Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:21, курсовая работа
Исходя из выявленной актуальности тематики, целью написания курсовой работы является раскрытие понятия бюджетирования на предприятии и рассмотрения его методов на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить и дать характеристику процесса бюджетирования;
- раскрыть основные функции, цели и задачи процесса бюджетирования;
- систематизировать виды и формы бюджетов на предприятии;
- дать характеристику видам и формам бюджета на предприятии;
- рассмотреть основные методы бюджетирования;
- рассмотреть систему бюджетирование на предприятии ОАО «Каустик»
- проанализировать бюджеты предприятия ОАО «Каустик» за 2008-2009 года.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………… 3
1.СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ……………………………............................................................. 5
1.1. Содержание и функции бюджетирования ……………………………………………………………... 5
1.2. Цели и задачи бюджетирования ………………………………………………………………………... 7
2. Классификация в системе бюджетирования……………………………………………………………… 10
2.1. Виды и формы бюджетов: их особенности……………………………………………………………... 10
2.2. Результаты бюджетирования и методы их достижения………………………………………………... 16
3. АНАЛИЗ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ОАО «Каустик»……………....................................................... 19
3.1. Структура бюджетирования ОАО «Каустик»…………………………………………………………. 19
3.2. Анализ бюджета доходов и бюджета расходов ОАО «Каустик» за 2008-2009 года……………….. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………. 29
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………….. 31
Проанализировав целевые показатели ОАО «Каустик» можно сделать вывод, что наибольшую часть расходов компании по бюджету составляют расходы на энергетику, персонал и обслуживание основных средств, а наибольшие поступления денег планируется получить в первую очередь от операций на внутреннем рынке, а потом уже от экспортных операций.
После доведения целевых показателей и лимитов затрат до центров планирования Правление определяет срок рассмотрения бюджета предприятия на плановый период. На основании указанной даты, планово-экономический отдел формирует и рассылает по центрам планирования сроки составления бизнес-прогнозов.
2
Рисунок 3 – Методология бюджетирования ОАО «Каустик» [19]
2
Центры планирования формируют бизнес-прогнозы и передают их в планово- экономический отдел для рассмотрения и согласования. После согласования производится предварительный расчет бюджета для предоставления информации директору по бюджету. Директор по бюджету организует защиту бизнес-прогнозов каждого центра планирования и внесение корректировок. После осуществления необходимых поправок бюджет выносится на рассмотрение Генеральному директору. Генеральный директор инициирует внесение требуемых корректировок и выносит бюджет на рассмотрение и утверждение Правлению предприятия. После утверждения Правлением бюджетные показатели доводятся до центров финансовой ответственности и центров затрат предприятия. Сроки этапов определены в таблице 7.
Таблица 7 – Порядок формирования годового бюджета ОАО «Каустик» [19]
№ | Мероприятие | Ответственный за исполнение | Сроки выполнения (дней до начала планового периода) |
1 | Разработка целевых показателей деятельности предприятия | Генеральный директор | 80 |
2 | Доведение целевых показателей до центров планирования и определение сроков формирования бизнес-прогнозов | ПЭО | 70 |
3 | Формирование бизнес-прогнозов, предварительное согласование | ЦП, ПЭО | 50 |
4 | Расчет и анализ бюджета. Передача данных на рассмотрение директору по бюджету | ПЭО | 40 |
5 | Внесение корректировок и защита бизнес-прогнозов | Директор по бюджету | 30 |
6 | Рассмотрение и утверждение бюджета Генеральным директором | Генеральный директор | 25 |
7 | Утверждение бюджета | Правление | 20 |
8 | Доведение бюджетных показателей до ЦФО, ЦЗ и цехов предприятия | ПЭО | 15 |
Как видно из таблицы 7, при формировании годового бюджета наибольшую часть времени уделяют работе над целевыми показателями деятельности предприятия. А потом уже на основе разработанных данных формируют бизнес-прогнозы, анализируют бюджет, корректируют его.
Контроль деятельности предприятия будет осуществляться на основании Стандарта анализа исполнения бюджета и порядка формирования отчетов, который предусматривает формирование следующих отчетов:
- Исполнение производственной программы;
- Исполнение бюджета продаж;
- Исполнение бюджета закупки сырья и материалов;
- Исполнение бюджета закупки энергоресурсов;
- Исполнение бюджета оплаты труда;
- Исполнение бюджета условно-постоянных расходов подразделений;
- Анализ фактической себестоимости продукции;
- Исполнение бюджета доходов и расходов;
- Исполнение бюджета движения денежных средств;
- Бухгалтерский баланс.
