бензин и дизельное топливо выполнен на 112,1%, или при плане 1,3 млрд.тенге, фактически поступило 1,4 млрд.тенге за счет увеличения объема реализации нефтепродуктов;
- по акцизам на импорт при плане 1,3 млрд.тенге, фактически поступило 1,2 млрд.тенге, или исполнено на 92,3%. Причиной не исполнения плана является снижение объемов импорта подакцизных товаров, а также возврат излишне уплаченных сумм.
- по поступлениям за использование природных и других ресурсов при плане 0,6 млрд.тенге в бюджет поступило 1,6 млрд.тенге, или процент исполнения составил 269,8%. Перевыполнение плана сложилось за счет поступлений:
- по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 0,2 млрд.тенге, по которому план на январь месяц не утвержден. Поступили авансовые платежи. Согласно Налоговому кодексу налогоплательщик обязан уплатить в бюджет по месту нахождения исчисленную сумму налога не позднее 25 числа второго месяца, следующего за налоговым периодом;
- по плате за эмиссию в окружающую среду при плане 0,5 млрд.тенге составили 1,0 млрд.тенге, или 215,5%. Перевыполнение плана связано с сверхплановыми поступлениями по плате за эмиссию в окружающую среду по Атырауской, Павлодарской и Мангистауской областям.
По неналоговым поступлениям при плане на отчетный период 5,9 млрд.тенге фактически поступило 7,9 млрд.тенге, или 135,4%.
Основное перевыполнение плановых показателей объясняются за счет поступлений: 1) штрафов в сумме 0,4 млрд.тенге, по которым план на 2009 год не утверждался; 2) возврата неиспользованных средств, ранее полученных из республиканского бюджета высшими учебными заведениями; 3) сумм, взысканных с ответчиков по решениям судов по Павлодарской области и г.Алматы. [12]
Каждому структурному звену и элементу бюджетного механизма присущи свои функциональные особенности, обусловленные теми задачами, для решения которых они предназначены. Несмотря на относительную самостоятельность, элементы и звенья бюджетного механизма функционируют как единое целое, и именно взаимосвязанное действие всех структурных звеньев и элементов обеспечивает слаженное функционирование бюджетного механизма в целом.
Таким образом, государственный бюджет активно используется государством для управления экономикой. Он играет существенную роль в усилении концентрации денежных средств на важнейших направлениях социально-экономического развития, в совершенствовании отраслевой и территориальной структуры экономики в соответствии с социально-экономическим развитием, в ускорении интенсификации производства, в проведении режима экономии в использовании всех видов ресурсов. При этом государственный бюджет во всех формах своего проявления и использования выступает в качестве инструмента управления экономикой и оказывает интегрированное воздействие на общественное производство и как финансовый документ; и как экономический рычаг, и как стимул. [16, с. 18-21]
За 2009 год поступления в государственный бюджет без учета поступлений займов составили 4040,5 млрд.тенге и исполнены на 99,5%, расходы государственного бюджета за 2009год без учета погашения займов составили 4373,8 млрд.тенге, или 99,0% к плану в сумме 4419,6млрд.тенге. При запланированном дефиците в сумме 359,5 млрд.тенге, фактически дефицит сложился в сумме 332,2 млрд. тенге (таблица 5).
Таблица 5. Государственный бюджет 2007-2009 гг., млн. тенге [18]
Наименование | 2007 | 2008 | 2009 | Темп роста, % |
I. ДОХОДЫ | 2338034,22 | 2887873,93 | 4034410,48 | 172,6% |
Налоговые поступления | 2209102,43 | 2356040,32 | 2819509,70 | 127,6% |
Неналоговые поступления | 54764,31 | 181102,40 | 85539,87 | 156,2% |
Поступления от продажи основного капитала | 74165,67 | 92685,87 | 56939,57 | 76,8% |
Поступления трансфертов | 1,80 | 258045,34 | 1072421,33 | 415,6% |
Доходов поступило 4 034,4 млрд.тенге, или 99,6% (темп роста в сравнении с 2007 годом составил 139,7%), при этом, без учета экспортной пошлины исполнение государственных доходов составило бы лишь 91,9% с отклонением от плана в 326,3 млрд.тенге, а темп прироста к прошлому году лишь 1,5%. Таким образом, принятие решение Правительством о введении с мая месяца прошлого года ставки экспортной таможенной пошлины на нефть, оказалась оправданным и бюджет пополнился на 310,3 млрд.тенге.
Следует
отметить, что последствия мировых
экономических проблем
За истекший год резко снизилось поступление сборов за различные виды регистрации (на 24,3%, или 1,4 млрд.тенге);
- 138 крупных предприятий ухудшили свои показатели (из 238-ми, их доля в общей уплате по стране составляет около 70%);
- 85 крупных предприятий сократили выручку на более чем 800 млрд.тенге;
- 4 тыс.экспортеров (63% от численности) снизили свой экспорт в сумме на 2,2 млрд.долл. США.
Все вышеназванные факторы повлияли на недоисполнение основных видов налогов. Так, корпоративный подоходный налог не исполнен на 23,8 млрд.тенге, что объясняется уменьшением авансовых платежей в ноябре-декабре по предприятиям горнорудного сектора почти в 10 раз на (с 47,0 млрд.тенге до 4,6 млрд.тенге). НДС не исполнен на 109,4 млрд.тенге, сравнении с 2007 годом прирост поступлений НДС составил лишь 1,9%, тогда как по плану прирост должен был составить 19%.
Таможенных платежей и налогов в бюджет поступило в сумме 939,6 млрд.тенге, или 106,1% (к плану 885,4 млрд.тенге). Темп роста по таможенным платежам и налогам составил 147,6%. Перевыполнение плана на 54,2 млрд.тенге связано с введением ставки на экспортную таможенную пошлину на сырую нефть (с мая прошлого года).
Государственный бюджет служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Он носит законодательный характер. Ежегодно бюджеты разрабатываются финансовыми органами, (начиная с районных (городских) финансовых отделов и кончая Министерством финансов Республики Казахстан; рассматривается исполнительными органами (от акиматов до Правительства РК и утверждается законодательными (от маслихатов до Парламента РК), принимая силу закона[18, c. 6].
Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета