Экономическая сущность государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета Республики Казахстан, особенностей его формирования и использования, а также анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3-4
1 Экономическое содержание государственного бюджета……………….……5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение………….……5-11
1.2 Характерные черты государственного бюджета…………………..11-23
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности……………………………………………………………...23-28
2 Особенности формирования госбюджета Казахстана………………………..29
2.1Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой...........................................................................29-36
Состав доходов и расходов государственного бюджета…………..36-43
Бюджетный дефицит. Баланс бюджета……………………………..43-51
Заключение……………………………………………………………….……..52-53
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы Тимофеева И.doc

— 688.50 Кб (Скачать)

     Внешнеэкономический товарооборот за 2008 год без учета  неорганизованной торговли достиг 109,1 млрд.долл.США, при этом по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличился на 35,4%, в т.ч. экспорт составил – 71,2 млрд.долл.США по сравнению с 2007 годом увеличился на 49,0%, импорт – 37,9 млрд.долл. США, или увеличился на 15,6%.

      Понятие бюджета и бюджетной системы в Республике Казахстан дано в Бюджетном кодексе Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года N 95-IV[19]. Данный Кодекс регулирует финансовые отношения, складывающиеся в процессе формирования бюджетов республики различных уровней, определяет процесс разработки, рассмотрения, исполнения и контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов.

     Доходы  местных бюджетов за 2008 год составили 1830,0 млрд. тенге, или 99,8% к плану.

     План  по доходам местного бюджета не исполнен следующими регионами: г. Астана (96,4%), Южно-Казахстанской (97,5%), Восточно-Казахстанской (98,8%), Павлодарской (99,2%), Акмолинской (99,7%) Жамбылской областей (99,8%) и г. Алматы (99,3%).

     По  итогам 9 месяцев прошлого года местным  исполнительным органам было рекомендовано произвести уточнение доходной части местных бюджетов в части пересмотра плана по поступлениям от продажи гражданам квартир. Указанными регионами данная рекомендация не была исполнена. В итоге по указанным регионам не исполнены планы по поступлениям от продажи гражданам квартир в рамках Государственной программы жилищного строительства и по поступлениям от продажи земельных участков, что повлияло на общие показатели исполнения доходной части местных бюджетов.

      Данный  принцип основывается на:

  1. формировании перечня бюджетных программ, финансируемых из республиканского и местных бюджетов;
  2. установлении законодательными актами Республики Казахстан долговременных размеров субвенций, передаваемых из республиканского бюджета в бюджеты областей, и бюджетных изъятий из бюджетов областей, городов Астаны и Алматы в республиканский бюджет;
  3. определении сумм поступлений в бюджеты областей и городов Астаны и Алматы по согласованию с уполномоченным государственным органом Республики Казахстан, отвечающим за управление государственными финансами (имеется в виду Министерство финансов Республики Казахстан);
  4. утверждении в законе о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год минимального размера расходов по особо важным бюджетным программам бюджетов областей и городов Астаны и Алматы;
  5. установлении для бюджетов областей и городов Астаны и Алматы лимитов заимствования на соответствующий финансовый год Правительством Республики Казахстан в пределах совокупного лимита заимствования по местным исполнительным органам, утвержденного законом о республиканском бюджете;

      6) установлении предельного размера  вознаграждения (интереса) по займам, привлекаемым местными исполнительными органами, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

      Следует сказать, что принцип «единства бюджетного планирования» является проявлением более общего принципа «бюджетной централизации», по существу свойственного бюджетному устройству Казахстана.

     Данная  самостоятельная работа целью имеет  рассмотрение сущности и структуры  государственного бюджета и его роли в социально-экономическом развитии Казахстана.

      С целью расширения самостоятельности  регионов в управлении финансовыми  средствами Бюджетным Кодексом РК [19] введено четкое разделение доходной и расходной частей государственного бюджета между республиканским и местными бюджетами. Также местным исполнительным органам разрешено проводить заимствование в пределах определенных объемов. В рамках этой системы прямые взаимоотношения между республиканским и местными бюджетами складываются, через субвенции, передаваемые из бюджетов областей в республиканский бюджет[18, c. 17].

      Размеры субвенций и бюджетных изъятий  рассчитываются исходя из объемов расходов и доходов местных бюджетов.