Все отчеты формируются на основании данных бухгалтерского учета и предоставляются не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (кроме бюджета доходов и расходов, а также бухгалтерского баланса, предоставляемых 23-го числа). Ежемесячные отчеты об исполнении бюджета рассматриваются и утверждаются Правлением ОАО "Каустик". Квартальные и годовые отчеты об исполнении бюджета рассматриваются и утверждаются Советом директоров ОАО "Каустик". По результатам анализа отчетов об исполнении бюджета принимаются решения о внесении корректировок в деятельность предприятия, а также решения о премировании/депремировании сотрудников структурных подразделений предприятия в соответствии с "Положением о вознаграждении труда руководителей, специалистов и служащих".
Итак, из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что руководство предприятия считает, что предложенная система имеет целый ряд достоинств и в настоящее время является одним из наиболее передовых методов управления предприятием, применение которого принесет серьезный эффект во многих областях деятельности ОАО "Каустик":
- в области финансового менеджмента этот метод будет единственным средством, при помощи которого можно заранее сформировать достаточно ясное представление о структуре бизнеса предприятия, регулировать объем расходов в пределах, соответствующих общему притоку денежных средств, определить, когда и на какую сумму должно быть обеспечено финансирование;
- в области управления коммерческой деятельностью этот метод заставит руководителей систематически заниматься маркетингом (изучать свою продукцию и рынки сбыта) для разработки более точных прогнозов, что будет способствовать лучшему знанию ситуации на предприятии, определению наиболее целесообразных и эффективных коммерческих мероприятий в пределах, обеспеченных имеющимися ресурсными возможностями для их осуществления;
- в области организации общего управления этот метод четко определит значение и место каждой функции (коммерческой, производственной, финансовой, административной и т.д.), осуществляемой на предприятии, и позволит обеспечить должную координацию деятельности всех служб управления предприятием, заставит эти службы действовать совместно для достижения утвержденных результатов;
- в области управления затратами этот метод будет способствовать более экономичному расходованию средств производства, материальных и финансовых ресурсов и обеспечивать контроль расходов в зависимости от той определенной цели, для которой они производятся;
- в области общей стратегии развития предприятия этот метод станет средством количественной оценки деятельности, независимой от эмоционального восприятия руководителей, непосредственно отвечающих за достижение поставленных целей, и будет сигнализировать руководству предприятия о неблагоприятных изменениях ситуации путем выявления отклонений фактических результатов от прогнозных показателей.
Доказать эффективность данного метода можно также, рассмотрев примеры бюджетов ОАО «Каустик».
3.2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ДОХОДОВ И БЮДЖЕТА РАСХОДОВ ОАО «КАУСТИК» ЗА 2008-2009 ГОДА.
Как уже говорилось выше, при построении системы бюджетирования используется бюджет доходов и расходов, как основной бюджет организации. В нем обобщается информация функциональных бюджетов. Этот бюджет служит для обеспечения сбалансированности текущих затрат и текущих поступлений, первоначальных затрат и внешних источников поступления денежных средств, а также прочих вложений и прочих источников поступления средств. В связи с этим на основании данных по бюджетам доходов и расходов стоит рассмотреть основные направления распределения статей этих бюджетов, удельные веса каждой статьи доходов и расходов, а также изменения по каждой статье доходов и расходов за 2008 и 2009 года. Данная информация представлена в таблице 8.
Таблица 8 – Анализ изменений по статьям доходов и расходов бюджета ОАО «Каустик»
Наименование статьи доходов/расходов | 2008 год | 2009 год | Изменения в т.р. | Изменения по уд.весу, % | ||
Сумма,т.р. | Удельный вес,% | Сумма, т.р. | Удельный Вес, % | |||
ДОХОДЫ | ||||||
Прибыль от продаж, в т.ч.: | 4726293 | 56,2 | 4646097 | 54,5 | -80196 | -1,7 |
-Сода каустическая | 1364291 | 16,2 | 1000691 | 11,7 | -363600 | -4,5 |
-Сода гранулированная | 1044990 | 12,4 | 1449672 | 17 | 404682 | 4,6 |
-Кислота соляная | 261358 | 3,1 | 224399 | 2,6 | -36959 | -0,5 |
-Хлор в контейнерах | 284903 | 3,4 | 186783 | 2,1 | -98120 | -1,3 |
-Хлор в баллонах | 47186 | 0,6 | 34325 | 0,4 | -12861 | -0,2 |
-Сополимер | 36085 | 0,4 | 40310 | 0,5 | 4225 | 0,1 |
-Гипохолорит натрия | 54165 | 0,6 | 55466 | 0,6 | 1301 | 0 |
-Прочая продукция | 1633315 | 19,4 | 1654451 | 19,4 | 21136 | 0 |
Проценты к получению | 17593 | 0,3 | 80621 | 0,9 | 63028 | 0,6 |
Доходы от участия в других организациях | 0 | 0 | 8721 | 0,1 | 8721 | 0,1 |
Прочие доходы | 3656852 | 43,5 | 3789670 | 44,5 | 132818 | 1 |
ИТОГО | 8400738 |
| 8525109 |
| 124371 |
|
РАСХОДЫ | ||||||
Расходы на энергетику | 1781046 | 22,2 | 1861354 | 23,2 | 80308 | 1 |
Расходы на персонал | 950612 | 11,8 | 954624 | 11,9 | 4012 | 0,1 |
Расходы на содержание основных средств | 521513 | 6,5 | 521612 | 6,5 | 99 | 0 |
Общехозяйственные расходы | 501211 | 6,3 | 505564 | 6,3 | 4353 | 0 |
Проценты к уплате | 723276 | 9 | 678839 | 8,5 | -44437 | -0,5 |
Затраты социального характера | 254796 | 3,2 | 268681 | 3,4 | 13885 | 0,2 |
Налоги | 616 879,004 | 7,7 | 465544, 836 | 5,9 | -151335 | -1,8 |
Прочие расходы | 2 668 284 | 33,3 | 2734435 | 34,3 | 66151 | 1 |
ИТОГО | 8017617,004 |
| 7990653,836 |
| -26964 |
|
Рассчитав удельные веса по статьям бюджетов доходов и расходов, а также изменения по этим статьям за 2008-2009 год, можно отметить несколько фактов. В бюджете доходов основную часть составляют прибыль от продаж( 56,2% в 2008 году и 54,5% в 2009 году) и прочие доходы (43,5% в 2008 году и 44,5% в 2009 году). При этом, например, прибыль от продаж в 2009 году сократилась на 80196 т.р. по сравнению в 2008 году. В основном это связано с сокращением прибыли от продажи соды каустической, соляной кислоты и хлора. Это в свою очередь связано с конъюнктурой рынка и, в частности, переориентацией отгрузок каустика на экспорт.
Также стоит отметить, что увеличилась сумма процентов к получению на 63028 т.р. В связи с этим и ещё несколькими факторами, в общем и целом бюджет доходов в 2009 году увеличился на 124371 т.р. . Связано это ещё и с тем, что, руководство предприятия решило увеличить свои доходы за счёт участия в других организациях, то есть покупке акций других организаций и получения от этого определённой прибыли.
Рассмотрев бюджет расходов, можно заметить, что он сократился на 26964 т.р.. Основную часть бюджета расходов составляют расходы на энергетику(22,2% и 2008 году и 23,2% в 2009 году) и прочие расходы ( 33,3% в 2008 году и 34,3% в 2009 году). Именно эти статьи в бюджете расходов значительно увеличились в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Так, например, увеличение расходов на электроэнергию связано с увеличением производства, соответственно, большей потребностью в электроэнергии, ну и, конечно, с ростом цен на электроэнергию. Снижение процентов к уплате на 44437 т.р. связано с уменьшением числа взятых кредитов.
Общее сокращение бюджета расходов скорее всего связано именно со снижением процентов к уплате, а также со снижением налогов. При расчёте налоговых выплат учитываются изменения в налоговом законодательстве и размеры налоговых ставок. При составлении бюджета налоговых выплат учитывается эффективная налоговая ставка, которая представляет собой некую процентную долю, которая отражает сводную ставку налога для конкретного бизнеса. Учётная политика предприятия строится на использовании только одной схемы налогообложения из нескольких предусмотренных законодательством. В ОАО «Каустик» предусмотрены следующие налоговые выплаты : налог на добавленную стоимость, налог на имущество, налог на прибыль, налог на землю, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, плата за загрязнение окружающей среды, транспортный налог, государственная пошлина, налог на доходы физических лиц, Более детально изменения по налоговым выплатам в 2008 и 2009 году можно рассмотреть в таблице 9.
