Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:21, курсовая работа
Исходя из выявленной актуальности тематики, целью написания курсовой работы является раскрытие понятия бюджетирования на предприятии и рассмотрения его методов на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить и дать характеристику процесса бюджетирования;
- раскрыть основные функции, цели и задачи процесса бюджетирования;
- систематизировать виды и формы бюджетов на предприятии;
- дать характеристику видам и формам бюджета на предприятии;
- рассмотреть основные методы бюджетирования;
- рассмотреть систему бюджетирование на предприятии ОАО «Каустик»
- проанализировать бюджеты предприятия ОАО «Каустик» за 2008-2009 года.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………… 3
1.СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ……………………………............................................................. 5
1.1. Содержание и функции бюджетирования ……………………………………………………………... 5
1.2. Цели и задачи бюджетирования ………………………………………………………………………... 7
2. Классификация в системе бюджетирования……………………………………………………………… 10
2.1. Виды и формы бюджетов: их особенности……………………………………………………………... 10
2.2. Результаты бюджетирования и методы их достижения………………………………………………... 16
3. АНАЛИЗ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ОАО «Каустик»……………....................................................... 19
3.1. Структура бюджетирования ОАО «Каустик»…………………………………………………………. 19
3.2. Анализ бюджета доходов и бюджета расходов ОАО «Каустик» за 2008-2009 года……………….. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………. 29
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………….. 31
1.2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
При постановке бюджетирования важно не просто понимать общее назначение финансового планирования для принятия управленческих решений и то, какие задачи в условиях конкретного предприятия или фирмы призвано обеспечить бюджетирование. Прежде всего речь идёт о задачах, соответствующих главным целям компании.
Таблица 3-Задачи бюджетирования во взаимосвязи с целями компании
Главные финансовые цели | Наиболее вероятные значения показателей | Некоторые задачи бюджетирования в компании |
Быстрорастущий бизнес | Рост объемов продаж в сопоставимых ценах более чем на 20% в год | Контроль за дебиторской задолженностью.Определение обоснованности размеров и условий привлекаемых краткосрочных кредитов.Контроль за состоянием ликвидности компании |
Высокорентабельный бизнес | Обеспечение нормы годовой чистой прибыли в размере 25% | Сравнительный анализ рентабельности (по норме чистой прибыли) отдельных видов бизнесов (продуктов, проектов).Установление лимитов затрат и норм расходов с целью их последующего сокращения Определение оптимального соотношения «цена — объем продаж» |
Быстрорастущая стоимость компании | Увеличение стоимости акционерного капитала на 100% в год | Контроль за доходностью общих активов компании .Сравнительный анализ динамики массы нераспределенной прибыли по видам бизнесов |
Помимо задач бюджетирования, перечисленных в таблице 3, есть и другие, напрямую зависящие от целей, которые в свою очередь преследует сама система бюджетирования на предприятии.
Среди целей бюджетирования можно выделить следующие:
-оценка предстоящих затрат по периодам;
-своевременное выполнение планов деятельности организации;
-формирование базы для расчетов эффективности деятельности организации по различным направлениям. [22]
Однако же главной целью бюджетирования является обеспечение производст-
венно-коммерческого процесса, который необходим по объему и структуре необходимыми денежными ресурсами. Для достижения этой цели должны быть выполнены следующие задачи:
Установление объектов бюджетирования;
Разработка системы бюджетов операционных и финансовых;
Расчёт соответствующих показателей бюджетов;
Вычисление необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия;
Расчёт величины внутреннего и внешнего финансирования и выявление резервов их дополнительного привлечения;
Прогноз доходов, расходов и капитала организации.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод об общем назначении бюджетирования. Для наглядности представим основные положения, характеризующие это назначение.
Разработка системы координат для бизнеса, базы исходных данных для финансового анализа и финансового менеджмента; перевод системы планирования с натуральных и физических единиц измерения на финансовые показатели; повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления.
Рост эффективности использования имеющихся в распоряжении компании и ее отдельных структурных подразделений ресурсов, активов (материальных и нематериальных) и ответственности руководителей различного уровня управления за предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы (за превышение лимитов товарных запасов, за просрочку оплаты товарных кредитов и т. п.).
Создание возможности для оценки инвестиционной привлекательности отдельных бизнесов (сфер хозяйственной деятельности), которые реализует или которыми собирается заняться в будущем предприятие или фирма.
Повышение обоснованности выделения финансовых (прежде всего инвестиций и кредитов) и нефинансовых ресурсов (товарных кредитов) по отдельным направлениям хозяйственной деятельности и видам бизнеса компании; более точное определение направлений инвестиционной политики, направлений реструктуризации предприятия.
Превращение компании в «финансово прозрачную», понятную в финансовом отношении для тех, кто вложил в данный бизнес свои деньги.
Укрепление финансовой дисциплины и сочетание стимулирования более эффективной работы структурных подразделений в интересах всей организации.
Проведение постоянного мониторинга финансовой эффективности отдельных видов хозяйственной деятельности и структурных подразделений.
Рассмотрев основные цели и задачи бюджетирования можно отметить, что они напрямую связаны с целями предприятия и прежде всего направлены именно на достижение планов предприятий и коммерческой выгоды, планируемой этим предприятием.
Проанализировав сущность бюджетирования в общем, можно сделать вывод, что оно главным образом создано для систематизации и улучшения деятельности организации, возможности предусмотреть финансовые изменения, запланировать определённые действия компании на краткий срок. Для этого руководителям предприятия необходимо выбрать метод бюджетирования, а также определить вид и форму бюджета, необходимые в данной ситуации.
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ.
2.1. ВИДЫ И ФОРМЫ БЮДЖЕТОВ
В зависимости от поставленных задач выделят различные виды и формы бюджета. Бюджет представляет собой документ, отражающий соответствие прихода и расхода экономических ресурсов; является количественным выражением плана, инструментом координации и контроля за его выполнением.[4. с. 64] Его содержание определяется предметом составления, размером предприятия, квалификацией и опытом разработчиков, степенью интеграции процесса формирования бюджета со структурой предприятия.
Взаимосвязь различных бюджетов отражается в так называемом главном бюджете. Бюджет предприятия (главный бюджет) представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов и в структурированной форме описывает ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других хозяйственных операциях в планируемом периоде. Он включает два основных блока: систему операционных бюджетов и систему финансовых бюджетов, которые представляют собой две основные формы бюджетов.
Операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет готовой продукции, прямых материальных затрат, прямых производственных затрат, общепроизводственных расходов, себестоимости реализованной продукции, коммерческих расходов, управленческих расходов) консолидируются и образуют систему финансовых (основных) бюджетов (прогноз отчёта о прибылях и убытках, бюджет движения денежных средств, прогнозный бухгалтерский баланс). Подробнее эту взаимосвязь можно рассмотреть на рисунке 1.
Помимо операционных и финансовых в компании могут использоваться вспомогательные и специальные бюджеты. Они используются для подготовки исходной информации, необходимой для составления основных бюджетов и обработки итоговой информации в них, более чёткого учёта местного налогообложения, более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования. [10] Подробная характеристика видов бюджета представлена в таблице 4.