      Основными принципом определения объемов  расходов бюджетов областей, г. Алматы и г. Астаны являются единые нормативы.

      При этом учитываются существующие между  регионами различия в природно-климатических  условиях (температурный режим, степень  опустынивания и засоления земель), являющихся основным и определяющим объективным фактором влияния на условия проживания населения, другие значительные факторы, такие, как степень заболеваемости туберкулезом, гепатитом, наличие природных очагов чумы, протяженность автомобильных дорог и др. исходя из этого все регионы разделены на три группы:

      1 группа включает в себя большую  часть регионов, объединенных по  признаку типичных для страны  природных условий. Этой группе  присвоен норматив 1,0. Области - Актюбинская,  Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская,  Карагандинская, Кустанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская и г. Алматы.

      2 группа - области выделены по признаку  более жестких природно-климатических  условий по сравнению с условиями  1 группы. Она объединяет Атыраускую, Мангистаускую, Кызылординскую и  Акмолинскую области, которым присвоены норматив выше единицы, позволяющие обеспечить более высокие расхода на 1 жителя по сравнению с расходами бюджетов областей 1 группы.

      3 группа объединяет три южные  области: Алматинскую, Жамбыльскую,  Южно-Казахстанскую отличающуюся  относительно благоприятными природно-климатическими условиями, в связи с чем им присвоены нормативы ниже единицы.

      Присвоенные нормативы являются соотношением расходов бюджета области на 1 жителя из бюджета  области первой группы предопределяющую региональную структуру бюджетов областей.

      На  основании этих нормативов и структуры  рассчитываются коэффициенты, которые  являются соотношением расходов на 1 жителя из бюджета области к среднереспубликанскому уровню расходов на 1 жителя.

      Долговременные  размеры субвенций и бюджетных  изъятий определяются как разница между доходной и расходной частью бюджета области, определяемой расщеплением всех видов поступлений в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года N 95-IV и объемами расходов бюджетов областей.

      На  основании распределения поступлений  между республиканским и местными бюджетами нормативов, установленных  на сессии маслихатов, составляется ведомость  распределения, подписываемая областными, городов Астаны и Алматы городскими управлениями казначейства и областными и городскими городов Астаны и Алматы налоговыми комитетами.

      Распределение поступлений осуществляется областными и городскими, городов Астаны и  Алматы управлениями казначейства.

Распределенные  суммы поступлений зачисляются  на счета районных финансовых органов через районные отделы казначейства срочными электронными платежами[18, c. 18].

     Вместе  с тем, следует отметить, что план по индивидуальному подоходному  налогу перевыполнен на сумму 13,1 млрд.тенге, план исполнен на 105,2%, темп роста составил 121,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в общем объеме доходов местных бюджетов поступления по данному виду налога доля составляет 6,6%), при росте в январе-ноябре 2008 года среднемесячной номинальной заработной платы на 16,9%. По ИПН перевыполнение обеспечено следующими регионами: Атырауской области (на 4 млрд.тенге), Западно-Казахстанской области (3,1 млрд.тенге), г.Алматы (2 млрд.тенге), Актюбинской области (1,5 млрд.тенге).

     Анализ  планов поступлений доходов местных  бюджетов на 2009 год показал, что значительный рост плановых показателей по поступлениям от продажи квартир по сравнению с планом 2008 года наблюдается по г.Астана (236,9%) и Восточно-Казахстанской области (234,8%), по поступлениям от продажи земельных участков по Атырауской области (115,7%) и Павлодарской области (117,1%), это означает, что под запланированные доходы планируются соответствующие расходы [20].

     По  состоянию на 1 января 2009 года доходы республиканского бюджета (с учетом трансфертов) выполнены на 99,6% при плане 3329,7млрд.тенге фактическое поступление составило 3317,6 млрд.тенге.

     План  республиканского бюджета на 1 января 2009 года по налоговым поступлениям исполнен на 98,5%, при плане 2103,4 млрд.тенге  фактически поступило 2 071,4 млрд.тенге (Приложение 1 ).