Таблица 9 – Налоговые выплаты ОАО «Каустик» в 2008-2009 гг.
Наименование | Год | Изменения | ||
2008 | 2009 | |||
НДС | 243285983 | 319492181 | 76206198 | |
Налог на имущество | 39276560 | 39597998 | 321438 | |
Налог на прибыль | 110 211 856 | 11350910 | -98860946 | |
Налог на землю | 110 817 454 | 15611531 | -95205923 | |
Налог на доб. п. иск. | 1 765 | - | -1765 | |
Аренда земли | 2 359 888 | - | -2359888 | |
Водный налог | 4107651 | - | -4107651 | |
Плата за загр.окр.ср. | 4311137 | 600934 | -3710203 | |
Транспортный налог | 593308 | 1050210 | 456902 | |
Гос. пошлина | 1437843 | 1253599 | -181244 | |
НДФЛ | 10047559 | 76587473 | 66539914 | |
ВСЕГО налогов и сборов | 616879004 | 465844836 | -151034168 |
Как видно из таблицы 9, в 2009 году существенно уменьшились выплаты практически по всем статьям налогов. Возможно это связано с уменьшением налоговых ставок или, как в случае налогом с аренды на землю, с тем, что эта аренда либо закончилась, либо земля перешла в собственность организации.
Проанализировав в общем бюджеты доходов и расходов, можно отметить, что предприятие добивается определённых успехов, так как доходы значительно превышают расходы. Это связано с тем, что предприятие умело распределяет полученные средства и при бюджетировании грамотно соизмеряет доходы с расходами, что позволяет «Каустик» продолжать эффективно вести свою деятельность.
Кроме того, проанализировав бюджетирование на ОАО «Каустик», можно отметить, что при постановке бюджетирования на предприятии должна ставится чёткая цель деятельности, а после этого определяться целевые показатели. В связи с этими показателями будут выявляться статьи доходов и расходов, а также статьи других бюджетов. На ОАО «Каустик» это было сделано чётко и логично, выстроен детальный план, правильно определено время для выполнения этапов формирования годового бюджета. Благодаря чёткому формированию бюджетов компания может развиваться, добиваться определённых успехов в своей отрасли. Так по итогам работы предприятий и организаций Волгоградской области в 2010 году Открытому акционерному обществу "Каустик" – присвоено звание “Лучшая организация 2010 года” в номинации «Промышленность, наука, энергетика и связь».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев процесс бюджетирования на предприятии, его сущность, цели, задачи, функции, виды бюджетов, методы и результаты бюджетирования, мы выяснили, что бюджетирование обеспечивает лучшую координацию хозяйственной деятельности предприятия, повышает управляемость предприятия и его адаптация к факторам изменения во внутренней и внешней среде. Чёткий план построения бюджетирования на предприятии снижает возможность злоупотребления и ошибок в управлении, обеспечивает взаимосвязь между отдельными аспектами деятельности предприятия и, самое главное, формирует единое ведение счетов. Бюджетирование должно быть ориентировано на основные цели предприятия, соответственно, руководители предприятия должны чётко обозначить эти цели, чтобы в свою очередь выбрать наилучший метод бюджетирования, который сможет помочь достигнуть положительных результатов для компании, то есть получению максимальной прибыли при наименьших затратах.
Конечно, не стоит забывать о том, что это неизбежно связано с финансовыми рисками, но, как уже упоминалось, правильное проведение может достаточно снизить эти риски. При этом не стоит забывать, что строго определённых правил, процедур бюджетирования, описанных в какой-либо экономической литературе нет, и в связи с этим системы бюджетирования разных предприятий хоть и будут иметь общие черты, но будут в какой-то степени уникальны. Поэтому при постановке бюджетирования руководителям необходимо ориентироваться только на деятельность своего предприятия и в соответствии с этим определять как систему организации бюджетирования, так и систему контроля исполнения бюджетов.