Рисунок 1 – Структура главного бюджета коммерческой организации [3, с. 50]
2
Таблица 4 – Виды бюджетов
Вид бюджета | Характеристика | Подвид бюджета | Особенности подвида бюджета |
1 | 2 | 3 | 4 |
Основные бюджеты | Предназначены для управления финансами предприятия, оценки финансового состояния бизнеса для выполнения всех тех управленческих задач, о которых шла речь выше. Основные бюджеты позволяют руководителям иметь всю необходимую информацию для оценки финансового положения компании и контроля за его изменением, для оценки финансовой состоятельности бизнеса и инвестиционной привлекательности проекта. | Бюджет доходов и расходов (БДиР) |
Назначение данного бюджета — показать соотношение всех доходов (выручки) от реализации (по фактически отгруженной или поставленной потребителям продукции либо по оказанным услугам) в плановый период со всеми видами расходов, которые предполагает понести в этот же период предприятие или фирма, связанными с получением доходов и с выделением наиболее важных (критических) статей расходов. Основной смысл бюджета доходов и расходов — показать руководителям компании эффективность ее хозяйственной деятельности в предстоящий период, а проще говоря, — будет прибыль (валовая, операционная, чистая — любая), превышение доходов над расходами или нет. БДиР позволяет также установить лимиты (нормативы) основных видов расходов, целевые показатели (нормативы) прибыли, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, возможности возврата заемных средств, формирования фондов накопления и потребления и т. п. Бюджет доходов и расходов составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год), принятый в компании, в соответствии с ее бюджетным регламентом. Индикативно, т. е. без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели БДиР (например, объем продаж, сумма или норма прямых затрат, масса или норма чистой прибыли и т. п.) могут устанавливаться на период до двух-пяти лет. [ 6, с. 40]
|
Бюджет движения денежных средств (БДДС) | План движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия или фирмы, отражающий все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности. Он показывает возможные (предполагаемые исходя из условий договоров или контрактов) поступления авансов и предоплаты за поставляемую продукцию, наличных денежных средств, а также задержки поступлений за продукцию, отгруженную ранее (дебиторская задолженность). Составление БДДС призвано обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств предприятия или фирмы на предстоящий период. Если в бюджете доходов и расходов в какие-то периоды могут быть запланированы убытки (в сущности, они неизбежны, если речь идет о становлении нового бизнеса или крупной технической реконструкции производства, например) в расчете на то, что будущая прибыль перекроет убытки прошлых лет, то в БДДС все поступления денежных средств в любое время должны превышать их использование в тот же. период. Так называемое конечное сальдо в БДДС должно быть обязательно положительным.)
|
Продолжение Таблицы 4
1 | 2 | 3 | 4 |
Операционные бюджеты | Демонстрирует планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельного направления деятельности предприятия. Операционный бюджет включает в себя план (смету) прибылей и убытков, который в свою очередь формируется на основе бюджета (сметы) продаж, производственного бюджета (с детализацией в отдельных бюджетах (сметах) по всем основным элементам производственных затрат), бюджетов (смет) коммерческих и управленческих расходов. Главный смысл операционных бюджетов — более тщательная подготовка исходных данных для всех основных бюджетов, прежде всего для БДиР и БДДС, а также перевод планируемых показателей из натуральных единиц измерения (норма-часы, штуки, тонны и т. п.) на язык стоимостных показателей. Важной особенностью составления операционных бюджетов является отражение затрат различного вида в расчете на единицу стоимости готовой продукции. Это позволяет уже в основных бюджетах (конкретно в бюджете доходов и расходов) произвести разделение затрат на переменные (прямые) и постоянные (условно-постоянные).
| Производственный бюджет | Показывает помесячный и поквартальный объемы производства (выпуска) по видам продукции и в целом по компании в натуральных показателях с учетом запасов готовой продукции на начало и на конец бюджетного периода. |
Бюджет запасов готовой продукции | Содержит информацию о запасах по видам продукции, по компании в целом и по отдельным бизнесам в натуральных и стоимостных показателях.
| ||
Бюджет прямых материальных затрат (основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей — ТМЦ) | Содержит информацию о затратах сырья и материалов, покупных изделий и комплектующих в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях, а также информацию о запасах основных материалов в стоимостных показателях на начало бюджетного периода.
| ||
Бюджет прямых затрат труда | Отражает затраты на заработную плату основного производственного персонала на протяжении бюджетного периода в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях, т. е. с учетом затрат рабочего времени в человеко-часах и тарифных ставок. | ||
Бюджет прямых производствен.(операционных) затрат | может составляться тогда, когда требуется более точный учет тех производственных (операционных — для торговых фирм и предприятий сферы услуг) расходов, которые могут быть отнесены к категории прямых (переменных) затрат.
| ||
Бюджет общепроизводственных (общецеховых) накладных расходов | показывает расходы на заработную плату административно-
|