     За  2008 год по корпоративному подоходному налогу при плане 944,7млрд.тенге в бюджет поступило 920,9 млрд.тенге, или 97,5%. Недоисполнение составило 23,8 млрд.тенге,что связано с происходящим в мире финансовым кризисом, в результате чего крупными предприятиями сданы дополнительные расчеты авансовых платежей к уменьшению на 42,5 млрд.тенге за ноябрь –декабрь месяца 2008 года. По налогу на добавленную стоимость при плане 750,4 млрд.тенге в бюджет поступило 641,0 млрд.тенге, или 85,4%, в том числе:

     - по налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего производства при плане 205,9 млрд.тенге в бюджет поступило 143,2 млрд.тенге, исполнен на 69,6%. По состоянию на 1 января 2009 года возмещение из бюджета составило 253,5 млрд.тенге, что на 69,2 млрд.тенге больше показателя прошлого года.

     - по налогу на добавленную стоимость на импортируемые товары при плане 544,6 млрд.тенге в бюджет поступило 497,7 млрд.тенге, или исполнен на 91,4%. Недоисполнение плана связано с проблемами с кредитованием и замедлением темпов роста в строительной и других отраслях экономики.

     По  поступлениям за использование природных  и других ресурсов при плане 54,5 млрд.тенге в бюджет поступило 56,5 млрд.тенге, план исполнен на 103,8%, в том числе:

     - по роялти при плане 20,0 млрд.тенге  фактически поступило 20,2 млрд.тенге, или 101,1%. Перевыполнение плана связано с увеличением объемов добычи урана предприятиями горнодобывающей промышленности;

     - по плате за использование  радиочастотного спектра при  плане 3,5 млрд.тенге фактически  поступило 11,0 млрд.тенге, перевыполнение обусловлено разовыми поступлениями за счет распределения в 2008 году номиналов радиочастотного спектра по крупным операторам связи на конкурсной основе. По налогам на международную торговлю и внешние операции исполнен на 132,8%, при плане 317,3 млрд.тенге в бюджет поступило 421,4 млрд.тенге. Исполнение обеспечено в основном за счет введения ЭТП на сырую нефть. Так, с момента введения ставки дополнительные поступления в бюджет от экспорта нефти составили 271,9 млрд.тенге, что составляет 32,0% от всех поступлений платежей, взимаемых таможенными органами.

     Неналоговые поступления перевыполнены на 21,0 млрд.тенге или при плане на отчетный период 51,8 млрд.тенге фактически поступило 72,8 млрд.тенге, исполнение плана  составило 140,6%.

     Основное перевыполнение плановых показателей объясняется за счет поступлений дивидендов по итогам деятельности 2006 года и досрочным поступлениями по итогам 2007 года в сумме 8,3 млрд.тенге, в связи с поступлениями в сумме 7,6 млрд. тенге, по которым план в отчетном периоде не устанавливался. По поступлениям от продажи основного капитала перевыполнение составляет 0,1 млрд.тенге, при плане 8,5 млрд.тенге фактически поступило 8,6 млрд.тенге. Неисполнение плана связано со снижением поступлений от продажи земельных участков, что связано с финансовой несостоятельностью покупателей в связи с затруднением в получении кредитов от банков второго уровня и с уменьшением количества продаж квартир, в связи с затягиванием оформления ипотечных займов в банках второго уровня республики. Гарантированный трансферт из Национального фонда Республики Казахстан по состоянию на 01.01.2009 года перечислен в республиканский бюджет в сумме 464,9 млрд. тенге для реализации бюджетных программ развития (таблица 6).

 

Таблица 6. Поступления в Национальный Фонд РК на 01.01.2009 [20]

 
Показатель Млн. тенге
Налоговые поступления 1700,5
Корпоративный подоходный налог  1021,5
Неналоговые поступления 16,7
Поступления от продажи основного капитала 1,6
Всего доходы (3 категории) 1718,7
Поступления трансфертов 464,9
Итого 2183,7
 

     Всего с начала года по состоянию на 01.01.2009 года в Национальный фонд Республики Казахстан поступило 1604,5 млрд. тенге, в том числе прямых налогов  от предприятий нефтяного сектора  перечислено в сумме 1700,5 млрд. тенге.

     Доходы  местных бюджетов за 2008 год составили 1830,0 млрд. тенге, или 99,8% к плану (Приложение 2).

Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета